Арабы и мусульманский мир

Арабы из­дав­на жили на об­шир­ном Ара­вий­ском по­лу­ост­ро­ве в Юго-За­пад­ной Азии. Боль­шую его часть за­ни­ма­ют сухие степи и без­вод­ные пу­сты­ни. Для зем­ле­де­лия были при­год­ны лишь неболь­шие оа­зи­сы на юге и за­па­де Ара­вии. Там жили осед­лые арабы. Из ко­лод­цев и ру­чьев они брали воду, воз­де­лы­ва­ли сады, рощи фи­ни­ко­вых пальм и ви­но­град­ни­ки, вы­ра­щи­ва­ли хлеб­ные злаки, са­хар­ный трост­ник, хлоп­чат­ник. Ко­че­вые арабы — бе­ду­и­ны (что зна­чит «степ­ня­ки») — пе­ре­дви­га­лись со сво­и­ми ста­да­ми по сте­пям, по­кры­тым жест­кой тра­вой и ко­лю­чим ку­стар­ни­ком. Они раз­во­ди­ли вер­блю­дов, овец и ло­ша­дей.

Вдоль бе­ре­га Крас­но­го моря про­ле­гал ста­рин­ный тор­го­вый путь из Ви­зан­тии в Аф­ри­ку и Индию. В оа­зи­сах на этом пути воз­ни­ка­ли тор­го­вые по­се­ле­ния и го­ро­да с ба­за­ра­ми, по­сто­я­лы­ми дво­ра­ми (ка­ра­ван-са­ра­я­ми) и свя­ти­ли­ща­ми мест­ных бо­жеств. Самым круп­ным из них был город Мекка. Со­сто­я­тель­ные го­ро­жане жили здесь в боль­ших ка­мен­ных домах. Два­жды в году — летом и зимой — они сна­ря­жа­ли ка­ра­ва­ны в со­сед­ние стра­ны. Каж­дую весну че­ты­ре ме­ся­ца в Мекке дли­лись яр­мар­ки (еже­год­ные или се­зон­ные торги). Ко­чев­ни­ки при­го­ня­ли сюда скот и об­ме­ни­ва­ли его на хлеб, ткани, ору­жие, по­су­ду. В Мекке было рас­по­ло­же­но древ­нее свя­ти­ли­ще — храм Кааба (что зна­чит «куб»), слу­жив­ший свя­тым ме­стом для всех ара­бов.

 Кааба

Рис. 1. Кааба

Бе­ду­и­ны де­ли­лись на мно­же­ство пле­мен и родов. Из-за паст­бищ часто про­ис­хо­ди­ли стыч­ки между пле­ме­на­ми. Войны между пле­ме­на­ми дли­лись ино­гда де­ся­ти­ле­ти­я­ми. Каж­дое племя по­кло­ня­лось своим бо­же­ствам, а это еще более уси­ли­ва­ло рознь среди ара­бов. Объ­еди­не­ние враж­до­вав­ших между собой араб­ских пле­мен было уско­ре­но борь­бой с внеш­ни­ми вра­га­ми. В конце VI в. Иран за­хва­тил южную часть Ара­вии, а позд­нее Ви­зан­тия укре­пи­лась на се­ве­ре по­лу­ост­ро­ва. Араб­ская тор­гов­ля была на­ру­ше­на.

Объ­еди­не­нию араб­ских пле­мен спо­соб­ство­ва­ла новая ре­ли­гия — ислам. Ос­но­ва­тель ис­ла­ма — жи­тель Мекки Му­хам­мед (в Ев­ро­пе его на­зы­ва­ли Ма­го­мет) шести лет остал­ся си­ро­той; о нем за­бо­ти­лись бед­ные род­ствен­ни­ки, а он пас их коз и овец. Его по­се­ща­ли ви­де­ния — он го­во­рил, что слы­шит голос Бога. При­мер­но в 610 г. Му­хам­мед вы­сту­пил с про­по­ве­дью новой ре­ли­гии. Он утвер­ждал, что нет дру­гих богов, кроме все­мо­гу­ще­го еди­но­го Бога — Ал­ла­ха, а себя на­зы­вал «по­слан­ни­ком Бога» — его про­ро­ком. Му­хам­мед при­зы­вал ара­бов пре­кра­тить враж­ду и объ­еди­нить­ся, при­няв одну веру.

В про­по­ве­дях Му­хам­мед об­ли­чал «неспра­вед­ли­во на­жи­ва­ю­щих бо­гат­ство», при­зы­вал бо­га­чей по­мо­гать бед­ным и си­ро­там, вы­ку­пать на волю и осво­бож­дать рабов. Его сто­рон­ни­ки ви­де­ли в нем по­слан­ни­ка небес. Все, кто при­ни­мал новую ре­ли­гию, на­зы­ва­ли себя му­суль­ма­на­ми, то есть «по­кор­ны­ми Богу». Вли­я­тель­ная мек­кан­ская знать от­нес­лась враж­деб­но к про­по­ве­ди Му­хам­ме­да. Опа­са­ясь за свою жизнь, в 622 г. Му­хам­мед со сто­рон­ни­ка­ми пе­ре­се­лил­ся в со­сед­ний оазис, позд­нее на­зван­ный в его честь Ме­ди­на — «город про­ро­ка». Год пе­ре­се­ле­ния — хи­дж­ра — стал на­чаль­ной датой му­суль­ман­ско­го ле­то­счис­ле­ния.

В Ме­ди­ну со всех сто­рон схо­ди­лись по­сле­до­ва­те­ли Му­хам­ме­да. В борь­бе с Мек­кой они по­сте­пен­но брали верх. В 630 г. знать под­пи­са­ла с Му­хам­ме­дом со­гла­ше­ние и от­кры­ла перед ним во­ро­та Мекки. Боль­шин­ство араб­ских пле­мен при­ня­ли ислам и при­зна­ли власть Му­хам­ме­да. Мекка, как и Ме­ди­на, пре­вра­ти­лась в свя­щен­ный город всех му­суль­ман, а Кааба — в глав­ное их свя­ти­ли­ще. Му­хам­мед стал гла­вой араб­ско­го го­су­дар­ства и му­суль­ман­ской церк­ви. Ко вре­ме­ни его смер­ти под вла­стью му­суль­ман ока­за­лась боль­шая часть Ара­вии.

Му­хам­мед вы­ска­зы­вал свои мысли как «от­кро­ве­ния», пе­ре­дан­ные ему Богом. Его речи за­пи­сы­ва­ли уче­ни­ки на паль­мо­вых ли­стьях и кам­нях, за­учи­ва­ли на­и­зусть. После смер­ти Му­хам­ме­да эти за­пи­си были пе­ре­ра­бо­та­ны и со­ста­ви­ли свя­щен­ную книгу му­суль­ман Коран (в пе­ре­во­де зна­чит «чте­ние»). Текст Ко­ра­на со­сто­ит из ко­рот­ких фраз, ко­то­рые по­хо­жи на за­кли­на­ния. Их легко за­пом­нить. Коран со­сто­ит из 114 глав, на­зы­ва­е­мых суры. В Ко­ране (как и в Вет­хом За­ве­те Биб­лии) ска­за­но, что Аллах со­тво­рил мир за шесть дней. После всех живых су­ществ Аллах на ше­стой день со­тво­рил из глины пер­во­го че­ло­ве­ка — Адама и из его ребра — Еву. А седь­мой день — у му­суль­ман это пят­ни­ца — стал днем от­ды­ха. Коран учит, что Аллах — все­мо­гу­щий и все­ве­ду­щий, он пред­опре­де­ля­ет судь­бу и по­ве­де­ние каж­до­го че­ло­ве­ка.

На ос­но­ве Ко­ра­на юри­сты раз­ра­бо­та­ли пра­ви­ла по­ве­де­ния — ша­ри­ат («пра­виль­ный путь»). Су­ди­ли му­суль­ман зна­то­ки Ко­ра­на, ду­хов­ные судьи — кади. Му­суль­ман­ская мо­раль, как и хри­сти­ан­ская, пред­пи­сы­ва­ет ве­ру­ю­ще­му: не уби­вай, не кради, не лги, люби ближ­не­го, ува­жай ро­ди­те­лей. Му­суль­ма­нин дол­жен быть скром­ным и тер­пе­ли­вым, му­же­ствен­но сно­сить жиз­нен­ные труд­но­сти и невзго­ды, пла­тить долги. Коран за­пре­ща­ет ро­стов­щи­че­ство, но по­ощ­ря­ет за­ня­тие тор­гов­лей. Му­суль­ма­нам за­пре­ща­ет­ся пить вино, иг­рать в азарт­ные игры, так как то и дру­гое ме­ша­ет еже­днев­ной мо­лит­ве.

После смер­ти Му­хам­ме­да араб­ским го­су­дар­ством управ­ля­ли ха­ли­фы («за­ме­сти­те­ли» про­ро­ка). Пер­вые че­ты­ре ха­ли­фа были его бли­жай­ши­ми род­ствен­ни­ка­ми и уче­ни­ка­ми. При пер­вых ха­ли­фах мно­го­чис­лен­ные от­ря­ды ара­бов вышли за пре­де­лы Ара­вий­ско­го по­лу­ост­ро­ва. Глав­ную силу их вой­ска со­став­ля­ла стре­ми­тель­ная, лег­кая кон­ни­ца. Арабы ла­ви­ной об­ру­ши­лись на Ви­зан­тию и Иран. В ко­рот­кий срок арабы за­хва­ти­ли бо­га­тей­шие ви­зан­тий­ские про­вин­ции — Сирию, Па­ле­сти­ну и Еги­пет, за­во­е­ва­ли огром­ное Иран­ское цар­ство. В на­ча­ле VIII в. арабы воз­об­но­ви­ли на­ступ­ле­ние. В Се­вер­ной Аф­ри­ке они под­чи­ни­ли себе пле­ме­на бер­бе­ров и вы­ну­ди­ли их при­нять ислам. По­сте­пен­но все аф­ри­кан­ское по­бе­ре­жье Сре­ди­зем­но­го моря стало ара­бо-му­суль­ман­ским. В 711 г. арабы пе­ре­пра­ви­лись через Ги­брал­тар­ский про­лив на Пи­ре­ней­ский по­лу­ост­ров. Ко­ро­лев­ство ве­ст­го­тов, ослаб­лен­ное борь­бой знати за пре­стол, было за несколь­ко лет почти пол­но­стью за­во­е­ва­но ара­ба­ми. Толь­ко жи­те­ли се­вер­ной, гор­ной части Ис­па­нии и части Пор­ту­га­лии не были по­ко­ре­ны. Под­чи­нив Во­сточ­ный Иран и Аф­га­ни­стан, арабы про­ник­ли в Се­ве­ро-За­пад­ную Индию. Так в те­че­ние VII в. и пер­вой по­ло­ви­ны VIII в. об­ра­зо­ва­лось огром­ное го­су­дар­ство ара­бов — Араб­ский ха­ли­фат со сто­ли­цей в Да­мас­ке. Вла­де­ния ха­ли­фа­та рас­ки­ну­лись от бе­ре­гов Ат­лан­ти­че­ско­го оке­а­на до гра­ниц Индии и Китая.

Араб­ский ха­ли­фат

Рис. 2. Араб­ский ха­ли­фат

В 750 г. власть в ха­ли­фа­те пе­ре­ш­ла к ди­на­стии Аб­ба­си­дов. Во время их прав­ле­ния арабы про­ник­ли на такие важ­ные тер­ри­то­рии, как ост­ро­ва Си­ци­лия, Кипр, Крит и часть юга Ита­лии. Вся земля в ха­ли­фа­те счи­та­лась соб­ствен­но­стью ха­ли­фа. Своих род­ствен­ни­ков и при­бли­жен­ных он на­зна­чал на­мест­ни­ка­ми про­вин­ций. На­мест­ни­ки — эмиры — за счет на­ло­гов с на­се­ле­ния со­дер­жа­ли чи­нов­ни­ков и вой­ско, ру­ко­во­ди­ли за­во­е­ва­тель­ны­ми по­хо­да­ми. Кре­стьяне в за­во­е­ван­ных об­ла­стях были об­ло­же­ны вы­со­ки­ми на­ло­га­ми. Сна­ча­ла при­няв­шие ислам осво­бож­да­лись от по­душ­но­го на­ло­га, что под­тал­ки­ва­ло мно­гих жи­те­лей за­во­е­ван­ных стран к пе­ре­хо­ду в новую веру. Вско­ре после при­хо­да к вла­сти Аб­ба­си­дов халиф ос­но­вал на месте неболь­шо­го се­ле­ния на реке Тигр новую сто­ли­цу — Баг­дад. Го­су­дар­ство ара­бов при Аб­ба­си­дах на­зы­ва­ли Баг­дад­ский ха­ли­фат.

Баг­дад

Рис. 3. Баг­дад

В VIII–IX вв. по ха­ли­фа­ту про­ка­ти­лась волна на­род­ных вос­ста­ний про­тив вла­ды­че­ства ара­бов, что под­та­чи­ва­ло силы ха­ли­фа­та. В се­ре­дине VIII в. один из про­тив­ни­ков ха­ли­фа за­хва­тил власть в Кор­до­ве. Об­ра­зо­ва­лось са­мо­сто­я­тель­ное араб­ское го­су­дар­ство в Ис­па­нии — Кор­дов­ский эми­рат (с X в. — Кор­дов­ский ха­ли­фат). В IX в. от Баг­дад­ско­го ха­ли­фа­та от­де­ли­лись Еги­пет и дру­гие про­вин­ции в Се­вер­ной Аф­ри­ке, Сред­няя Азия, Иран, Аф­га­ни­стан. Под вла­стью баг­дад­ско­го ха­ли­фа оста­лась лишь Ме­со­по­та­мия. Но и ее под­чи­ни­ла пра­вив­шая в Иране ди­на­стия. К се­ре­дине XI в. боль­шая часть араб­ских вла­де­ний на Ближ­нем Во­сто­ке была за­во­е­ва­на тур­ка­ми-сель­д­жу­ка­ми, при­шед­ши­ми из Сред­ней Азии. В 1055 в. они за­хва­ти­ли Баг­дад. Пра­ви­тель ту­рок-сель­д­жу­ков был ко­ро­но­ван ха­ли­фом и по­лу­чил от него титул сул­та­на.

{GENERICO:type=adsshortcode}

Ве­ли­ко куль­тур­ное на­сле­дие стран араб­ско­го ха­ли­фа­та. Ислам пре­вра­тил­ся в ми­ро­вую ре­ли­гию. Со­хра­ни­лись вы­да­ю­щи­е­ся па­мят­ни­ки ли­те­ра­ту­ры, ар­хи­тек­ту­ры, со­здан­ные в ха­ли­фа­те. Араб­ские уче­ные на несколь­ко веков опе­ре­ди­ли ев­ро­пей­цев, со­вер­шив ге­ни­аль­ные от­кры­тия в об­ла­сти ме­ди­ци­ны, химии, аст­ро­но­мии, ма­те­ма­ти­ки.

Аль­гам­бра

Рис. 4. Аль­гам­бра 

Последнее изменение: Среда, 2 Май 2018, 21:52