Натуральная школа

 1. История становления натуральной школы

Эпоха 1840-х годов до­ста­точ­но слож­на в ли­те­ра­тур­ном от­но­ше­нии. Ухо­дят ве­ли­кие пи­са­те­ли: в 1837 г. по­ги­ба­ет Пуш­кин (рис. 1),

А.С. Пуш­кин

Рис. 1. А.С. Пуш­кин

в 1841 – Лер­мон­тов (рис. 2),

М.Ю. Лер­мон­тов

Рис. 2. М.Ю. Лер­мон­тов

и воз­ни­ка­ет ощу­ще­ние, что ли­те­ра­тур­ная сцена несколь­ко опу­сте­ла. Но в этот же мо­мент на нее под­ни­ма­ет­ся новое по­ко­ле­ние пи­са­те­лей, ко­то­рые рож­де­ны были при­мер­но около 1820-го года. Кроме того, в этот же мо­мент из Моск­вы в Пе­тер­бург пе­ре­би­ра­ет­ся зна­ме­ни­тый кри­тик В.Г. Бе­лин­ский (рис. 3),

В.Г. Бе­лин­ский

Рис. 3. В.Г. Бе­лин­ский

ко­то­рый ста­но­вит­ся глав­ным идей­ным вдох­но­ви­те­лем и во­ждем этого круж­ка мо­ло­дых пи­са­те­лей, ко­то­рые, в свою оче­редь, по­рож­да­ют новое ли­те­ра­тур­ное на­прав­ле­ние.

На­зва­ние этого на­прав­ле­ния опре­де­ли­лось не сразу, хотя мы его знаем как на­ту­раль­ную школу. Хотя есть и дру­гие на­зва­ния: на­ту­раль­ное на­прав­ле­ние в ли­те­ра­ту­ре, го­го­лев­ская школа, го­го­лев­ское на­прав­ле­ние в ли­те­ра­ту­ре. При этом име­лось в виду, что учи­те­лем и непре­ре­ка­е­мым ав­то­ри­те­том для этих мо­ло­дых пи­са­те­лей был Н.В. Го­голь (рис. 4),

Н.В. Го­голь

Рис. 4. Н.В. Го­голь

ко­то­рый в этот пе­ри­од почти ни­че­го не пишет, на­хо­дит­ся за гра­ни­цей, но он автор ве­ли­ких, об­ла­да­ю­щих огром­ным ав­то­ри­те­том, про­из­ве­де­ний: Пе­тер­бург­ские по­ве­сти, сбор­ник «Мир­го­род», пер­вый том «Мерт­вых душ».

От­ку­да же воз­ни­ка­ет сама идея изоб­ра­жать об­ще­ство во всех его де­та­лях? Имен­но такая идея, про­па­ган­ди­ру­е­мая Бе­лин­ским и под­дер­жан­ная мо­ло­дым кру­гом пи­са­те­лей (Некра­сов (рис. 5),

Н.А. Некра­сов

Рис. 5. Н.А. Некра­сов

Тур­ге­нев (рис. 6),

 И.С. Тур­ге­нев

Рис. 6. И.С. Тур­ге­нев

До­сто­ев­ский (рис. 7),

Ф.М. До­сто­ев­ский

Рис. 7. Ф.М. До­сто­ев­ский

Гри­го­ро­вич (рис. 8),

Д.В. Гри­го­ро­вич

Рис. 8. Д.В. Гри­го­ро­вич

Дру­жи­нин (рис. 9),

А.В. Дру­жи­нин

Рис. 9. А.В. Дру­жи­нин

Даль (рис. 10)

В.И. Даль

Рис. 10. В.И. Даль

и др.). Необы­чай­но важ­ным для этого круж­ка мо­ло­дых пи­са­те­лей ста­но­вит­ся среда, ко­то­рая по­ни­ма­ет­ся очень ши­ро­ко: и как непо­сред­ствен­ное окру­же­ние че­ло­ве­ка, и как эпоха, и как об­ще­ствен­ный ор­га­низм в целом. Так от­ку­да воз­ник­ла идея изоб­ра­жать об­ще­ствен­ный ор­га­низм во всех его до­сто­ин­ствах и недо­стат­ках? Идея эта при­ш­ла с За­па­да: во Фран­ции и Ан­глии в 1830-х – на­ча­ле 1840-х гг. та­ко­го рода про­из­ве­де­ния по­яв­ля­лись в мас­со­вом по­ряд­ке. А по­ро­ди­ло эту идею яв­ле­ние вне­ли­те­ра­тур­ное. При­чи­на этому – огром­ные, очень важ­ные от­кры­тия, ко­то­рые были со­вер­ше­ны в 1820–30-е гг. в об­ла­сти есте­ствен­ных наук. К тому вре­ме­ни несколь­ко ослаб цер­ков­ный за­прет на ана­то­ми­ро­ва­ние, воз­ник­ли ана­то­ми­че­ские те­ат­ры, и было узна­но необы­чай­но много об ана­то­мии и фи­зио­ло­гии че­ло­ве­ка.

Со­от­вет­ствен­но, если в таких де­та­лях был узнан ор­га­низм че­ло­ве­ка, то по­яви­лась воз­мож­ность ле­чить мно­гие до того вре­ме­ни неиз­ле­чи­мые бо­лез­ни. Но про­ис­хо­дит лю­бо­пыт­ный пе­ре­нос с ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка на ор­га­низм об­ще­ства. И воз­ни­ка­ет идея: если изу­чить об­ще­ствен­ный ор­га­низм во всех его де­та­лях, то воз­мож­но будет устра­нить кри­ча­щие про­ти­во­ре­чия и из­ле­чить со­ци­аль­ные бо­лез­ни об­ще­ства. По­яв­ля­ет­ся масса так на­зы­ва­е­мых фи­зио­ло­гий, рас­ска­зы­ва­ю­щих о со­ци­аль­ных груп­пах, о пред­ста­ви­те­лей от­дель­ных про­фес­сий, о со­ци­аль­ных типах, часто встре­ча­ю­щих­ся в об­ще­стве. Та­ко­го рода ли­те­ра­ту­ра вы­хо­дит часто ано­ним­но и по­хо­дит на жур­на­лист­ские рас­сле­до­ва­ния. Вот, на­при­мер, про­из­ве­де­ния, вы­шед­шие во Фран­ции: «Фи­зио­ло­гия Па­ри­жа», «Фи­зио­ло­гия Гри­зет­ки», «Фи­зио­ло­гия же­на­то­го муж­чи­ны», при­чем речь в нем идет от­нюдь не о его ин­тим­ной жизни, а о том, как он про­во­дит день, как об­ща­ет­ся с близ­ки­ми. Фи­зио­ло­гия ла­воч­ни­ка, фи­зио­ло­гия про­дав­ца или про­дав­щи­цы, фи­зио­ло­гия ак­три­сы. Были даже фи­зио­ло­гии, по­свя­щен­ные пред­ме­там: фи­зио­ло­гия зон­ти­ка, фи­зио­ло­гия шляпы или фи­зио­ло­гия ом­ни­бу­са. В этом жанре на­чи­нал ра­бо­тать Баль­зак во Фран­ции (рис. 11),

Оноре де Баль­зак

Рис. 11. Оноре де Баль­зак

Дик­кенс в Ан­глии (рис. 12),

Ч. Дик­кенс

Рис. 12. Ч. Дик­кенс

ко­то­рый по­свя­тил много вре­ме­ни ис­сле­до­ва­нию об­ще­ствен­ных язв. И эта идея при­хо­дит в Рос­сию – изу­чать небла­го­по­луч­ную среду – такую за­да­чу ста­вят перед собой мо­ло­дые пи­са­те­ли под ру­ко­вод­ством Бе­лин­ско­го. Вско­ре по­яв­ля­ет­ся пер­вое про­из­ве­де­ние, пер­вый кол­лек­тив­ный сбор­ник, ко­то­рый яв­ля­ет­ся ма­ни­фе­стом этого рож­да­ю­ще­го­ся на­прав­ле­ния. Это «Фи­зио­ло­гия Пе­тер­бур­га» (рис. 13).

Ти­туль­ный лист из­да­ния «Фи­зио­ло­гия Пе­тер­бур­га» (1845)

Рис. 13. Ти­туль­ный лист из­да­ния «Фи­зио­ло­гия Пе­тер­бур­га» (1845)

Здесь и ста­тьи Бе­лин­ско­го: «Пе­тер­бург и Москва», «Алек­сандрин­ский театр», «Пе­тер­бург­ская ли­те­ра­ту­ра»; и очерк Даля «Пе­тер­бург­ский двор­ник», ко­то­рый вышел под псев­до­ни­мом Казак Лу­ган­ский; и «Пе­тер­бург­ские углы», от­ры­вок из нена­пи­сан­но­го Некра­со­вым ро­ма­на «Жизнь и по­хож­де­ния Ти­хо­на Трост­ни­ко­ва». Таким об­ра­зом, фор­ми­ру­ет­ся на­прав­ле­ние. Лю­бо­пыт­но то, что на­зва­ние этому на­прав­ле­нию – «на­ту­раль­ная школа» – дал его идей­ный враг – Ф.В. Бул­га­рин (рис. 14),

Ф.В. Бул­га­рин

Рис. 14. Ф.В. Бул­га­рин

ко­то­рый также яв­лял­ся и вра­гом Пуш­ки­на, и про­тив­ни­ком Го­го­ля. Бул­га­рин в своих ста­тьях бес­по­щад­но осуж­дал пред­ста­ви­те­лей но­во­го по­ко­ле­ния, го­во­рил о низ­мен­ном, гряз­ном ин­те­ре­се к непри­гляд­ным де­та­лям об­ще­ствен­но­го бытия, на­зы­вал гряз­ным на­ту­ра­лиз­мом то, что мо­ло­дые пи­са­те­ли пы­та­лись сде­лать. Бе­лин­ский под­хва­тил это слово и сде­лал его де­ви­зом всего на­прав­ле­ния. Таким об­ра­зом, на­зва­ние школы, груп­пы мо­ло­дых ли­те­ра­то­ров и того, что они де­ла­ли, по­сте­пен­но усто­я­лось.

 

2. Первый этап натуральной школы

На­ту­раль­ная школа как яв­ле­ние раз­ви­ва­лась до­ста­точ­но быст­ро, и обыч­но го­во­рят о трех эта­пах, или на­прав­ле­ни­ях, этой школы. Пер­вое на­прав­ле­ние – очер­ко­вое. То, что де­ла­ли мо­ло­дые пи­са­те­ли, может на­пом­нить жур­на­лист­ское рас­сле­до­ва­ние. На­при­мер, Гри­го­ро­вич за­ин­те­ре­со­вал­ся обы­ден­ным яв­ле­ни­ем, ко­то­рое ему по­ка­за­лось за­га­доч­ным, – пе­тер­бург­ские шар­ман­щи­ки. Все слы­шат их звуки, но от­ку­да они бе­рут­ся и куда де­ва­ют­ся, где они сто­лу­ют, но­чу­ют, на что они на­де­ют­ся? И Гри­го­ро­вич в бук­валь­ном смыс­ле пред­при­ни­ма­ет жур­на­лист­ское рас­сле­до­ва­ние. Он оде­ва­ет­ся по­теп­лее и по­про­ще и от­прав­ля­ет­ся бро­дить с шар­ман­щи­ка­ми. Таким об­ра­зом он про­вел около двух недель и вы­яс­нил всё. Ре­зуль­та­том этого рас­сле­до­ва­ния явил­ся очерк «Пе­тер­бург­ские шар­ман­щи­ки», ко­то­рый тоже был опуб­ли­ко­ван в «Фи­зио­ло­гии Пе­тер­бур­га». В. Даль за­ин­те­ре­со­вал­ся ко­ло­рит­ным, ин­те­рес­ным об­ра­зом пе­тер­бург­ско­го двор­ни­ка. С боль­шим ин­те­ре­сом опи­сы­ва­ет он в од­но­имен­ном про­из­ве­де­нии и внеш­ность этого со­ци­аль­но­го ти­па­жа, и об­ста­нов­ку его ка­мор­ки и не чуж­да­ет­ся даже самых непри­гляд­ных де­та­лей. На­при­мер, Даль го­во­рит о том, что у двор­ни­ка было по­ло­тен­це, но со­ба­ки, часто за­бе­гав­шие в ка­мор­ку, по­ми­нут­но при­ни­ма­ли это по­ло­тен­це за съе­доб­ный пред­мет, столь гряз­ным и за­са­лен­ным оно было. Еще более ярко и вы­зы­ва­ю­ще про­зву­чал от­ры­вок из ро­ма­на Некра­со­ва «Пе­тер­бург­ские углы». На­чи­на­ет­ся он с вполне жур­на­лист­ско­го опи­са­ния такое пе­тер­бург­ско­го яв­ле­ния, как тре­тий двор. «Зна­е­те ли вы, что такое тре­тий двор?» – спра­ши­ва­ет автор. Го­во­рит­ся о том, что пер­вые дворы со­хра­ня­ют бла­го­при­стой­ность и па­рад­ный вид. Затем, если прой­ти под арку, объ­явит­ся вто­рой двор. Он на­хо­дит­ся в тени, там гряз­но­ва­то, непри­гляд­но, но если при­гля­деть­ся по­вни­ма­тель­нее, то можно уви­деть низ­кую арку, ко­то­рая на­по­ми­на­ет со­ба­чий лаз. И если про­тис­нуть­ся туда, то пред­ста­нет во всей красе тре­тий двор. Туда ни­ко­гда не по­па­да­ет солн­це, эти дворы укра­ше­ны страш­ной зло­вон­ной лужей. Имен­но таким путем идет мо­ло­дой герой Некра­со­ва и пы­та­ет­ся найти себе место в ноч­леж­ке. С тре­во­гой и тре­пе­том гля­дит он на эту огром­ную лужу, ко­то­рая пол­но­стью пе­ре­кры­ва­ет вход в ноч­леж­ку. Вход в ноч­леж­ку вы­гля­дит как зло­вон­ная дыра. Герой ощу­ща­ет, что не смо­жет прой­ти в ноч­леж­ку, ми­но­вав эту лужу, над ко­то­рой роями ле­та­ют зе­ле­ные мухи и ко­то­рая кишит бе­лы­ми чер­вя­ка­ми. Есте­ствен­но, что такие де­та­ли пре­жде не могли слу­жить пред­ме­том рас­смот­ре­ния для ли­те­ра­ту­ры. Пи­са­те­ли но­во­го по­ко­ле­ния дей­ству­ют бес­страш­но: они сами ис­сле­ду­ют жизнь и предъ­яв­ля­ют чи­та­те­лю ре­зуль­та­ты сво­е­го ис­сле­до­ва­ния. Но по­че­му мы го­во­рим имен­но о жур­на­лист­ском рас­сле­до­ва­нии, по­че­му мы на­зы­ва­ем это на­прав­ле­ние очер­ко­вым? По­то­му что здесь нет, как пра­ви­ло, ка­ко­го-то ху­до­же­ствен­но­го сю­же­та, лич­но­сти ге­ро­ев со­вер­шен­но не ин­те­ре­су­ют пи­са­те­ля или они пе­ре­хо­дят на вто­рой план. Важна имен­но на­ту­ра. Де­ви­зом этого на­прав­ле­ния можно из­брать такую фразу: «Та­ко­ва жизнь. Вот смот­ри, чи­та­тель, может, ты уди­вишь­ся, может быть, ужас­нешь­ся, но жизнь имен­но та­ко­ва. Необ­хо­ди­мо знать об­ще­ствен­ный ор­га­низм». При этом можно от­ме­тить некую ме­ха­ни­стич­ность под­хо­да, ха­рак­тер­ную и для за­пад­ных пи­са­те­лей, и для мо­ло­дых рос­сий­ских. Об­ще­ство пред­став­ля­лось ими как некий ор­га­низм, срод­ни че­ло­ве­че­ско­му. Вот, ска­жем, во фран­цуз­ских фи­зио­ло­ги­ях пред­по­ла­га­лось, что у та­ко­го ор­га­низ­ма есть лег­кие, кро­ве­нос­ная, пи­ще­ва­ри­тель­ная и даже вы­де­ли­тель­ная си­сте­ма. Лег­ки­ми, на­при­мер, объ­яв­ля­лись мно­го­чис­лен­ные сады и го­род­ские парки; кро­ве­нос­ная си­сте­ма пред­став­ля­лась в виде фи­нан­со­вой си­сте­мы, ко­то­рая омы­ва­ет все части этого ор­га­низ­ма; пи­ще­ва­ре­ние срав­ни­ва­лось ими с рын­ком, ко­то­рый в Па­ри­же на­зы­вал­ся «Чрево Па­ри­жа»; со­от­вет­ствен­но, вы­де­ли­тель­ная си­сте­ма – это ка­на­ли­за­ция. В Па­ри­же мо­ло­дые пи­са­те­ли от­ва­жи­ва­лись ла­зить в па­риж­скую кло­аку и про­из­во­дить там вся­ко­го рода изыс­ка­ния. Точно так же и пи­са­те­ли в Пе­тер­бур­ге от­ва­жи­ва­лись на самые рис­ко­ван­ные экс­пе­ди­ции, чтобы узнать все мель­чай­шие де­та­ли и изъ­я­ны об­ще­ствен­но­го ор­га­низ­ма. Опре­де­лен­ное вли­я­ние на очер­ко­вую прозу на­ча­ла 1840-х ока­за­ло и от­кры­тие Да­ге­ром (рис. 15)

Л. Ж. М. Дагер

Рис. 15. Л. Ж. М. Дагер

фо­то­гра­фии в 1839 году. Его име­нем был на­зван пер­вый спо­соб фо­то­гра­фи­ро­ва­ния: да­гер­ро­тип.

Да­гер­ро­тип – это сни­мок, сде­лан­ный по спо­со­бу да­гер­ро­ти­пии.

Да­гер­ро­ти­пия – это спо­соб непо­сред­ствен­но­го по­лу­че­ния при съём­ке по­зи­тив­но­го изоб­ра­же­ния.

Очер­ко­вый метод ино­гда в Рос­сии на­зы­ва­ли да­гер­ро­тип­ным, т. е. это метод как бы пря­мо­го фо­то­гра­фи­ро­ва­ния бытия. Де­ла­ет­ся мо­мен­таль­ный сни­мок жизни, а даль­ше дело чи­та­те­ля, как к этому от­но­сить­ся. Глав­ная цель – по­зна­ва­тель­ная.

Но, ра­зу­ме­ет­ся, ху­до­же­ствен­ная ли­те­ра­ту­ра не стоит на месте, и без от­но­ше­ния ав­то­ра до­ста­точ­но труд­но было предъ­яв­лять все новые изъ­я­ны дей­стви­тель­но­сти. Автор дол­жен был вы­ра­зить свое внут­рен­нее от­но­ше­ние к про­ис­хо­дя­ще­му, этого ждали и чи­та­те­ли.

 3. Второй этап натуральной школы

По­это­му до­ста­точ­но быст­ро по­яв­ля­ет­ся новое на­прав­ле­ние, или сле­ду­ю­щий этап в раз­ви­тии на­ту­раль­ной школы, – сен­ти­мен­таль­но-на­ту­раль­ное (1846). Новым де­ви­зом на­прав­ле­ния ста­но­вит­ся во­прос: «И это жизнь? Та­ко­ва ли долж­на быть жизнь?» В 1846 году вы­хо­дит сле­ду­ю­щее зна­ко­вое из­да­ние: «Пе­тер­бург­ский сбор­ник».

Ти­туль­ный лист из­да­ния «Пе­тер­бург­ский сбор­ник» (1846)

Рис. 16. Ти­туль­ный лист из­да­ния «Пе­тер­бург­ский сбор­ник» (1846)

Са­мы­ми глав­ны­ми про­из­ве­де­ни­я­ми для пи­са­те­лей этого на­прав­ле­ния яв­ля­ют­ся зна­ме­ни­тая «Ши­нель» Го­го­ля и «Стан­ци­он­ный смот­ри­тель» Пуш­ки­на. Вот те об­раз­цы, с ко­то­ры­ми хо­те­лось срав­нять­ся, но это по­лу­ча­лось да­ле­ко не у всех. Мо­ло­дые пи­са­те­ли стре­ми­лись изоб­ра­зить жизнь ма­лень­ко­го, несчаст­но­го, угне­та­е­мо­го че­ло­ве­ка. Как пра­ви­ло, это был пе­тер­бург­ский чи­нов­ник. По­сте­пен­но воз­ник­ли и об­ра­зы кре­стьян (по­весть Гри­го­ро­ви­ча «Антон Го­ре­мы­ка», где на несчаст­но­го кре­стья­ни­на, как шишки на бед­но­го Ма­ка­ра, сып­лют­ся го­ре­сти со всех сто­рон). Но мо­ло­дым пи­са­те­лям ка­за­лось, что Го­голь в своей «Ши­не­ли» несколь­ко жест­ко и не со­всем гу­ман­но от­нес­ся к Ака­кию Ака­ки­е­ви­чу Баш­мач­ки­ну. Мы видим целый ряд несча­стий, ко­то­рые пре­сле­ду­ют го­го­лев­ско­го героя, но мы не видим, как от­но­сит­ся герой к миру, к жизни, не видим его мыс­лей, мы не при­сут­ству­ем внут­ри души этого пер­со­на­жа. Мо­ло­дым пи­са­те­лям хо­те­лось этот образ как-то смяг­чить и «степ­лить». И воз­ни­ка­ет целая серия про­из­ве­де­ний, в ко­то­рых так же стра­да­ет и му­ча­ет­ся в огром­ном, хо­лод­ном, бес­че­ло­веч­ном го­ро­де ма­лень­кий чи­нов­ник, но у него по­яв­ля­ют­ся при­вя­зан­но­сти, ска­жем, к жене, к до­че­ри, к со­ба­ке. Таким об­ра­зом мо­ло­дые пи­са­те­ли хо­те­ли уси­лить гу­ма­ни­сти­че­скую сто­ро­ну по­вест­во­ва­ния. Но на прак­ти­ке по­лу­ча­лось, что вы­со­ты го­го­лев­ской они до­стиг­нуть не могли. Ведь для Го­го­ля не то важно, что чув­ству­ет его герой, а то, что он че­ло­век, он наш брат и имеет право на тепло, на уча­сток, где его никто не тро­нет. У Ака­кия Ака­ки­е­ви­ча такой ниши не ока­зы­ва­ет­ся – он по­ги­ба­ет от хо­ло­да, от рав­но­ду­шия окру­жа­ю­ще­го мира. Вот го­го­лев­ская идея, а в мно­го­чис­лен­ных очер­ках и рас­ска­зах сен­ти­мен­таль­но-на­ту­раль­но­го на­прав­ле­ния все вы­гля­дит несколь­ко проще и при­ми­тив­нее.

Огром­ным ис­клю­че­ни­ем на этом фоне яв­ля­ет­ся по­весть Ф.М. До­сто­ев­ско­го «Бед­ные люди», опуб­ли­ко­ван­ная в «Пе­тер­бург­ском сбор­ни­ке». Во мно­гом бла­го­да­ря этой по­ве­сти сбор­ник по­лу­чил огром­ную из­вест­ность и был издан неве­ро­ят­ным по тем вре­ме­нам ти­ра­жом в 5 000 эк­зем­пля­ров, ко­то­рый разо­шел­ся очень быст­ро. Так вот герой по­ве­сти «Бед­ные люди» Макар Де­вуш­кин – мел­кий чи­нов­ник. Он нищ, бес­при­ютен, он сни­ма­ет не ком­на­ту, а угол в кухне, где чад, вонь, где его бес­по­ко­ят вопли го­стей. Ка­за­лось бы, мы долж­ны ис­пы­ты­вать к нему толь­ко жа­лость. Но До­сто­ев­ский ста­вит во­прос со­вер­шен­но по-дру­го­му: его ма­лень­кие люди, без­услов­но, бедны, но бедны в от­сут­ствии денег, а ду­шев­но и ду­хов­но эти люди бо­га­тые. Они спо­соб­ны на вы­со­кое са­мо­по­жерт­во­ва­ние: они го­то­вы от­дать по­след­нее, не за­ду­мы­ва­ясь. Они спо­соб­ны к са­мо­раз­ви­тию: они чи­та­ют книги, за­ду­мы­ва­ют­ся над судь­бой ге­ро­ев Го­го­ля и Пуш­ки­на. Они спо­соб­ны пи­сать друг другу пре­крас­ные пись­ма, ведь эта по­весть в пись­мах: пись­ма пишет Ва­рень­ка Доб­ро­сё­ло­ва, а от­ве­ча­ет ей Макар Де­вуш­кин. Таким об­ра­зом, До­сто­ев­ский в ка­ком-то смыс­ле сразу пе­ре­шаг­нул через до­ста­точ­но узкие рамки сен­ти­мен­таль­но-на­ту­раль­но­го на­прав­ле­ния. Не про­сто со­чув­ствие к ге­ро­ям вы­зы­ва­ет его по­весть, но глу­бо­кое к ним ува­же­ние. А ду­хов­но бед­ны­ми ока­зы­ва­ют­ся в этой по­ве­сти силь­ные мира сего.

 4. Третий этап натуральной школы

Таким об­ра­зом, пер­вые два на­прав­ле­ния про­яви­лись до­ста­точ­но быст­ро, и вслед за ними про­яв­ля­ет­ся и тре­тье на­прав­ле­ние, или тре­тий этап раз­ви­тия на­ту­раль­ной школы. Во­прос среды по-преж­не­му важен для пи­са­те­ля, но те­перь по­яв­ля­ет­ся идея ярче осве­тить са­мо­го героя. Тре­тий уро­вень – это уро­вень боль­шой по­ве­сти, или ро­ма­на. И вот здесь рус­ская ли­те­ра­ту­ра со­вер­ша­ет от­кры­тие ми­ро­во­го клас­са: вве­де­ние в го­го­лев­скую среду героя оне­гин­ско-пе­чо­рин­ско­го типа. Го­го­лев­ская среда – это та среда, ко­то­рая щедро и ярко изоб­ра­же­на в про­из­ве­де­ни­ях Го­го­ля. И вот в такую серую, без­на­деж­ную среду вво­дит­ся герой яркий, об­ра­зо­ван­ный, умный, со­хра­нив­ший ру­ди­мен­ты со­ве­сти. Т.е. герой, по­хо­жий на Оне­ги­на или на Пе­чо­ри­на. При таком со­еди­не­нии воз­ник­нет сле­ду­ю­щее: среда будет му­чить, да­вить героя. А даль­ше сюжет может пойти по двум на­прав­ле­ни­ям. Пер­вое на­прав­ле­ние. Герой дер­жит­ся стой­ко и не усту­па­ет среде ни в чем, а среда – это судь­ба, жизнь, ко­то­рая да­ет­ся че­ло­ве­ку толь­ко один раз. Герой от­ка­зы­ва­ет­ся иметь дело с пош­ля­ка­ми, слу­жить в де­пар­та­мен­те, где за­ни­ма­ют­ся бес­смыс­лен­ны­ми и пош­лы­ми де­ла­ми, он хочет про­явить себя как-то, но си­ту­а­ция та­ко­ва, что про­явить себя герой не может. И в ка­кой-то мо­мент герой может прий­ти к вы­во­ду, что жизнь про­шла даром, он ни­че­го не сумел со­вер­шить, он не сумел по­бе­дить среду, хотя и остал­ся верен своим убеж­де­ни­ям и иде­а­лам. Он пре­вра­ща­ет­ся в умную ненуж­ность. И горь­ко герою осо­зна­вать такой финал соб­ствен­ной жизни. Всё это яв­ля­ет­ся про­бле­ма­ти­кой ро­ма­на А.И. Гер­це­на «Кто ви­но­ват?» (рис. 17)

Об­лож­ка из­да­ния ро­ма­на «Кто ви­но­ват?»

Рис. 17. Об­лож­ка из­да­ния ро­ма­на «Кто ви­но­ват?»

Вто­рое на­прав­ле­ние. Герой ощу­ща­ет пол­ную бес­пер­спек­тив­ность и без­на­деж­ность сле­до­вать своим чи­стым юно­ше­ским иде­а­лам. Все-та­ки жизнь силь­нее, и ему при­хо­дит­ся усту­пить, при­ми­рить­ся. Герою ка­жет­ся, что он со­хра­ня­ет вер­ность себе, но среда на­сту­па­ет неумо­ли­мо и в ка­кой-то мо­мент по­дав­ля­ет героя на­столь­ко, что он ис­че­за­ет как лич­ность, он пре­вра­тил­ся в та­ко­го же пош­ля­ка, как и окру­жа­ю­щие. Ино­гда герой по­ни­ма­ет это, а ино­гда даже не в силах осо­знать страш­ную транс­фор­ма­цию, с ним про­изо­шед­шую. Это про­бле­ма­ти­ка ро­ма­на И.А. Гон­ча­ро­ва «Обык­но­вен­ная ис­то­рия» (рис. 18).

Об­лож­ка из­да­ния ро­ма­на «Обык­но­вен­ная ис­то­рия»

Рис. 18. Об­лож­ка из­да­ния ро­ма­на «Обык­но­вен­ная ис­то­рия»

 5. Подведение итогов

Оба эти ро­ма­на вы­хо­дят в 1847 году и зна­ме­ну­ют на­ча­ло тре­тье­го этапа на­ту­раль­ной школы.

Но мы го­во­рим о на­ту­раль­ной школе при­ме­ни­тель­но к 1840-м годам. А в конце 40-х про­ис­хо­дит целый ряд со­бы­тий: уми­ра­ет Бе­лин­ский, ока­зы­ва­ет­ся под аре­стом и при­го­во­рен­ным к казни, но затем со­слан­ным в да­ле­кий Ом­ский острог До­сто­ев­ский. И по­лу­ча­ет­ся так, что пи­са­те­ли идут те­перь своим путем и наи­бо­лее круп­ные клас­си­ки уже сами себе со­зда­ют опре­де­лен­ное на­прав­ле­ние. По­это­му мы го­во­рим, что пора уче­ни­че­ства, об­ще­го труда и вы­ра­бот­ки идео­ло­гии при­хо­дит­ся имен­но на 40-е годы XIX века.

Вопросы к конспектам

Со­ставь­те таб­ли­цу ос­нов­ных эта­пов раз­ви­тия на­ту­раль­ной школы.

Со­ставь­те срав­ни­тель­ную ха­рак­те­ри­сти­ку ли­те­ра­ту­ры ро­ман­ти­че­ской и на­ту­ра­ли­сти­че­ской на ос­но­ве крат­ко­го ана­ли­за наи­бо­лее зна­чи­мых про­из­ве­де­ний этих двух пе­ри­о­дов.

* На­пи­ши­те со­чи­не­ние-раз­мыш­ле­ние на тему «Идей­ное про­ти­во­сто­я­ние Бул­га­ри­на и Бе­лин­ско­го».

Последнее изменение: Четверг, 22 Июнь 2017, 22:18