Введение в курс всеобщей истории
История является одной из древнейших наук в мире, но именно как наука история выделяется только в XVII веке. Однако исследования относятся к гораздо более раннему времени. Основоположниками истории как науки были греческие историки Геродот (рис. 1) и Фукидид (рис. 2), это произошло в V веке до н. э.
Рис. 1. Геродот
Рис. 2. Фукидид
Почему мы изучаем историю?
Многие науки имеют практическую пользу и практическое применение. На первый взгляд может показаться, что практического значения история не имеет. Почему же люди изучают ее? Ответ на этот вопрос очень прост: люди от природы очень любознательны, они интересуются своим прошлым, хотят знать о том, как жили их предки, а также знать историю родного края или историю своей семьи. История необходима людям просто потому, что они носители своей культуры, а у этой культуры есть прошлое.
В наше время происходит множество межнациональных и межрелигиозных конфликтов, и именно история помогает понять людям то, что мир, окружающий нас, разный. Например, египтяне строители пирамиды задолго до того, как славяне появились на карте мира. Сегодня существует множество народов, которые сейчас не находятся в мировых лидерах, однако раньше у них были огромные территории и культурные достижения.
Периодизация всеобщей истории
Если говорить о хронологических рамках всеобщей истории, то мы начинаем изучать человечество с точки, которая отстоит от наших дней примерно на 2,5–3 млн лет. Это тот момент, когда появляется человек. С точки зрения современной истории время появления человека как раз датируется 2,5–3 млн лет назад. Конечной точки изучения истории нет. Те события, которые происходят сейчас, тоже станут предметом исторической науки.
По мере того как развивается историческая наука, наше представление о прошлом уходит все дальше в глубь веков. Согласно церковным данным, история человечества начиналась за 5508 лет до Рождества Христова. Это тот самый момент, который в Библии описан как сотворение мира. Однако даже эта дата – это совершенно не начало истории. Это время, когда уже существуют первые города, когда люди занимаются земледелием и скотоводством, когда появляются первые государственные образования. За этой точкой лежат многие века и тысячелетия, даже сотни тысяч лет первобытной истории.
Периодизация всеобщей истории
Всю историю человечества принято делить на 5 основных этапов.
1. История первобытного общества (3 млн – 3 тыс. лет до н. э.). Нижняя дата – возникновение первых людей, а верхняя – возникновение первых государств в Древнем Египте и Месопотамии.
2. История Древнего мира (3000 г. до н. э. – 476 г. н. э.). Нижняя дата – возникновение первых государств, а верхняя – падение Западной Римской империи. В 476 году престола лишился последний римский император Ромул Август, и этим моментом заканчивается история Древнего мира.
3. История Средних веков (476–1500 гг.). Здесь существует сложность с определением верхней даты. Единого мнения у историков на этот счет нет. Одной из версий является 1640 год – начало Английской революции. По другой версии считается, что эпоху Средневековья можно завершать 1492 годом – начало Великих географических открытий, или 1500 годом. По третьей версии Средневековье заканчивается в 1453 году с падением Византии (Восточной римской империи). Время с 1500 по 1640 год одновременно называют поздним средневековьем и ранним Новым временем.
4. История Нового времени (1500–1914 гг.). Верхняя дата – 1914 год – начало Первой мировой войны. Также есть версия заканчивать Новое время 1918 годом – окончание Первой мировой войны.
5. Новейшая история (1914 – настоящее время).В советское время начало Новейшей истории датировали 1917 годом – дата Октябрьской социалистической революции.
Виды исторических источников и их практическая польза
Изучение истории начинается с исторических источников. Существует несколько категорий исторических источников:
письменные;
вещественные;
этнографические;
устные;
лингвистические.
Важнейшую роль играют письменные источники. Их тоже существует множество видов:
литературные;
актовые;
мемуарные;
личные.
Даже изучение первобытности не базируется только на археологических источниках. Можно привлечь данные лингвистики и этнографии. Когда появляется письменность, а это происходит примерно тогда же, когда появляются первые государства, количество источников начинает очень быстро расти. Количество источников растет и в наши дни, ведь появились новые виды информации: кинодокументы, фотодокументы, цифровая информация.
Существует специальная наука, которая изучает источники, – источниковедение. Это наука, разрабатывающая теорию исторических источников, а также методику их изучения.
История – наука субъективная, и ни один письменный источник не является абсолютно объективным, поэтому любой источник необходимо дополнительно обработать. Мысленно нужно задать автору источника 3 главных вопроса:
Кто автор источника?
Кому он его адресовал?
Зачем этот источник был создан?
В зависимости от того, кто является автором изучаемого источника, мы можем понимать, насколько достоверную информацию он может нам сообщить. Например, при изучении обстановки в ставке верховного главнокомандующего в период Великой Отечественной войны лучше обратиться к мемуарам Жукова или Василевского. Ведь воспоминания человека, находившегося в это время на фронте, будут для нас менее полезными. Все, что он узнавал об обстановке в ставке, он узнавал из газет. В обратном случае, если нам нужно узнать об остановке на фронте, в окопах, то лучше обратиться к мемуарам солдата.
В зависимости от того, кому адресован этот источник, мы тоже можем сделать определенные выводы. Одно дело, если перед нами личный дневник (рис. 3), который пишется для самого себя. События, описанные в дневнике, будут более достоверными, ведь пишущий их человек не надеется на его публикацию. Совершенно другое дело, если это мемуары (рис. 4), ведь их автор специально готовит к публикации. Мемуарный источник менее объективен, чем дневниковые записи.
Рис. 3. Личный дневник Льва Толстого
Рис. 4. Воспоминания С.Ю. Витте
Последний вопрос: зачем был создан источник? Цель может быть информативной – рассказать, что произошло. Иногда автор может преследовать цель создать определенное мнение в обществе, и тогда к такому источнику нужно относиться очень внимательно.
Вспомогательные исторические дисциплины
Историкам помогают вспомогательные и специальные исторические дисциплины, каждая из которых работает со своим видом источника.
Вспомогательные исторические дисциплины:
геральдика – изучение гербов;
нумизматика – изучение монет;
бонистика – изучение бумажных денег;
сфрагистика – изучение печатей;
вексиллология – изучение флагов;
генеалогия – изучение родственных связей;
палеография – изучение памятников древнего письма, форм начертания букв, почерков и т. п.
Историк не может опираться на изучение только одного вида исторических источников. Объективные исследования возникают только тогда, когда упор идет на самые разные виды источников. Поэтому можно сделать вывод о том, что историческое знание носит комплексный характер. Историческая наука тесно связана с физикой, математикой и биологией. Существуют определенные виды датировок, которые базируются на биологическом знании. Например, дендрохронология – область знания, разрабатывающая методы датировки исторических памятников по годовым кольцам деревьев. Эта наука применяется для изучения возраста деревянных построек.
Существуют многочисленные методы, позволяющие моделировать историческое прошлое. Такие методы имеют под собой биологические, химические и физические основания. Советский ученый М.М. Герасимов (рис. 5) предложил методику восстановления лица по костям черепа. Благодаря этой методике мы имеем возможность посмотреть, как выглядел неандерталец или Иван Грозный.
Рис. 5. Советский ученый М.М. Герасимов
Оценочность и субъективность как особенности исторической науки
Важным при изучении истории является оценочный характер исторических знаний. Если у обычного научного знания есть факт и его интерпретация, то историческое знание требует еще и оценки. По поводу многих событий прошлого, например по поводу правления царя Ивана Грозного или императора Петра I, часто возникают споры. Вопрос состоит в том, прав был тот или иной правитель, проводя свою политику именно таким образом.
Такой оценочный характер заставляет многих людей задавать вопрос: является ли история наукой? Для того чтобы в этом разобраться, можно сравнить Английскую революцию (1640–1660) и Французскую революцию (1789–1794). Если сравнить 2 революции, происходившие в разных странах и в разное время, то можно заметить определенное сходство.
1. И в Англии, и во Франции парламент долго не созывался.
2. В обоих случаях после созыва парламента король требует утвердить новые налоги, а парламент отказывается.
3. В обоих случаях король бежал из страны, чтобы возглавить верные ему войска.
4. В обоих случаях произошла казнь короля (рис. 6, 7).
5. В обеих странах была установлена диктатура. В Англии – установление военной диктатуры Кромвеля, а во Франции – установление Якобинской диктатуры, а затем военной диктатуры Наполеона.
6. Обе революции закончились реставрацией королевской власти.
Рис. 6. Казнь короля Англии Карла I
Рис. 7. Казнь короля Франции Людовика XVI
Это были просто совпадения или речь идет о закономерностях, которые стали причинами обеих этих революций? Историки считают, что ни о каких совпадениях речь идти не может. То, что произошло в обеих странах, является историческим фактом. Безусловно, никто не говорит о том, что обе эти революции были неизбежными, ведь в других странах они так и не произошли. То, что у этих революций были одинаковые причины, то, что революции были не случайностями, а проявлением определенной исторической закономерности, неоспоримо. Поэтому принято говорить о том, что исторические законы играют роль неких общих закономерностей, то или иное событие может произойти с определенной вероятностью. Но гарантий, что события приобретут именно такой характер, никто не даст.
Также можно сравнить Английскую и Французские революции с революциями в нашем государстве: 1905 года и 1917 года. Между ними тоже можно будет найти определенные параллели.
Выяснению этих закономерностей и посвящен данный курс. Речь пойдет не о событиях, которые уже были изучены в 9-летней школе, а о концепциях, оценках и определенных тенденциях и исторических процессах.