В этом году завершается первый этап действующей государственной программы развития образования на 2011-2020 годы. За прошедшие годы с начала ее реализации в сфере высшей школы страны сделано очень многое. Это - результат четкого осознания важности поставленной Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым амбициозной задачи перехода к новому качеству казахстанского образования. В Плане нации «Сто конкретных шагов» задача для высшего образования сформулирована в 79 шаге - «Главная цель - повышение конкурентоспособности выпускаемых кадров и рост экспортного потенциала образовательного сектора».
О том, как реализуется эта задача в Павлодарском государственном университете,корреспонденту МИА «Казинформ» рассказал ректор вуза Арын Орсариев.
«Наш университет, в числе прочих вузов нашей страны, ориентируется на базовые тренды Болонского процесса, в числе которых - программы академической мобильности, международное сотрудничество, приглашение зарубежных лекторов, внедрение дуального образования.
В рамках внешней академической мобильности в 2015-2016 учебном году 46 обучающихся прошли обучение в таких странах, как Германия, Финляндия, Австрия, Испания, Польша, Чехия, Италия Литва, Латвия и Российская Федерация. В осеннем семестре 2016-2017 учебного года уже 29 обучающихся стали участниками внешней академической мобильности.
У студентов и преподавателей появилось намного больше возможностей бесплатно обучаться и обучать за рубежом. Например, программа Европейского Союза «Erasmus+» направлена на развитие систем образования и обучения. В ее рамках преподаватели Павлодарского госуниверситета профессор Айнаш Кудышева, а также заведующая кафедрой истории Казахстана, к.и.н., профессор Зулейха Марданова прочитали курс лекций в Европе.
- С программами академической мобильности тесно связано и расширение международного сотрудничества вузов?
- Благодаря активному и содержательному сотрудничеству с крупнейшими зарубежными вузами мира, Павлодарский госуниверситет быстро и успешно интегрируется в международное научно-образовательное пространство и уже сейчас узнаваем во многих странах мира. Сегодня ПГУ имени С. Торайгырова имеет более 170 договоров о взаимном сотрудничестве в сфере образовательных услуг.
Особо мы хотим отметить тот факт, что наш университет заключил целый ряд меморандумов о сотрудничестве с ведущими университетами России, Европы, США и Канады. В их числе университет Оксфорд, Брунел и Кэмбридж (Великобритания), Московский институт стали и сплавов, Колумбийский университет и, конечно же, Инновационный центр Силиконовой долины. Такое тесное сотрудничество позволит раскрыть потенциал студентов и магистрантов, и даст новый импульс для воплощения в жизнь всех самых смелых идей.
Полным ходом в ПГУ работает программа привлечения зарубежных лекторов, благодаря которой наши студенты получают возможность «из первых рук» слушать лекции профессоров с мировым именем. Если в 2014-2015 гг. было приглашено 48 ученых, то в 2015-2016 гг. эта цифра увеличилась до 52.
В числе приглашенных такие ученые, как, Абрахам Алтонаян - доктор PhD, профессор университета Брунель, Джозеф Тамм - профессор Стэндфордской школы государственной политики университета Дьюк, США. Профессор из Кембриджа Сидхарт Саксена, доктор Абель Чавез. Д-р Чавез представляет Университет Западного Колорадо, является доцентом кафедры устойчивого развития окружающей среды.
- Для качественной интернационализации образования необходимо полиязычное обучение. Как с этим в ПГУ?
- В 2013-2014 учебном году полиязычная подготовка осуществлялась по 5 специальностям бакалавриата и 5 специальностям магистратуры. В 2015 и 2016 годах количество специальностей возросло до 16 (10 - бакалавриат, 6 - магистратура).
К 2017 году предусмотрено увеличение количества образовательных программ по полиязычному образованию. Кроме того, в вузе действует Центр полиязычного образования, который занимается организацией дополнительных видов обучения иностранным языкам и проведением интенсивного обучения с целью увеличения полиязычных преподавателей.
- Арын Амангельдиевич, какие современные тенденции в развитии высшей школы Казахстана сегодня можно выделить?
- Отличительной чертой ПГУ имени С. Торайгырова является умение оперативно реагировать на веяния времени и работать на перспективу. В настоящее время коллектив ПГУ имени С. Торайгырова встал на путь создания университета предпринимательского типа.
В последнее время в казахстанской высшей школе идет полемика вокруг этого понятия - что считать предпринимательским университетом? Есть разные подходы. Кто-то считает, что должен зарабатывать вуз, кто-то, что преподаватели. Наши профильные экономические университеты считают, что они обучают студентов прикладным, рыночно-ориентированным знаниям, которые позволяют им заниматься предпринимательством уже в стенах университета. Мы же хотим видеть это понятие шире, во всех трех измерениях - университет, преподаватель и студенты как предприниматели.
В рамках этого была создана стартап-академия, открылись информационные центры НАТР, Болашак, фронт-офиса «Даму». Студенты ПГУ получили дополнительную возможность для совместных исследовательских работ по изучению предпринимательского климата в стране и регионе.
- А Вы считаете, что ученые готовы адаптироваться к постоянно меняющемуся рынку и привлекать инвестиции самостоятельно?
- Мы уже имеем ряд исследовательских проектов, которые нашли успешную коммерческую реализацию. Так, под руководством нашего профессора Болатжана Мустафаева научные сотрудники, студенты и магистранты развернули переработку органических отходов. Суть проекта - так называемое вермикультивирование, иными словами использование дождевых червей для утилизации отходов. В результате использование природных механизмов позволяет на выходе получить биогумус, который востребован как высокоэффективоное экологически чистое удобрение. Другая интересная разработка - устройство токовых защит профессора Марка Клецеля позволит сэкономить в Казахстане десятки тонн меди и сотни тонн стали весьма высокого качества и за счет выполнения герконом функций реле тока - сотни млн. тенге.
-- Насколько тесно сотрудничает университет с предприятиями региона? И есть ли спрос у предпринимателей на отечественную науку?
- В этом году мы провели конкурс среди ученых ПГУ. Они продемонстрировали 25 перспективных для внедрения разработок в таких сферах, как техника и технология, экономика и ИКТ, экология и сельское хозяйство. Представители ведущих предприятий области - ТОО «Кастинг», «Нефтехим Ltd», АО «Павлодарэнерго», ТОО «TKR Group» и другие отобрали 12 лучших проектов.
Среди них, например, проект нашего доцента А. Богомолова «Технология производства сортового фасонного проката», по которому получена опытно-промышленная партия высокопрочных арматурных стержней путем термического упрочнения профилей в технологическом потоке прокатки. Заказчиком выступило ТОО «KSP Steel», и оно готово приобрести эту технологию.
Для АО «Казахстанский электролизный завод» и АО «Алюминий Казахстана» разрабатывается целая серия проектов, которые направлены на использование отходов для расширения базы металлургии и получение качественного железорудного агломерата из железистых шламов и его использование в производстве чугуна.
- Как Вы считаете, готовы ли студенты к вызовам нового времени?
- У нас уже есть несколько успешно работающих стартапов студентов. Один из них - проект «ALAU», который в первый год работы достиг рентабельности свыше 100%, ведь в своем производстве они используют вторичное сырье: бутылки, битое стекло. Сегодня компания выполняет до ста заказов в сутки, перерабатывает около 100 килограммов стекла в день. Сейчас расширяется линейка продукции, за счет выпуска металлочерепицы. Оборот уже достиг 10 млн. тенге.
Другой интересный проект «Мир станков» - изготовление и сборка малых станков для металлургических и иных нужд. Оборот уже достиг 20 млн. тенге.
Большой популярностью сейчас пользуется мороженое из кумыса. Проект наших студентов «KoumIce» стал одним из успешных и уже доказал свою жизнеспособность и прибыльность. Рецепт изготовления ребята держат в секрете, утверждая, что ему нет аналогов. И сегодня говорят о собственной технологии производства.
- Что, по Вашему мнению, нужно предпринять, чтобы такие проекты находили свое воплощение?
- Зачастую мы скованы в своих действиях рамками действующего образовательного Госстандарта. Однако, даже в этих условиях, наш университет интегрировал в процесс обучения ряд дисциплин, способствующих формированию лидерства и предпринимательства в студенческой среде.
Ключевым стал курс «Проектирование карьеры и технология достижения успеха», который у нас преподается всем студентам вне зависимости от специальности, и ведет его бизнес-тренер Алекс Крол из Силиконовой долины. Благодаря ему 1000 студентов получили компетенции предпринимателей, уже из них мы отобрали 60 команд с конкретными бизнес-идеями.
Сегодня они проходят второй этап подготовки - в рамках нашей Международной стартап-академии - где их бизнес-идеи превращаются в готовые бизнес-проекты. На выходе мы проведем питчи бизнес-проектов перед венчурными инвесторами. В этом году мы уже проводили подобное мероприятие, и наши студенты продали инвесторам 12 проектов на 19 млн. тенге. Сегодня, таким образом, каждый 20-й студент ПГУ уже является предпринимателем.
Мы подтверждаем наше лидерство в этом направлении на республиканском уровне. Наша команда Enactus PSU стала чемпионом на прошедшем в этом году республиканском конкурсе социальных и бизнес-проектов студенческой молодежи Enactus Kazakhstan National EXPO 2016 и теперь готовится представить нашу страну на Мировом конкурсе Enactus в Канаде.
- А нет ли риска подмены понятий и потери у студентов тяги к науке в угоду коммерческой выгоде?
- На самом деле - наоборот. Вовлечение студентов в предпринимательскую деятельность позволяет значительно повысить мотивацию и результаты обучения. Человек, который готов самостоятельно зарабатывать на своей специальности, прилагает массу усилий, чтобы получить именно те знания, которые ему помогут в бизнесе. Более того, он начинает изучать эту область знаний даже глубже, чем это предусмотрено программой, и зачастую начинает опережать своих преподавателей. Это вынуждает уже самих преподавателей готовиться более тщательно к занятиям, изучать текущую рыночную ситуацию в своей отрасли, следить за передовыми знаниями.
Мы готовы еще дальше расширять компонент предпринимательства в образовательных программах наших студентов. В этом году мы запустили первую магистратуру стартапов. Мы набрали абитуриентов с бизнес-идеями и за год обучения поможем им сделать из них готовый и прибыльный бизнес-проект. Более того, в правительственном постановлении опыт и пример Павлодарского госуниверситета был рекомендован всем вузам страны. Это большой успех и высокая степень доверия к нашему университету. Мы хотим, чтобы наши выпускники не искали, а создавали рабочие места.
- Спасибо за беседу.
Источник: http://inform.kz