М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Роды и жанры литературы

 Введение

XVIII век на­зы­ва­ют веком Про­све­ще­ния, в Рос­сии были свои уче­ные-про­све­ти­те­ли, одно из глав­ных мест среди них за­ни­ма­ет Ми­ха­ил Ва­си­лье­вич Ло­мо­но­сов (рис. 1). О нем мы по­го­во­рим на се­го­дняш­нем уроке.

Ми­ха­ил Ва­си­лье­вич Ло­мо­но­сов

Рис. 1. Ми­ха­ил Ва­си­лье­вич Ло­мо­но­сов

 Биография выдающегося ученого

Ми­ха­ил Ва­си­лье­вич Ло­мо­но­сов ро­дил­ся в но­яб­ре 1711 года близ де­рев­ни Хол­мо­го­ры Ар­хан­гель­ской гу­бер­нии. Пер­вы­ми кни­га­ми, по ко­то­рым М.В. Ло­мо­но­сов учил­ся гра­мо­те, были «Псал­тырь риф­мо­ван­ная» Си­мео­на По­лоц­ко­го (рис. 2), «Грам­ма­ти­ка сло­вен­ская» Ма­ле­тия Смот­риц­ко­го (рис. 3), «Ариф­ме­ти­ка» Леон­тия Маг­ниц­ко­го (рис. 4).

«Псал­тырь риф­мо­ван­ная» Си­мео­на По­лоц­ко­го

Рис. 2. «Псал­тырь риф­мо­ван­ная» Си­мео­на По­лоц­ко­го

«Грам­ма­ти­ка сло­вен­ская» Ме­ле­тия Смот­риц­ко­го

Рис. 3. «Грам­ма­ти­ка сло­вен­ская» Ме­ле­тия Смот­риц­ко­го

«Ариф­ме­ти­ка» Леон­тия Маг­ниц­ко­го

Рис. 4. «Ариф­ме­ти­ка» Леон­тия Маг­ниц­ко­го

В 19 лет Ло­мо­но­сов по­ки­нул свой дом и от­пра­вил­ся учить­ся в Моск­ву. Он по­сту­пил в Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­скую ака­де­мию (рис. 5), в числе луч­ших уче­ни­ков окон­чил ее. После этого по­сту­пил в уни­вер­си­тет при Пе­тер­бург­ской ака­де­мии наук (рис. 6) и за­кон­чил его.

Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­ская ака­де­мия

Рис. 5. Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­ская ака­де­мия

Пе­тер­бург­ская ака­де­мия наук

Рис. 6. Пе­тер­бург­ская ака­де­мия наук

Про­дол­жил обу­че­ние в уни­вер­си­те­тах Ев­ро­пы (рис. 7) и уже в 34 года стал про­фес­со­ром химии.

Мар­бург­ский уни­вер­си­тет

Рис. 7. Мар­бург­ский уни­вер­си­тет

Круг ин­те­ре­сов М.В. Ло­мо­но­со­ва вклю­ча­ет мно­же­ство наук, в него вхо­ди­ли ма­те­ма­ти­ка, химия, фи­зи­ка, аст­ро­но­мия, гео­ло­гия и гео­гра­фия.

В 1754 году раз­ра­бо­тал про­ект со­зда­ния Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. И через год, в 1755 году, в Москве от­крыл­ся этот уни­вер­си­тет, ко­то­рый сей­час носит имя его со­зда­те­ля (рис. 8).

Мос­ков­ский уни­вер­си­тет

Рис. 8. Мос­ков­ский уни­вер­си­тет

Всю жизнь уче­ный ин­те­ре­со­вал­ся аст­ро­но­ми­ей, на­вер­ное, по­то­му что родом был из Хол­мо­гор. Имен­но там в 1692 году была от­кры­та пер­вая рус­ская об­сер­ва­то­рия.

 Предыстория стихотворения

Две ты­ся­чи лет назад в древ­ней Гре­ции жил Клав­дий Пто­ле­мей (рис. 9).

Клав­дий Пто­ле­мей

Рис. 9. Клав­дий Пто­ле­мей

Он утвер­ждал, что Земля на­хо­дит­ся в цен­тре Все­лен­ной. Луна, Солн­це и осталь­ные пла­не­ты дви­жут­ся во­круг нее, его уче­ние по­лу­чи­ло на­зва­ние «гео­цен­три­че­ская си­сте­ма». Гео­цен­три­че­ская си­сте­ма – от слова «гео», что озна­ча­ет Земля.

В XVI веке Ни­ко­лай Ко­пер­ник (рис. 10), поль­ский уче­ный, раз­ра­бо­тал дру­гую си­сте­му ми­ро­зда­ния - Земля и пла­не­ты вра­ща­ют­ся во­круг Солн­ца (ге­лио­цен­три­че­ская си­сте­ма). Ге­лио­цен­три­че­ская си­сте­ма – от слова «ге­лиос», что озна­ча­ет Солн­це. Но его идеи не были при­ня­ты, а со­чи­не­ния за­пре­ще­ны дол­гие годы.

Ни­ко­лай Ко­пер­ник

Рис. 10. Ни­ко­лай Ко­пер­ник

Долго тео­рия Ко­пер­ни­ка была за­бро­ше­на, даже в XVIII веке было мало ее сто­рон­ни­ков.

 Разбор стихотворения

В 1761 году М.В. Ло­мо­но­сов пишет шу­точ­ное сти­хо­тво­ре­ние под на­зва­ни­ем «Слу­чи­лись вме­сте два Аст­ро­но­ма в пиру…» (рис. 11).

Сти­хо­тво­ре­ние

Рис. 11. Сти­хо­тво­ре­ние

Раз­бе­рем слова и вы­ра­же­ния, ко­то­рые в наше время уста­ре­ли, для того чтобы смысл сти­хо­тво­ре­ния был по­нят­нее (рис. 12):

Раз­бор уста­рев­ших вы­ра­же­ний

Рис. 12. Раз­бор уста­рев­ших вы­ра­же­ний

Жар­кое – жа­ре­ное ку­ша­нье, обыч­но мяс­ное, или же ско­во­ро­да, на ко­то­рой это блюдо го­то­вит­ся.

Ко­пер­ник и Пто­ле­мей не могли встре­тить­ся, так как жили в раз­ное время, с раз­ни­цей в 1300 лет. М.В. Ло­мо­но­сов их со­еди­ня­ет на пиру, в месте, где не могут ре­шать­ся важ­ные споры о ми­ро­зда­нии и Все­лен­ной, этим при­е­мом он со­зда­ет ко­мич­ность си­ту­а­ции.

Споры о тео­ри­ях Пто­ле­мея и Ко­пер­ни­ка про­дол­жа­ют­ся и в XVIII веке. Ми­ха­ил Ва­си­лье­вич изоб­ра­жа­ет в своем сти­хо­тво­ре­нии двоих уче­ных, ко­то­рые жарко спо­рят друг с дру­гом. Рядом с ними ока­зы­ва­ет­ся повар, уче­ные спра­ши­ва­ет его мне­ние, чтобы раз­ре­шить спор. Повар, срав­ни­вая очаг с Солн­цем, по­яс­ня­ет на бы­то­вом уровне, что очаг не может кру­тить­ся во­круг ско­во­род­ки, на ко­то­рой жа­рит­ся пища. Такой прием срав­не­ния важен в ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ни­ях.

Вопросы к конспектам

В каких учеб­ных за­ве­де­ни­ях М.В. Ло­мо­но­сов обу­чал­ся?

На­зо­ви­те пер­вые книги, по ко­то­рым М.В. Ло­мо­но­сов учил­ся гра­мо­те.

В каком году М.В. Ло­мо­но­сов пишет сти­хо­тво­ре­ние «Слу­чи­лись вме­сте два Аст­ро­но­ма в пиру…»?

Последнее изменение: Четверг, 8 Июнь 2017, 11:02