Определенный артикль

 1. Вступительное слово

Артикль – одна из самых важ­ных ча­стей речи в ан­глий­ском языке. Хотя видов ар­тик­ля не так много, их ис­поль­зо­ва­ние часто вы­зы­ва­ет труд­но­сти.

Как вы зна­е­те, ар­тик­ли можно раз­де­лить на две груп­пы:

1. Опре­де­лен­ные ар­тик­ли (definite articles)

2. Неопре­де­лен­ные ар­тик­ли (indefinite articles)

Каж­дая из этих групп имеет свои ха­рак­тер­ные осо­бен­но­сти и уни­каль­ные слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния. О них мы се­год­ня и по­го­во­рим.

Ил­лю­стра­ция к клас­си­фи­ка­ции  ар­ти­клей

Рис. 1. Ил­лю­стра­ция к клас­си­фи­ка­ции  ар­ти­клей

 

2. Общая характеристика определенного артикля

Опре­де­лен­ный ар­тикль the  про­изо­шел от ме­сто­име­ния this, по­это­му он может упо­треб­лять­ся с су­ще­стви­тель­ны­ми как во мно­же­ствен­ном, так и в един­ствен­ном числе, как с ис­чис­ля­е­мы­ми, так и с неис­чис­ля­е­мы­ми.

Опре­де­лен­ную слож­ность вы­зы­ва­ет чте­ние этого ар­тик­ля. Он имеет два ва­ри­ан­та чте­ния:

1. [ðe], если за ним сле­ду­ет слово, на­чи­на­ю­ще­е­ся с со­глас­но­го звука: the table

2. [ði:], если за ним сле­ду­ет слово, на­чи­на­ю­ще­е­ся с глас­но­го звука: the apple

 3. Случаи употребления определенного артикля

1. Опре­де­лен­ный ар­тикль the будет упо­треб­лять­ся в том слу­чае, если в пред­ло­же­нии речь идет об из­вест­ном пред­ме­те или он уже упо­ми­нал­ся ранее.

E.g.     1. I’ve got a dress. The dress is black and white.

            У меня есть пла­тье. Пла­тье чер­ное с белым.

            2. My pen is in the box.

            Моя ручка в ко­роб­ке.

My pen is in the box.              Моя ручка в ко­роб­ке.

Рис. 2. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

2. Если пред­мет или лицо, о ко­то­ром мы го­во­рим, имеет огра­ни­чи­ва­ю­щие опре­де­ле­ния. Такие опре­де­ле­ния обыч­но от­ве­ча­ют на во­про­сы: какой? чей? ко­то­рый? Вы­ра­же­ны он, как пра­ви­ло, при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем или при­част­ным обо­ро­том.

E.g. The dog who bit me yesterday was caught today by my Dad.

       Со­ба­ка, ко­то­рая вчера меня уку­си­ла, се­год­ня была пой­ма­на моим папой.

       Мы по­ни­ма­ем, о какой имен­но со­ба­ке идет речь в пред­ло­же­нии.

3. Если су­ще­стви­тель­ное, о ко­то­ром идет речь, яв­ля­ет­ся уни­каль­ным или един­ствен­ным в своем роде.

E.g. The Moon is a satellite of the Earth.

       Луна яв­ля­ет­ся спут­ни­ком Земли.

4. Когда перед су­ще­стви­тель­ным, о ко­то­ром идет речь, стоит при­ла­га­тель­ное в пре­вос­ход­ной сте­пе­ни или по­ряд­ко­вое чис­ли­тель­ное, то мы также ис­поль­зу­ем ар­тикль the.

E.g. The first year at the university was very hard.

       Пер­вый год в уни­вер­си­те­те был очень слож­ным.

5. Слова, обо­зна­ча­ю­щие части суток, такие как morning, evening и т. д., также упо­треб­ля­ют­ся с опре­де­лен­ным ар­тик­лем.

E.g. I do my homework in the morning every day.

       Я делаю мою до­маш­нюю ра­бо­ту утром каж­дый день.

The Moon is a satellite of the Earth.         Луна яв­ля­ет­ся спут­ни­ком Земли.

Рис. 3. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

6) Если в пред­ло­же­нии речь идет о ве­ще­стве и его ко­ли­че­ство ясно из кон­тек­ста или опре­де­ле­но.

E.g. Pass me the salt, please.

       Пе­ре­дай­те мне, по­жа­луй­ста, соль.

Pass me the salt, please.         Пе­ре­дай­те мне, по­жа­луй­ста, соль

Рис. 4. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

7. Мы знаем, что ар­тик­ли не упо­треб­ля­ют­ся с име­на­ми соб­ствен­ны­ми. Это же от­но­сит­ся и к фа­ми­ли­ям. Но если фа­ми­лия стоит во мно­же­ствен­ном числе и обо­зна­ча­ет всех чле­нов семьи, то мы будем упо­треб­лять опре­де­лен­ный ар­тикль.

E.g. The Browns are going to have a picnic in the park.

       Бра­у­ны со­би­ра­ют­ся  на пик­ник в парке.

8. Ар­тикль the может ис­поль­зо­вать­ся и с при­ла­га­тель­ны­ми, но толь­ко в том слу­чае, если эти при­ла­га­тель­ные упо­треб­ля­ют­ся в зна­че­нии су­ще­стви­тель­ных:

- the rich (бо­га­чи)

- the poor (бед­ня­ки)

- the young (мо­ло­дые)

- the old (ста­ри­ки)

- the homeless (без­дом­ные)

E.g. The young must help and respect the old.

       Мо­ло­дые долж­ны по­мо­гать ста­ри­кам и ува­жать их.

9.  Го­во­ря о на­ци­о­наль­но­стях, мы также будем ис­поль­зо­вать опре­де­лен­ный ар­тикль. Это пра­ви­ло ра­бо­та­ет толь­ко для мно­же­ствен­но­го числа.

E.g. The French – фран­цу­зы                     

       A Frenchman – фран­цуз                                     

       The English – ан­гли­чане                    

       An Englishman – ан­гли­ча­нин                      

       The Dutch – гол­ланд­цы             

       A Dutchman – гол­лан­дец

Го­во­ря о на­ци­о­наль­но­стях, мы также будем ис­поль­зо­вать опре­де­лен­ный ар­тикль. Это пра­ви­ло ра­бо­та­ет толь­ко для мно­же­ствен­но­го числа.

Рис. 5. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

10. С на­зва­ни­я­ми га­ле­рей, те­ат­ров, му­зеев, ки­но­те­ат­ров и др. зда­ний, а также ко­раб­лей, газет и жур­на­лов.

E.g. The Bolshoi Theatre – Боль­шой театр

       The British Museum – Бри­тан­ский музей

       The Hilton Hotel – отель Хи­л­тон

11. С на­зва­ни­я­ми рек, морей, оке­а­нов, а также гор­ных цепей.

 E.g. 1. The Volga is the longest river in Europe.

            Волга – самая длин­ная река в Ев­ро­пе.

        2. Last year we went to the Black Sea.

           And my dream is to see the Pacific Ocean.

           В про­шлом году мы ез­ди­ли на Чер­ное море.

           А моя мечта – уви­деть Тихий океан.

12. Го­во­ря о стра­нах, мы обыч­но не упо­треб­ля­ем ар­тикль, но и здесь есть свои ис­клю­че­ния. Если на­зва­ние стра­ны упо­треб­ля­ет­ся во мно­же­ствен­ном числе, то мы будем ис­поль­зо­вать ар­тикль the.

E.g. The Philippines – Фи­лип­пи­ны

       The United States – Со­еди­нен­ные Штаты

The United States – Со­еди­нен­ные Штаты

Рис. 6. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Также опре­де­лен­ный ар­тикль будет ис­поль­зо­вать­ся, если в на­зва­нии стра­ны есть такие слова, как kingdom, republic.

E.g.  The United Kingdom – Объ­еди­нен­ное Ко­ро­лев­ство

        The Czech Republic – Чеш­ская Рес­пуб­ли­ка

13. Опре­де­лен­ный ар­тикль ис­поль­зу­ет­ся, когда го­во­рим о грам­ма­ти­че­ских фор­мах, таких как вре­ме­на, на­кло­не­ния, за­ло­ги.

E.g. The Present Simple is used to describe common regular actions.

       На­сто­я­щее про­стое время ис­поль­зу­ет­ся для опи­са­ний обыч­ных ре­гу­ляр­ных дей­ствий.

 4. Практические задания

And we are going to do some exercises to understand these rules better.

Look at the sentences and fill the gaps with the definite article the.

1. This is a tree. ___ tree is green. –> This is a tree. The tree is green.

2. She gave me a coffee and a cake. ___ coffee was hot. ___ cake was tasty. –> She gave me a coffee and a cake. The coffee was hot. The cake was tasty.

3. They own ___ cottage opposite the church. –> They own the cottage opposite the church.

4. ___ Sun is a star at the center of ___ Solar System. –> The Sun is a star at the center of the Solar System.

5. You should do ___ first exercise. –> You should do the first exercise.

6. We went to hockey on ___ first of May. –> We went to hockey on the first of May.

7. She told us that they had arrived in St. Petersburg ___ day before. –> She told us that they had arrived in St. Petersburg the day before.

8. ___ Bolshoi Theatre is in Moscow. –> The Bolshoi Theatre is in Moscow.

9. Washington DC is the capital of ___ United States. –> Washington DC is the capital of the United States.

 5. Характеристика исчисляемых существительных

Су­ще­стви­тель­ные в ан­глий­ском языке де­лят­ся на ис­чис­ля­е­мые и неис­чис­ля­е­мые. К ис­чис­ля­е­мым от­но­сят­ся пред­ме­ты, объ­ек­ты и дру­гое, под­да­ю­ще­е­ся под­сче­ту. Такие су­ще­стви­тель­ные могут ис­поль­зо­вать­ся как во мно­же­ствен­ном, так и в един­ствен­ном числе, и с опре­де­лен­ным, и с неопре­де­лен­ным ар­тик­ля­ми.

Ис­чис­ля­е­мые су­ще­стви­тель­ные могут быть как пред­мет­ные, так и со­би­ра­тель­ные.

Пред­мет­ные

Со­би­ра­тель­ные

a pupil (уче­ник/-ица)

five           pupils (пять уче­ни­ков/ниц)

a family (семья)

families (семьи)

a table (стол)

many tables (много сто­лов)

an army (армия)

armies (армии)

an engineer (ин­же­нер)

engineers (ин­же­не­ры)

a team (ко­ман­да)

teams (ко­ман­ды)

 6. Характеристика неисчисляемых существительных

К неис­чис­ля­е­мым су­ще­стви­тель­ным при­над­ле­жат слова, ко­то­рые обо­зна­ча­ют ве­ще­ства или по­ня­тия, ко­то­рые мы не можем по­счи­тать. Такие су­ще­стви­тель­ные не упо­треб­ля­ют­ся с неопре­де­лен­ным ар­тик­лем и ис­поль­зу­ют­ся толь­ко в един­ствен­ном числе.

Неис­чис­ля­е­мые су­ще­стви­тель­ные ис­поль­зу­ют­ся с та­ки­ми ме­сто­име­ни­я­ми, как much (much milk), little (little water), some и any.

Неис­чис­ля­е­мые су­ще­стви­тель­ные могут быть ве­ще­ствен­ны­ми (про­дук­ты) или аб­стракт­ны­ми (дей­ствия, со­сто­я­ния, при­род­ные яв­ле­ния, чув­ства).

Ве­ще­ствен­ные

Аб­стракт­ные

water (вода)      wool (шерсть)

bread (хлеб)      oil (нефть)

tea (чай)            air (воз­дух)

life (жизнь)         news (но­во­сти)        bravery (храб­рость)

time (время)        cold (холод)             sleep (сон)

music (му­зы­ка)   freedom (сво­бо­да)   winter (зима)

Су­ще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие ве­ще­ство, могут ино­гда ис­поль­зо­вать­ся с ар­тик­лем, когда она обо­зна­ча­ют пор­цию.

E.g.     Can I have a coffee, please?

Can I have a coffee, please?

Рис. 7. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

 7.  Множественное число английских существительных

Ис­чис­ля­е­мые су­ще­стви­тель­ные в ан­глий­ском языке могут иметь форму как един­ствен­но­го числа, если обо­зна­ча­ют один пред­мет, так и форму мно­же­ствен­но­го числа, когда обо­зна­ча­ют мно­же­ство пред­ме­тов.

Форма мно­же­ствен­но­го числа у боль­шин­ства су­ще­стви­тель­ных в ан­глий­ском языке об­ра­зу­ет­ся путем при­бав­ле­ния на конце су­ще­стви­тель­но­го суф­фик­са -s или -es.

E.g.  a cat – cats

        a glass – glasses         

        a rose – roses                       

        a fox – foxes

a rose – roses

Рис. 8. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Имена су­ще­стви­тель­ные, окан­чи­ва­ю­щи­е­ся на -y, перед ко­то­рым стоит со­глас­ный, об­ра­зу­ют мно­же­ствен­ное число по­сред­ством до­бав­ле­ния окон­ча­ния -es, при этом y за­ме­ня­ет­ся на i.

E.g.     a family – families

Это пра­ви­ло не ра­бо­та­ет для таких слов, как a boy – boys, a day – days и т. д., так как перед -у стоит глас­ный.

Неко­то­рые имена су­ще­стви­тель­ные ан­глий­ско­го языка, окан­чи­ва­ю­щи­е­ся на -f (e), при об­ра­зо­ва­нии мно­же­ствен­но­го числа ме­ня­ют f на v.

E.g.  a wife – wives

        a wolf – wolves

        life – lives

Неко­то­рые су­ще­стви­тель­ные ан­глий­ско­го языка упо­треб­ля­ют­ся толь­ко во мно­же­ствен­ном числе.

E.g.     Слова, обо­зна­ча­ю­щие пред­ме­ты, со­сто­я­щие из двух ча­стей:

trousers – брюки

braces – под­тяж­ки

glasses – очки

Со­би­ра­тель­ные су­ще­стви­тель­ные:

troops – вой­ска

goods – то­ва­ры

clothes – одеж­да

police – по­ли­ция

people – люди

Ряд су­ще­стви­тель­ных об­ра­зу­ет мно­же­ствен­ное число осо­бым спо­со­бом:

 E.g.  a man – men (муж­чи­ны, люди)                an ox – oxen (быки)

         a woman – women (жен­щи­ны)                  a goose – geese (гуси)

         a mouse – mice (мыши)                             a sheep – sheep (овцы)

         a tooth – teeth (зубы)                                 a deer – deer (олени)

         a foot – feet (ступ­ни, ноги)                       a swine – swine (сви­ньи)

         a child – children (дети)

Эти су­ще­стви­тель­ные не под­чи­ня­ют­ся общим пра­ви­лам. Их сле­ду­ет за­пом­нить.

 9. Случаи употребления the Present Simple Tense

1. Для опи­са­ния ре­гу­ляр­но­го, по­сто­ян­но­го, по­вто­ря­ю­ще­го­ся дей­ствия

При­ме­ры:

1. She often stays with her granny.

Она часто оста­ет­ся со своей ба­буш­кой.

2. It never rains in this part of the desert.

В этой части пу­сты­ни ни­ко­гда не бы­ва­ет дождя.

3. Does he often ask for help?

Он часто про­сит по­мочь?

4. We hardly ever discuss such problems.

Мы почти ни­ко­гда не об­суж­да­ем такие про­бле­мы.

It never rains in this part of the desert.  В этой части пу­сты­ни ни­ко­гда не бы­ва­ет дождя.

Рис. 9. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

2. Для опи­са­ния за­ко­нов при­ро­ды, об­ще­из­вест­ных фак­тов, истин; часто ис­поль­зу­ет­ся в по­сло­ви­цах и по­го­вор­ках

При­ме­ры:

Snow melts at zero degrees.

People wear dark glasses in strong light.

He laughs best who laughs last.

One swallow doesn’t make a spring.

One swallow doesn’t make a spring.

Рис. 10. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

3. Для пе­ре­да­чи бу­ду­ще­го вре­ме­ни в при­да­точ­ных вре­ме­ни и усло­вия – if/when-clauses

При­ме­ры:

I’ll tell you as soon as he comes.

If the temperature goes down you will have to put on your warm jacket.

If they don’t come on time, we shall begin without them.

When my parents buy me a computer, I will work on it.

When my parents buy me a computer, I will work on it.

Рис. 11. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

4. Для обо­зна­че­ния дей­ствий, ко­то­рые про­ис­хо­дит в мо­мент речи с гла­го­ла­ми, ко­то­рые не ис­поль­зу­ют­ся в дли­тель­ном вре­ме­ни

see

hear

know

understand

love

hate

ви­деть

слы­шать

знать

по­ни­мать

лю­бить

нена­ви­деть

like

prefer

remember

want

think

mean

нра­вить­ся

пред­по­чи­тать

пом­нить

хо­теть

ду­мать

иметь в виду

При­ме­ры:

Do you understand it?

John prefers fish to meat.

The porridge smells strange.

I don’t know what you mean.

5. Для вы­ра­же­ния сле­ду­ю­щих раз­го­вор­ных си­ту­а­ций:

Я забыл (а)!

- Oh, I forget! I must phone my granny at once.

Нам ска­за­ли…

- We are told the pupils have been there.

Они слы­ша­ли…

-  They hear he has already come back from Sochi.

They hear he has already come back from Sochi.

Рис. 12. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Вопросы к конспектам

1. Пе­ре­ве­сти на ан­глий­ский язык.

1. Луна се­год­ня очень кра­си­вая. 2. Семья Кур­за­но­вых вчера была у нас в го­стях. 3. Это мисс Джонс, она док­тор. 4. Если тебе плохо, сходи к врачу. 5. Возь­ми мяч, на ко­то­ром есть ав­то­граф Ро­наль­до. 6) Мы де­ла­ем за­ряд­ку по утрам. 7. Спа­си­бо, мама, ужин был очень вкус­ный. 8. Пом­ни­те, что здо­ро­вые долж­ны за­бо­тить­ся о боль­ных. 9. Я очень люблю Кар­па­ты летом. 10. Я бы хо­те­ла жить возле Дона. 11. Ты зна­ешь Тома Бра­у­на? 12. Тре­тье за­да­ние – это пе­ре­вод тек­ста. 13. Он ни­ко­гда не был в США. 14. Он ска­зал, что видел вчера ежика. 15. Как тебе Сре­ди­зем­ное море?

Последнее изменение: Пятница, 6 Октябрь 2017, 17:24