Стихи о родной природе поэтов XIX века
Природа – это неисчерпаемый благодатный источник поэзии, живописи, музыки, вообще искусства. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Родная природа привычна для нас, но не каждый способен разглядеть её красоту. Люди искусства могут увидеть в привычном прекрасное, новое, необычное. Известный русский композитор П.И.Чайковский написал прекрасную музыку «Времена года», в которой можно расслышать и звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, и осеннюю грусть, пережить пробуждение природы весной и жаркий летний день.
Рис. 1. Опушка леса. Худ. И. Левитан
Художники при помощи кисточки и красок передают красоту родной природы (рис. 1).
Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.
От слова «пейзаж» произошло название жанра лирики – пейзажная. Поэты, используя разные изобразительные средства языка, описывают природу в разные времена года. Однако в поэзии издавна осень, зима, весна и лето всегда означают большее, чем обычные времена года. Например, весна связана с пробуждением и расцветом жизненных сил.
Рис. 2. Фёдор Иванович Тютчев
Федор Иванович Тютчев (1803–1873) (рис. 2)
Его по праву считают певцом природы. Он был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах нет бездумного любования природой. Для него природа – такое же одушевлённое, «разумное» существо, что и человек.
«В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык», – писал поэт.
В известном стихотворении «Весенние воды» ручьи – первые вестники весны – оповещают о приходе праздника пробуждения природы (рис. 3).
Рис. 3. Большая вода. Худ. И. Левитан
Весенние воды
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет!
Мы молодой Весны гонцы,
Она нас выслала вперед!"
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..
Читая стихотворение, мы слышим звуки природы. Воды бегут, будят сонный брег, гласят: «Весна идёт, весна идёт!»
В последних строчках образ хоровода вызывает ассоциацию с народным праздником.
Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.
В пейзажной лирике аллитерация имеет огромное значение, так как с ее помощью можно передать звуки природы. Вот, например, как Тютчев описывает грозу:
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Рис. 4. Василий Андреевич Жуковский
Василий Андреевич Жуковский (1783–1852)
По-своему изобразил приход весны В.А. Жуковский (рис. 4).
Он нам известен как поэт-романтик, автор баллад «Лесной царь», «Светлана», «Людмила». Жуковский является родоначальником пейзажной лирики в русской литературе.
Эле́гия (греч. elegeia, от elegos – жалобная песня) – вид лирики, в котором описывается идеальный пейзаж или рассуждение лирического героя о смысле жизни.
Расцвет элегии приходится на эпоху романтизма. В России родоначальником элегий был В.А. Жуковский, его элегии «Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка» состоят из двух частей: в первой описывается природа, а во второй – навеянное пейзажами рассуждение.
Приход весны
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод,-
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
В нескольких строчках простыми словами Жуковский создал восхитительную картину весенней природы. Мы увидели поля и рощи, покрытые молодой зеленью. Услышали пение птиц. А главное – почувствовали прилив сил и радости. Поэт сравнивает приход весны с жизнью души. Душа человека оживает весной вместе с природой.
Рис. 5. Афанасий Афанасьевич Фет
Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892)
Не менее вдохновенно, но опять же по-своему, пишет о весне Афанасий Фет (рис. 5).
Основное богатство творческого наследия замечательного русского поэта А.А. Фета составляет пейзажная лирика. Природа, с ее постоянной изменчивостью, вдохновила Фета на создание сотен стихов и целых циклов, посвященных временам года: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега».
В основе этих пейзажных картин лежат впечатления от Орловщины, красота украинских степей и сумрачный облик Балтийского побережья, где проходила его служба, ландшафты Курской губернии, где он провел последние годы жизни. Но главное в стихах Фета не это. Главное — то, как поэт воспринимает и воссоздает окружающий мир.
Поэт, словно художник, разбрасывает на полотне своего стихотворения яркие краски, любуется эффектом света и движением.
Рис. 6. Голубая весна. Худ. В. Бакшеев
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.
Обратите внимание на то, что в тексте данного стихотворения нет ни одного глагола. Однако это не мешает автору передать звуки, запахи природы, движение весны. Мы видим стаи птиц, возвращающиеся с юга. Слышим их приветственные крики. Мы видим бегущие ручьи и слышим их журчанье. Мы слышим жужжание проснувшихся мошек и пчел. Мир полон звуков и движения. А еще для поэта весна – пора любви. И вся ночь проходит без сна в мечтах о чем-то светлом, радостном и прекрасном.
Предложения, в которых нет сказуемого, называются назывными, и Фет мастерски использует их в своей пейзажной лирике:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучах пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря…
Л.Н. Толстой сказал об этом стихотворении так: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». Назывные предложения делают стихотворение мелодичными, конкретно указывают на предметы, явления, которые волнуют поэта. С их помощью писатели, поэты лаконично и точно рисуют время и место действия, обстановку, пейзаж.
Рис. 7. Алексей Константинович Толстой
Алексей Константинович Толстой (1817–1875)
Для многих поэтов тема природы неразрывно связана с темой родины. Как в стихотворении А.К. Толстого «Край ты мой, родимый край!»
А. К. Толстой (рис. 7) – поэт, прозаик, драматург ХІХ века. Он родился под Петербургом в помещичьей семье, детские годы провёл в Красном Роге (в Брянской области), в эти места, богатые лесами, неоднократно возвращался в зрелом возрасте, здесь же и похоронен.
Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
Обратите внимание, сколько широты и простора в словах этого стихотворения.
Автор использует фонетический прием – ассонанс.
Ассонанс [фр. assonance букв. созвучие] – Прием звуковой выразительности: повтор гласных или групп гласных в художественном (обычно поэтическом) тексте.
С помощью гласных Толстой создает ощущение, будто стоишь среди этих просторов и дышишь всей грудью, и радостно кричишь вдаль: «Гой, ты, родина моя!»
А.К. Толстому приходилось часто бывать вдали от родных мест. Чувства, которые он испытывал, легли в основу стихотворения «Благовест». Прежде чем приступить к чтению, поясним значения некоторых слов:
Благовест – от слов благая (добрая) весть – колокольный звон перед церковной службой.
Благостный – умиротворяющий, несущий благо.
Каяться – исповедоваться в грехах.
Отрекаюсь – отказываюсь.
Рис. 8. Благовест
Благовест
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовёт и манит
Он в край родимый,
Молюсь и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я,
От дела злого;
Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я,
Лечу небесные,
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает…
Колокольный звон пробуждает у лирического героя образ родного края. Где бы ни был герой, когда он слышит этот звон, он всегда вспоминает родину.
Итак, и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. В нашей русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, но полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Именно поэтому Ф.И. Тютчев так писал о России, о любви к ней:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.