Освоение и изучение территории России в XX-XXI вв.
1. Территориальные изменения России в XX в.
Крушение Российской Империи в 1917 г. привело к отделению многих ее территорий. В конце 1917 г. получила независимость Финляндия, в 1918 г. - Польша, откололась и оккупированная немцами Прибалтика. В 1917-1921 гг. на территории нынешней России, Украины, Белоруссии, Закавказья, Средней Азии возникали различные государственные образования. Но в результате победы большевиков в гражданской войне (1917-1922 гг.) было создано единое государство СССР – Союз Советских Социалистических Республик.
В 1939-1940 гг. территория СССР на западе увеличилась за счет присоединения Западной Украины и Белоруссии, Карельского перешейка и некоторых земель в Карелии и Мурманской области. СССР была возвращена Бессарабия (в 1918 г. захвачена Румынией) и присоединена населенная украинцами Северная Буковина. В 1940 г. в СССР вошли страны Балтии - Литва, Латвия, Эстония.
В 1944 г. в состав РСФСР на правах автономной области вошла территория Тувинской Народной республики . После Второй мировой войны Советский Союз получил Калининградскую область (часть Восточной Пруссии), Закарпатскую Украину (до 1945 г. — часть Чехословакии), в Заполярье — Никель и Печенгу, а на Дальнем Востоке — Курильские острова и Южный Сахалин (возвращенные в результате разгрома Японии).
В 1991 г. произошел распад СССР на отдельные независимые государства — бывшие союзные республики. (см. рис. 1)
Рис. 1. Присоединение и утрата территорий России в ХХ в.
2. Российские исследования в Арктике
Начиная с XX века, в России усиливается практическая роль географической науки. Особенно после того, как был провозглашен сдвиг хозяйства на Восток - в малоосвоенные районы Сибири и Дальнего Востока. Для их освоения необходимо было наладить транспортные связи. В этом смысле практическое значение имел Северный Ледовитый океан. Еще со времен М.В. Ломоносова было ясно, что наши северные земли нуждаются в развитии путей сообщения - без этого невозможно было освоение богатых ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Впадающие в Северный Ледовитый океан многочисленные реки и Северный морской путь могли бы стать основой транспортной системы. Для создания такой системы в конце XIX - первой половине XX в. на побережье и островах Северного Ледовитого океана строились радио - и метеостанции, устанавливались навигационно-опознавательные знаки и маяки, уточнялись морские карты и лоции. Навигация осуществлялась специальными судами — ледоколами.
В 1932 г. на ледокольном пароходе «Сибиряков» экспедиция О.Ю. Шмидта и В.И. Воронина (см. рис. 2) впервые в истории прошла Северным морским путем из Архангельска в Петропавловск-Камчатский в одну навигацию, обогнув Северную Землю с севера.
Рис. 2. Шмидт (слева) и Воронин (справа)
С этого времени Северный морской путь стал использоваться для регулярной связи между Европейской частью России и Дальним Востоком. (см. рис. 3)
Рис. 3. Северный Морской Путь
Лучше исследовать природу Арктики позволили полярные экспедиции на дрейфующих станциях[Л1] . В 1937-1938 гг. проходил знаменитый дрейф станции «Северный полюс» (СП-1) под руководством И.Д. Папанина. (см. рис.4)
Рис. 4. Папанин И.Д. на дрейфующей станции
Новая эпоха в исследовании этого района началась с появления атомных ледоколов .
17 августа 1977 года ледокол «Арктика» стал первым в истории достигшим Северного полюса. ( см. рис. 5) Сейчас такие рейсы атомоходов стали обыденными.
Рис. 5. Атомоход "Арктика"
3. Исследования Сибири и Дальнего Востока
В советские годы были практически завершены географические открытия в удаленных районах страны, уточнены сведения о ряде географических объектов (высоты гор, расположение хребтов и т. д.) на хорошо известных территориях.
В 1920-1930-е гг. экспедицией С.В. Обручева (см. рис. 6) были сделаны важные географические открытия во внутренних районах Восточной Сибири и Северо-Востока: открыт Тунгусский каменноугольный бассейн, изучена огромная горная система, названная в честь И.Д. Черского, установлено, что Оймякон является «полюсом холода» Северного полушария.
Рис. 6. С.В. Обручев
Во многих районах страны проводились работы по изучению месторождений полезных ископаемых. В 20-е годы геологом Николаем Урванцевым в районе города Норильск были обнаружены месторождения руд цветных металлов. (см. рис.7)
Рис. 7. Н.Н. Урванцев
В 30 годы геолог Иван Михайлович Губкин предсказал наличие крупных запасов нефти к востоку от Урала. Его предвидение оправдалось, в 60 годы в Западной Сибири были обнаружены огромные месторождения нефти. (см. рис.8)
Рис. 8. И.М. Губкин
В 50-ые годы в Якутии ленинградским геологом Ларисой Анатольевной Попугаевой были обнаружены месторождения коренных алмазов. (см. рис. 9)
Рис. 9. Попугаева Л.И.
Освоение ресурсов восточных регионов потребовало дальнейшего развития транспорта. К центрам нефте- и газодобычи Западной Сибири, лесоперерабатывающим и другим предприятиям Восточной Сибири были протянуты железные дороги, в том числе построена Байкало-Амурская магистраль, полностью задействован Северный морской путь.
Рис. 10. Байкало-Амурская магистраль (БАМ)
4. Современные исследования
В XXI веке в России продолжаются научные исследования и экспедиции по изучению территории страны. Обладая огромным Арктическим побережьем, Россия продолжает вести постоянное изучение этой части планеты. Она остается единственной страной в мире, использующей для изучения Арктики дрейфующие полярные станции. В 2011 на льдине работает станция «Северный полюс-38».(см. рис. 11)
Рис. 11. Дрейфующая станцмя "Северный полюс-38"
Россия претендует на 1,2 млн км² шельфа Северного Ледовитого океана, богатого полезными ископаемыми. В 2007 г. специальная экспедиция взяла со дна океана образцы грунта для научного обоснования, что подводный хребет Ломоносова - часть континентального шельфа России. Экспедиция установила под водой на Северном полюсе флаг России.
Рис. 12. Хребет Ломоносова
Наряду с крупными экспедициями продолжается систематическая работа по углублению географических знаний о нашей стране. Для этого все шире применяются космические методы исследования разных территорий и контроля за погодой и экологией, осуществляемые специальными спутниками «Метеор», «Океан», «Ресурс».
В связи с влиянием человека на природу изучается воздействие на нее различных предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Создаются Геоинформационные системы (ГИС) для сбора, хранения, переработки, анализа географической информации с последующим использованием ее для развития хозяйства страны.