Исторические особенности формирования фольклора. Зарождение и развитие литературы

 1. Приветствие, напоминая о пройденном

Мы рас­смат­ри­ва­ли по­ня­тие «ли­те­ра­ту­ра» и вы­яс­ни­ли, что это по­ня­тие до­воль­но слож­ное, раз­ви­ва­ю­щи­е­ся. Ли­те­ра­ту­рой мы до­го­во­ри­лись счи­тать ре­че­вое оформ­ле­ние вза­и­мо­дей­ствия в пись­мен­ном или в уст­ном виде. На этом за­ня­тие мы рас­смот­рим пре­иму­ще­ствен­но уст­ную форму вза­и­мо­дей­ствия людей, ко­то­рую на­зы­ва­ют фольк­лор.

фольклор

Рис. 1.

 2. Возникновение фольклора

В от­ли­чие от слова ли­те­ра­ту­ра, ко­то­рое по­яви­лось от­но­си­тель­но недав­но в раз­ных язы­ках, в раз­ных стра­нах, слово фольк­лор воз­ник­ло во всём мире сразу и очень проч­но за­кре­пи­лось в сло­во­упо­треб­ле­нии. В 1846 году ан­глий­ский учё­ный Ви­льям Том­сон в учё­ной ста­тье упо­тре­бил это слово, ко­то­рое мгно­вен­но рас­про­стра­ни­лось по миру в те­че­ние 10-20 лет. И было это по­ня­тие уза­ко­не­но, при­чём фор­маль­но, и среди учё­ных об­ществ, и среди ав­то­ров сло­ва­рей, ко­то­рые вклю­чи­ли это слово сразу во все языки мира.

 

3. Объяснение быстрого распространения фольклора

По­че­му так про­изо­шло? По­че­му слово фольк­лор, ко­то­рое отоб­ра­жа­ет и не такую важ­ную часть в нашей жизни, так быст­ро за­во­е­ва­ло весь мир? Тут нет ни­ка­ко­го сек­ре­та. Дело в том, что в се­ре­дине XIX века было общее увле­че­ние на­род­ни­че­ством, а в раз­ных стра­нах оно на­зы­ва­лось по-раз­но­му, но всюду это увле­че­ние при­во­ди­ло к тому, что ис­сле­до­ва­те­ли та­ко­го твор­че­ства счи­та­ли себя са­мы­ми вы­да­ю­щи­ми­ся, са­мы­ми по­сле­до­ва­тель­ны­ми и пе­ре­до­вы­ми бор­ца­ми за самые идеи этого вре­ме­ни. Дело в том, что слово «народ», в то время, стали по­ни­мать со­вер­шен­но спе­ци­фи­че­ским об­ра­зом, осо­бен­но это ка­са­ет­ся Рос­сии. Сло­вом «народ» на­зы­ва­ли глав­ным об­ра­зом кре­стьян и кре­стья­нам, как на­ро­ду, про­ти­во­по­став­ля­лись их по­ме­щи­ки, люди того же языка, в ос­нов­ном той же куль­ту­ры, той же веры, той же ре­ли­гии, ко­то­рые ис­пы­ты­ва­ли неко­то­рое чув­ство вины перед сво­и­ми кре­стья­на­ми. Рос­сия шла к сво­бо­де от кре­пост­но­го права, Ев­ро­па этот путь про­шла чуть рань­ше.

Фольк­лор Се­ве­ра

Рис. 2. Фольк­лор Се­ве­ра

 4. Изменение смысла понятия «народ»

Но, тем не менее, чув­ство вины перед на­ро­дом и по­пыт­ка ис­ку­пить эту вину перед кре­стья­на­ми вни­ма­ни­ем к их кре­стьян­ской куль­ту­ре очень долго и очень силь­но дей­ство­ва­ло на несколь­ко по­ко­ле­ний и в Ев­ро­пе, и в Рос­сии. Од­на­ко слово «народ» в со­вре­мен­ном языке по­сте­пен­но ме­ня­ет­ся. Кре­стьян­ство, как огром­ное, по­дав­ля­ю­щая масса на­се­ле­ния пе­ре­ста­ла су­ще­ство­вать прак­ти­че­ски во всём мире.

 5. Главная особенность фольклора

Кроме кре­стьян по­яви­лись ре­мес­лен­ни­ки, рас­про­стра­ни­лось и ме­щан­ство, а в со­вре­мен­ном мире вот того чи­сто­го на­ро­да, ко­то­рый отож­деств­ля­ет­ся с кре­стьян­ством, боль­ше не су­ще­ству­ет во­об­ще. И это до­ста­точ­но быст­ро по­чув­ство­ва­ли самые чут­кие рус­ские пи­са­те­ли. Уже в конце XIX века А.П. Чехов воз­ра­жал на­род­ни­кам того вре­ме­ни, ко­то­рые бо­ро­лись за на­род­ное дело, и писал он так: «Все мы народ и то луч­шее из того, что мы де­ла­ем, есть дело на­род­ное». Рас­про­стра­не­ние фольк­ло­ра, как науки, как сферы изу­че­ния на­род­ной жизни, про­дол­жа­ет­ся изу­чать­ся на про­тя­же­нии по­лу­то­ра веков. За это время слово «фольк­лор», как опре­де­ле­ние уст­но­го на­род­но­го твор­че­ства, немно­го пе­ре­осмыс­ля­лось. Мы всё чаще и чаще го­во­рим о том, что фольк­лор су­ще­ству­ет у раз­ных групп на­се­ле­ния, как го­во­рят учё­ные, у раз­ных со­ци­аль­ных слоёв. Есть фольк­лор кре­стьян­ский, есть фольк­лор ра­бо­чих, есть фольк­лор дет­ский, есть фольк­лор жен­ский, а есть и про­фес­си­о­наль­ный. То есть, в уст­ных про­из­ве­де­ни­ях нет ав­то­ра и это их глав­ное свой­ство.

Ли­те­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние все­гда на­пи­са­но кем-то, у него есть автор. Про­из­ве­де­ния на­род­но­го твор­че­ства не под­пи­са­ны и не могут быть под­пи­сан­ны­ми на том ос­но­ва­нии, что ав­то­ра у них нет – ав­то­ры и все, и никто.  При­ме­ни­тель­но к пес­ням, сказ­кам, бы­ли­нам, по­сло­ви­цам, по­го­вор­кам, анек­до­там фольк­лор оста­ёт­ся аб­со­лют­но живим и ре­аль­но су­ще­ству­ю­щим для нас яв­ле­ни­ем.

 6. «Ревизор» Н. В. Гоголя как пример взаимодействия литературы и фольклора

По­ка­зать вза­и­мо­дей­ствие фольк­ло­ра и ли­те­ра­ту­ры можно на любом при­ме­ре. На при­ме­ре анек­до­та, ко­то­рый ста­но­вит­ся самой зна­ме­ни­той ко­ме­ди­ей Го­го­ля – «Ре­ви­зор».  Анек­до­та, якобы по­да­рен­ным Пуш­ки­ным, или под­слу­шан­но­го, или про­чи­тан­но­го в ка­ком-то жур­на­ле, но тем не менее, Го­голь сам рас­ска­зы­вал этот анек­дот, более того, он разыг­ры­вал ис­то­рию ре­ви­зо­ра, изоб­ра­жая себя им, когда про­ез­жал по ка­ким-то на­доб­но­стям через ма­лень­кие рос­сий­ские го­ро­да, он играл важ­но­го чи­нов­ни­ка и видел ре­ак­цию мест­ных го­род­ни­чих, мест­ных чи­нов­ни­ков.

Н. В. Го­голь «Ре­ви­зор»

Рис. 3. Н. В. Го­голь «Ре­ви­зор»

В сущ­но­сти, он таким об­ра­зом не толь­ко играл, но и со­би­рал ма­те­ри­ал для своей ко­ме­дии. Прак­ти­че­ски то же самое про­ис­хо­дит в любом слу­чае, когда ка­кая-ни­будь ис­то­рия ста­но­вит­ся сю­же­том для круп­но­го ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния, а потом ис­то­рия круп­но­го ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния пре­вра­ща­ют­ся в ис­то­рии ка­ких-то мел­ких анек­до­тов.

 7. Графическое представление взаимодействия фольклора и литературы

Соб­ствен­но го­во­ря, тут нужно немно­го аб­стра­ги­ро­вать­ся от ре­аль­ных си­ту­а­ций и пред­ста­вить себе этот про­цесс в его це­лост­но­сти. Пред­ста­вить, как бы вы­гля­де­ло, если б ма­те­ма­ти­ки или фи­зи­ки хо­те­ли опи­сать вза­и­мо­дей­ствие ли­те­ра­ту­ры и фольк­ло­ра, то, ве­ро­ят­но, они б со­ста­ви­ли гра­фик, в ко­то­ром раз­ви­тие фольк­ло­ра было бы по­ка­за­но как одна непре­рыв­ная и до­ста­точ­но ров­ная линия, а раз­ви­тие ли­те­ра­ту­ры по­ка­зы­ва­лось бы скач­ко­об­раз­но, свя­зан­ное с раз­лич­ны­ми ис­то­ри­че­ски­ми со­бы­ти­я­ми, с раз­ны­ми об­сто­я­тель­ства­ми.

Вза­и­мо­дей­ствие ли­те­ра­ту­ры и фольк­ло­ра

Рис. 4. Вза­и­мо­дей­ствие ли­те­ра­ту­ры и фольк­ло­ра

Скач­ком в ли­те­ра­ту­ре яв­ля­ет­ся и зем­ле­тря­се­ние, и на­вод­не­ние, и пожар, и война. Ино­гда толч­ком к по­яв­ле­нию ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния, ко­то­рое все­гда рож­да­ет­ся на ос­но­ве фольк­ло­ра, дают ка­кие-то лич­ные об­сто­я­тель­ства жизни че­ло­ве­ка, ав­то­ра, или лич­ные об­сто­я­тель­ства жизни пер­со­на­жа, ко­то­ро­го автор вы­нуж­ден по­ста­вить в новые усло­вия. Героя ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния при­хо­дит­ся либо убить, либо же­нить. И это тоже, в сущ­но­сти, фольк­лор­ный мотив. Фольк­лор свя­зан с ос­нов­ны­ми мо­мен­та­ми жизни че­ло­ве­ка – это рож­де­ние и его смерть, это обряд воз­му­жа­ния, ко­то­рый учё­ные на­зы­ва­ют ини­ци­а­ци­ей – это обряд пре­вра­ще­ния юно­шей в муж­чи­ну-во­и­на, и сва­деб­ный обряд. В сущ­но­сти, во­круг этих че­ты­рёх со­бы­тий за­вя­за­ны все сю­же­ты и ми­ро­во­го фольк­ло­ра, и ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры. По­это­му о вза­и­мо­дей­ствии ли­те­ра­ту­ры и фольк­ло­ра можно го­во­рить все­гда на кон­крет­ных при­ме­рах, а можно и в общем. Если го­во­рить в общем, то можно себе пред­ста­вить, что ли­те­ра­ту­ра раз­ви­ва­ет­ся по со­вер­шен­но опре­де­лён­ным эта­пам. Она воз­ни­ка­ет ещё в те вре­ме­на, когда ни ли­те­ра­ту­ры, ни фольк­ло­ра нет, а есть общее пер­во­быт­ное син­кре­ти­че­ское дей­ствие, ко­то­рое со­вер­ша­ет пер­во­быт­ный че­ло­век у себя в пе­ще­ре, он и ри­су­ет, и поёт, и тан­цу­ет, и иг­ра­ет, он за­ни­ма­ет­ся и спор­том. И слово, ко­то­рое про­из­но­сит в этот мо­мент че­ло­век, оно не осо­зна­ёт­ся, как слово ис­кус­ствен­ное, оно вполне есте­ствен­ное.

 8. Этап рождения мифа

Сле­ду­ю­щий этап, ко­то­рый на­чи­на­ет­ся при­бли­зи­тель­но де­сять  тысяч лет назад, это этап рож­де­ния мифа. С ним свя­зан сле­ду­ю­щий тип ав­тор­ства, как ми­фи­че­ское ав­тор­ство – самое древ­нее, общее для всех ми­ро­вых куль­тур, яв­ле­ние. Все мифы всех на­ро­дов чрез­вы­чай­но по­хо­жи друг на друга, у них есть миф о со­тво­ре­нии мира и миф о все­мир­ном по­то­пе, у всех есть некое пред­став­ле­ние о конце света, когда непре­мен­но всё долж­но за­кон­чить­ся.

 9. Эпический этап авторства

Рас­смот­рим сле­ду­ю­щий этап – эпи­че­ский. Ещё выше уро­вень осо­зна­ния лич­но­сти че­ло­ве­ка, ещё более он при­бли­жа­ет­ся к тому, чтобы по­нять смысл слова, по­это­му на этом этапе автор уже рас­ска­зы­ва­ет о более или менее из­вест­ных ему ис­то­ри­че­ских со­бы­ти­ях, это ле­ген­да, ска­за­ние, позже ис­то­ри­че­ская по­весть, ко­то­рая су­ще­ству­ет в уст­ном виде. Автор не счи­та­ет, что он впра­ве по­ста­вить свою под­пись, не счи­та­ет, что он впра­ве на­звать своё имя. Да он, соб­ствен­но, и не по­ла­га­ет, что он автор, он всего лишь пе­ре­пис­чик либо чужой речи, ко­то­рую он услы­шал в уст­ном виде, либо пе­ре­пис­чик чужой пись­мен­ной речи, в ос­но­ве ко­то­рой был всё равно чей-то уст­ный рас­сказ.

 10. Скальдический тип авторства

Сле­ду­ю­щий тип ав­тор­ства – это скаль­ди­че­ский или ска­зи­тель­ский тип. Слово «скаль­ди­че­ский» про­изо­шло от ис­ланд­ских мифов, ко­то­рые со­чи­ня­ли скаль­ды. Сей­час также су­ще­ству­ют те ис­ланд­цы, ко­то­рые счи­та­ют себя про­фес­си­о­наль­ны­ми пев­ца­ми и они также не счи­та­ют нуж­ным на­зы­вать свои имена.  В чи­стом виде этот тип ав­тор­ства при­сут­ству­ет у тех но­си­те­лей фольк­ло­ра, ко­то­рые ещё недав­но с тру­дом на­хо­ди­ли в от­да­лён­ных сёлах, спе­ци­аль­но по­ехав­ши туда для ис­сле­до­ва­ний.

 11. Литературное авторство

И толь­ко самый по­след­ний, ис­то­ри­че­ски от нас очень неда­лё­кий мо­мент, около ты­ся­чи лет назад воз­ни­ка­ет ли­те­ра­тур­ное ав­тор­ство, когда автор ста­вит свою под­пись под тек­стом и про­из­но­сит текст от сво­е­го имени.

Легко за­ме­тить, что все эти этапы ста­нов­ле­ния ав­тор­ства про­хо­дит каж­дый ре­бё­нок в ходе сво­е­го раз­ви­тия. До года все дети при­над­ле­жат к пер­во­быт­ной син­кре­ти­че­ской куль­ту­ре, когда всё рож­да­ет­ся вме­сте. Ре­бё­нок пла­чет и сме­ёт­ся од­но­вре­мен­но, го­во­рит и что-то де­ла­ет, не со­зна­вая, не раз­ли­чая того, что с ним про­ис­хо­дит. С года до трёх мы можем на­блю­дать ми­фо­ло­ги­че­ское ав­тор­ство, когда у ре­бён­ка есть миф о папе и маме, о глав­ных дей­ству­ю­щих лицах этого мифа и о всех дру­гих людях, ко­то­рые яв­ля­ют­ся его пер­со­на­жа­ми. После трёх лет на­чи­на­ет­ся этап эпи­че­ско­го ав­тор­ства, когда ре­бё­нок с увле­че­ни­ем пе­ре­ска­зы­ва­ет ка­кие-то ис­то­рии, при­ду­мы­ва­ет их. За­кан­чи­ва­ет­ся это тем мо­мен­том, когда очень мно­гие дети на­чи­на­ют осо­зна­вать себя ав­то­ра­ми непо­сред­ствен­но эпи­че­ско­го, ска­зи­тель­ско­го, пе­ре­хо­дя в пору ли­те­ра­тур­но­го твор­че­ства, всё это про­ис­хо­дит в воз­расте около че­тыр­на­дца­ти лет. А вот с че­тыр­на­дца­ти до два­дца­ти од­но­го года уже фор­ми­ру­ет­ся самое на­сто­я­щее со­вре­мен­ное ли­те­ра­тур­ное ав­тор­ство. Здесь уже по­яв­ля­ет­ся стрем­ле­ние по­ка­зать себя, а не толь­ко по­смот­реть дру­гих.

 12. Сравнение этапов становления авторства на развитии ребёнка

Всё то, о чём пе­ре­чис­ле­но выше, от­но­сит­ся ко всему че­ло­ве­че­ству. И в каж­дом из нас тот ре­бё­нок, ка­ки­ми мы были в год, три года, семь лет, че­тыр­на­дцать и так далее, не куда не де­ва­ет­ся, он оста­ёт­ся внут­ри нас и про­дол­жа­ет дей­ство­вать. Стрем­ле­ние к ми­фо­ло­ги­за­ции при­сут­ству­ет так же и у взрос­лых людей. Взрос­лый че­ло­век ищет себе отца, целые на­ро­ды ищут себе во­ждей – отцов на­ро­дов, и это в ка­ком-то смыс­ле за­ко­но­мер­ный по­вто­ря­ю­щий­ся про­цесс. Когда ка­кой-ни­будь вождь в ка­ком-ни­будь го­су­дар­стве, не важно, Эк­ва­то­ри­аль­ная Аф­ри­ка это или Ев­ро­пей­ская Гер­ма­ния, про­воз­гла­ша­ет себя отцом на­ро­дов и во­круг него на­чи­на­ет­ся про­цесс мифа, то, в сущ­но­сти, народ по­вто­ря­ет тот путь, ко­то­рый каж­дый из людей, при­над­ле­жа­щих к этому на­ро­ду, про­хо­дил в дет­стве. Это се­рьёз­ные про­цес­сы, ко­то­рые ино­гда за­став­ля­ют за­ду­мы­вать­ся о том, что че­ло­ве­че­ство воз­вра­ща­ет­ся в своё про­шлое и ни­ко­гда не может рас­стать­ся с ним окон­ча­тель­но.

 13. Подведение итогов

Итак, и син­кре­ти­че­ское, и ми­фи­че­ское, и эпи­че­ское, и скаль­ди­че­ское ли­те­ра­тур­ное ав­тор­ство при­сут­ству­ет у нас од­но­вре­мен­но. Каж­дый из нас, воль­но или не воль­но, хотим этого или не хотим, яв­ля­ет­ся но­си­те­лем не толь­ко общий куль­ту­ры, но и но­си­те­лем опре­де­лён­ной суб­куль­ту­ры. Люди раз­но­го воз­рас­та, раз­но­го об­ще­ствен­но­го по­ло­же­ния могут бо­леть за свою лю­би­мую ко­ман­ду или могут быть по­клон­ни­ка­ми ка­кой-ни­будь звез­ды, му­зы­каль­но­го, те­ат­раль­но­го или ка­ко­го-ни­будь ещё мира. Это зна­чит, что те суб­куль­ту­ры, ко­то­рые во­круг нас су­ще­ству­ют, они непо­сред­ствен­но вза­и­мо­дей­ству­ют с той боль­шой куль­ту­рой, с ко­то­рой мы живём.

До­ста­точ­но близ­кие и хо­ро­шо нам из­вест­ные суб­куль­ту­ры – это учи­тель­ская суб­куль­ту­ра и свя­зан­ный с ней учи­тель­ский фольк­лор, а также уче­ни­че­ская суб­куль­ту­ра и свя­зан­ный с ней уче­ни­че­ский фольк­лор. По­это­му в ка­че­стве при­ме­ра для бу­ду­ще­го ва­ше­го до­маш­не­го за­да­ния по­слу­жит учи­тель­ский анек­дот: При­хо­дит учи­тель домой и го­во­рит: «Ну что за уче­ни­ки пошли, раз объ­яс­нил – не по­ни­ма­ют, вто­рой раз объ­яс­нил – не по­ни­ма­ют, тре­тий раз объ­яс­нил – сам понял, а они всё равно не по­ни­ма­ют». В ка­кой-то мере, этот анек­дот вполне уст­ный, но с дру­гой сто­ро­ны, он ста­но­вит­ся ли­те­ра­тур­ным про­из­ве­де­ни­ем. По­то­му что в любой со­ци­аль­ной сети вы мо­же­те на­ткнуть­ся на этот анек­дот, за­пи­сан­ный и пе­ре­да­ва­е­мый как соб­ствен­ное со­чи­не­ние ка­ко­го-ни­будь поль­зо­ва­те­ля сети.

А вот уче­ни­че­ский анек­дот: Марья Иван­на даёт за­да­ние:

- Дети, - го­во­рит она, - на­зо­ви­те, по­жа­луй­ста, два ме­сто­име­ния. Вот ты, Во­воч­ка.

- Кто, я?

- Мо­ло­дец, Во­воч­ка!

А те­перь за­да­ние. Да­вай­те с Вами об­ме­ня­ем­ся теми про­из­ве­де­ни­я­ми фольк­ло­ра, ко­то­рые у Вас на виду. Мы ждём Ваших за­пи­сей с ви­део- или аудио­фай­ла­ми, в ко­то­рых Вы рас­ска­же­те Ваши анек­до­ты, школь­ные, уче­ни­че­ские или дет­ские. А вот как ра­бо­та­ют уст­ные фольк­лор­ные ис­то­рии вме­сте с ли­те­ра­ту­рой в том ис­то­ри­че­ском про­цес­се, ко­то­рый про­дол­жа­ет­ся в рус­ской ли­те­ра­ту­ре на про­тя­же­нии по­след­них сто­ле­тий, при­бли­зи­тель­но вось­ми-де­вя­ти сто­ле­тий, мы по­го­во­рим в сле­ду­ю­щий раз.

Вопросы к конспектам

1. Кем и когда было упо­треб­ле­но по­ня­тие «фольк­лор»?

2. В чём со­сто­ит от­ли­чие между ли­те­ра­ту­рой и фольк­ло­ром?

3. Рас­ска­жи­те про этапы ста­нов­ле­ния ав­тор­ства.

Последнее изменение: Суббота, 17 Июнь 2017, 17:36