Поэзия 60-х-70-х годов: Галич

 Авторская песня

Речь се­год­ня пой­дет о по­ю­щих по­этах, по­этах с ги­та­рой, о фе­но­мене ав­тор­ской песни. Надо ска­зать, что в ХХ веке по­э­зия ча­стич­но воз­вра­ща­ет­ся к своим ис­то­кам, по­то­му что если об­ра­тить­ся к древ­но­сти, то можно уви­деть, что поэты были во­ору­же­ны ки­фа­рой, флей­той или ка­ким-ни­будь дру­гим му­зы­каль­ным ин­стру­мен­том. Так было в раз­лич­ных куль­ту­рах, в том числе и в ан­тич­ной Гре­ции. Возь­мем, на­при­мер, об­ра­зы ле­ген­дар­ных пев­цов: Орфея или сле­по­го Го­ме­ра (рис. 1, 2).

Орфей

Рис. 1. Орфей

Гомер

Рис. 2. Гомер

Они были имен­но пев­ца­ми, ко­то­рые, по пред­став­ле­ни­ям гре­ков, долж­ны были петь свои стихи. Неко­то­рые жанры на­зы­ва­ют­ся по му­зы­каль­ным ин­стру­мен­там, ко­то­ры­ми со­про­вож­да­лось их ис­пол­не­ние. На­при­мер, эле­гия – это то, что по­ет­ся под флей­ту.

 Поэзия 1960–70-х годов

В ХХ веке про­изо­шло нечто по­хо­жее: сна­ча­ла по­яви­лась ав­тор­ская песня, затем рок. Таким об­ра­зом, поэты снова стали по­ю­щи­ми. Со­вет­ская тра­ди­ция, воз­ник­шая в 1950–60-х годах, была пред­став­ле­на та­ки­ми име­на­ми, как Галич, Окуд­жа­ва, Виз­бор, Ким, Го­род­ниц­кий, Вы­соц­кий и др. (рис. 3),

Б. Окуд­жа­ва, Ю. Виз­бор, В. Вы­соц­кий

Рис. 3. Б. Окуд­жа­ва, Ю. Виз­бор, В. Вы­соц­кий

ко­то­рые были со­вре­мен­ни­ка­ми ве­ли­ких фран­цуз­ских шан­со­нье: Брас­сен­са, Бреля, Генс­бу­ра (рис. 4).

Ж. Брель, Ж. Брас­сенс, Л. Ферре

Рис. 4. Ж. Брель, Ж. Брас­сенс, Л. Ферре

В то же время со­вет­ская тра­ди­ция была осо­бен­ной и даже уни­каль­ной. Поэты стали петь в конце 1950-х годов, в пе­ри­од т. н. «от­те­пе­ли», когда пре­кра­тил­ся ста­лин­ский тер­рор и люди стали более сво­бод­ны­ми, стали со­би­рать­ся боль­ши­ми ком­па­ни­я­ми, шу­тить. Глав­ным ат­ри­бу­том таких со­бра­ний стала ги­та­ра.

Ги­та­ра – это глав­ный ин­стру­мент ХХ века. Он очень де­мо­кра­тич­ный и удоб­ный, его можно но­сить с собой, пе­ре­да­вать из рук в руки. Т. е. между ис­пол­ни­те­лем и слу­ша­те­лем нет непре­одо­ли­мой ди­стан­ции. Не слу­чай­но ги­та­ра стала ин­стру­мен­том, на ко­то­ром ак­ком­па­ни­ро­ва­ли поэты: пели свои стихи (рис. 5).

Ги­та­ра

Рис. 5. Ги­та­ра

Еще одно об­сто­я­тель­ство спо­соб­ство­ва­ло рас­про­стра­не­нию этого жанра и его неве­ро­ят­ной по­пу­ляр­но­сти – это по­яв­ле­ние маг­ни­то­фо­на (рис. 6), на ко­то­рый можно было быст­ро за­пи­сать ин­фор­ма­цию, на­при­мер песню.

Маг­ни­то­фон

Рис. 6. Маг­ни­то­фон

Таким об­ра­зом, если че­ло­век мог петь песни в узком кругу дру­зей, мог за­пи­сать их на маг­ни­то­фон и пе­ре­дать дру­гим, не от­ме­ча­ясь ни у ка­ко­го на­чаль­ства, без цен­зу­ры, то со­зда­ва­лись со­вер­шен­но новые воз­мож­но­сти. Т. е. ав­тор­ская песня, по­ю­щие поэты ока­за­лись вне зоны то­таль­но­го со­вет­ско­го кон­тро­ля. Они не столь за­ви­се­ли от те­ле­ви­де­ния, кни­го­из­да­ния, радио и др., как их со­бра­тья, ко­то­рые не имели воз­мож­но­сти за­пи­сать­ся на маг­ни­то­фон. А такая воз­мож­ность была модой того вре­ме­ни.

 Жизнь и творчество А. Галича

Одним из таких по­ю­щих по­этов был Алек­сандр Галич (рис. 7), ма­ло­из­вест­ный сей­час, но осо­бен­ный и уди­ви­тель­ный в 1960–70-х годах.

А. Галич

Рис. 7. А. Галич

В неко­то­рых кру­гах люди мыс­ли­ли, раз­го­ва­ри­ва­ли, пе­ре­бра­сы­ва­лись строч­ка­ми из его про­из­ве­де­ний. Когда он де­бю­ти­ро­вал как автор ли­ри­че­ских сти­хов и по­ю­щий поэт, ему было при­мер­но 40 лет. К этому вре­ме­ни он был уже со­сто­яв­шим­ся про­фес­си­о­на­лом в ли­те­ра­ту­ре, ав­то­ром, ко­то­ро­му было непло­хо, по со­вет­ским усло­ви­ям, жить. Он был со­сто­я­тель­ный че­ло­век, на­граж­дён­ный раз­лич­ны­ми пре­ми­я­ми и при­над­ле­жав­ший к со­вет­ской куль­тур­ной элите. В первую оче­редь, Алек­сандр Галич про­сла­вил­ся как сце­на­рист, дра­ма­тург. Его пьесы ста­ви­лись, филь­мы по его сце­на­ри­ям (в ос­нов­ном ко­ме­дии: «Вер­ные дру­зья», «Дайте жа­лоб­ную книгу» (рис. 8)) были хо­ро­шо из­вест­ны.

Пла­кат к филь­му «Дайте жа­лоб­ную книгу»

Рис. 8. Пла­кат к филь­му «Дайте жа­лоб­ную книгу»

Но в конце 1950-х годов Галич начал пи­сать по­ра­зи­тель­ные песни, ко­то­рые вы­зы­ва­ли ото­ропь у слу­ша­те­лей и очень скоро при­ве­ли к же­сто­чай­ше­му кон­флик­ту с вла­стью. Ре­зуль­та­том этого кон­флик­та было то, что Галич был из­гнан из всех твор­че­ских со­ю­зов, под­верг­ся трав­ле и после тре­тье­го ин­фарк­та стал ин­ва­ли­дом, жил в ни­ще­те и, в конце кон­цов, был вы­нуж­ден по­ки­нуть стра­ну в 1974 году. Сна­ча­ла он по­ехал в Нор­ве­гию, потом в Гер­ма­нию, а после этого во Фран­цию, где и погиб от удара элек­три­че­ством в 1977 году (рис. 9).

Мо­ги­ла А. Га­ли­ча во Фран­ции

Рис. 9. Мо­ги­ла А. Га­ли­ча во Фран­ции

 Анализ творчества А. Галича

Что же было в сти­хах и пес­нях Га­ли­ча та­ко­го, что вы­зва­ло озлоб­ле­ние и нена­висть со­вет­ско­го на­чаль­ства? Во-пер­вых, он ка­сал­ся за­прет­ных бо­ле­вых и кро­ва­вых тем, писал о ка­та­стро­фах ХХ века: о войне с неофи­ци­аль­ной сто­ро­ны, о Хо­ло­ко­сте (ис­треб­ле­нии ев­ре­ев на­ци­ста­ми во время Вто­рой ми­ро­вой войны (рис. 10)), о со­вет­ском тер­ро­ре и т. д.

Хо­ло­кост

Рис. 10. Хо­ло­кост

Кроме того, он писал песни от лица ма­лень­ко­го со­вет­ско­го че­ло­ве­ка, за­мор­до­ван­но­го, за­плё­ван­но­го, уни­жен­но­го, оскорб­лён­но­го, та­ко­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый на самом деле су­ще­ство­вал в Со­вет­ском Союзе, но су­ще­ство­ва­ние ко­то­ро­го не за­ме­ча­лось на офи­ци­аль­ном уровне куль­ту­ры. Об этом че­ло­ве­ке не пи­са­ли га­зе­ты, не го­во­ри­ло те­ле­ви­де­ние, не вспо­ми­на­ли офи­ци­аль­ные со­вет­ские поэты и пи­са­те­ли. Галич го­во­рил о боль­ном, некра­си­вом, гряз­ном, о том, что не по­па­да­ло в поле куль­ту­ры. И го­во­рил уди­ви­тель­ным, непо­вто­ри­мым, толь­ко ему при­су­щим язы­ком. При­чём если по­слу­шать и по­смот­реть, как Галич пел свои песни, то, с одной сто­ро­ны, можно было уви­деть целый театр, по­то­му что поэт был очень ар­ти­сти­чен и имел опыт ак­тер­ско­го ма­стер­ства. А с дру­гой сто­ро­ны, Га­ли­чу была свой­ствен­на со­вер­шен­но осо­бен­ная, неде­мон­стра­тив­ная ма­не­ра. Ма­не­ра Га­ли­ча по­ка­зы­ва­ла, что все эти люди – барды, пред­ста­ви­те­ли ав­тор­ской песни – и сам Галич были на самом деле не пев­ца­ми и во­ка­ли­ста­ми. Галич не столь­ко поёт, сколь­ко про­го­ва­ри­ва­ет свои стихи под ги­тар­ные ак­кор­ды. И во всём, о чём он поёт, чув­ству­ет­ся ка­кая-то по­сто­ян­ная боль и тре­во­га. Это осо­бен­но уди­ви­тель­но в че­ло­ве­ке, у ко­то­ро­го всё было хо­ро­шо в жизни. Уди­ви­тель­но и до конца не по­нят­но, по­че­му с этим че­ло­ве­ком, у ко­то­ро­го всё было бла­го­по­луч­но, про­изо­шли такие из­ме­не­ния. Вот что го­во­рил о нём его ду­хов­ник Алек­сандр Мень (рис. 11), свя­щен­ник, ко­то­рый его кре­стил: «Он мог за­ко­сте­неть, но сде­лал вираж и стал ли­те­ра­тур­ным и ду­хов­ным пар­ти­за­ном, и это был во­ле­вой акт ис­ка­ния прав­ды».

А. Мень

Рис. 11. А. Мень

Галич мог бы ска­зать, как Иосиф Брод­ский: «толь­ко с горем я чув­ствую со­ли­дар­ность». И ещё одна важ­ная осо­бен­ность его по­э­ти­ки: при­зыв к людям не бо­ять­ся, по­то­му что со­вет­ский че­ло­век был страш­но за­пу­ган. А Галич был одним из пер­вых со­вет­ских людей, ко­то­рый ска­зал: «Ре­бя­та, не бой­тесь ни­че­го!». Одна из самых по­пу­ляр­ных и куль­то­вых его песен «Не надо, люди, бо­ять­ся!» как раз об этом: о пре­одо­ле­нии стра­ха. Эта песня о том, что не надо под­да­вать­ся ма­ни­пу­ли­ро­ва­нию че­ло­ве­че­ским со­зна­ни­ем, о том, что не сле­ду­ет идти за во­жа­ка­ми и ли­де­ра­ми, о том, что каж­дый че­ло­век дол­жен опре­де­лять сам своё место в жизни и кри­ти­че­ски оце­ни­вать, куда его зовут и зачем. По­то­му что эти слад­ко­звуч­ные си­ре­ны, о ко­то­рых упо­ми­на­ет Галич, это, в первую оче­редь, идео­ло­ги-дик­та­то­ры ХХ века, такие как Гит­лер, Ленин, Ста­лин, ко­то­рые увле­ка­ли людей на путь, где су­ли­ли им зо­ло­тые горы, а вме­сто этого об­ре­ка­ли на стра­да­ния и смерть (рис. 12).

И. Ста­лин, А. Гит­лер

Рис. 12. И. Ста­лин, А. Гит­лер

Вы­ра­же­ние про же­ле­зо и кровь, с ко­то­ры­ми этот некий со­блаз­ни­тель прой­дет­ся по земле, яв­ля­ет­ся от­сыл­кой к из­вест­но­му из­ре­че­нию «тво­рить ис­то­рию же­ле­зом и кро­вью». И дей­стви­тель­но, ис­то­рия ХХ века во мно­гом была та­ко­вой. При­ме­ча­тель­но, какой образ при­ме­ня­ет Галич для ме­та­фо­ри­че­ской пер­со­на­ли­за­ции этой ис­то­рии: «Са­ло­мея с го­ло­вой Иоан­на» (рис. 13).

Са­ло­мея с го­ло­вой Иоан­на

Рис. 13. Са­ло­мея с го­ло­вой Иоан­на

Это пер­со­наж из Но­во­го За­ве­та. Же­сто­кая жен­щи­на, сест­ра царя Ирода, ко­то­рая себе в на­гра­ду за пляс­ку на празд­ни­ке по­тре­бо­ва­ла го­ло­ву пра­вед­ни­ка. Вот то ощу­ще­ние ис­то­рии ХХ века, ко­то­рое было у Алек­сандра Га­ли­ча и ко­то­рое он пе­ре­да­вал своим слу­ша­те­лям.

 Вынужденная эмиграция

Алек­сандр Галич уехал неохот­но, его вы­ну­ди­ли уехать, и тема тоски по дому, но­сталь­гии тоже при­сут­ству­ет в его пес­нях и сти­хах, в том числе и пе­ри­о­да эми­гра­ции. Тема из­гнан­ни­че­ства, тема бе­жен­ца была тоже очень важна для ав­то­ра, по­то­му что всего этого было тоже много в кро­ва­вой ис­то­рии Рос­сии ХХ века, ко­то­рую он пе­ре­жи­вал как свое лич­ное со­бы­тие, как свою лич­ную драму. И вот когда он сам стал из­гнан­ни­ком, то его внут­рен­нее ощу­ще­ние по­лу­чи­ло опре­де­лен­ные внеш­ние под­твер­жде­ния. Алек­сандр Галич утвер­ждал, что все люди имеют право быть граж­да­на­ми мира и никто не может их при­ну­дить быть ра­ба­ми го­су­дар­ства. Это очень важ­ная для него идея, о чём он го­во­рил неод­но­крат­но и про­ник­но­вен­но.

Галич не вер­нул­ся в Рос­сию живым, он по­хо­ро­нен в Па­ри­же. На его мо­ги­ле ци­та­та из Но­во­го За­ве­та: «Бла­жен­ны из­гнан­ные прав­ды ради». Но Галич вер­нул­ся в Рос­сию кни­га­ми, пес­ня­ми, сти­ха­ми. Несмот­ря на всё это, Галич был жиз­не­ра­дост­ным и ве­сё­лым че­ло­ве­ком как в жизни, так и в своих про­из­ве­де­ни­ях. Дру­гое дело, что это прак­ти­че­ски все­гда смех сквозь слёзы, что тоже в тра­ди­ци­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Галич яв­ля­ет­ся ав­то­ром мно­гих ко­ми­че­ских про­из­ве­де­ний, как пра­ви­ло, тоже о глу­по­стях, неле­по­стях и га­до­стях со­вет­ской жизни. На­при­мер, несколь­ко ис­то­рий про героя со­ци­а­ли­сти­че­ско­го труда бри­га­ди­ра Ко­ло­мий­це­ва, ко­то­рый про­из­во­дит на своем за­во­де ко­лю­чую про­во­ло­ку, но хочет быть пе­ре­до­ви­ком и об­ла­да­те­лем пе­ре­хо­дя­ще­го Крас­но­го зна­ме­ни (рис. 14). Он де­ла­ет всё воз­мож­ное, но из-за по­ли­ти­че­ских убеж­де­ний вла­сти ему от­ка­зы­ва­ют. Из-за этого Ко­ло­мий­цев ухо­дит в запой.

Пе­ре­хо­дя­щее Крас­ное знамя

Рис. 14. Пе­ре­хо­дя­щее Крас­ное знамя

Пе­ре­хо­дя­щие Крас­ные зна­мё­на яв­ля­лись одной из форм по­ощ­ре­ния по­бе­ди­те­лей со­ци­а­ли­сти­че­ских со­рев­но­ва­ний.

 

Вопросы к конспектам

1. Рас­ска­зать о бар­до­вой по­э­зии 1960–70-х годов.

2. Озна­ко­мить­ся с твор­че­ством Га­ли­ча.

3. Про­ана­ли­зи­ро­вать по­э­зию Га­ли­ча.

Последнее изменение: Пятница, 29 Сентябрь 2017, 18:38