А.П. Чехов. «Ионыч»

 Проблематика

В рас­ска­зе можно вы­де­лить несколь­ко важ­ных про­блем: че­ло­век и по­все­днев­ность, лич­ность и среда, мечта и дей­стви­тель­ность. В цен­тре вни­ма­ния ав­то­ра – кон­фликт между «ка­за­лось» и «ока­за­лось»: между пла­на­ми, на­де­жа­ми и тихим убо­же­ством по­все­днев­но­сти. Можно ли с те­че­ни­ем вре­ме­ни со­хра­нять све­жесть вос­при­я­тия? Под силу ли вы­жить в глу­хом про­вин­ци­аль­ном угол­ке, не по­те­ряв внут­рен­ней силы и жажды по­ис­ка? Тра­ди­ци­он­но счи­та­ет­ся, что Ионыч – че­ло­век пош­лый, скуч­ный, по­гряз­ший в обы­ва­тель­ской про­вин­ци­аль­ной среде. Но так ли это? Если хо­ти­те по­раз­мыш­лять о про­бле­мах, ко­то­рые за­тра­ги­ва­ет в рас­ска­зе Чехов, за­гля­ни­те в Во­про­сы для дис­кус­сии.

 Сюжет и композиция

В ос­но­ве сю­же­та рас­ска­за – из­ме­не­ния, по­сте­пен­но про­ис­хо­дя­щие с глав­ным ге­ро­ем, Дмит­ри­ем Ионо­ви­чем Стар­це­вым. За­вяз­кой можно счи­тать при­езд Стар­це­ва в гу­берн­ский город С. и зна­ком­ство с се­мьёй Тур­ки­ных. Куль­ми­на­ци­ей ста­но­вит­ся эпи­зод на клад­би­ще – вне­зап­но на­хлы­нув­шее непо­нят­ное чув­ство, овла­дев­шее ге­ро­ем. Раз­вяз­кой слу­жит ре­ше­ние Ионы­ча не об­щать­ся боль­ше с Тур­ки­ны­ми, а по­вест­во­ва­ние о даль­ней­шей жизни пер­со­на­жей иг­ра­ет роль эпи­ло­га. Как мы видим, ком­по­зи­ция рас­ска­за (и даже на­ли­чие ми­ни-эпи­ло­га) на­по­ми­на­ет роман в ми­ни­а­тю­ре.

Вспом­нить со­бы­тия, ко­то­рые опи­са­ны в про­из­ве­де­нии, можно с по­мо­щью раз­де­ла Сюжет, хотя объём тек­ста со­всем неболь­шой и мы, ко­неч­но, ре­ко­мен­ду­ем зна­ко­мить­ся с пол­ным про­из­ве­де­ни­ем.

 

 Жанр

Перед нами рас­сказ ро­ман­но­го типа: в тек­сте ма­ло­го объ­ё­ма опи­сы­ва­ет­ся жизнь пер­со­на­жа, его ду­шев­ные взлё­ты и па­де­ния. Важ­ней­шая за­да­ча ро­ма­на – отоб­ра­зить жиз­нен­ную эво­лю­цию героя, и имен­но такие пе­ре­ме­ны в жизни Ионы­ча по­ка­зы­ва­ет Чехов.

 Персонажи

Глав­ный герой – врач Дмит­рий Стар­цев. В на­ча­ле рас­ска­за это пол­ный сил мо­ло­дой муж­чи­на, а ближе к фи­на­лу – разо­ча­ро­ван­ный, уста­лый Ионыч, ко­то­ро­го вол­ну­ют про­за­и­че­ские про­бле­мы (важно, что ме­ня­ет­ся даже име­но­ва­ние героя).

Ека­те­ри­на Ива­нов­на (Котик) – ин­тел­ли­гент­ная ба­рыш­ня, несо­сто­яв­ша­я­ся пи­а­нист­ка. В на­ча­ле рас­ска­за видит себя му­зы­кан­том, потом спра­вед­ли­во разо­ча­ро­вы­ва­ет­ся в соб­ствен­ном та­лан­те. С темой нере­а­ли­зо­ван­ных твор­че­ских пла­нов ге­ро­и­ни со­сед­ству­ет тема несо­сто­яв­шей­ся любви Стар­це­ва и Ека­те­ри­ны Ива­нов­ны.

Тур­ки­ны (Иван Пет­ро­вич и Вера Иоси­фов­на), ро­ди­те­ли Ко­ти­ка, поль­зу­ют­ся ре­пу­та­ци­ей самой об­ра­зо­ван­ной и твор­че­ской семьи в го­ро­де: он по­ста­нов­щик-лю­би­тель, она пи­са­тель­ни­ца-гра­фо­ман­ка. Их об­ра­зы от­ме­че­ны по­сте­пен­но на­рас­та­ю­щей иро­ни­ей.

 Художественные приёмы

Про­бле­ма­ти­ка рас­ска­за под­дер­жи­ва­ет­ся ху­до­же­ствен­ны­ми при­ё­ма­ми, среди ко­то­рых самым глав­ным яв­ля­ет­ся по­втор. Ощу­ще­ние мно­го­крат­но­сти автор уси­ли­ва­ет та­ки­ми сло­ва­ми, как «вся­кий раз», «по-преж­не­му», «тоже», «каж­дый день», «каж­дую осень». В рас­ска­зе вос­про­из­во­дят­ся (лишь с неболь­ши­ми ва­ри­а­ци­я­ми) одни и те же си­ту­а­ции, позы, жесты, слова ге­ро­ев. Два­жды Вера Иоси­фов­на чи­та­ет го­стям свои ро­ма­ны, а лакей Пава при­ни­ма­ет за­учен­ную тра­ги­че­скую позу. Мно­го­крат­но по­вто­ря­ет Иван Пет­ро­вич свои анек­до­ты, шутки. Пять раз го­во­рит­ся об игре Ека­те­ри­ны Ива­нов­ны. Прак­ти­че­ски сим­мет­рич­но по­вто­ря­ет­ся си­ту­а­ция без­от­вет­но­го объ­яс­не­ния (сна­ча­ла рав­но­душ­на Ека­те­ри­на Ива­нов­на, потом – Ионыч). Коль­це­вая ком­по­зи­ция (упо­ми­на­ние дома Тур­ки­ных) уси­ли­ва­ет ощу­ще­ние за­мкну­то­сти мира во­круг героя и жиз­нен­но­го ту­пи­ка.

Последнее изменение: Пятница, 22 Сентябрь 2017, 21:10