Стихи о родной природе поэтов XIX века

При­ро­да – это неис­чер­па­е­мый бла­го­дат­ный ис­точ­ник по­э­зии, жи­во­пи­си, му­зы­ки, во­об­ще ис­кус­ства. Пей­заж часто со­зву­чен чув­ствам, на­стро­е­ни­ям че­ло­ве­ка. Род­ная при­ро­да при­выч­на для нас, но не каж­дый спо­со­бен раз­гля­деть её кра­со­ту. Люди ис­кус­ства могут уви­деть в при­выч­ном пре­крас­ное, новое, необыч­ное. Из­вест­ный рус­ский ком­по­зи­тор П.И.Чай­ков­ский на­пи­сал пре­крас­ную му­зы­ку «Вре­ме­на года», в ко­то­рой можно рас­слы­шать и звон бу­бен­чи­ков трой­ки, бе­гу­щей по мо­роз­ной до­ро­ге, и осен­нюю грусть, пе­ре­жить про­буж­де­ние при­ро­ды вес­ной и жар­кий лет­ний день.

Опуш­ка леса. Худ. И. Ле­ви­тан

Рис. 1. Опуш­ка леса. Худ. И. Ле­ви­тан

Ху­дож­ни­ки при по­мо­щи ки­сточ­ки и кра­сок пе­ре­да­ют кра­со­ту род­ной при­ро­ды (рис. 1).

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — стра­на, мест­ность) — жанр изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства (а также от­дель­ные про­из­ве­де­ния этого жанра), в ко­то­ром ос­нов­ным пред­ме­том изоб­ра­же­ния яв­ля­ет­ся пер­во­здан­ная, либо в той или иной сте­пе­ни пре­об­ра­жён­ная че­ло­ве­ком при­ро­да.

От слова «пей­заж» про­изо­шло на­зва­ние жанра ли­ри­ки – пей­заж­ная. Поэты, ис­поль­зуя раз­ные изоб­ра­зи­тель­ные сред­ства языка, опи­сы­ва­ют при­ро­ду в раз­ные вре­ме­на года. Од­на­ко в по­э­зии из­дав­на осень, зима, весна и лето все­гда озна­ча­ют боль­шее, чем обыч­ные вре­ме­на года. На­при­мер, весна свя­за­на с про­буж­де­ни­ем и рас­цве­том жиз­нен­ных сил.

Фёдор Ива­но­вич Тют­чев

Рис. 2. Фёдор Ива­но­вич Тют­чев

Федор Ива­но­вич Тют­чев (1803–1873) (рис. 2)

Его по праву счи­та­ют  пев­цом при­ро­ды. Он был тон­чай­шим ма­сте­ром сти­хо­твор­ных пей­за­жей. Но в его вдох­но­вен­ных сти­хах нет без­дум­но­го лю­бо­ва­ния при­ро­дой. Для него при­ро­да – такое же оду­шев­лён­ное, «ра­зум­ное» су­ще­ство, что и че­ло­век.

«В ней есть душа, в ней есть сво­бо­да,

В ней есть лю­бовь, в ней есть язык», – писал поэт.

В из­вест­ном сти­хо­тво­ре­нии «Ве­сен­ние воды» ручьи – пер­вые вест­ни­ки весны – опо­ве­ща­ют о при­хо­де празд­ни­ка про­буж­де­ния при­ро­ды (рис. 3).

Боль­шая вода. Худ.  И. Ле­ви­тан

Рис. 3. Боль­шая вода. Худ.  И. Ле­ви­тан

Ве­сен­ние воды

Еще в полях бе­ле­ет снег,

А воды уж вес­ной шу­мят-

Бегут и будят сон­ный брег,

Бегут и бле­щут и гла­сят...

Они гла­сят во все концы:

"Весна идет, весна идет!

Мы мо­ло­дой Весны гонцы,

Она нас вы­сла­ла впе­ред!"

Весна идет, весна идет,

И тихих, теп­лых май­ских дней

Ру­мя­ный, свет­лый хо­ро­вод

Тол­пит­ся ве­се­ло за ней!..

Читая сти­хо­тво­ре­ние, мы слы­шим звуки при­ро­ды. Воды бегут, будят сон­ный брег, гла­сят: «Весна идёт, весна идёт!»

В по­след­них строч­ках образ хо­ро­во­да вы­зы­ва­ет ас­со­ци­а­цию с на­род­ным празд­ни­ком.

Ал­ли­те­ра­ция — по­вто­ре­ние оди­на­ко­вых или од­но­род­ных со­глас­ных в сти­хо­тво­ре­нии, при­да­ю­щее ему осо­бую зву­ко­вую вы­ра­зи­тель­ность.

В пей­заж­ной ли­ри­ке ал­ли­те­ра­ция имеет огром­ное зна­че­ние, так как с  ее по­мо­щью можно пе­ре­дать звуки при­ро­ды. Вот, на­при­мер, как Тют­чев опи­сы­ва­ет грозу:

Ве­сен­няя гроза

Люблю грозу в на­ча­ле мая,

Когда ве­сен­ний, пер­вый гром,

Как бы рез­вя­ся и играя,

Гро­хо­чет в небе го­лу­бом.

Гре­мят рас­ка­ты мо­ло­дые,

Вот дож­дик брыз­нул, пыль летит,

По­вис­ли перлы дож­де­вые,

И солн­це нити зо­ло­тит.

Ва­си­лий Ан­дре­евич Жу­ков­ский

Рис. 4. Ва­си­лий Ан­дре­евич Жу­ков­ский

Ва­си­лий Ан­дре­евич Жу­ков­ский (1783–1852)

По-сво­е­му изоб­ра­зил при­ход весны В.А.  Жу­ков­ский (рис. 4). 

Он нам из­ве­стен как по­эт-ро­ман­тик, автор бал­лад «Лес­ной царь», «Свет­ла­на», «Люд­ми­ла». Жу­ков­ский яв­ля­ет­ся ро­до­на­чаль­ни­ком пей­заж­ной ли­ри­ки в рус­ской ли­те­ра­ту­ре.

Эле́гия (греч. elegeia, от elegos – жа­лоб­ная песня) – вид ли­ри­ки, в ко­то­ром опи­сы­ва­ет­ся иде­аль­ный пей­заж или рас­суж­де­ние ли­ри­че­ско­го героя о смыс­ле жизни.

Рас­цвет эле­гии при­хо­дит­ся на эпоху ро­ман­тиз­ма. В Рос­сии ро­до­на­чаль­ни­ком эле­гий был В.А. Жу­ков­ский, его эле­гии «Сель­ское клад­би­ще», «Вечер», «Сла­вян­ка» со­сто­ят из двух ча­стей: в пер­вой опи­сы­ва­ет­ся при­ро­да, а во вто­рой – на­ве­ян­ное пей­за­жа­ми рас­суж­де­ние.

При­ход весны

Зе­лень нивы, рощи лепет,

В небе жа­во­рон­ка тре­пет,

Теп­лый дождь, свер­ка­нье вод,-

Вас на­звав­ши, что при­ба­вить?

Чем иным тебя про­сла­вить,

Жизнь души, весны при­ход?

В несколь­ких строч­ках про­сты­ми сло­ва­ми Жу­ков­ский со­здал вос­хи­ти­тель­ную кар­ти­ну ве­сен­ней при­ро­ды. Мы уви­де­ли поля и рощи, по­кры­тые  мо­ло­дой зе­ле­нью. Услы­ша­ли пение птиц. А глав­ное – по­чув­ство­ва­ли при­лив сил и ра­до­сти. Поэт срав­ни­ва­ет при­ход весны с жиз­нью души. Душа че­ло­ве­ка ожи­ва­ет вес­ной вме­сте с при­ро­дой.

Афа­на­сий Афа­на­сье­вич Фет

Рис. 5. Афа­на­сий Афа­на­сье­вич Фет

Афа­на­сий Афа­на­сье­вич Фет (1820–1892)

Не менее вдох­но­вен­но, но опять же по-сво­е­му, пишет о весне Афа­на­сий Фет (рис. 5).

Ос­нов­ное бо­гат­ство твор­че­ско­го на­сле­дия за­ме­ча­тель­но­го рус­ско­го поэта А.А. Фета со­став­ля­ет пей­заж­ная ли­ри­ка. При­ро­да, с ее по­сто­ян­ной из­мен­чи­во­стью, вдох­но­ви­ла Фета на со­зда­ние сотен сти­хов и целых цик­лов, по­свя­щен­ных вре­ме­нам года: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега».

В ос­но­ве этих пей­заж­ных кар­тин лежат впе­чат­ле­ния от Ор­лов­щи­ны, кра­со­та укра­ин­ских сте­пей и су­мрач­ный облик Бал­тий­ско­го по­бе­ре­жья, где про­хо­ди­ла его служ­ба, ланд­шаф­ты Кур­ской гу­бер­нии, где он про­вел по­след­ние годы жизни. Но глав­ное в сти­хах Фета не это. Глав­ное — то, как поэт вос­при­ни­ма­ет и вос­со­зда­ет окру­жа­ю­щий мир.

Поэт, слов­но ху­дож­ник, раз­бра­сы­ва­ет на по­лотне сво­е­го сти­хо­тво­ре­ния яркие крас­ки, лю­бу­ет­ся эф­фек­том света и дви­же­ни­ем. 

Го­лу­бая весна. Худ. В. Бак­ше­ев

Рис. 6. Го­лу­бая весна. Худ. В. Бак­ше­ев

Это утро, ра­дость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и ве­ре­ни­цы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и бе­ре­зы,

Эти капли - эти слезы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без за­тме­нья,

Этот вздох ноч­ной се­ле­нья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар по­сте­ли,

Эта дробь и эти трели,

Это всё - весна.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в тек­сте дан­но­го сти­хо­тво­ре­ния нет ни од­но­го гла­го­ла. Од­на­ко это не ме­ша­ет ав­то­ру пе­ре­дать звуки, за­па­хи при­ро­ды, дви­же­ние весны. Мы видим стаи птиц, воз­вра­ща­ю­щи­е­ся с юга. Слы­шим их при­вет­ствен­ные крики. Мы видим бе­гу­щие ручьи и слы­шим их жур­ча­нье. Мы слы­шим жуж­жа­ние проснув­ших­ся мошек и пчел. Мир полон зву­ков и дви­же­ния. А еще для поэта весна – пора любви. И вся ночь про­хо­дит без сна в меч­тах о чем-то свет­лом, ра­дост­ном и пре­крас­ном.

Пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нет ска­зу­е­мо­го, на­зы­ва­ют­ся на­зыв­ны­ми, и Фет ма­стер­ски ис­поль­зу­ет их в своей пей­заж­ной ли­ри­ке:

Шепот, роб­кое ды­ха­нье,

Трели со­ло­вья,     

Се­реб­ро и ко­лы­ха­нье

Сон­но­го ручья,       

Свет ноч­ной, ноч­ные тени,

Тени без конца,

Ряд вол­шеб­ных из­ме­не­ний

Ми­ло­го лица.

В дым­ных тучах пур­пур розы,

От­блеск ян­та­ря,

И лоб­за­ния, и слезы,

И заря, заря…

Л.Н. Тол­стой ска­зал об этом сти­хо­тво­ре­нии так: «В нем нет ни од­но­го гла­го­ла. Каж­дое вы­ра­же­ние – кар­ти­на». На­зыв­ные пред­ло­же­ния де­ла­ют сти­хо­тво­ре­ние ме­ло­дич­ны­ми, кон­крет­но ука­зы­ва­ют на пред­ме­ты, яв­ле­ния, ко­то­рые вол­ну­ют поэта. С их по­мо­щью пи­са­те­ли, поэты ла­ко­нич­но и точно ри­су­ют время и место дей­ствия, об­ста­нов­ку, пей­заж.

Алек­сей Кон­стан­ти­но­вич Тол­стой

Рис. 7. Алек­сей Кон­стан­ти­но­вич Тол­стой

Алек­сей Кон­стан­ти­но­вич Тол­стой (1817–1875)

Для мно­гих по­этов тема при­ро­ды нераз­рыв­но свя­за­на с темой ро­ди­ны. Как в сти­хо­тво­ре­нии А.К. Тол­сто­го «Край ты мой, ро­ди­мый край!»

А. К. Тол­стой (рис. 7) – поэт, про­за­ик, дра­ма­тург ХІХ века. Он ро­дил­ся под Пе­тер­бур­гом в по­ме­щи­чьей семье, дет­ские годы про­вёл в Крас­ном Роге (в Брян­ской об­ла­сти), в эти места, бо­га­тые ле­са­ми, неод­но­крат­но воз­вра­щал­ся в зре­лом воз­расте, здесь же и по­хо­ро­нен.

Край ты мой, ро­ди­мый край,

Кон­ский бег на воле,

В небе крик ор­ли­ных стай,

Вол­чий голос в поле!

Гой ты, ро­ди­на моя!

Гой ты, бор дре­му­чий!

Свист пол­ноч­ный со­ло­вья,

Ветер, степь да тучи!

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, сколь­ко ши­ро­ты и про­сто­ра в сло­вах этого сти­хо­тво­ре­ния.

Автор ис­поль­зу­ет фо­не­ти­че­ский прием – ас­со­нанс.

Ас­со­нанс [фр. assonance букв. со­зву­чие] – Прием зву­ко­вой вы­ра­зи­тель­но­сти: по­втор глас­ных или групп глас­ных в ху­до­же­ствен­ном (обыч­но по­э­ти­че­ском) тек­сте.

С по­мо­щью глас­ных Тол­стой со­зда­ет ощу­ще­ние, будто сто­ишь среди этих про­сто­ров и ды­шишь всей гру­дью, и ра­дост­но кри­чишь вдаль: «Гой, ты, ро­ди­на моя!»

А.К. Тол­сто­му при­хо­ди­лось часто бы­вать вдали от род­ных мест. Чув­ства, ко­то­рые он ис­пы­ты­вал, легли в ос­но­ву сти­хо­тво­ре­ния «Бла­го­вест». Пре­жде чем при­сту­пить к чте­нию, по­яс­ним зна­че­ния неко­то­рых слов:

Бла­го­вест – от слов бла­гая (доб­рая) весть – ко­ло­коль­ный звон перед цер­ков­ной служ­бой.

Бла­гост­ный – уми­ро­тво­ря­ю­щий, несу­щий благо.

Ка­ять­ся – ис­по­ве­до­вать­ся в гре­хах.

От­ре­ка­юсь – от­ка­зы­ва­юсь.

Бла­го­вест

Рис. 8. Бла­го­вест

Бла­го­вест

Среди дуб­ра­вы

Бле­стит кре­ста­ми

Храм пя­ти­гла­вый

С ко­ло­ко­ла­ми.

Их звон при­зыв­ный

Через мо­ги­лы

Гудит так дивно

И так уныло!

К себе он тянет

Неодо­ли­мо,

Зовёт и манит

Он в край ро­ди­мый,

Мо­люсь и каюсь я,

И плачу снова,

И от­ре­ка­юсь я,

От дела злого;

Да­ле­ко стран­ствуя

Меч­той чу­дес­ною,

Через про­стран­ства я,

Лечу небес­ные,

И серд­це ра­дост­но

Дро­жит и тает,

Пока звон бла­гост­ный

Не за­ми­ра­ет…

Ко­ло­коль­ный звон про­буж­да­ет у ли­ри­че­ско­го героя образ род­но­го края. Где бы ни был герой, когда он слы­шит этот звон, он все­гда вспо­ми­на­ет ро­ди­ну.

Итак, и ху­дож­ни­ки, и ком­по­зи­то­ры, и поэты стре­ми­лись в своём твор­че­стве по­ка­зать кра­со­ту род­ной при­ро­ды, пе­ре­дать глу­бо­кое чув­ство любви к Ро­дине. В нашей рус­ской при­ро­де нет по­каз­ной кра­со­ты, она скром­на и про­ста, но полна спо­кой­ствия и раз­до­лья, сте­пен­но­сти и ве­ли­чия. Имен­но по­это­му Ф.И. Тют­чев так писал о Рос­сии, о любви к ней:

Умом Рос­сию не по­нять,

Ар­ши­ном общим не из­ме­рить:

У ней осо­бен­ная стать -

В Рос­сию можно толь­ко ве­рить.

Вопросы к конспектам

Вспом­ни­те, какие сред­ства ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти вы зна­е­те. Дайте опре­де­ле­ние по­ня­ти­ям: ме­та­фо­ра, срав­не­ние, эпи­тет, оли­це­тво­ре­ние (в слу­чае за­труд­не­ния см. сло­варь ли­те­ра­тур­ных тер­ми­нов).

Най­ди­те в сти­хо­тво­ре­ни­ях, ко­то­рые рас­смат­ри­ва­лись на уроке, при­ме­ры оли­це­тво­ре­ния. Какую роль оли­це­тво­ре­ние иг­ра­ет в пей­заж­ной ли­ри­ке?

Последнее изменение: Суббота, 10 Июнь 2017, 22:42