И.А. Гончаров. Роман "Обломов"

 Произведение и эпоха

Роман И.А. Гон­ча­ро­ва «Об­ло­мов» был опуб­ли­ко­ван более 150 лет назад, но в нём за­тра­ги­ва­ют­ся пси­хо­ло­ги­че­ские и фи­ло­соф­ские про­бле­мы, ак­ту­аль­ные и се­год­ня. Од­на­ко за это время неко­то­рые яв­ле­ния и пред­ме­ты ис­чез­ли из нашей жизни. Чтобы они стали для вас более по­нят­ны­ми, за­гля­ни­те в Сло­варь, а в раз­де­ле Ис­то­ри­че­ский фон вы най­дё­те ин­фор­ма­цию об от­ра­жён­ной в про­из­ве­де­нии эпохе.

 Жанр и проблематика

Перед нами со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский роман. Автор раз­мыш­ля­ет об от­вет­ствен­но­сти рус­ско­го дво­ря­ни­на или, если смот­реть шире, о долге об­ра­зо­ван­но­го че­ло­ве­ка перед собой, близ­ки­ми, оте­че­ством и миром. Об­ра­ща­ет­ся Гон­ча­ров и к на­ци­о­наль­но­му ха­рак­те­ру. На­при­мер, дей­стви­тель­но ли го­до­вой аг­рар­ный круг ве­ка­ми вы­зы­вал у рус­ско­го че­ло­ве­ка мечты о покое, об окон­ча­нии стра­ды – чтобы и ра­бо­тать не надо было, и хо­ло­да не на­сту­па­ли?

По­ми­мо со­ци­аль­ных в ро­мане за­да­ют­ся и глу­бо­кие пси­хо­ло­ги­че­ские во­про­сы: может ли лич­ность из­ме­нить свой ха­рак­тер? Можно ли за­ста­вить че­ло­ве­ка стать дру­гим, вдох­но­вить его на отказ от своей при­ро­ды? Что есть лю­бовь? Об­ре­чён ли че­ло­век всю жизнь тос­ко­вать по утра­чен­но­му раю дет­ства? Может ли мечта сло­мать че­ло­ве­ку жизнь?

Этот, да­ле­ко не пол­ный, спектр про­блем ха­рак­те­рен имен­но для со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ско­го ро­ма­на. Если хо­ти­те по­раз­мыш­лять над про­бле­ма­ми, ко­то­рые за­тра­ги­ва­ет в ро­мане Гон­ча­ров, за­гля­ни­те в Во­про­сы для дис­кус­сии.

 Сюжет и композиция

Сюжет книги несло­жен: глав­ный герой, че­ло­век сред­них лет, пы­та­ет­ся на­чать ак­тив­ную жизнь, но не может пре­одо­леть соб­ствен­ную инер­цию. Вспых­нув­шая лю­бовь на пер­вый взгляд ме­ня­ет его, но Об­ло­мо­ву всё равно не уда­ёт­ся вы­брать­ся из плена сон­но­го пас­сив­но­го су­ще­ство­ва­ния. Он бо­ит­ся от­вет­ствен­но­сти, меч­та­ет о покое и без­за­бот­но­сти.

Вспом­нить сюжет ро­ма­на вам по­мо­жет Крат­кое со­дер­жа­ние. Также вы мо­же­те про­слу­шать про­из­ве­де­ние в ис­пол­не­нии дик­то­ра, либо в форме ра­дио­спек­так­ля.

В ком­по­зи­ции ро­ма­на вы­де­лим две сю­жет­ные линии. Пер­вая – лич­ност­ное раз­ви­тие Об­ло­мо­ва. Вто­рая – лю­бов­ная ис­то­рия Об­ло­мо­ва и Ольги.  Экс­по­зи­ция, да­ю­щая ключ к обоим ли­ни­ям, – услов­ный и несколь­ко «при­ду­ман­ный» сон Об­ло­мо­ва. Имен­но там, в при­снив­шем­ся герою дет­стве, мы най­дём от­ве­ты на мно­гие во­про­сы.

За­вяз­ка пер­вой линии – при­езд Штоль­ца, де­я­тель­но­го и успеш­но­го друга Об­ло­мо­ва. За­вяз­ка лю­бов­ной ис­то­рии – зна­ком­ство Об­ло­мо­ва с Оль­гой.  Куль­ми­на­ция этой линии – лето на даче: объ­яс­не­ния ге­ро­ев, споры и обе­ща­ния, страст­ная влюб­лён­ность. Куль­ми­на­ция лич­ност­но­го кон­флик­та – рас­ста­ва­ние Об­ло­мо­ва с Оль­гой. Это со­бы­тие од­но­вре­мен­но ста­но­вит­ся раз­вяз­кой лю­бов­ной ис­то­рии. По­сте­пен­ное уга­са­ние Об­ло­мо­ва и смерть на Вы­борг­ской сто­роне – раз­вяз­ка лич­ност­ной линии. Се­мей­ная жизнь Штоль­цев и встре­ча Штоль­ца с по­вест­во­ва­те­лем – эпи­лог.

 Персонажи

В ро­мане много ге­ро­ев, но мы вы­де­лим два глав­ных муж­ских и два глав­ных жен­ских пер­со­на­жа.

Илья Об­ло­мов – доб­рый, меч­та­тель­ный, без­от­вет­ствен­ный че­ло­век, боль­ше всего стре­мя­щий­ся к покою. Он бо­ит­ся жизни, дви­же­ния, про­блем. Эта бо­язнь гра­ни­чит с нездо­ро­вьем – как пси­хо­ло­ги­че­ским, так и те­лес­ным. Фа­ми­лия героя давно стала на­ри­ца­тель­ной.

Ан­ти­под Об­ло­мо­ва Ан­дрей Штольц – его луч­ший друг, пре­успе­ва­ю­щий пред­при­ни­ма­тель. Одер­жим идеей пре­об­ра­зо­ва­ния жизни и лич­но­го раз­ви­тия. Пу­те­ше­ству­ет, узна­ёт новое, пы­та­ет­ся по­мочь Об­ло­мо­ву спра­вить­ся с апа­ти­ей. Эти герои, как мы видим, со­от­но­сят­ся по прин­ци­пу ан­ти­те­зы. То же самое можно ска­зать о жен­ских пер­со­на­жах. Ольга Ильин­ская – тон­кий, глу­бо­кий че­ло­век. Умная, са­мо­сто­я­тель­ная, че­сто­лю­би­вая мо­ло­дая дво­рян­ка, влюб­лён­ная в Об­ло­мо­ва и меч­та­ю­щая про­бу­дить его для пол­ной на­сто­я­щей жизни. Ага­фья Пше­ни­цы­на – вдова ме­ща­ни­на, уме­лая хо­зяй­ка. У нее нет об­ра­зо­ва­ния, она по­гру­же­на в быт и стре­мит­ся со­зда­вать во­круг себя уют.  

 Художественные приёмы

Важ­ней­шим при­ё­мом яв­ля­ет­ся ан­ти­те­за – то есть рез­кое про­ти­во­по­став­ле­ние пер­со­на­жей, об­ра­зов, си­ту­а­ций. Она ор­га­ни­зу­ет раз­ные уров­ни про­из­ве­де­ния: про­ти­во­по­став­ля­ют­ся ха­рак­те­ры пер­со­на­жей и их внеш­ний облик, про­стран­ства (Об­ло­мов­ка – Пе­тер­бург, Об­ло­мов­ка – дом Штоль­цев), со­сло­вия, тра­ди­ци­он­ный кре­стьян­ский и ев­ро­пе­и­зи­ро­ван­ный дво­рян­ский миры.

 Це­лост­ность ро­ма­на при таком мно­го­об­ра­зии про­блем и сю­жет­ных линий до­сти­га­ет­ся во мно­гом бла­го­да­ря лейт­мо­ти­вам. Имен­но этот прием поз­во­ля­ет ав­то­ру свя­зы­вать раз­лич­ные вре­мен­ные, про­стран­ствен­ные и сю­жет­ные планы. Среди лейт­мо­ти­вов наи­бо­лее ярко вы­де­ля­ют­ся си­рень, ария «Casta Diva», а также куда более про­за­и­че­ские мо­ти­вы: еда (пи­ро­ги, стук ножей перед обе­дом) и сон.

Упо­мя­нем и по­вто­ры: в тек­сте по­сто­ян­но упо­ми­на­ет­ся во все­воз­мож­ных ва­ри­ан­тах слово «покой» и про­из­вод­ные от него. Это и есть глав­ная и неиз­мен­ная цель героя.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на идил­ли­че­ские кар­ти­ны. Что такое идил­лия? Нето­роп­ли­вое те­че­ние жизни в за­мкну­том месте, от­да­лён­ном от внеш­них невзгод. Это мир, где всё бла­го­по­луч­но, где можно бла­жен­но дре­мать в ожи­да­нии че­го-то ещё более пре­крас­но­го… Такой пред­ста­ёт Об­ло­мов­ка, такой видит герой и Вы­борг­скую сто­ро­ну. По­доб­ные кар­ти­ны могут ко­го-то вос­хи­щать, а ко­го-то при­во­дить в ужас, но без них мы бы не по­ня­ли героя.

Стоит от­ме­тить де­ле­ние ро­ма­на на 4 части, сов­па­да­ю­щие с раз­ны­ми пе­ри­о­да­ми лич­ных от­но­ше­ний пер­со­на­жей, со сме­ной мест, где живёт Об­ло­мов и даже с пе­ре­ме­ной вре­мён года.

Последнее изменение: Четверг, 22 Июнь 2017, 22:25