Библия – великое произведение древности. Ветхий и Новый Завет. Новый завет. Рождество Иисуса Христа

Биб­лия – это ве­ли­кое про­из­ве­де­ние древ­но­сти, в нём за­ло­же­ны ос­но­вы хри­сти­ан­ской веры, яв­ля­ю­щей­ся ду­хов­ной ос­но­вой мно­гих людей на земле. Но мы будем изу­чать Биб­лию как ве­ли­кий па­мят­ник все­мир­ной ли­те­ра­ту­ры.

Иван Зла­то­уст го­во­рил:  «Свя­щен­ное пи­са­ние – это ду­хов­ная пища, ко­то­рая укра­ша­ет ум и де­ла­ет душу силь­ной, твёр­дой и муд­рой». В мире нет более рас­про­стра­нён­ной книги. Она пе­ре­ве­де­на пол­но­стью на 436 язы­ков. А от­дель­ные книги – на более чем на две ты­ся­чи.

А что озна­ча­ет слово «биб­лия»?

Слово «биб­лия»  – древ­нее. На языке древ­них гре­ков – это «книга».

Биб­лия со­сто­ит из несколь­ких де­сят­ков книг: 50 книг - Вет­хо­го за­ве­та и 27 вхо­дят в Новый Завет.. Имен­но по­это­му слово «Биб­лия» пи­шет­ся с за­глав­ной буквы. Кроме того, слово «Бог» и ме­сто­име­ния «Он», «Его», его за­ме­ня­ю­щие, тоже пи­шут­ся с боль­шой буквы.

Биб­лия раз­де­ля­ет­ся на Вет­хий и Новый За­ве­ты. Слово «завет» пе­ре­во­дит­ся на рус­ский язык, как «за­ве­ща­ние, на­став­ле­ние, совет по­том­кам, по­сле­до­ва­те­лям». В дру­гих язы­ках слово «завет» озна­ча­ет «союз, до­го­вор». Это вза­им­ные обе­ща­ния Бога че­ло­ве­ку и че­ло­ве­ка Богу. Бог обе­ща­ет по­слать на землю Спа­си­те­ля, а че­ло­век дол­жен жить по нрав­ствен­ным за­ко­нам, по за­ко­нам Бо­жьим. Те свя­щен­ные книги, ко­то­рые на­пи­са­ны до Рож­де­ства Хри­сто­ва, со­став­ля­ют Вет­хий Завет, ко­то­рый  со­сто­ит из 39 книг. Новый Завет был на­пи­сан после рож­де­ния Иису­са Хри­ста. Ещё в Вет­хом За­ве­те Бог про­ро­че­ство­вал, что Он по­шлёт на землю Спа­си­те­ля. А люди долж­ны в это ве­рить.

Еван­ге­лие вхо­дит в со­став книг Но­во­го За­ве­та. В пе­ре­во­де с гре­че­ско­го это слово озна­ча­ет «ра­дост­ная, бла­гая весть». О чём она? О том, что Бог любит че­ло­ве­ка, хочет спа­сти его от  зла, и для этого от­прав­ля­ет на землю сво­е­го Сына, ко­то­рый своей смер­тью ис­ку­пит грехи людей. Те, кто верит в него, об­ре­тут жизнь веч­ную. Че­ты­ре уче­ни­ка Хри­ста, апо­сто­лы Марк, Мат­фей, Лука и Иоан, рас­ска­за­ли нами о Его жизни почти две ты­ся­чи лет назад.

Апо­стол Еван­ге­лист Марк. Ре­про­дук­ция иконы

Рис. 1. Апо­стол Еван­ге­лист Марк. Ре­про­дук­ция иконы

Апо­стол Еван­ге­лист Лука. Ре­про­дук­ция иконы

Рис. 2. Апо­стол Еван­ге­лист Лука. Ре­про­дук­ция иконы

Апо­стол Еван­ге­лист Мат­фей. Ре­про­дук­ция иконы

Рис. 3. Апо­стол Еван­ге­лист Мат­фей. Ре­про­дук­ция иконы

Апо­стол и Еван­ге­лист Иоан. Ре­про­дук­ция иконы

Рис. 4. Апо­стол и Еван­ге­лист Иоан. Ре­про­дук­ция иконы

Го­су­дар­ство Иудея. Ис­то­ри­че­ская карта

Рис. 5. Го­су­дар­ство Иудея. Ис­то­ри­че­ская карта

Да­вай­те пе­ре­не­сём­ся в эпоху, когда про­ис­хо­ди­ли ис­то­ри­че­ские со­бы­тия, опи­сан­ные в Еван­ге­лии.

Пред­ста­вим, что мы на­хо­дим­ся в ма­лень­кой стране Иудее, ко­то­рая рас­по­ло­же­на между Сре­ди­зем­ным и Мерт­вым мо­ря­ми. Это го­ри­стая и бес­плод­ная земля с ред­ки­ми го­ро­да­ми-оа­зи­са­ми. В цен­тре её на­хо­дит­ся Иеру­са­лим, окру­жен­ный мо­гу­чи­ми сте­на­ми и рвом. Самым кра­си­вым ме­стом Иеру­са­ли­ма яв­ля­ет­ся храм, куда сте­ка­ют­ся сотни па­лом­ни­ков, стран­ству­ю­щих бо­го­моль­цев. После дол­гой войны трон в Иудее за­хва­тил Ирод, ко­то­рый боль­ше всего на свете бо­ял­ся по­те­рять власть, по­это­му был очень же­сто­ким и по­до­зри­тель­ным. Казни сле­до­ва­ли одна за дру­гой. Народ нена­ви­дел Ирода. Из­му­чен­ные люди жили в ожи­да­нии по­слан­ни­ка Бо­жье­го, Мес­сии – «спа­си­те­ля» – по-ев­рей­ски. Они пред­став­ля­ли его в об­ра­зе мо­гу­че­го воина, бо­га­ты­ря, ко­то­рый со­жжёт ста­рый мир зла и утвер­дит мир добра и спра­вед­ли­во­сти.

Иисус дей­стви­тель­но при­шёл в этот мир, но не в об­ра­зе мо­гу­че­го воина. Он ро­дил­ся у про­стой жен­щи­ны Марии, жены плот­ни­ка Иоси­фа. Бог не при­ем­лет на­си­лия, по­это­му нести веру на острие меча нель­зя.

Те­перь по­зна­ко­мим­ся с рож­де­ни­ем Иису­са Хри­ста.

Им­пе­ра­тор Ав­густ велел сде­лать пе­ре­пись на­се­ле­ния в за­во­е­ван­ных зем­лях. Для этого каж­до­му жи­те­лю надо было пойти в город своих пред­ков.  От­пра­вил­ся и Иосиф с Ма­ри­ей в город Виф­ле­ем, от­ку­да он был родом.

Иосиф шел пеш­ком,  Мария ехала на осле.  А путь был неблиз­кий, да еще через горы, и шли они много дней. Уста­лые пут­ни­ки до­бра­лись, на­ко­нец, до Виф­ле­е­ма и хо­те­ли оста­но­вить­ся в го­сти­ни­це, но там не ока­за­лось места. Хо­зя­ин пред­ло­жил им пе­ре­но­че­вать в пе­ще­ре, куда за­го­ня­ли скот.

И здесь у Марии ро­дил­ся сын.  Она спе­ле­на­ла его и по­ло­жи­ла в ясли (ре­шет­ча­тый ящик с сеном). И никто из людей не знал о при­ше­ствии Хри­ста.

Толь­ко ослик и бычок смот­ре­ли на мла­ден­ца и со­гре­ва­ли его своим ды­ха­ни­ем.

Неда­ле­ко от Виф­ле­е­ма пасли свои стада пас­ту­хи. Вдруг они уви­де­ли яркое си­я­ние, и по­слан­ник Бога ска­зал им: «Я воз­ве­щаю ве­ли­кую ра­дость вам и всем людям. Ибо ныне ро­дил­ся Спа­си­тель, Хри­стос. Идите в город, и вы най­дё­те его ле­жа­ще­го в пе­ле­нах, в яслях».  Пас­ту­хи тот­час оста­ви­ли стадо и пошли в Виф­ле­ем. Там они нашли Марию, Иоси­фа и Мла­ден­ца, ле­жа­ще­го в яслях.

Они по­кло­ни­лись Мла­ден­цу и рас­ска­за­ли Марии и Иоси­фу о том, что им было воз­ве­ще­но. И Мария со­хра­ня­ла все слова эти в своём серд­це. Потом пас­ту­хи вер­ну­лись к своим ста­дам, бла­го­да­ря Бога за всё, что они уви­де­ли и услы­ша­ли.

По­че­му же Бог поз­во­лил ро­дить­ся сво­е­му сыну в хлеву? Тем самым он хотел по­ка­зать бли­зость Иису­са на­ро­ду, что имен­но народ он будет за­щи­щать от зла и неспра­вед­ли­во­сти.

Мла­ден­ца на­зва­ли Иису­сом.  И когда ему ис­пол­ни­лось сорок дней, Мария и Иосиф от­пра­ви­лись в Иеру­са­лим. Там, в храме Иеру­са­ли­ма, их встре­тил ста­рец Си­ме­он.

Стар­цу Си­мео­ну было пред­ска­за­но, что он не умрёт до тех пор,  пока не уви­дит Хри­ста. Си­ме­он при­шёл в храм, когда ро­ди­те­ли при­нес­ли Иису­са, взял его на руки, бла­го­сло­вил  Бога и ска­зал: «Ныне от­пус­ка­ешь  раба Тво­е­го, Вла­ды­ко, с миром; ибо  ви­де­ли  очи мои спа­се­ние Твое».

Потом он бла­го­сло­вил ро­ди­те­лей Хри­ста и ска­зал, что Иису­су пред­сто­ит ве­ли­кое дело и ги­бель ради спа­се­ния людей. И что Марии тоже «ору­жие прой­дёт душу», то есть  при­дёт­ся пе­ре­жить самое страш­ное: смерть сына.

А затем по­кло­нить­ся Иису­су при­шли волх­вы, муд­ре­цы.

А да­ле­ко на Во­сто­ке муд­ре­цы, ко­то­рых на­зы­ва­ли волх­ва­ми, уви­де­ли на небе новую звез­ду и по­ня­ли, что она воз­ве­ща­ет рож­де­ние  Ве­ли­ко­го Царя.

Волх­вы от­пра­ви­лись в дол­гий путь, чтобы по­кло­нить­ся Ему.

Они при­шли в сто­ли­цу, Иеру­са­лим, и стали  спра­ши­вать: «Где ро­див­ший­ся Царь Иудей­ский?»

А царём иуде­ев был в то время Ирод. Со­брав своих свя­щен­ни­ков, он спро­сил у них, где дол­жен ро­дить­ся Хри­стос. Они от­ве­ти­ли: «По древним про­ро­че­ствам, в Виф­ле­е­ме». Тогда Ирод вы­ве­дал у  волх­вов, когда по­явит­ся звез­да, чтобы знать время рож­де­ния Мла­ден­ца. Ирод ска­зал волх­вам: «Пой­ди­те в Виф­ле­ем, хо­ро­шень­ко всё узнай­те о Мла­ден­це, а потом рас­ска­жи­те мне, чтобы я пошёл по­кло­нить­ся Ему». На самом же деле он хотел убить Мла­ден­ца, по­то­му что бо­ял­ся ли­шить­ся вла­сти.

Волх­вы при­шли в Виф­ле­ем, а звез­да всё шла впе­ре­ди них и оста­но­ви­лась над тем ме­стом, где был Мла­де­нец. Волх­вы об­ра­до­ва­лись, вошли в дом, уви­де­ли Мла­ден­ца с Ма­ри­ей, ма­те­рью Его, по­кло­ни­лись Иису­су. Они при­нес­ли Ему дары: зо­ло­то, как царю царей, ладан, как Богу, и смир­ну, как че­ло­ве­ку.*

*Пер­вы­ми при­шли по­кло­нить­ся мла­ден­цу Иису­су Хри­сту - пас­ту­хи, что ука­за­но в Еван­ге­лии от Луки гл.2 ст.8-20. Волх­вы при­шли по­кло­нить­ся Иису­су Хри­сту по про­ше­ствии 2-х лет, войдя в дом , а не в вер­теп Мф. гл. 2(11-12), тогда об этом узнал и Ирод Мф.2(16-17).

Ладан – аро­ма­ти­че­ская смола, ду­ши­стый дым ко­то­рой ис­поль­зу­ет­ся во время бо­го­слу­же­ния.

Смир­на – бла­го­вон­ная мазь, предо­хра­ня­ю­щая тело от тле­ния. Это сим­вол веч­ной жизни, по­то­му что Иисус после смер­ти вос­крес­нет, вос­крес­нет и воз­ро­дит­ся к новой жизни.

Во сне волх­вы по­лу­чи­ли по­ве­ле­ние от Бога  не воз­вра­щать­ся к Ироду, и они дру­гим путём, минуя Иеру­са­лим, воз­вра­ти­лись в свою землю.

Когда волх­вы ушли ночью, Ангел ска­зал Иоси­фу: «Встань, возь­ми Мла­ден­ца и Ма­терь его и беги в Еги­пет; и будь там, пока не скажу тебе, по­то­му что Ирод хочет убить Мла­ден­ца». Иосиф сразу же встал и той же ночью с Мла­ден­цем и Ма­ри­ей от­пра­вил­ся в Еги­пет.

А Ирод, поняв, что волх­вы к нему не при­дут, раз­гне­вал­ся и по­слал своих во­и­нов убить всех детей до двух лет в Виф­ле­е­ме. Ве­ли­кий плач и ры­да­ние сто­я­ли в го­ро­де. Это ма­те­ри опла­ки­ва­ли своих детей и не могли уте­шить­ся.

После смер­ти царя Ирода Ангел вновь явил­ся к Иоси­фу и велел воз­вра­щать­ся домой. Иосиф вер­нул­ся в свою стра­ну и по­се­лил­ся в го­ро­де На­за­ре­те.

Иосиф за­ни­мал­ся своим ре­меслом, он был плот­ни­ком. Иисус по­мо­гал ему, рос и укреп­лял­ся духом, на­пол­ня­ясь муд­ро­сти.

Ин­те­рес­ные факты

Пе­ре­во­ды биб­лии

Биб­лия пе­ре­ве­де­на пол­но­стью на 436 язы­ков.Со­зда­те­ли сла­вян­ской пись­мен­но­сти Ки­рилл и Ме­фо­дий пер­вой пе­ре­ве­ли на древне­сла­вян­ский язык Биб­лию. Когда в XV веке воз­ник­ло кни­го­пе­ча­та­ние, пер­вой пе­чат­ной кни­гой стала Биб­лия.  В Рос­сии пер­во­пе­чат­ник Иван Фе­до­ров также на­пе­ча­тал пер­вой Биб­лию.

По­че­му Рож­де­ство Хри­сто­во празд­ну­ет­ся 25 де­каб­ря и 7 ян­ва­ря?

Дата ка­то­ли­че­ско­го Рож­де­ства 25 де­каб­ря, а мно­гие пра­во­слав­ные хри­сти­ане от­ме­ча­ют Рож­де­ство 7 ян­ва­ря. Пра­во­слав­ное Рож­де­ство от­ста­ёт от ка­то­ли­че­ско­го на 13 дней. Это про­изо­шло из-за пу­та­ни­цы ка­лен­да­рей. В 1582 году папой Рим­ским Гри­го­ри­ем XIII был вве­дён новый ка­лен­дарь, гри­го­ри­ан­ский, ко­то­рый стали на­зы­вать новым сти­лем. А ста­рый ка­лен­дарь, юли­ан­ский, ста­рым сти­лем. Раз­ли­чие между новым и ста­рым ка­лен­да­ря­ми со­став­ля­ло три­на­дцать дней. В то время, как в Ев­ро­пе по­явил­ся новый гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь, в Рос­сии про­дол­жа­ли поль­зо­вать­ся юли­ан­ским. В 1918 году Рос­сия пе­ре­ш­ла на новый стиль, а вот цер­ковь та­ко­го ре­ше­ния не одоб­ри­ла, и юли­ан­ский ка­лен­дарь по-преж­не­му оста­ет­ся ка­лен­да­рём пра­во­слав­ной церк­ви Рос­сии и неко­то­рых дру­гих стран.

Ле­ген­да о рож­де­ствен­ской ёлке

От древ­них вре­мён из Гер­ма­нии при­шёл обы­чай на­ря­жать на Рож­де­ство ёлку. В нашей стране это обы­чай после ре­во­лю­ции 1917 года был за­пре­щён, а потом воз­ро­дил­ся, но ёлка стала уже укра­ше­ни­ем не Рож­де­ства, а но­во­год­не­го празд­ни­ка. По­че­му имен­но ёлка? Есть раз­ные ле­ген­ды. Одна из них та­ко­ва. Перед пе­ще­рой, где ро­дил­ся Спа­си­тель, росли три де­ре­ва: паль­ма, олива и ёлка. Каж­дое де­ре­во ре­ши­ло ода­рить Мла­ден­ца сво­и­ми да­ра­ми. Паль­ма дала Ему мяг­кие ветви, олива – масло, а вот бед­ная ёлка не могла ничем ода­рить ма­лы­ша, она очень от этого стра­да­ла. Она могла по­да­рить ему толь­ко свою ис­крен­нюю и неж­ную лю­бовь. Тогда Ангел сжа­лил­ся над ёлкой и укра­сил её звёз­да­ми. Когда Мла­де­нец уви­дел ёлку, то очень об­ра­до­вал­ся, за­сме­ял­ся и по­тя­нул к ней ручки.

Ре­про­дук­ции икон

Рас­смот­ри­те ре­про­дук­цию иконы Вла­ди­мир­ской Бо­го­ма­те­ри (XI—XII вв.), ко­то­рая при­над­ле­жит к числу древ­ней­ших хри­сти­ан­ских свя­тынь.

Ре­про­дук­ция иконы Вла­ди­мир­ской Бо­го­ма­те­ри (XI—XII вв.)\

Рис. 6. Ре­про­дук­ция иконы Вла­ди­мир­ской Бо­го­ма­те­ри (XI—XII вв.)

Вгля­ды­ва­ясь в лик Бо­го­ро­ди­цы, можно по­нять, какие слова Она со­хра­ня­ла в своём серд­це – и славу, ко­то­рую пели Богу Мла­ден­цу про­стые пас­ту­хи, и про­ро­че­ство Си­мео­на о гря­ду­щей Его крест­ной смер­ти,  и о неми­ну­е­мых стра­да­ни­ях для Неё. Уви­ди­те и глу­бо­кую неж­ность Ма­те­ри, и ту бо­же­ствен­ную лю­бовь, ко­то­рую про­по­ве­до­вал Хри­стос,  –  всё это есть в иконе.

Рас­смот­ри­те ре­про­дук­цию иконы «Рож­де­ство Хри­сто­во» (XV в.). Её на­пи­сал ве­ли­кий рус­ский ху­дож­ник Ан­дрей Руб­лёв.

Ре­про­дук­ция  иконы «Рож­де­ство Хри­сто­во» (XV в.). Ан­дрей  Руб­лев

Рис. 7. Ре­про­дук­ция  иконы «Рож­де­ство Хри­сто­во» (XV в.). Ан­дрей  Руб­лев

Рас­смат­ри­вая икону, вы уви­ди­те  на ней все со­бы­тия, о ко­то­рых про­чи­та­ли. В цен­тре — Бо­го­ма­терь и Мла­де­нец, рядом с яс­ля­ми — бычок и ослик, ввер­ху слева — волх­вы, спра­ва — пас­ту­хи, во­круг пе­ще­ры — ан­ге­лы, сла­вя­щие Бога, внизу — Иосиф и ку­па­ние Мла­ден­ца.

Ре­про­дук­ция фрес­ки «По­кло­не­ние волх­вов» также дает нема­ло пищи для раз­мыш­ле­ний.

Ре­про­дук­ция фрес­ки «По­кло­не­ние волх­вов». Ди­о­ни­сий (XV в.)

Рис. 8. Ре­про­дук­ция фрес­ки «По­кло­не­ние волх­вов». Ди­о­ни­сий (XV в.)

По­знав­шие всю книж­ную муд­рость, уме­ю­щие чи­тать судь­бы мира и пред­ска­зы­вать бу­ду­щее по звез­дам, все­зна­ю­щие языч­ни­ки-волх­вы — муд­ре­цы и вол­шеб­ни­ки — при­шли по­кло­нить­ся Мла­ден­цу — ма­лень­ко­му, сла­бо­му и без­за­щит­но­му. Они уви­де­ли в Нем спа­се­ние мира. Автор фрес­ки (воз­мож­но, это Ди­о­ни­сий, рус­ский ху­дож­ник конца XV в.) пре­крас­но пе­ре­дал их бла­го­го­ве­ние перед Мла­ден­цем.

Вопросы к конспектам

1. Вы­бе­ри­те наи­бо­лее по­нра­вив­ший­ся эпи­зод, свя­зан­ный с рож­де­ни­ем Хри­ста, и под­го­товь­тесь к его вы­ра­зи­тель­но­му чте­нию или ху­до­же­ствен­но­му пе­ре­ска­зу.

2. Биб­лей­ские вы­ра­же­ния давно и проч­но вошли в нашу речь, делая ее ярче и вы­ра­зи­тель­нее. Про­чти­те неко­то­рые из них, под­бе­ри­те си­но­ни­мы:

Лепта вдо­ви­цы –

За­рыть та­лант в землю –

Иуда, иудин по­це­луй, трид­цать среб­ре­ни­ков –

Нести свой крест –

Блуд­ный сын –

Не хле­бом еди­ным жив че­ло­век –

Слуга двух гос­под –

Стать во главе угла –

Ке­са­рю – ке­са­ре­во, а Богу – божие –

Ис­пить чашу стра­да­ний –

Умыть руки –

Глас во­пи­ю­ще­го в пу­стыне –

Не от мира сего –

Тер­но­вый венец –

Последнее изменение: Пятница, 9 Июнь 2017, 12:21