Clauses of Result So /such,So … that, such a nice day that

 Общая информация о придаточных предложениях следствия

Есть много спо­со­бов по­ка­зать ре­зуль­тат в речи, и один из них – это ис­поль­зо­ва­ние при­да­точ­ных пред­ло­же­ний. При­да­точ­ные пред­ло­же­ния след­ствия по­мо­га­ют нам со­об­щить о ре­зуль­та­те ка­ко­го-ли­бо дей­ствия или о по­след­стви­ях ка­кой-ли­бо си­ту­а­ции. Такие пред­ло­же­ния вво­дят­ся при по­мо­щи со­ю­зов so,so…that (для при­ла­га­тель­ных и на­ре­чий), such…that (для су­ще­стви­тель­ных) (рис. 1).

Союз со­еди­ня­ет две части слож­но­го пред­ло­же­ния

Рис. 1. Союз со­еди­ня­ет две части слож­но­го пред­ло­же­ния

При­мер:

Nina had a stomach ache so she went to the doctor. – У Нины болел живот, по­это­му она пошла к док­то­ру.

There was so much soup that John wasn’t able to eat it. – Супа было так много, что Джон не мог его съесть.

 Особенности употребления конструкции such…that

Рас­смот­рим си­ту­а­ции, в ко­то­рых ис­поль­зу­ет­ся кон­струк­ция such…that.

Пер­вая схема опи­сы­ва­ет обо­рот с ис­чис­ля­е­мы­ми су­ще­стви­тель­ны­ми в един­ствен­ном числе:

Схема 1.

При­мер:

It was such a beautiful dress that I bought it. – Пла­тье было такое кра­си­вое, что я его ку­пи­ла.

Вто­рая схема опи­сы­ва­ет обо­рот с ис­чис­ля­е­мы­ми су­ще­стви­тель­ны­ми во мно­же­ствен­ном числе либо неис­чис­ля­е­мы­ми су­ще­стви­тель­ны­ми:

Схема 2.

При­мер:

They were such clever people that it was pleasant to speak to them. – Они были та­ки­ми ум­ны­ми, что с ними было при­ят­но по­го­во­рить.

It was such nice weather that we went to the countryside. – По­го­да была такая хо­ро­шая, что мы по­еха­ли за город.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что когда мы ис­поль­зу­ем су­ще­стви­тель­ное во мно­же­ствен­ном числе или неис­чис­ля­е­мое су­ще­стви­тель­ное, ар­тикль не ис­поль­зу­ет­ся (рис. 2).

Ну­ле­вой ар­тикль

Рис. 2. Ну­ле­вой ар­тикль

 Особенности употребления конструкции so…that

В при­да­точ­ных пред­ло­же­ни­ях след­ствия также упо­треб­ля­ет­ся кон­струк­ция so…that. Эту кон­струк­цию очень часто со­про­вож­да­ют сле­ду­ю­щие оце­ноч­ные ме­сто­име­ния (рис. 3):

much                     

many

few

little

Оце­ноч­ные ме­сто­име­ния

Рис. 3. Оце­ноч­ные ме­сто­име­ния

Рас­смот­рим схему:

Схема 3.

При­мер:

There was so much water in the bucket that the boy couldn’t carry it alone. – В ведре было так много воды, что маль­чик не мог один его уне­сти.

There was so little food in the fridge that I still feel hungry. – В хо­ло­диль­ни­ке было так мало еды, что я все еще го­лод­на.

Не за­бы­вай­те, чтоmuch иlittle упо­треб­ля­ют­ся с неис­чис­ля­е­мы­ми су­ще­стви­тель­ны­ми, а many и few – с ис­чис­ля­е­мы­ми (см. схему 4).

Схема 4.

При­мер:

We had so many books at home that mother decided to take some of them to the library. – Дома было так много книг, что мама ре­ши­ла от­не­сти неко­то­рые из них в биб­лио­те­ку.

I have so few T-shirts that I need to buy some. – У меня так мало фут­бо­лок, что мне нужно ку­пить несколь­ко.

 Упражнения

Чтобы лучше по­нять и усво­ить осо­бен­но­сти упо­треб­ле­ния при­да­точ­ных пред­ло­же­ний след­ствия, необ­хо­ди­мо вы­пол­нить сле­ду­ю­щее упраж­не­ние.

I. Со­ставь­те из двух пред­ло­же­ний одно, ис­поль­зуя the Clause of Result

The book was dull. I couldn’t read it to the end.

There was much work. Mary didn’t know where to begin.

The water in the sea was cold. The children didn’t want to swim.

I had little money. I couldn’t buy a new dress.

От­ве­ты к упраж­не­нию:

The book was so dull that I couldn’t read it to the end.

There was so much work that Mary didn’t know where to begin.

The water in the sea was so cold that the children didn’t want to swim.

I had so little money that I couldn’t buy a new dress.

 The Present Perfect

The Present Perfect – один из спо­со­бов, по­мо­га­ю­щих вы­ра­зить ре­зуль­тат в речи. Present Perfect опи­сы­ва­ет дей­ствия, за­вер­шив­ши­е­ся к мо­мен­ту речи. Это зна­чит, что дей­ствие уже за­вер­ши­лось в про­шлом, но нас ин­те­ре­су­ет ре­зуль­тат, ко­то­рый от­но­сит­ся к на­сто­я­ще­му мо­мен­ту.

При­мер:

Go and do your homework!

I have already done it.

Иди делай уроки!

Я уже сде­лал.

Маме неваж­но, когда сын сде­лал уроки. Её ин­те­ре­су­ет толь­ко ре­зуль­тат: сде­лал – не сде­лал. 

Present Perfect – время со­став­ное.Как и все вре­ме­на груп­пы Perfect, оно вклю­ча­ет в себя гла­гол-связ­ку have и смыс­ло­войгла­голвтре­тьейформе (рис. 4).

Об­ра­зо­ва­ние Present Perfect

Рис. 4. Об­ра­зо­ва­ние Present Perfect

При­мер:

I have already done homework.

He has already done homework.

Для об­ра­зо­ва­ния во­про­си­тель­ных пред­ло­же­ний в Present Perfect гла­гол-связ­ку have/has необ­хо­ди­мо вы­не­сти на пер­вое место в пред­ло­же­нии.

При­мер:

Have you done homework yet?

Has he done homework yet?

Для об­ра­зо­ва­ния от­ри­ца­тель­ных пред­ло­же­ний в Present Perfect к гла­го­лу-связ­ке необ­хо­ди­мо до­ба­вить от­ри­ца­тель­ную ча­сти­цу not, или ис­поль­зо­вать крат­кие формы haven’t/hasn’t.

При­мер:

I haven’t done homework yet.

He hasn’t done homework yet.

 Виды прилагательных

При­ла­га­тель­ное – одна из самых важ­ных ча­стей речи как в рус­ском, так и в ан­глий­ском языке. При­ла­га­тель­ные обо­зна­ча­ют ка­че­ства, свой­ства, при­зна­ки того или иного пред­ме­та (рис. 5).

При­ла­га­тель­ные

Рис. 5. При­ла­га­тель­ные

При­ла­га­тель­ные могут быть про­сты­ми (e.g., red, white, nice), могут со­дер­жать суф­фик­сы и пре­фик­сы (e.g., beautiful, unhappy), могут быть слож­ны­ми и со­сто­ять из несколь­ких основ (e.g., darkgreen, well-written).

При­ла­га­тель­ные в ан­глий­ском языке имеют толь­ко одну форму. Они не из­ме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и па­де­жам. Но неко­то­рые при­ла­га­тель­ные могут иметь сте­пе­ни срав­не­ния. Это от­но­сит­ся к ка­че­ствен­ным при­ла­га­тель­ным, то есть к таким при­ла­га­тель­ным, ко­то­рые вы­ра­жа­ют ка­че­ство пред­ме­та, а имен­но – тот его при­знак, ко­то­рый может про­яв­лять­ся в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни (e.g., beautiful, big) (рис. 6). От­но­си­тель­ные при­ла­га­тель­ные не имеют сте­пе­ней срав­не­ния (e.g., Russian, English, golden).

Сте­пе­ни срав­не­ния при­ла­га­тель­ных

Рис. 6. Сте­пе­ни срав­не­ния при­ла­га­тель­ных

 Виды существительных

Су­ще­стви­тель­ные в ан­глий­ском языке под­раз­де­ля­ют­ся на ис­чис­ля­е­мые и неис­чис­ля­е­мые.

К ис­чис­ля­е­мым су­ще­стви­тель­ным от­но­сят­ся пред­ме­ты/объ­ек­ты, под­да­ю­щи­е­ся под­сче­ту. Такие су­ще­стви­тель­ные могут ис­поль­зо­вать­ся как в един­ствен­ном, так и во мно­же­ствен­ном числе, упо­треб­лять­ся как с опре­де­лен­ным, так и с неопре­де­лен­ным ар­тик­лем.

Ис­чис­ля­е­мые су­ще­стви­тель­ные могут быть как пред­мет­ны­ми, так и со­би­ра­тель­ны­ми.

Пред­мет­ные су­ще­стви­тель­ные:

a pupil – five pupils

a table – many tables

an engineer – engineers

Со­би­ра­тель­ные су­ще­стви­тель­ные:

a family – families

an army – armies

a team – teams

К неис­чис­ля­е­мым су­ще­стви­тель­ным при­над­ле­жат слова, ко­то­рые обо­зна­ча­ют ве­ще­ства или по­ня­тия, ко­то­рые нель­зя по­счи­тать. Такие су­ще­стви­тель­ные не упо­треб­ля­ют­ся с неопре­де­лен­ным ар­тик­лем и ис­поль­зу­ют­ся толь­ко в един­ствен­ном числе. Неис­чис­ля­е­мые су­ще­стви­тель­ные ис­поль­зу­ют­ся с та­ки­ми ме­сто­име­ни­я­ми как much (much milk), little (little water), some и any.

Неис­чис­ля­е­мые су­ще­стви­тель­ные могут быть ве­ще­ствен­ны­ми или аб­стракт­ны­ми (дей­ствия, со­сто­я­ния, при­род­ные яв­ле­ния, чув­ства).

Ве­ще­ствен­ные су­ще­стви­тель­ные:

water

bread

tea

wool

oil

air

Аб­стракт­ные су­ще­стви­тель­ные:

life

music

news

freedom

bravery

sleep

Неис­чис­ля­е­мые су­ще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие ве­ще­ство, могут ино­гда ис­поль­зо­вать­ся с ар­тик­ля­ми, когда обо­зна­ча­ют пор­ции.

При­мер:

Can I have a coffee please? – Можно мне ча­шеч­ку кофе, по­жа­луй­ста.

Вопросы к конспектам

За­пол­ни­те про­пус­ки со­ю­за­ми so или such. Ис­поль­зуй­те ар­тикль a/an, где необ­хо­ди­мо:

а) She was                   responsive woman that everybody asked her advice.  

б) Winter evenings are                 boring times that people don’t know what to do.

в) Today is                  warm afternoon that we are going out for a walk.

г) They were                  cheap A-shirts that we bought quite a lot.

д) He invited                  few friends that it was not interesting to play.

е) There were                  many people that we couldn’t find a seat.

До­пол­ни­те пред­ло­же­ния по смыс­лу:

а) The case was so heavy that                                                                                              .  

б)                                                                                                that I stopped talking. 

в) They were so polite that                                                                                                .  

г) It was such a strange call that                                                                                          .

д) Mr and Mrs White were such nice people that                                                                      .  

е)                                                                                              that he invited her to a meeting.  

ж)                                                               that Carol refused an offer.  

Пе­ре­ве­ди­те на ан­глий­ский язык, об­ра­щая вни­ма­ние на осо­бен­но­сти упо­треб­ле­ния со­ю­зов в при­да­точ­ных пред­ло­же­ни­ях след­ствия:

а) Его рас­сказ был таким неправ­до­по­доб­ным, что ему никто не по­ве­рил.

б) По­след­ний день лета вы­дал­ся таким дожд­ли­вым, что участ­ни­ки встре­чи не за­хо­те­ли смот­реть кино под от­кры­тым небом.

в) В чае было так много са­ха­ра, что его невоз­мож­но было пить.

г) Он был так на­пу­ган, что едва мог вспом­нить свое имя.

д) У меня было так много во­про­сов, что я не знала, с ка­ко­го на­чать.

е) Наше по­ве­де­ние ка­за­лось всем таким глу­пым, что никто не хотел с нами зна­ко­мить­ся.

ж) У них так мало дру­зей в этом го­ро­де, что они даже не знают, кого при­гла­сить на празд­ни­ки.

з) Это был такой уди­ви­тель­ный вечер, что гости не хо­те­ли рас­хо­дить­ся.

Последнее изменение: Пятница, 6 Октябрь 2017, 21:47