"Повесть временных лет", "Поучение" Владимира Мономаха

«Еще одно, по­след­нее ска­за­нье – и ле­то­пись окон­че­на моя»: го­во­рит мо­нах-ле­то­пи­сец в драме А. С. Пуш­ки­на «Борис Го­ду­нов».

Та­ко­го же ле­то­пис­ца и муд­ре­ца изоб­ра­зил ху­дож­ник Вик­тор Ми­хай­ло­вич Вас­не­цов на кар­тине «Нестор-ле­то­пи­сец» (рис. 1). Монах занят своей по­все­днев­ной ра­бо­той: скру­пу­лез­но за­пи­сы­ва­ет все важ­ные со­бы­тия, про­ис­хо­дя­щие в Рос­сии.  

Воз­ник­но­ве­ние древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры

Рус­ская ли­те­ра­ту­ра, ее воз­ник­но­ве­ние, от­но­сит­ся к Х веку, к мо­мен­ту по­яв­ле­ния пись­мен­но­сти. Мо­на­хи-книж­ни­ки в ке­льях мо­на­сты­рей пе­ре­пи­сы­ва­ли ле­то­пи­си, по­уче­ния. Наи­боль­ший ин­те­рес вы­зы­ва­ли про­из­ве­де­ния нрав­ствен­но­го, по­учи­тель­но­го ха­рак­те­ра и ис­то­ри­че­ские со­чи­не­ния. Книги на Руси це­ни­лись очень вы­со­ко. Су­ще­ство­ва­ли даже цен­тры книж­но­сти – это ве­ли­кие го­ро­да: Киев, Нов­го­род, Галич и дру­гие.  

Сти­му­лом к воз­ник­но­ве­нию древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры по­слу­жи­ло при­ня­тие хри­сти­ан­ства. Имен­но тогда по­яви­лась необ­хо­ди­мость по­зна­ко­мить Русь со свя­щен­ным пи­са­ни­ем. Без бо­го­слу­жеб­ных книг уже не могла обой­тись ни одна стро­ив­ша­я­ся цер­ковь. Кроме того, необ­хо­ди­мо было пе­ре­во­дить огром­ное ко­ли­че­ство тек­стов с бол­гар­ско­го и гре­че­ско­го язы­ков.

Этапы раз­ви­тия древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры

1. ХІ–ХV века. В дан­ный пе­ри­од твор­че­ство осмыс­ля­ет­ся как бо­же­ствен­ный акт. Пи­са­тель, по сути, яв­ля­ет­ся по­сред­ни­ком между Богом и че­ло­ве­ком. Ав­то­ром его на­звать еще слож­но, по­то­му что он ни­че­го не со­зда­ет, а толь­ко пе­ре­пи­сы­ва­ет свя­щен­ные бо­же­ствен­ные пи­са­ния. И толь­ко чуть позже, к концу ХV века, автор может при­вне­сти в про­из­ве­де­ния соб­ствен­ные мысли, соб­ствен­ные чув­ства.

2. Конец ХV в. – 40-е годы ХVІІ  в. Здесь уже ярко про­яв­ля­ет­ся ав­тор­ское на­ча­ло, по­яв­ля­ет­ся воз­мож­ность вы­мыс­ла. Имен­но здесь, осо­бен­но в пуб­ли­ци­сти­ке, автор вы­ска­зы­ва­ет соб­ствен­ное «я».

40-е годы ХVІІ в. – 30 годы ХVІІІ в.  Имен­но в этот пе­ри­од про­ис­хо­дит осо­зна­ние и вы­ра­же­ние ав­тор­ской по­зи­ции, идет оформ­ле­ние ли­те­ра­тур­но­го труда с обя­за­тель­ным ука­за­ни­ем имени ав­то­ра. Имен­но в этот пе­ри­од по­яв­ля­ет­ся так на­зы­ва­е­мая ху­до­же­ствен­ная ли­те­ра­ту­ра. А та­лант ав­то­ра вос­при­ни­ма­ет­ся как бо­же­ствен­ный дар.

Нестор-ле­то­пи­сец. Худ. В.  Вас­не­цов

Рис. 1. Нестор-ле­то­пи­сец. Худ. В.  Вас­не­цов

Осо­бен­но­сти древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры

До се­ре­ди­ны ХVІ века ли­те­ра­ту­ра была ру­ко­пис­ной (рис. 2). 

Про­цесс со­зда­ния книги был очень дол­гим, а рас­про­стра­ня­лись книги толь­ко путем пе­ре­пис­ки. В тот пе­ри­од ли­те­ра­ту­ра имела су­гу­бо пат­ри­о­ти­че­ское на­прав­ле­ние. Про­из­ве­де­ния со­зда­ва­лись на ос­но­ве ре­аль­ных ис­то­ри­че­ских со­бы­тий, в них не было вы­мыс­ла. А как толь­ко по­яв­ля­лись фан­та­сти­че­ские эле­мен­ты, то древ­ний че­ло­век все равно верил, что эти со­бы­тия про­ис­хо­ди­ли на самом деле. Кроме того, древ­не­рус­ская ли­те­ра­ту­ра несла в себе ду­хов­ную этику, то есть вы­со­кую нрав­ствен­ность. И очень дол­гое время древ­не­рус­ская ли­те­ра­ту­ра была ано­ним­ной.

Древ­не­рус­ская ру­ко­пис­ная книга

Рис. 2. Древ­не­рус­ская ру­ко­пис­ная книга

Жанры древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры

Житие – это изоб­ра­же­ние свет­ских или ду­хов­ных лиц, ка­но­ни­зи­ро­ван­ных хри­сти­ан­ской цер­ко­вью.

Хож­де­ние – это рас­сказ о по­се­ще­нии свя­тых мест.

По­уче­ние – это про­из­ве­де­ние на­зи­да­тель­но­го, по­учи­тель­но­го ха­рак­те­ра.

Во­ен­ная по­весть.

Ле­то­пись – это про­из­ве­де­ние, по­вест­во­ва­ние в ко­то­ром ве­дет­ся по годам.

Слово – про­из­ве­де­ние ду­хов­ной ли­те­ра­ту­ры по­учи­тель­но­го ха­рак­те­ра.

«По­весть вре­мен­ных лет» (рис. 3)

Пер­вым ле­то­пис­цем на Руси был монах Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Никон. Его же звали Ве­ли­ким. Жизнь его была полна бур­ных со­бы­тий. Он ак­тив­но всту­пал в борь­бу про­тив тех кня­зей, ко­то­рые свои ин­те­ре­сы ста­ви­ли выше об­ще­рус­ских. В конце жизни он стал игу­ме­ном и, оче­вид­но, имен­но тогда, в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре, начал пи­сать ле­то­пись.

В на­ча­ле ХІІ века «По­весть вре­мен­ных лет» была со­став­ле­на мо­на­хом того же Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Несто­ром. Это одно из за­ме­ча­тель­ных про­из­ве­де­ний древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры. До нас эта по­весть дошла несколь­ко пе­ре­пи­сан­ная и пе­ре­ра­бо­тан­ная уже мо­на­хом со­сед­не­го мо­на­сты­ря Силь­ве­стром.

Ле­то­пи­си ве­лись по годам. Это по­год­ные за­пи­си, в них вхо­ди­ли все важ­ные со­бы­тия, ко­то­рые про­изо­шли в ушед­шем году. Ле­то­пись берет свое на­ча­ло от все­мир­но­го по­то­па и на­чи­на­ет­ся так:

«По­весть вре­мен­ных лет». Фраг­мент

Рис. 3. «По­весть вре­мен­ных лет». Фраг­мент

«Так нач­нем по­весть сию.

По по­то­пе трое сы­но­вей Ноя раз­де­ли­ли землю – Сим, Xaм, Иaфeт. И до­стал­ся во­сток Симу: Пер­сия, Бак­трия, даже и до Индии в дол­го­ту, а в ши­ри­ну до Ри­но­ко­ру­ра, то есть от во­сто­ка и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Ев­фрат, Ва­ви­лон, Кор­ду­на, ас­си­ри­яне, Ме­со­по­та­мия, Ара­вия Ста­рей­шая, Ели­ма­ис, Инди, Ара­вия Силь­ная, Колия, Ком­ма­ге­на, вся Фи­ни­кия.

Хаму же до­стал­ся юг: Еги­пет, Эфи­о­пия, со­се­дя­щая с Ин­ди­ей, и дру­гая Эфи­о­пия, из ко­то­рой вы­те­ка­ет река эфи­оп­ская Крас­ная, те­ку­щая на во­сток, Фивы, Ливия, со­се­дя­щая с Ки­ри­ни­ей, Мар­ма­рия, Сирты, дру­гая Ливия, Ну­ми­дия, Ма­су­рия, Мав­ри­та­ния, на­хо­дя­ща­я­ся на­про­тив Га­ди­ра. B его вла­де­ни­ях на во­сто­ке на­хо­дят­ся также: Ки­ли­кия, Пам­фи­лия, Пи­си­дия, Мисия, Ли­ка­о­ния, Фри­гия, Ка­ма­лия, Ликия, Кария, Лидия, дру­гая Мисия, Тро­ада, Эо­лидa, Bи­фи­ния, Ста­рая Фpи­гия и ост­ро­ва нeкии: Сар­ди­ния, Крит, Кипр и река Геона, иначе на­зы­ва­е­мая Нил.

Иа­фе­ту же до­ста­лись се­вер­ные стра­ны и за­пад­ные: Mидия, Ал­ба­ния, Ар­ме­ния Малая и Ве­ли­кая, Kaп­пaдoкия, Пa­флa­гo­ния, Гaлaтия, Кол­хи­да...»

«Сим же, Хам и Иафет раз­де­ли­ли землю, бро­сив жре­бий, и по­ре­ши­ли не всту­пать ни­ко­му в долю брата, и жили каж­дый в своей части. И был еди­ный народ. И когда умно­жи­лись люди на земле, за­мыс­ли­ли они со­здать столп до неба, – было это в дни Нек­та­на и Фа­ле­ка. И со­бра­лись на месте поля Се­на­ар стро­ить столп до неба и около него город Ва­ви­лон; и стро­и­ли столп тот 40 лет, и не свер­ши­ли его. И сошел Гос­подь Бог ви­деть город и столп, и ска­зал Гос­подь: "Вот род един и народ един". И сме­шал Бог на­ро­ды, и раз­де­лил на 70 и 2 на­ро­да, и рас­се­ял по всей земле. По сме­ше­нии же на­ро­дов Бог вет­ром ве­ли­ким раз­ру­шил столп; и на­хо­дят­ся остат­ки его между Ас­си­ри­ей и Ва­ви­ло­ном, и имеют в вы­со­ту и в ши­ри­ну 5433 локтя, и много лет со­хра­ня­ют­ся эти остат­ки».

От пле­ме­ни Иа­фе­та про­изо­шел народ сла­вян­ский. Затем автор рас­ска­зы­ва­ет о сла­вян­ских пле­ме­нах, о взя­тии Оле­гом Ца­рь­гра­да, о по­хо­дах Свя­то­сла­ва, о за­во­е­ва­нии наших зе­мель.  

Ос­нов­ной темой «По­ве­сти вре­мен­ных лет» яв­ля­ет­ся един­ство Руси.

Князь Вла­ди­мир Мо­но­мах

Рис. 4. Князь Вла­ди­мир Мо­но­мах

Перед нами князь Вла­ди­мир Мо­но­мах (рис. 4). Пре­жде чем стать стар­шим кня­зем на Руси, он кня­жил на мно­гих рус­ских зем­лях. Люди с боль­шим ува­же­ни­ем от­но­си­лись к нему, по­то­му что чув­ство­ва­ли же­ла­ние ви­деть Русь еди­ной. Об­ра­ща­ясь к по­том­кам, Вла­ди­мир Мо­но­мах вся­че­ски желал, чтобы они про­дол­жи­ли его дело.  

От­ры­вок из «По­уче­ния» Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха:

«Дети мои или иной кто, слу­шая эту гра­мот­ку, не по­смей­тесь над нею, но при­ми­те её в серд­це своё и не ле­ни­тесь, но усерд­но тру­ди­тесь......

В дому своём не ле­ни­тесь, но за всем на­блю­дай­те, не по­ла­гай­тесь на тиуна, ни на от­ро­ка, чтобы при­хо­дя­щие к вам не  по­сме­я­лись ни над домом вашим, ни над обе­дом вашим. На войну выйдя, не ле­ни­тесь, не на­дей­тесь на во­е­вод. Ни питью, ни еде не пре­да­вай­тесь, ни спа­нью.

Сто­ро­жей сами сна­ря­жай­те и ночью, со всех сто­рон рас­ста­вив охра­ну, ло­жи­тесь около во­и­нов, а вста­вай­те рано. Ору­жия не сни­май­те с себя вто­ро­пях, не огля­дев­шись; по ле­но­сти, вне­зап­но ведь че­ло­век по­ги­ба­ет. Лжи осте­ре­гай­тесь и пьян­ства, от  того душа по­ги­ба­ет и тело.

Куда бы вы ни дер­жа­ли свой путь по своим зем­лям, не да­вай­те от­ро­кам при­чи­нять вред не своим, ни чужим, ни селам, ни по­се­вам, чтобы не стали люди про­кли­нать вас.  

Везде, куда вы пой­де­те и где оста­но­ви­тесь, на­пой­те и на­кор­ми­те про­ся­ще­го ... Всего же более убо­гих не за­бы­вай­те и по­да­вай­те си­ро­те, и вдо­ви­цу рас­су­ди­те сами, а не да­вай­те силь­ным гу­бить че­ло­ве­ка. Ни пра­во­го, ни ви­нов­но­го не уби­вай­те и не по­ве­ле­вай­те убить его. Мы, люди, греш­ны, и если кто нам зло со­тво­рит, то хотим его по­гло­тить, кровь его про­лить ско­рей.  

Если же вам при­дет­ся крест це­ло­вать, то, про­ве­рив серд­це свое, це­луй­те толь­ко на том, что мо­же­те вы­пол­нить, а це­ло­вав, со­блю­дай­те свое слово, ибо, на­ру­шив клят­ву, по­гу­би­те душу свою.  

Гор­до­сти не имей­те в серд­це и уме: смерт­ны все, се­год­ня живы, а зав­тра в гробу; все, что мы имеем, дано нам на малое время. Не укло­няй­тесь учить увле­ка­ю­щих­ся вла­стью, ни во что ставь­те все­об­щий почет.  

Ста­рых чтите, как отца, а мо­ло­дых, как бра­тьев. Более же всего чтите гостя, от­ку­да бы он к вам ни при­шел, про­сто­лю­дин ли, или знат­ный, или посол; если  не мо­же­те по­чтить его по­дар­ком, то уго­сти­те его пищей и пи­тьем; ибо он, про­хо­дя, про­сла­вит че­ло­ве­ка по всем зем­лям или доб­рым, или злым.  

Боль­но­го на­ве­сти­те, по­кой­ни­ка про­во­ди­те, ибо все мы смерт­ны. Не про­пу­сти­те че­ло­ве­ка, не при­ве­тив его, и доб­рое слово ему мол­ви­те. Жену свою лю­би­те, но не да­вай­те ей вла­сти над собой.  

Если за­бу­де­те это, то чаще пе­ре­чи­ты­вай­те мою гра­мот­ку, тогда и мне не будет стыд­но, и вам будет хо­ро­шо.  

Что уме­е­те хо­ро­ше­го, того не за­бы­вай­те, а чего не уме­е­те, тому учи­тесь – как отец мой, дома сидя, знал пять язы­ков, от­то­го и честь ему была от дру­гих стран. Ле­ность ведь мать всему дур­но­му: что кто умеет, то за­бу­дет, а чего не умеет, тому не на­учит­ся. Добро же творя, не ле­ни­тесь ни на что хо­ро­шее...»

Целью со­зда­ния дан­но­го про­из­ве­де­ния, без­услов­но, яв­ля­ет­ся про­све­ще­ние по­том­ков.

Вопросы к конспектам

Вни­ма­тель­но про­чи­тай­те от­ры­вок из «По­уче­ний» Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха. Какие со­ве­ты ве­ли­ко­го князя ак­ту­аль­ны се­год­ня?

В каких про­из­ве­де­ни­ях ли­те­ра­ту­ры, про­чи­тан­ных вами ранее, зву­чит та же мысль, что и в «По­уче­нии» Мо­но­ма­ха?

Последнее изменение: Пятница, 9 Июнь 2017, 17:18