Вариант контрольной работы по теме «Электромагнитные явления»

 Задача 1

За­да­ча 1

В маг­нит­ное поле по­ме­щен про­вод­ник, по ко­то­ро­му про­те­ка­ет элек­три­че­ский ток. На­прав­ле­ние элек­три­че­ско­го тока пер­пен­ди­ку­ляр­но линии маг­нит­ной ин­дук­ции. Длина про­вод­ни­ка со­став­ля­ет 5 см. Сила, дей­ству­ю­щая на этот про­вод­ник со сто­ро­ны маг­нит­но­го поля, со­став­ля­ет 50 мН. Сила тока 25 А. Опре­де­лить зна­че­ние маг­нит­ной ин­дук­ции.

Дано:                          СИ                              Ре­ше­ние:

l = 5 cм                      5.10-2м                        

Fa=50 мН                   50.10-3Н                      

I=25 А

                                                           Ответ: В=0,04 Tl

-?

Пе­ре­во­дим длину и силу в си­сте­му СИ. Чтобы ре­шить эту за­да­чу, необ­хо­ди­мо вос­поль­зо­вать­ся фор­му­лой для вы­чис­ле­ния силы Ам­пе­ра: .

Нель­зя за­бы­вать, что эта фор­му­ла спра­вед­ли­ва толь­ко тогда, когда маг­нит­ная ин­дук­ция и на­прав­ле­ние силы тока (т.е. сам про­вод­ник) вза­им­но пер­пен­ди­ку­ляр­ны. Из этой фор­му­лы мы на­хо­дим вы­ра­же­ние для вы­чис­ле­ния маг­нит­ной ин­дук­ции: . Под­став­ля­ем зна­че­ния и по­лу­ча­ем ответ: 0,04 Тл.

Между про­чим, Ампер имен­но таким об­ра­зом и опре­де­лил маг­нит­ную ин­дук­цию: через вза­и­мо­дей­ствие па­рал­лель­ных токов, про­вод­ни­ков, по ко­то­рым про­те­ка­ет элек­три­че­ский ток.

 Задача 2

За­да­ча 2

По ука­зан­но­му на ри­сун­ке гра­фи­ку опре­де­ли­те мак­си­маль­ное ам­пли­туд­ное зна­че­ние элек­три­че­ско­го на­пря­же­ния, пе­ри­од ко­ле­ба­ний этого на­пря­же­ния и ча­сто­ту ко­ле­ба­ний на­пря­же­ния.

Гра­фик к за­да­че 2 Опре­де­ли­те мак­си­маль­ное ам­пли­туд­ное зна­че­ние элек­три­че­ско­го на­пря­же­ния, пе­ри­од ко­ле­ба­ний этого на­пря­же­ния и ча­сто­ту ко­ле­ба­ний на­пря­же­ния

Рис. 1. Гра­фик к за­да­че 2

Т=0,08 [с]

Umax=150 [В].

V=

Как опре­де­лить ам­пли­туд­ное зна­че­ние пе­ре­мен­ной ве­ли­чи­ны, ко­то­рую мы рас­смат­ри­ва­ли, – на­пря­же­ние? Это мак­си­маль­ное по мо­ду­лю зна­че­ние, в дан­ном слу­чае 150 В. Таким об­ра­зомUmax=150 [В].

Сле­ду­ю­щий этап: надо опре­де­лить время, в те­че­ние ко­то­ро­го это ко­ле­ба­ние пол­но­стью по­вто­ря­ет­ся. Из гра­фи­ка видно, что пе­ри­о­дом ко­ле­ба­ния яв­ля­ет­ся время 0,08 с. Чтобы опре­де­лить ча­сто­ту ко­ле­ба­ний, можно вос­поль­зо­вать­ся фор­му­лой связи ча­сто­ты и пе­ри­о­да. Ча­сто­та опре­де­ля­ет­ся как от­но­ше­ние . Т.о. по­лу­ча­ем, что ча­сто­та ко­ле­ба­ний со­став­ля­ет 12,5 Гц.

 Задача 3

За­да­ча 3

К за­да­че 3 Опре­де­ли­те на­прав­ле­ние силы Ам­пе­ра, дей­ству­ю­щей на про­вод­ник с током

Рис. 2. К за­да­че 3


По ри­сун­ку опре­де­ли­те на­прав­ле­ние силы Ам­пе­ра, дей­ству­ю­щей на про­вод­ник с током.

Мы знаем, что в маг­нит­ном поле на про­вод­ник, по ко­то­ро­му про­те­ка­ет элек­три­че­ский ток, дей­ству­ет сила Ам­пе­ра. Да­вай­те по­смот­рим, как же опре­де­лить ее на­прав­ле­ние. Вспом­ним, что маг­нит­ная ин­дук­ция все­гда на­прав­ле­на от се­вер­но­го по­лю­са к юж­но­му, вне маг­ни­та.

Линии маг­нит­ной ин­дук­ции вы­хо­дят из се­вер­но­го по­лю­са и вхо­дят в южный полюс маг­ни­та

Рис. 3. Линии маг­нит­ной ин­дук­ции вы­хо­дят из се­вер­но­го по­лю­са и вхо­дят в южный полюс маг­ни­та

При­ме­ним пра­ви­ло левой руки. Рас­по­ла­гая левую руку так, что че­ты­ре вы­тя­ну­тых паль­ца ука­зы­ва­ют на­прав­ле­ние элек­три­че­ско­го тока, а маг­нит­ная ин­дук­ция вхо­дит в ла­донь, мы по­ни­ма­ем, что ото­гну­тый боль­шой палец ука­жет на­прав­ле­ние силы Ам­пе­ра.

Пра­ви­ло левой руки поз­во­ля­ет опре­де­лить на­прав­ле­ние силы Ам­пе­ра

Рис. 4. Пра­ви­ло левой руки поз­во­ля­ет опре­де­лить на­прав­ле­ние силы Ам­пе­ра

Сила Ам­пе­ра будет на­прав­ле­на пер­пен­ди­ку­ляр­но на­блю­да­те­лю, т.е. она будет на­прав­ле­на как бы из доски на нас.

 Задача 4

За­да­ча 4

Солн­це от Земли рас­по­ла­га­ет­ся на рас­сто­я­нии при­бли­зи­тель­но в 150 мил­ли­о­нов км. За какое время свет от Солн­ца до­хо­дит до Земли?

Дано:                          СИ                              Ре­ше­ние:

S=150млн км             150.109 м                    t =

с=3.108 м/с

t=?

Ре­ше­ние этой за­да­чи очень про­стое. До­ста­точ­но вспом­нить фор­му­лу, по ко­то­рой мы рас­счи­ты­ва­ли время, путь и ско­рость, когда ско­рость яв­ля­ет­ся по­сто­ян­ной ве­ли­чи­ной. Чтобы найти время, нужно рас­сто­я­ние между Зем­лей и Солн­цем раз­де­лить на ско­рость света. Если про­де­лать эту про­це­ду­ру, то по­лу­чим время 500 с. Ответ: 500 с

Хо­те­лось бы от­ме­тить, что 500 се­кунд – это при­мер­но 8 минут. Если пред­ста­вить себе такую фан­та­сти­че­скую си­ту­а­цию, что Солн­це вдруг мгно­вен­но по­гас­ло бы так, как гас­нет лам­поч­ка, когда мы ее вы­клю­ча­ем, то мы бы об этом узна­ли толь­ко через 8 с лиш­ним минут.

Последнее изменение: Понедельник, 4 Июнь 2018, 16:05