Топливо и способы его сжигания
1. Виды топлива
На практике используют топливо трех видов: твердое, жидкое и газообразное.
К твердым видам топлива относят антрацит, каменный уголь, бурый уголь, горючие сланцы, торф, дрова.
Рис. 1. Виды твердого топлива
При сгорании топлива в кислороде или на воздухе выделяется большое количество теплоты. Количеством выделяемой при сгорании теплоты определяется качество топлива.
Теплота измеряется в Джоулях (Дж), а чаще в килоджоулях (кДж), т.к. ее значение велико. Теплотворной способностью топлива называют количество теплоты в кДж, выделяемое при сгорании 1 кг топлива. Чем богаче топливо химическим элементом углеродом, тем выше его теплотворная способность.
Ископаемые угли используют не только в качестве топлива. Примерно ¼ углей нагревают без доступа воздуха, получая при этом кокс и другие вещества, которые используют для производства пластмасс, красителей, лекарственных веществ и другого.
К жидкому топливу относятся продукты переработки нефти: бензин, керосин, мазут и другие. Эти виды топлива обладают высокой теплотворной способностью.
Рис. 2. Виды жидкого топлива
Газообразное топливо – это, в основном, природный газ и попутный нефтяной газ. Основным компонентом этих газов является метан СН4. В природном газе содержание метана доходит до 95 об.%
Газообразное топливо имеет ряд преимуществ перед твердым топливом:
1) экономически более выгодна добыча и транспортировка;
2) упрощается устройство топок и управление процессом горения;
3) достигается более полное и рациональное сжигание топлива;
4) уменьшается загрязнение окружающей среды.
2. Технологические принципы сжигания топлива
Рассмотрим основные принципы сжигания топлива. В промышленности твердое топливо сжигают в печах непрерывного действия. Т.к. скорость реакций, в которых участвуют твердые вещества, зависит от площади их поверхности, а последняя – от степени измельчения веществ, то в целях более рационального сжигания сооружаются печи, в которых твердое топливо можно сжечь в пылеобразном состоянии.
Подобным образом сжигают и жидкое топливо. Для сжигания газообразного топлива служат особые керамические печи, в которых горючий газ и необходимое количество воздуха подаются в мельчайшие каналы, где происходит сгорание.
3. Экологический аспект
В процессе сгорания топлива образуется много вредных для окружающей среды соединений. Даже образующийся углекислый газ не так безвреден, как может показаться на первый взгляд.
В процессе сжигания бензина, угля, природного газа и других видов топлива в атмосферу выделяется огромное количество углекислого газа СО2, что влечет за собой экологические изменения. Дело в том, что углекислый газ способен поглощать отраженную от поверхности Земли теплоту и в то же время пропускать солнечное излучение. В результате происходит нагревание нижних слоев атмосферы, что приводит к повышению среднегодовой температуры. Можно сравнить происходящий процесс с нагреванием воздуха в парнике. Отсюда и название – «парниковый эффект». Последствия глобального потепления климата могут быть самыми плачевными – это повышение уровня Мирового океана вследствие таяния ледников и затопление части суши.
В промышленных районах в воздух попадают и другие примеси, например, оксид серы(IV), оксиды азота и пыль. Для борьбы с загрязнителями воздуха на дымоходах устанавливают специальные фильтры – поглотители вредных газов, в городах культивируют зеленые насаждения.
Также эффективны мощные сооружения на заводах, в метро и т.д., которые не только очищают воздух от пыли, бактерий и вредных примесей, но и обогащают его кислородом.
Рис. 3. Вентиляционная шахта метро