Николай Гумилёв. Обзор раннего творчества. «Цех поэтов». Проблема жизнетворчества

 1. Вступление

...все в себе вме­ща­ет че­ло­век ко­то­рый любит мир и верит в Бога. Н. Гу­ми­лев

...я за­блу­дил­ся на­ве­ки... в сле­пых пе­ре­хо­дах про­странств и вре­мен. Н. Гу­ми­лев

 2. Детство и юность Н. Гумилева

Ни­ко­лай Сте­па­но­вич Гу­ми­лев ро­дил­ся в Крон­штад­те 3 (15) ап­ре­ля 1886 года. Отец его, Сте­пан (Сте­фан) Яко­вле­вич слу­жил вра­чом в во­ен­ном флоте. Мать, Анна Ива­нов­на, урож­ден­ная Льво­ва, была из ста­рин­но­го дво­рян­ско­го рода.

Дет­ские годы бу­ду­щий поэт про­вел в Цар­ском Селе, потом вме­сте с ро­ди­те­ля­ми жил неко­то­рое время в Ти­фли­се (имен­но там в 1902 году по­яви­лось в пе­ча­ти его пер­вое сти­хо­тво­ре­ние). С дет­ства Гу­ми­лёв был сла­бым и бо­лез­нен­ным ре­бён­ком: его по­сто­ян­но му­чи­ли го­лов­ные боли, он плохо ре­а­ги­ро­вал на шум. Несмот­ря на это часто участ­во­вал в играх со сверст­ни­ка­ми, где по­сто­ян­но ста­рал­ся ру­ко­во­дить. Но об­ще­нию с детьми он пред­по­чи­тал оди­но­че­ство или об­ще­ство жи­вот­ных — «рыжей со­ба­ки», по­пу­гая, мор­ских сви­нок. А ещё писал стихи…

Я в лес бежал из го­ро­дов… Я в лес бежал из го­ро­дов, В пу­сты­ню от людей бежал… Те­перь мо­лить­ся я готов, Ры­дать, как пре­жде не рыдал.

Вот я один с самим собой… Пора, пора мне от­дох­нуть: Свет бес­по­щад­ный, свет сле­пой Мой выпил мозг, мне выжег грудь.

Я греш­ник страш­ный, я зло­дей: Мне Бог бо­роть­ся силы дал, Любил я прав­ду и людей; Но рас­топ­тал я идеал…

Я мог бо­роть­ся, но как раб, По­зор­но стру­сив, от­сту­пил И, го­во­ря: «Увы, я слаб!» — Свои стрем­ле­нья за­да­вил…

Я греш­ник страш­ный, я зло­дей… Про­сти, Гос­подь, про­сти меня. Душе из­му­чен­ной моей Про­сти, рас­ка­я­нье ценя!..

Есть люди с пла­мен­ной душой, Есть люди с жаж­дою добра, Ты им вручи свой стяг свя­той, Их манит и вле­чет борь­ба. Меня ж про­сти!..» 8.09.1902.

Ни­ко­лай Гу­ми­лев

Рис. 1. Ни­ко­лай Гу­ми­лев

В 1903 году семья Гу­ми­ле­вых вер­ну­лась в Цар­ское Село и поэт по­сту­пил в гим­на­зию, ди­рек­то­ром ко­то­рой был И.Ф. Ан­нен­ский.

И.Ф. Ан­нен­ский

Рис. 2. И.Ф. Ан­нен­ский

 3. Первые  сборники

В 1906, после окон­ча­ния гим­на­зии, Гу­ми­лев уез­жа­ет в Париж, где слу­ша­ет лек­ции в Сор­бонне и за­во­дит зна­ком­ства в ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ствен­ной среде. Пред­при­ни­ма­ет по­пыт­ку из­да­ния жур­на­ла «Си­ри­ус», в трех вы­шед­ших но­ме­рах ко­то­ро­го пе­ча­та­ет­ся под соб­ствен­ной фа­ми­ли­ей и под псев­до­ни­мом Ана­то­лий Грант. По­сы­ла­ет кор­ре­спон­ден­ции в жур­нал «Весы», га­зе­ты «Русь» и «Ран­нее утро». В Па­ри­же, и тоже в из­да­нии ав­то­ра, вышел вто­рой сбор­ник сти­хов Гу­ми­ле­ва — «Ро­ман­ти­че­ские стихи» (1908), по­свя­щен­ный А. А. Го­рен­ко. Пер­вые сбор­ни­ки Н. С. Гу­ми­ле­ва: «Путь кон­кви­ста­до­ров» (1907) и «Ро­ман­ти­че­ские цветы» (1909). Здесь по­яви­лись узна­ва­е­мые стихи сим­во­лист­ской по­э­зии (ас­ке­тич­ный стиль, ге­рой-во­ин). Эти стихи были нео­ро­ман­ти­че­ски­ми. 

Па­мят­ник кон­ки­ста­до­ру в Сан-Ан­то­нио

Рис. 3. Па­мят­ник кон­ки­ста­до­ру в Сан-Ан­то­нио

Сады моей души все­гда узор­ны,

В них ветры так свежи и ти­хо­вей­ны,

В них зо­ло­той песок и мра­мор чер­ный,

Глу­бо­кие, про­зрач­ные бас­сей­ны.

Рас­те­нья в них, как сны, необы­чай­ны,

Как воды утром, ро­зо­ве­ют птицы,

И - кто пой­мет намек ста­рин­ной тайны?-

В них де­вуш­ка в венке ве­ли­кой жрицы.

Глаза, как от­блеск чи­стой серой стали,

Изящ­ный лоб, белей во­сточ­ных лилий,

Уста, что ни­ко­го не це­ло­ва­ли

И ни­ко­гда ни с кем не го­во­ри­ли.

И щеки - ро­зо­ва­тый жем­чуг юга,

Со­кро­ви­ще немыс­ли­мых фан­та­зий,

И руки, что лас­ка­ли лишь друг друга,

Пе­ре­пле­тясь в мо­лит­вен­ном экс­та­зе.

У ног ее - две чер­ные пан­те­ры

С от­ли­вом ме­тал­ли­че­ским на шкуре.

Взле­тев от роз та­ин­ствен­ной пе­ще­ры,

Ее фла­мин­го пла­ва­ет в ла­зу­ри.

Я не смот­рю на мир бе­гу­щих линий,

Мои мечты лишь веч­но­му по­кор­ны.

Пус­кай си­рок­ко бе­сит­ся в пу­стыне,

Сады моей души все­гда узор­ны.

1907, Париж

В этом сти­хо­тво­ре­нии про­ти­во­по­став­ле­ние внут­рен­не­го и внут­рен­не­го мира ав­то­ра.

На­пи­сан пя­ти­стоп­ным ямбом.

Осе­нью со­вер­ша­ет свою первую по­езд­ку на Во­сток — в Еги­пет. По­сту­па­ет на юри­ди­че­ский фа­куль­тет сто­лич­но­го уни­вер­си­те­та, вско­ре пе­ре­во­дит­ся на ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­ги­че­ский.  В это время зна­ко­мить­ся с В. Ива­но­вым. В 1909 при­ни­ма­ет де­я­тель­ное уча­стие в ор­га­ни­за­ции но­во­го из­да­ния — жур­на­ла «Апол­лон», в ко­то­ром в даль­ней­шем, до 1917 года, пе­ча­тал стихи и пе­ре­во­ды и вел по­сто­ян­ную руб­ри­ку «Пись­ма о рус­ской по­э­зии». 

 4. Сборник «Жемчуга»

В конце 1909 года Гу­ми­лев на несколь­ко ме­ся­цев уез­жа­ет в Абис­си­нию, а вер­нув­шись, из­да­ет новую книгу — «Жем­чу­га». Со­дер­жа­ние этого сбор­ни­ка сти­хов:

1. «Жем­чуг чер­ный»

2. «Жем­чуг серый»

3. «Жем­чуг ро­зо­вый»

4. «Ро­ман­ти­че­ские цветы»

Жем­чу­га. Н. Гу­ми­лев

Рис. 4. Жем­чу­га. Н. Гу­ми­лев

Сбор­ник « Жем­чу­га» ста­но­вить­ся самым де­ка­дент­ским  в твор­че­стве Н. Гу­ми­ле­ва.

В сти­хах про­сле­жи­ва­ет­ся лю­бовь ав­то­ра к ис­кус­ству, ко­то­рое  в ответ при­но­сит боль.  В этом сбор­ни­ке по­яв­ля­ет­ся цикл « Ка­пи­та­ны».

На по­ляр­ных морях и на южных,

По из­ги­бам зе­ле­ных зыбей,

Меж ба­заль­то­вых скал и жем­чуж­ных

Ше­ле­стят па­ру­са ко­раб­лей.

Быст­ро­кры­лых ведут ка­пи­та­ны,

От­кры­ва­те­ли новых зе­мель,

Для кого не страш­ны ура­га­ны,

Кто из­ве­дал маль­стре­мы и мель.

Чья не пылью за­те­рян­ных хар­тий -

Солью моря про­пи­та­на грудь,

Кто иглой на разо­рван­ной карте

От­ме­ча­ет свой дер­зост­ный путь

И, взой­дя на тре­пе­щу­щий мо­стик,

Вспо­ми­на­ет по­ки­ну­тый порт,

Отря­хая уда­ра­ми тро­сти

Кло­чья пены с вы­со­ких бот­форт,

Или, бунт на борту об­на­ру­жив,

Из-за пояса рвет пи­сто­лет,

Так, что сы­пет­ся зо­ло­то с кру­жев,

С ро­зо­ва­тых бра­бант­ских ман­жет.

1912

 5. «Капитаны»

Об­лож­ка. «Ка­пи­та­ны»

Рис. 5. Об­лож­ка. «Ка­пи­та­ны»

Ко­раб­ли в этом сти­хо­тво­ре­нии оду­шев­лен­ные.

 6. Гумилев и А. Горенко

25 ап­ре­ля 1910 Ни­ко­лай Гу­ми­лев вен­ча­ет­ся с Анной Го­рен­ко (раз­рыв их от­но­ше­ний про­изо­шел в 1914 году).

Анна Го­рен­ко

Рис. 6. Анна Го­рен­ко

Осе­нью 1911 со­зда­ет­ся «Цех по­этов», ма­ни­фе­сти­ро­вав­ший свою ав­то­но­мию от сим­во­лиз­ма и со­зда­ние соб­ствен­ной эс­те­ти­че­ской про­грам­мы (ста­тья Гу­ми­ле­ва «На­сле­дие сим­во­лиз­ма и ак­ме­изм», на­пе­ча­тан­ная в 1913 в «Апол­лоне»). Пер­вым ак­ме­и­сти­че­ским про­из­ве­де­ни­ем счи­та­ли в Цехе по­этов поэму Гу­ми­ле­ва «Блуд­ный сын» (1911), во­шед­шую в его сбор­ник «Чужое небо» (1912).

Тре­тья книга сти­хов Н. Гу­ми­ле­ва. Чужое небо

Рис. 7. Тре­тья книга сти­хов Н. Гу­ми­ле­ва. Чужое небо

 7. «Цех поэтов». Акмеизм

В это время за Гу­ми­ле­вым проч­но укре­пи­лась ре­пу­та­ция «ма­сте­ра», «син­ди­ка» (ру­ко­во­ди­те­ля) Цеха по­этов, од­но­го из самых зна­чи­тель­ных со­вре­мен­ных по­этов. 

Жур­нал «Цеха по­этов» «Новый ги­пер­бо­рей» № 1

Рис. 8. Жур­нал «Цеха по­этов» «Новый ги­пер­бо­рей» № 1

Для ак­ме­и­стов  было важно сде­лать мир в сти­хах ося­за­е­мым.

 8. О Н. Гумилеве современники

Новые идеи Гу­ми­ле­ва были рас­кри­ти­ко­ва­ны со­вре­мен­ни­ка­ми. От­ли­чи­я­ли­ри­ки Н.С. Гу­ми­ле­ва, по мне­нию В. Жир­мун­ско­го:

от­сут­ствие эмо­ци­о­наль­ных от­кро­ве­ний,

при­глу­ше­ние ли­ри­че­ско­го на­ча­ла,

ин­те­рес к по­вест­во­ва­тель­ным жан­рам,

стрем­ле­ние к ла­ко­нич­ной от­то­чен­ной фразе.

 9. Н. Гумилев «Жираф»

Н. Гу­ми­лев в Аф­ри­ке

Рис. 9. Н. Гу­ми­лев в Аф­ри­ке

Н. Гу­ми­лев в Аф­ри­ке

Рис. 10. Н. Гу­ми­лев в Аф­ри­ке

Вес­ной 1913 в ка­че­стве на­чаль­ни­ка экс­пе­ди­ции от Ака­де­мии Наук Гу­ми­лев уез­жа­ет на пол­го­да в Аф­ри­ку (для по­пол­не­ния кол­лек­ции эт­но­гра­фи­че­ско­го музея), ведет пу­те­вой днев­ник (от­рыв­ки из «Аф­ри­кан­ско­го днев­ни­ка» пуб­ли­ко­ва­лись в 1916, более пол­ный текст уви­дел свет в недав­нее время). 

 Гу­ми­лев в это время счи­та­ют при­знан­ным по­этом. Он вы­со­ко­мер­но и хо­лод­но  вел себя с дру­ги­ми. Мно­гих удив­ля­ло его са­мо­об­ла­да­ние, уве­рен­ность. Он ищет опас­но­сти: сам про­сит­ся в дей­ству­ю­щую армию.

 

Вопросы к конспектам

Про­чи­тать  сти­хо­тво­ре­ния Н. Гу­ми­ле­ва.

Последнее изменение: Среда, 27 Сентябрь 2017, 16:05