ЕГЭ. Электролитическая диссоциация солей, кислот, щелочей. Реакции ионного обмена. Гидролиз солей

1. Задания с выбором ответов А1-А15

I. Выбор од­но­го пра­виль­но­го ва­ри­ан­та из 4 пред­ло­жен­ных. 

Во­прос

Ком­мен­та­рий

А1. Силь­ны­ми элек­тро­ли­та­ми яв­ля­ют­ся:

1. CO2

2. H2S

3. O2

4. H2SO4

По опре­де­ле­нию, силь­ные элек­тро­ли­ты – это ве­ще­ства, ко­то­рые в вод­ном рас­тво­ре пол­но­стью рас­па­да­ют­ся на ионы. СО2 и О2 силь­ны­ми элек­тро­ли­та­ми яв­лять­ся не могут. Н2S – сла­бый элек­тро­лит.

Пра­виль­ный ответ 4.

А2. Ве­ще­сва­ми, ко­то­рые дис­со­ци­и­ру­ют толь­ко на ионы ме­тал­ла и гид­рок­сид ионы, яв­ля­ют­ся:

1. кис­ло­та­ми

2. ще­ло­ча­ми

3. со­ля­ми

4. ам­фо­тер­ны­ми гид­рок­си­да­ми

По опре­де­ле­нию, со­еди­не­ние, ко­то­рое при дис­со­ци­а­ции в вод­ном рас­тво­ре об­ра­зу­ет толь­ко гид­рок­сид-ани­о­ны, на­зы­ва­ет­ся ос­но­ва­ни­ем. Под дан­ное опре­де­ле­ние под­хо­дит толь­ко ще­лочь и ам­фо­тер­ный гид­рок­сид. Но в во­про­се зву­чит, что со­еди­не­ние долж­но дис­со­ци­и­ро­вать толь­ко на ка­ти­о­ны ме­тал­ла и гид­рок­сид-ани­о­ны. Ам­фо­тер­ный гид­рок­сид дис­со­ци­и­ру­ет сту­пен­ча­то, и по­это­му в рас­тво­ре ионы гид­рок­со­ме­тал­ла.

Пра­виль­ный ответ 2.

А3. Ре­ак­ция об­ме­на про­ис­хо­дит до конца с об­ра­зо­ва­ни­ем нерас­тво­ри­мо­го в воде ве­ще­ства между:

1. NaOH и MgCl2

2. NaCl и CuSO4

3. CaCO3 и HCl (р-р)

4. KOH и HNO3

Для от­ве­та нужно на­пи­сать эти урав­не­ния и по­смот­реть в таб­ли­це рас­тво­ри­мо­сти, есть ли среди про­дук­тов нерас­тво­ри­мые ве­ще­ства. Это в пер­вой ре­ак­ции гид­рок­сид маг­ния Mg(OH)2

 

Пра­виль­ный ответ 1.

А4. Сумма всех ко­эф­фи­ци­ен­тов в пол­ном и со­кра­щен­ном ион­ном виде в ре­ак­ции между Fe(NO3)2 +2NaOH равна:

1. 10 и 3

2. 12 и 3

3. 10 и 4

4. 12 и 4

Fe(NO3)2 +2NaOH Fe(OH)2↓ +2Na NOмо­ле­ку­ляр­ное

Fe2++2NO3- +2Na+2OH- Fe(OH)2↓ +2Na++2 NO3пол­ное ион­ное урав­не­ние, сумма ко­эф­фи­ци­ен­тов равна 12

Fe2+ + 2OH- Fe(OH)2↓ со­кра­щен­ное ион­ное, сумма ко­эф­фи­ци­ен­тов равна 4

Пра­виль­ный ответ 4.

А5. Со­кра­щен­ное ион­ное урав­не­ние ре­ак­ции Н++ОН-→Н2О со­от­вет­ству­ет вза­и­мо­дей­ствию:

1. Н2 + О2

2. NaOH(Р-Р)+HNO3

3. Cu(OH)2+ HCl

4. CuO + H2SO4

Это со­кра­щен­ное урав­не­ние от­ра­жа­ет вза­и­мо­дей­ствие между силь­ным ос­но­ва­ни­ем и силь­ной кис­ло­той. Ос­но­ва­ние есть в 2 и 3 ва­ри­ан­тах, но Cu(OH)2 – это нерас­тво­ри­мое ос­но­ва­ние

 

Пра­виль­ный ответ 2.

А6. Ре­ак­ция ион­но­го об­ме­на про­те­ка­ет до конца при сли­ва­нии рас­тво­ров:

1. нит­ра­та на­трия и суль­фа­та калия

2. суль­фа­та калия и со­ля­ной кис­ло­ты

3. хло­ри­да каль­ция и нит­ра­та се­реб­ра

4. суль­фа­та на­трия и хло­ри­да калия

На­пи­шем, как долны были бы про­хо­дить ре­ак­ции ион­но­го об­ме­на между каж­дой парой ве­ществ.

NaNO3+K2SO4→Na2SO4 +KNO3

K2SO4 +HCl→H2SO4 +KCl

CaCl2+2AgNO3 → 2AgCl↓ + Ca(NO3)2

Na2SO4+ KCl → K2SO4+ NaCl

По таб­ли­це рас­тво­ри­мо­сти видим, что AgCl↓

Пра­виль­ный ответ 3.

А7. В вод­ном рас­тво­ре сту­пен­ча­то дис­со­ци­и­ру­ет:

1. K2SO4

2. K2S

3. H2S

4. Na2SO4

Сту­пен­ча­той дис­со­ци­а­ции в вод­ном рас­тво­ре под­вер­га­ют­ся мно­го­ос­нов­ные кис­ло­ты. Среди ука­зан­ных ве­ществ кис­ло­той яв­ля­ет­ся толь­ко Н2S.

 

Пра­виль­ный ответ 3.

А8. Урав­не­нию ре­ак­ции СuCl2+2KOH→Cu(OH)2↓+2KCl со­от­вет­ству­ет со­кра­щен­ное иооное урав­не­ние:

1. СuCl2+2OH-→Cu2++2OH-+2Cl-

2. Сu2++KOH→Cu(OH)2↓+K+

3. Cl-+K+→KCl

4. Сu2++2OH-→Cu(OH)2

На­пи­шем пол­ное ион­ное урав­не­ние:

Сu 2++2Cl-+2К++2OH-→ Cu(OH)2↓+2K+ +2Cl-

Ис­клю­ча­ем несвя­зан­ные ионы, по­лу­ча­ем со­кра­щен­ное ион­ное урав­не­ние

Сu2++2OH-→Cu(OH)2

 

Пра­виль­ный ответ 4.

А9. Прак­ти­че­ски до конца идет ре­ак­ция:

1. Na2SO4+ KCl→

2. Н2SO4+ ВаCl2

3. КNO3+NaOH→

4. Na2SO4+ CuCl2

 На­пи­шем пред­по­ло­жи­тель­ные ре­ак­ции ион­но­го об­ме­на:

 Na2SO4+ KCl→ К2SO4+ Na Cl

 Н2SO4+ ВаCl2→ ВаSO4↓ + 2НCl

 КNO3+NaOH→ NaNO3 + KOH

 Na2SO4+ CuCl2→ CuSO4 + 2NaCl

По таб­ли­це рас­тво­ри­мо­сти видим ВаSO4

Пра­виль­ный ответ 2.

А10. Ней­траль­ную среду имеет рас­твор:

1. NaNO3

2. (NH4)2SO4

3. FeSO4

4. Na2S

Ней­траль­ную среду имеют толь­ко вод­ные рас­тво­ры солей, об­ра­зо­ван­ных силь­ным ос­но­ва­ни­ем и силь­ной кис­ло­той. NaNO3 – это соль, об­ра­зо­ван­ная силь­ным ос­но­ва­ни­ем NaOH и силь­ной кис­ло­той HNO3.

Пра­виль­ный ответ 1.

А11. Кис­лот­ность почвы можно уве­ли­чить вве­де­ни­ем рас­тво­ра:

1. NH4NO3

2. NaNO3

3. NaCl

4. Na2SO4

Нужно опре­де­лить, какая соль будет да­вать кис­лую ре­ак­цию среды. Это долж­на быть соль, об­ра­зо­ван­ная силь­ной кис­ло­той и сла­бым ос­но­ва­ни­ем. Это NH4NO3.

 

Пра­виль­ный ответ 1.

А12. Гид­ро­лиз про­те­ка­ет при рас­тво­ре­нии в воде:

1. СaBr2

2. Ba(NO3)2

3. Na2SO4

4. AlCl3

Гид­ро­ли­зу не под­вер­га­ют­ся толь­ко соли, об­ра­зо­ван­ные силь­ным ос­но­ва­ни­ем и силь­ной кис­ло­той. Во всех при­ве­ден­ных солях со­дер­жат­ся ани­о­ны силь­ных кис­лот. Толь­ко AlCl3 со­дер­жит ка­ти­он сла­бо­го ос­но­ва­ния.

Пра­виль­ный ответ 4.

А 13. Гид­ро­ли­зу не под­вер­га­ет­ся:

1. ук­сус­ная кис­ло­та

2. эти­ло­вый эфир ук­сус­ной кис­ло­ты

3. крах­мал

4. белок

Гид­ро­лиз имеем боль­шое зна­че­ние в ор­га­ни­че­ской химии. Эфиры, крах­мал и белок под­вер­га­ют­ся гид­ро­ли­зу.

 

Пра­виль­ный ответ 1.

А14. Какой циф­рой обо­зна­чен фраг­мент мо­ле­ку­ляр­но­го урав­не­ния хи­ми­че­ской ре­ак­ции, со­от­вет­ству­ю­щей крат­но­му ион­но­му урав­не­нию Сu2++2OH-→Cu(OH)2↓?

1. Cu(OH)2+ HCl→

2. CuCO3+ H2SO4

3. CuO + HNO3

4. CuSO4 +KOH→

По  со­кра­щен­но­му урав­не­нию сле­ду­ет, что нужно взять любое рас­тво­ри­мое со­еди­не­ние, со­дер­жа­щее ион меди и гид­рок­сид-ион. Из всех при­ве­ден­ных со­еди­не­ний меди толь­ко CuSO4 рас­тво­рим, и толь­ко в вод­ной ре­ак­ции есть ОН-.

 

 

Пра­виль­ный ответ 4.

А15. При вза­и­мо­дей­ствии каких ве­ществ вы­де­лит­ся оксид серы:

1. Na2SO3и HCl

2. AgNO3и K2SO4

3. BaCO3и HNO3

4. Na2S и HCl

 

В пер­вой ре­ак­ции по­лу­ча­ет­ся нестой­кая кис­ло­та Н2SO3, ко­то­рая рас­па­да­ет­ся на воду и оксид серы (IV)

 

 

 

Пра­виль­ный ответ 1.

 

2. Задания с кратким ответом и на соответствие В1-В6

II. За­да­ния с крат­ким от­ве­том и на со­от­вет­ствие.

В1. Общая сумма всех ко­эф­фи­ци­ен­тов в пол­ном и со­кра­щен­ном ион­ном  урав­не­нии ре­ак­ции между нит­ра­том се­реб­ра и гид­рок­си­дом на­трия равна…

На­пи­шем урав­не­ние ре­ак­ции:

2AgNO3 +2NaOH→Ag2O↓+ 2NaNO3+H2O

Пол­ное ион­ное урав­не­ние:

2Ag++2NO3- +2Na++2OH-→Ag2O↓+ 2Na++2NO3-+H2O

Со­кра­щен­ное ион­ное урав­не­ние:

2Ag++2OH-→Ag2O↓+H2O

Пра­виль­ный ответ: 20

В2. Со­ставь­те пол­ное ион­ное урав­не­ние вза­и­мо­дей­ствия 1 моль гид­рок­си­да калия с 1 моль гид­рок­си­да алю­ми­ния. Ука­жи­те число ионов в урав­не­нии.

 

КOH + Al(OH)3↓→ K[Al(OH)4]

Пол­ное ион­ное урав­не­ние:

К++OH- + Al(OH)3↓ → K++[Al(OH)4]-

 

Пра­виль­ный ответ: 4 иона.

 В3. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между на­зва­ни­ем соли и от­но­ше­ни­ем её к гид­ро­ли­зу:

А) аце­тат ам­мо­ния     1. не гид­ро­ли­зу­ет­ся    

Б) суль­фид бария      2. по ка­ти­о­ну

В) суль­фид ам­мо­ния       3. по ани­о­ну

Г) кар­бо­нат на­трия  4.  по ка­ти­о­ну и ани­о­ну

Для от­ве­та на во­прос нужно про­ана­ли­зи­ро­вать, ка­ки­ми по силе ос­но­ва­ни­ем и кис­ло­той об­ра­зо­ва­ны эти соли.

 

 

 

 

Пра­виль­ный ответ А4 Б3 В4 Г3

В4. Рас­твор од­но­го моль суль­фа­та на­трия со­дер­жит 6,02ионов на­трия. Рас­счи­тай­те сте­пень дис­со­ци­а­ции соли.

На­пи­шем урав­не­ние элек­тро­ли­ти­че­ской дис­со­ци­а­ции суль­фа­та на­трия:

Na24↔ 2Na++SО42-

Рас­па­лось на ионы 0,5 моль суль­фа­та на­трия.

В5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ре­а­ген­та­ми и со­кра­щен­ны­ми ион­ны­ми урав­не­ни­я­ми:

1. Сa(OH)2+HCl     →    A)NH4++OH-→NH3↑+H2O

2. NH4Cl+NaOH   →  Б) Al3+ + OH-→ Al(OH)3

3. AlCl3+KOH       →  B) H++OH-→H2O

4. BaCl2 +Na2SO4   → Г) Ba2+ +SO42-→ BaSO4

  Пра­виль­ный ответ: В1 А2 Б3 Г4

 

В6. Со­ставь­те пол­ное ион­ное урав­не­ние, со­от­вет­ству­ю­щее со­кра­щен­но­му:

Во­прос

Ком­мен­та­рий

С1. До­ка­жи­те, что про­цесс рас­тво­ре­ния суль­фа­та меди – фи­зи­ко-хи­ми­че­ский. При­ве­ди­те урав­не­ния хи­ми­че­ских ре­ак­ций.

При хи­ми­че­ских ре­ак­ци­ях про­ис­хо­дит об­ра­зо­ва­ние со­еди­не­ний. При рас­тво­ре­нии бе­ло­го без­вод­но­го суль­фа­та меди в воде об­ра­зу­ет­ся го­лу­бой рас­твор.См. Рис. 1. При соль­ва­та­ции ионов меди, об­ра­зу­ю­щих­ся при дис­со­ци­а­ции соли, об­ра­зу­ют­ся гид­рок­со­ком­плек­сы, ко­то­рые имеют го­лу­бую окрас­ку. Кроме того, при этом вы­де­ля­ет­ся тепло. СuSO4→ Сu2++SO42-;

Сu2++n(H2O)→ [Сu (H2O) n]2+

Фи­зи­че­скую со­став­ля­ю­щую про­цес­са можно под­твер­дить тем, что в рас­тво­ре дан­ное со­еди­не­ние не имеет чет­ко­го со­ста­ва. Из по­лу­чив­ше­го­ся рас­тво­ра, ис­ход­ный суль­фат меди можно по­лу­чить при на­гре­ва­нии, т. е. нехи­ми­че­ским спо­со­бом.

 

С2. Объ­яс­ни­те, что об­ще­го в рас­тво­рах со­ля­ной кис­ло­ты, хло­ри­да на­трия, хло­ри­да каль­ция и хло­ри­да алю­ми­ния. Какие про­цес­сы про­ис­хо­дят в этих рас­тво­рах при до­бав­ле­нии нит­ра­та се­реб­ра? От­ве­ты под­твер­ди­те за­пи­ся­ми со­кра­щен­ных ион­ных урав­не­ний ре­ак­ций.

Фор­му­лы этих со­еди­не­ний:

HCl, NaCl, CaCl2, AlCl3.

В со­став каж­до­го из этих со­еди­не­ний вхо­дит хло­рид-ион, ко­то­рый при до­бав­ле­нии рас­тво­ра нит­ра­та се­реб­ра об­ра­зу­ет оса­док нит­ра­та се­реб­ра.

Ag++Cl- → AgCl↓

СO32-+2H+ → CO2 ↑+H2O. Ука­жи­те сумму ко­эф­фи­ци­ен­тов в мо­ле­ку­ляр­ном и пол­ном ион­ном урав­не­нии.

Нужно взять любой рас­тво­ри­мый кар­бо­нат и любую рас­тво­ри­мую силь­ную кис­ло­ту.

Мо­ле­ку­ляр­ное:

Na2СO3+2HCl→ CO2 ↑+H2O +2NaCl;        
Сумма ко­эф­фи­ци­ен­тов равна 7

Пол­ное ион­ное:

2Na++СO32-+2H++2Cl-→ CO2 ↑+H2O +2Na++2Cl-
Сумма ко­эф­фи­ци­ен­тов равна 13

 

3. Задания с развернутым ответом С1-С2

III.За­да­ния с раз­вер­ну­тым от­ве­том

4. Подведение итогов

Рас­смат­ри­ва­лось ре­ше­ние задач из ЕГЭ по теме «ЕГЭ. Элек­тро­ли­ти­че­ская дис­со­ци­а­ция солей, кис­лот, ще­ло­чей. Ре­ак­ции ион­но­го об­ме­на. Гид­ро­лиз солей». Вы рас­смот­ре­ли ре­ше­ние задач из ЕГЭ груп­пы А, В и С на раз­лич­ные темы: «Рас­тво­ры и их кон­цен­тра­ции», «Элек­тро­ли­ти­че­ская дис­со­ци­а­ция», «Ре­ак­ции ион­но­го об­ме­на и гид­ро­лиз». Для ре­ше­ния этих задач, по­ми­мо зна­ния рас­смат­ри­ва­е­мых тем, также было про­ве­ре­но уме­ние поль­зо­вать­ся таб­ли­цей рас­тво­ри­мо­сти ве­ществ, зна­ние ме­то­да элек­трон­но­го ба­лан­са и пред­став­ле­ние о об­ра­ти­мо­сти и необ­ра­ти­мо­сти ре­ак­ций.

Последнее изменение: Пятница, 20 Октябрь 2017, 03:58