Сельское хозяйство США

США об­ла­да­ют бла­го­при­ят­ны­ми при­род­ны­ми ре­сур­са­ми для раз­ви­тия сель­ско­го хо­зяй­ства. Стра­на рас­по­ла­га­ет об­шир­ным зе­мель­ным фон­дом. Более 50 % тер­ри­то­рии от­но­сят к сель­хоз­уго­дьям. Сель­ское хо­зяй­ство невоз­мож­но толь­ко на Аляс­ке и в Кор­ди­лье­рах. Аг­ро­кли­ма­ти­че­ские ре­сур­сы также бла­го­при­ят­ны и поз­во­ля­ют вы­ра­щи­вать куль­ту­ры уме­рен­но­го и суб­тро­пи­че­ско­го по­я­сов, а на юге Фло­ри­ды – и тро­пи­че­ской куль­ту­ры. К за­па­ду от 100 ме­ри­ди­а­на зем­ле­де­лие воз­мож­но толь­ко при на­ли­чии ис­кус­ствен­но­го оро­ше­ния из-за боль­шой уда­лен­но­сти от оке­а­на.

Эко­но­ми­че­ская карта США (в 2-х ча­стях)Эко­но­ми­че­ская карта США (в 2-х ча­стях)

Рис. 1. Эко­но­ми­че­ская карта США (в 2-х ча­стях)

Сель­ское хо­зяй­ство США от­ли­ча­ет­ся вы­со­ким уров­нем раз­ви­тия, боль­ши­ми объ­е­ма­ми и раз­но­об­ра­зи­ем про­дук­ции, ко­то­рая со­став­ля­ет около 25 % от ми­ро­вых. Про­филь рас­те­ние­вод­ства опре­де­ля­ют в первую оче­редь зер­но­вые, ко­то­рые за­ни­ма­ют 2/3 пло­ща­дей. Глав­ная про­до­воль­ствен­ная куль­ту­ра – пше­ни­ца, но кор­мо­вых куль­тур – ку­ку­ру­за, сорго – со­би­ра­ют боль­ше. Среди мас­лич­ных куль­тур пер­вое место при­над­ле­жит со­е­вым бобам, ко­то­рые идут на про­из­вод­ство со­е­во­го масла и на корм скоту. Из во­лок­ни­стых куль­тур вы­де­ля­ет­ся хлоп­чат­ник. Са­ха­ро­нос­ные куль­ту­ры пред­став­ле­ны по­ров­ну са­хар­ной свек­лой и са­хар­ным трост­ни­ком. Ве­ли­ка роль фрук­тов и ово­щей, ко­то­рые вхо­дят в ра­ци­он боль­шин­ства аме­ри­кан­цев. 

Жи­вот­но­вод­ство опре­де­ля­ет­ся, пре­жде всего, раз­ве­де­ни­ем круп­но­го ро­га­то­го скота как мо­лоч­но­го, так мяс­но­го на­прав­ле­ния. Рас­про­стра­не­но также раз­ве­де­ние сви­ней и до­маш­ней птицы. Еже­год­но США про­из­во­дит около 4 млрд тонн брой­ле­ров. Важ­ная осо­бен­ность аг­ро­про­мыш­лен­но­го ком­плек­са США – его ярко вы­ра­жен­ная экс­порт­ная на­прав­лен­ность. Доля США в ми­ро­вом экс­пор­те со­став­ля­ет: по пше­ни­це – 1/3, по сое – 1/2, по ку­ку­ру­зе – 2/3. Кроме того, в США – круп­ней­ший в мире экс­пор­тер брой­лер­ной и яич­ной про­дук­ции. В 90-е гг. Рос­сия еже­год­но вво­зи­ла около 1 млн тонн ку­ря­ти­ны, т. н. «ножек Буша» (рис. 2).

«Ножки Буша»

Рис. 2. «Ножки Буша»

 Агропромышленные пояса США

Чрез­вы­чай­ное раз­но­об­ра­зие при­род­ных усло­вий, вы­со­кая то­вар­ность, раз­ви­тие транс­пор­та со­зда­ли пред­по­сыл­ки для спе­ци­а­ли­за­ции целых рай­о­нов, ко­то­рые в США на­зы­ва­ют­ся «по­я­са­ми» (рис. 3).

Сель­ское хо­зяй­ство США

Рис. 3. Сель­ское хо­зяй­ство США

Мо­лоч­ный пояс США сфор­ми­ро­вал­ся в При­озе­рье и на се­ве­ро-во­сто­ке. Ос­нов­ную часть сель­хоз­зе­мель за­ни­ма­ют паст­би­ща и се­но­ко­сы, а мно­гие куль­тур­ные рас­те­ния воз­де­лы­ва­ют­ся на зе­ле­ный корм. Мо­ло­ко, масло, сыр на­хо­дят сбыт в круп­ных го­ро­дах и аг­ло­ме­ра­ци­ях. Самое боль­шое по­го­ло­вье коров на­хо­дит­ся в шта­тах Мин­не­со­та, Вис­кон­син, Ил­ли­нойс.

Ку­ку­руз­ный пояс США рас­по­ло­жен пре­иму­ще­ствен­но на юге Цен­траль­ных рав­нин с цен­тром в штате Айова. Кроме ку­ку­ру­зы, здесь вы­ра­щи­ва­ет­ся еще и соя, по­это­му этот пояс пра­виль­нее было бы на­звать «ку­ку­руз­но-со­е­вый». В об­ласть ку­ку­руз­но­го пояса вхо­дят тер­ри­то­рии таких шта­тов, как Кан­зас и Небрас­ка, часть штата Вис­кон­син и части шта­тов Ин­ди­а­на и Огайо.

Пше­нич­ный пояс США тер­ри­то­ри­аль­но сов­па­да­ет с Ве­ли­ки­ми рав­ни­на­ми. Этот пояс дает 20–25 млн тонн пше­ни­цы в год. Яро­вую пше­ни­цу вы­ра­щи­ва­ют в Се­вер­ной и Южной Да­ко­те, Мон­тане, ози­мые – в шта­тах Техас, Небрас­ка и Кан­зас.

Ос­нов­ны­ми рай­о­на­ми хлоп­ко­во­го пояса сна­ча­ла были штаты юго-во­сто­ка США, где вы­ра­щи­ва­ли хло­пок без ис­кус­ствен­но­го оро­ше­ния, ис­поль­зуя труд негров. Затем этот пояс сме­стил­ся к за­па­ду в штаты Ала­ба­ма, Мис­си­си­пи, Техас, пре­вра­тив­шись в одну из круп­ней­ших об­ла­стей хлоп­ко­вод­ства в мире.

Пояс паст­бищ­но­го мяс­но­го ско­то­вод­ства рас­по­ла­га­ет­ся на се­ве­ро-за­па­де и за­ни­ма­ет все гор­ные штаты с при­ле­га­ю­щи­ми ча­стя­ми Ве­ли­ких рав­нин и Ти­хо­оке­ан­ских шта­тов. Глав­ная от­расль спе­ци­а­ли­за­ции – это вы­ра­щи­ва­ние мо­лод­ня­ка круп­но­го ро­га­то­го скота, ко­то­рые про­из­во­дят­ся на круп­ных ско­то­вод­че­ских ранчо с де­сят­ка­ми тысяч голов скота и сот­ня­ми ков­бо­ев. Од­на­ко те­перь на таких ранчо по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние за­гон­ная пасть­ба. Тер­ри­то­рия ранчо раз­би­ва­ет­ся на за­го­ны, и скот пе­ре­го­ня­ет­ся из од­но­го в дру­гой. Необ­хо­ди­мость в боль­шом ко­ли­че­стве ков­бо­ев от­па­ла, и по­вы­си­лась роль кор­мов. Затем мо­лод­няк пе­ре­го­ня­ют на вы­ра­щи­ва­ние в штаты пше­нич­но­го пояса и на от­корм и забой в штаты ку­ку­руз­но­го пояса.

Осталь­ные сель­хоз рай­о­ны рас­по­ло­же­ны в при­мор­ских зонах Ат­лан­ти­че­ско­го и Ти­хо­оке­ан­ско­го по­бе­ре­жья США. Глав­ная от­расль и их спе­ци­а­ли­за­ции – это са­до­вод­ство и ово­ще­вод­ство в шта­тах Фло­ри­да и Ка­ли­фор­ния. Рис и са­хар­ный трост­ник – глав­ная куль­ту­ра для пояса, про­тя­нув­ше­го­ся вдоль по­бе­ре­жья Мек­си­кан­ско­го за­ли­ва, а более по­ло­ви­ны сбора всего кар­то­фе­ля дают штаты Ай­да­хо и Ва­шинг­тон.

Сель­ское хо­зяй­ство Ка­на­ды

По экс­пор­ту про­до­воль­ствия Ка­на­да за­ни­ма­ет 2 место в мире, так как имеет раз­ви­тое сель­ское хо­зяй­ство, ко­то­рое от­ли­ча­ет­ся вы­со­ким уров­нем ме­ха­ни­за­ции, спе­ци­а­ли­за­ции и то­вар­но­сти про­из­вод­ства. В Ка­на­де 80 % пло­ща­ди сель­ско­хо­зяй­ствен­ных зе­мель на­хо­дит­ся в круп­ных ка­пи­та­ли­сти­че­ских хо­зяй­ствах, раз­ме­ры ко­то­рых со­став­ля­ют более 50 га.

Сель­ское хо­зяй­ство Ка­на­ды не толь­ко обес­пе­чи­ва­ет по­треб­но­сти на­се­ле­ния в про­дук­тах пи­та­ния, но и иг­ра­ет важ­ную роль во внеш­ней тор­гов­ле стра­ны. Осо­бое место за­ни­ма­ет экс­порт пше­ни­цы, по вы­во­зу ко­то­рой Ка­на­да за­ни­ма­ет вто­рое место в мире после США. Ка­над­ское сель­ское хо­зяй­ство – одно из самых про­дук­тив­ных в мире, с быст­рым ро­стом про­из­во­ди­тель­но­сти труда. В нем за­ня­то около 5 % са­мо­де­я­тель­но­го на­се­ле­ния, 30 % ферм про­из­во­дят 75 % ва­ло­вой то­вар­ной про­дук­ции. Бла­го­при­ят­ные кли­ма­ти­че­ские усло­вия и огром­ные про­стран­ства пло­до­род­ных зе­мель спо­соб­ству­ют раз­ви­тию раз­но­об­раз­ных от­рас­лей сель­ско­го хо­зяй­ства. Фер­ма­ми за­ня­то около 8 % тер­ри­то­рии стра­ны, большая часть из ко­то­рых за­ня­та под пашни и паст­би­ща.

Наи­бо­лее важ­ны­ми сель­ско­хо­зяй­ствен­ны­ми рай­о­на­ми яв­ля­ют­ся Цен­траль­ная Ка­на­да, где за­ни­ма­ют­ся ово­ще­вод­ством, са­до­вод­ством, мо­лоч­ным жи­вот­но­вод­ством и пти­це­вод­ством, и степ­ные про­вин­ции, ко­то­рые в силу осо­бен­но­стей при­род­ных усло­вий давно стали одним из ве­ду­щих рай­о­нов зер­но­вой спе­ци­а­ли­за­ции.

Вто­рое место в Ка­на­де после сель­ско­го хо­зяй­ства за­ни­ма­ет ры­бо­лов­ство на базе био­ло­ги­че­ских ре­сур­сов Ат­лан­ти­ки и Ти­хо­го оке­а­на.

 Транспортная система США

Транс­порт­ная си­сте­ма США – одна из наи­бо­лее раз­ви­тых в мире, а по про­тя­жен­но­сти дорог и тру­бо­про­во­ду, по гру­зо- и пас­са­жи­ро­обо­ро­ту ав­то­мо­биль­но­го и воз­душ­но­го транс­пор­та стра­на за­ни­ма­ет пер­вое место. Струк­ту­ра транс­пор­та США: гру­зо­обо­рот боль­ше за­дей­ству­ет же­лез­но­до­рож­ный и ав­то­мо­биль­ный транс­порт, а пас­са­жи­ро­обо­рот – ав­то­мо­биль­ный и воз­душ­ный.

Карта транс­порт­ных дорог США

Рис. 4. Карта транс­порт­ных дорог США

Длина всех ав­то­мо­биль­ных дорог США пре­вы­си­ла 6,5 млн км., что со­став­ля­ет 20 % от ми­ро­вой (рис. 4). В США 13 тыс. на­се­лен­ных пунк­тов с на­се­ле­ни­ем около 86 млн чел. пол­но­стью за­ви­сит от ав­то­мо­би­лей, по­сколь­ку не имеет ни­ка­ких дру­гих путей со­об­ще­ния.

От­ли­чи­тель­ная черта же­лез­ных дорог США – это низ­кий уро­вень элек­три­фи­ка­ции (не более 1 %) и пре­об­ла­да­ние теп­ло­воз­ной тяги. Это объ­яс­ня­ет­ся по­ли­ти­кой неф­тя­ных мо­но­по­лий, ко­то­рые за­ин­те­ре­со­ва­ны в же­лез­но­до­рож­ном транс­пор­те как в одном из по­тре­би­те­лей неф­те­про­дук­тов.

Общая длина внут­рен­них вод­ных путей США со­став­ля­ет 41 тыс. км. Пе­ре­воз­ки гру­зов по реч­ным путям осу­ществ­ля­ют­ся с по­мо­щью неса­мо­ход­ных барж, ко­то­рые об­ра­зу­ют со­ста­вы по 20–30 барж, пе­ре­дви­га­е­мые бук­си­ра­ми-тол­ка­ча­ми.

Ске­лет транс­порт­ной си­сте­мы США об­ра­зу­ют транс­кон­ти­нен­таль­ные же­лез­но­до­рож­ные ма­ги­стра­ли как ши­рот­но­го, так и ме­ри­ди­о­наль­но­го на­прав­ле­ния. Ши­рот­ные ма­ги­стра­ли свя­зы­ва­ют Ат­лан­ти­че­ское и Ти­хо­оке­ан­ское по­бе­ре­жье стра­ны, в первую оче­редь, Нью-Йорк и Ва­шинг­тон с Сан-Фран­цис­ко, Си­эт­лом и Лос-Ан­дже­ле­сом. Же­лез­но­до­рож­ные ма­ги­стра­ли ме­ри­ди­о­наль­но­го на­прав­ле­ния про­хо­дят вдоль обоих оке­ан­ских по­бе­ре­жий по до­лине Мис­си­си­пи и в дру­гих ме­стах, среди ко­то­рых наи­боль­шее зна­че­ние имеют ско­рост­ные линии Бо­стон-Нью-Йорк-Ва­шинг­тон, а также Чи­ка­го – Новый Ор­ле­ан и Чи­ка­го – Ат­лан­та. Глав­ные ав­то­ма­ги­стра­ли в ка­кой-то сте­пе­ни по­вто­ря­ют на­прав­ле­ния же­лез­ных дорог, хотя мно­гие из них про­ло­же­ны и по са­мо­сто­я­тель­ным марш­ру­там. Кроме того, в США раз­ви­та сеть внут­рен­них вод­ных путей. В ши­рот­ном на­прав­ле­нии это си­сте­ма реки Свя­то­го Лав­рен­тия и Ве­ли­ких озер, а в ме­ри­ди­о­наль­ном на­прав­ле­нии – си­сте­ма реки Мис­си­си­пи.

Зна­чи­тель­ную часть внут­рен­них и меж­ду­на­род­ных пас­са­жир­ских пе­ре­во­зок вы­пол­ня­ет авиа­ци­он­ный транс­порт США. Внут­рен­нее авиа­со­об­ще­ние яв­ля­ет­ся самым эф­фек­тив­ным и ши­ро­ко рас­про­стра­нен­ным сред­ством пе­ре­дви­же­ния в стране. Любой, даже самый уда­лен­ный, про­вин­ци­аль­ный город имеет свой аэро­порт. В США на­хо­дят­ся одни из самых боль­ших аэро­пор­тов в мире: Ат­лан­та, Чи­ка­го, Лос-Ан­дже­лес.

Для тру­бо­про­вод­ной сети США ха­рак­тер­но диа­го­наль­ное на­прав­ле­ние. Она свя­зы­ва­ет неф­те­до­бы­ва­ю­щий район юго-за­пад­но­го Цен­тра с рай­о­ном по­треб­ле­ния нефти на се­ве­ро-во­сто­ке. В ме­стах пе­ре­се­че­ния су­хо­пут­ных и вод­ных транс­порт­ных путей об­ра­зо­ва­лись круп­ные транс­порт­ные узлы:Чи­ка­гоНью-Йорк, Фи­ла­дель­фия, Лос-Ан­дже­лес, Хью­стон. Важ­ную со­став­ную части узлов об­ра­зу­ют круп­ные аэро­пор­ты. Из 33 круп­ней­ших меж­ду­на­род­ных аэро­пор­тов мира здесь на­хо­дит­ся 17. Важ­ную часть транс­порт­ных узлов США об­ра­зу­ют пор­то­во-про­мыш­лен­ные ком­плек­сы. По объ­е­мам гру­зов пер­вое место за­ни­ма­ют порты Ат­лан­ти­че­ско­го по­бе­ре­жья: Нью-Йорк, Фи­ла­дель­фия, Бал­ти­мор, Хэмп­тон-Ро­удс. На по­бе­ре­жье Мек­си­кан­ско­го за­ли­ва – Новый Ор­ле­ан, Хью­стон и Тампа. На Ти­хо­оке­ан­ском по­бе­ре­жье вы­де­ля­ют­ся Ок­ленд, Сиэтл, Лос-Ан­дже­лес и Лонг-Бич.

Транс­порт­ная си­сте­ма Ка­на­ды

Транс­порт­ная си­сте­ма Ка­на­ды раз­ви­та хо­ро­шо, что обу­слов­ле­но боль­шой пло­ща­дью стра­ны, ее при­мор­ским по­ло­же­ни­ем, осо­бен­но­стью эко­но­ми­ко-гео­гра­фи­че­ско­го по­ло­же­ния, а также экс­порт­ным ха­рак­те­ром эко­но­ми­ки. По гру­зо­обо­ро­ту пер­вое место за­ни­ма­ет же­лез­но­до­рож­ный транс­порт, его длина – 67 тыс. км. Длина ав­то­до­рог – 900 тыс. км. В Ка­на­де хо­ро­шо раз­вит воз­душ­ный, тру­бо­про­вод­ный и вод­ный транс­порт. Круп­ней­шие порты стра­ны – Ван­ку­вер, Сеть-Уль, Мон­ре­аль, Кве­бек, а круп­ней­ший аэро­порт – Мон­ре­аль.  

 Фермы в США

Ос­нов­ной тип сель­хоз­пред­при­я­тий США – это круп­ная ка­пи­та­ли­сти­че­ская ферма, ко­то­рая вы­ра­щи­ва­ет ос­нов­ную часть про­дук­ции на про­да­жу (рис. 5).

Ферма США

Рис. 5. Ферма США

Пре­об­ла­да­ют се­мей­ные фермы, ко­то­рые со­став­ля­ют около 90 % пред­при­я­тий, про­из­во­дя­щих 93 % ва­ло­вой про­дук­ции об­ла­сти. Как пра­ви­ло, каж­дая се­мей­ная ферма за­клю­ча­ет кон­тракт с ком­па­ни­ей в си­сте­ме аг­ро­биз­не­са. Это ком­па­ния снаб­жа­ет фер­ме­ра ма­ши­на­ми, удоб­ре­ни­я­ми, се­ме­на­ми, а также осу­ществ­ля­ет на­уч­но-ме­то­ди­че­ское со­про­вож­де­ние. Эта же фирма ука­зы­ва­ет фер­ме­ру точ­ные сроки сдачи про­дук­ции, ее раз­ме­ры и ка­че­ство. Невы­пол­не­ние фер­ме­ром за­да­чи по ка­че­ству или опоз­да­ние по сро­кам гро­зит раз­ры­вом кон­трак­та и пол­ным ра­зо­ре­ни­ем.

 Уборка пшеницы в США

Несов­па­де­ние в сро­ках убор­ки уро­жая в ози­мом и яро­вом пше­нич­ном по­я­сах при­во­дит к при­ме­не­нию та­ко­го ра­ци­о­наль­но­го спо­со­ба убор­ки, как пе­ре­брос­ка убо­роч­ной тех­ни­ки с юга на север по мере со­зре­ва­ния пше­ни­цы.

Сбор уро­жая

Рис. 6. Сбор уро­жая

При этом ее убор­ку про­из­во­дят не сами фер­ме­ры, а спе­ци­аль­ные фирмы, при­сы­ла­ю­щие и тех­ни­ку, и ра­бо­чую силу, ко­то­рые на­чи­на­ют жатву в мае в Те­ха­се, в июне в Окла­хо­ме, в июле в Кан­за­се, в ав­гу­сте в Небрас­ке и Вай­о­мин­ге и за­кан­чи­ва­ют её в сен­тяб­ре в Се­вер­ной Да­ко­те и Мон­тане. В пе­ри­од жатвы ком­бай­ны ра­бо­та­ют обыч­но по 16 часов в сутки (рис. 6).

 Фабрики мяса в США

В по­след­нее время в мяс­ном ско­то­вод­че­ском ком­плек­се воз­ник­ли свое­об­раз­ные фаб­ри­ки мяса.

Скот в за­гоне

Рис. 7. Скот в за­гоне

Это огром­ные от­кор­моч­ные хо­зяй­ства, ко­то­рые со­дер­жат до 100 тыс. голов круп­но­го ро­га­то­го скота, но не на паст­би­щах, а в стой­лах (рис. 7). Для этого со­ору­жа­ют­ся за­го­ны на 200–250 голов каж­дый, в ко­то­ром корм­ле­ние и по­е­ние жи­вот­ных осу­ществ­ля­ет­ся с по­мо­щью ав­то­ма­ти­ки, а до­зи­ров­ка – с при­ме­не­ни­ем ком­пью­те­ра. Такие ком­плек­сы об­слу­жи­ва­ют круп­ные го­ро­да, на­при­мер Лос-Ан­дже­лес.

Последнее изменение: Понедельник, 1 Май 2017, 23:21