Динамика работоспособности. Режим дня
1. Работоспособность, стадии
Работоспособность – физиологическое состояние человека, совершающего какой-либо труд: физический или умственный.
Существуют несколько стадий работоспособности (см. Рис. 1):
Врабатывание (нарастающая трудоспособность). Возникает в самом начале рабочей деятельности, когда человек только включается в работу, привыкает к коллективу. В это время противопоказан отдых. У некоторых людей эта стадия проходит быстро, у некоторых затягивается.
Устойчивая (оптимальная) работоспособность. Самая продуктивная стадия. Человек полностью вливается в работу, не отвлекается на посторонние раздражители. Рекомендовано делать небольшие перерывы по 10-15 минут, возможно, с физическими упражнениями.
Истощение. Возникает при утомлении от работы. Продуктивность труда падает, если это физический труд, то человек ощущает нехватку воздуха, учащенное сердцебиение. В этом случае необходим отдых, желательно – сон.
Рис. 1
2. Режим дня
Для сохранения здоровья и хорошего самочувствия необходимо соблюдать режим дня.
Режим дня – это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток.
Основная цель режима дня – сохранить максимальную трудоспособность на протяжении периода бодрствования. Он подчиняется биологическим ритмам человека.
Основные элементы режима дня для школьника (см. Рис. 2):
Рис. 2
Необходимы учебные занятия, активный отдых с максимальным пребыванием на воздухе, регулярное питание, полноценный сон, свободная деятельность по индивидуальному выбору.
Соблюдение режима дня ведет к выработке динамического стереотипа – цепи сменяющих друг друга условных и безусловных рефлексов. В результате, законченное дело является сигналом к началу нового, что снижает период нарастающей работоспособности.