Освоение и изучение территории России в XX-XXI вв.

1. Территориальные изменения России в XX  в.

Кру­ше­ние Рос­сий­ской Им­перии в 1917 г. при­ве­ло к от­де­ле­нию мно­гих ее тер­ри­то­рий. В конце 1917 г. по­лу­чи­ла неза­ви­си­мость Финлян­дия, в 1918 г. - Поль­ша, от­ко­ло­лась и оккупи­рованная нем­ца­ми При­бал­ти­ка. В 1917-1921 гг. на тер­ри­то­рии ны­нешней Рос­сии, Укра­и­ны, Бело­руссии, За­кав­ка­зья, Сред­ней Азии воз­ни­ка­ли раз­лич­ные госу­дарственные об­ра­зо­ва­ния. Но в ре­зультате по­бе­ды боль­ше­ви­ков в граж­дан­ской войне (1917-1922 гг.) было со­зда­но еди­ное го­су­дар­ство  СССР – Союз Со­вет­ских Со­ци­а­ли­сти­че­ских Рес­пуб­лик.

В 1939-1940 гг. тер­ри­то­рия СССР на за­па­де уве­ли­чи­лась за счет при­со­еди­не­ния За­пад­ной Укра­и­ны и Бе­ло­рус­сии,  Ка­рель­ско­го пе­ре­шей­ка и неко­то­рых зе­мель в Ка­ре­лии и Мур­ман­ской об­ла­сти. СССР была воз­вра­ще­на Бес­са­ра­бия (в 1918 г. за­хва­че­на Ру­мы­ни­ей) и присоеди­нена на­се­лен­ная укра­ин­ца­ми Се­верная Бу­ко­ви­на.  В 1940 г. в СССР вошли стра­ны Бал­тии - Литва, Лат­вия, Эс­то­ния.

В 1944 г. в со­став РСФСР на пра­вах ав­то­ном­ной об­ла­сти вошла тер­ри­то­рия Ту­вин­ской На­род­ной рес­пуб­ли­ки . После Вто­рой ми­ро­вой войны Со­вет­ский Союз по­лу­чил Ка­ли­нин­град­скую об­ласть (часть Во­сточ­ной Прус­сии), За­кар­пат­скую Укра­и­ну (до 1945 г. — часть Че­хо­сло­ва­кии), в За­по­ля­рье — Ни­кель и Пе­чен­гу, а на Даль­нем Вос­токе — Ку­риль­ские ост­ро­ва и Южный Са­ха­лин (воз­вра­щен­ные в результа­те раз­гро­ма Япо­нии).

В 1991 г. про­изо­шел рас­пад СССР на от­дель­ные неза­ви­си­мые государ­ства — быв­шие со­юз­ные рес­пуб­ли­ки. (см. рис. 1)

 

При­со­еди­не­ние и утра­та тер­ри­то­рий Рос­сии в ХХ в.

Рис. 1. При­со­еди­не­ние и утра­та тер­ри­то­рий Рос­сии в ХХ в.

2. Российские исследования в Арктике

На­чи­ная с XX века,  в Рос­сии уси­ли­ва­ет­ся  прак­ти­че­ская роль гео­гра­фи­че­ской науки. Осо­бен­но после  того, как был про­воз­гла­шен сдвиг  хо­зяй­ства на Во­сток - в ма­ло­осво­ен­ные  рай­о­ны Си­би­ри  и Даль­не­го Во­сто­ка. Для их осво­е­ния необ­хо­ди­мо было на­ла­дить транс­порт­ные связи. В этом смыс­ле прак­ти­че­ское зна­че­ние имел Се­вер­ный Ле­до­ви­тый океан. Еще со вре­мен М.В. Ло­мо­но­со­ва было ясно, что наши се­вер­ные земли нуж­да­ют­ся в раз­ви­тии путей со­об­ще­ния -  без этого невоз­мож­но было осво­е­ние бо­га­тых ре­сур­сов Си­би­ри и Даль­не­го Во­сто­ка. Впа­да­ю­щие в Се­вер­ный Ле­до­ви­тый океан мно­го­чис­лен­ные реки и Се­вер­ный мор­ской путь могли бы стать ос­но­вой транс­порт­ной си­сте­мы. Для со­зда­ния такой си­сте­мы в конце XIX - пер­вой по­ло­вине XX в. на по­бе­ре­жье и ост­ро­вах Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го оке­а­на стро­и­лись радио - и ме­тео­стан­ции, уста­нав­ли­ва­лись на­ви­га­ци­он­но-опо­зна­ва­тель­ные знаки и маяки, уточ­ня­лись мор­ские карты и лоции. На­ви­га­ция осу­ществ­ля­лась спе­ци­аль­ны­ми су­да­ми — ле­до­ко­ла­ми.

В 1932 г. на ле­до­коль­ном па­ро­хо­де «Си­би­ря­ков» экс­пе­ди­ция О.Ю. Шмид­та и В.И. Во­ро­ни­на (см. рис. 2) впер­вые в ис­то­рии про­шла Се­вер­ным мор­ским путем из Ар­хан­гель­ска в Пет­ро­пав­ловск-Кам­чат­ский в одну на­ви­га­цию, обо­гнув Се­вер­ную Землю с се­ве­ра.

Шмидт (слева) и Во­ро­нин (спра­ва)

Рис. 2. Шмидт (слева) и Во­ро­нин (спра­ва)

С этого вре­ме­ни Се­вер­ный мор­ской путь стал ис­поль­зо­вать­ся для ре­гу­ляр­ной связи между Ев­ро­пей­ской ча­стью Рос­сии и Даль­ним Во­сто­ком. (см. рис. 3)

Се­вер­ный Мор­ской Путь

Рис. 3. Се­вер­ный Мор­ской Путь

Лучше ис­сле­до­вать при­ро­ду Арк­ти­ки поз­во­ли­ли по­ляр­ные экс­пе­ди­ции на дрей­фу­ю­щих стан­ци­ях[Л1] . В 1937-1938 гг. про­хо­дил зна­ме­ни­тый дрейф стан­ции «Се­вер­ный полюс» (СП-1) под ру­ко­вод­ством И.Д. Па­па­ни­на. (см. рис.4)

Па­па­нин И.Д. на дрей­фу­ю­щей стан­ции

Рис. 4. Па­па­нин И.Д. на дрей­фу­ю­щей стан­ции

Новая эпоха  в ис­сле­до­ва­нии этого рай­о­на  на­ча­лась  с по­яв­ле­ния атом­ных ле­до­ко­лов .

17 ав­гу­ста  1977 года  ле­до­кол «Арк­ти­ка» стал пер­вым  в ис­то­рии до­стиг­шим  Се­вер­но­го по­лю­са. ( см. рис. 5) Сей­час такие рейсы ато­мо­хо­дов стали обы­ден­ны­ми.

Ато­мо­ход "Арк­ти­ка"

Рис. 5. Ато­мо­ход "Арк­ти­ка"

3. Исследования Сибири и Дальнего Востока

В со­вет­ские годы были прак­ти­че­ски за­вер­ше­ны гео­гра­фи­че­ские откры­тия в уда­лен­ных рай­о­нах стра­ны, уточ­не­ны све­де­ния о ряде географиче­ских объ­ек­тов (вы­со­ты гор, рас­по­ло­же­ние хреб­тов и т. д.) на хо­ро­шо из­вестных тер­ри­то­ри­ях.

В 1920-1930-е гг. экс­пе­ди­ци­ей С.В. Об­ру­че­ва (см. рис. 6) были сде­ла­ны важ­ные гео­гра­фи­че­ские от­кры­тия во внут­рен­них рай­о­нах Вос­точной Си­би­ри и Се­ве­ро-Во­сто­ка: от­крыт Тун­гус­ский ка­мен­но­уголь­ный бас­сейн, изу­че­на огром­ная гор­ная си­сте­ма, на­зван­ная в честь И.Д. Черско­го, уста­нов­ле­но, что Ой­мя­кон яв­ля­ет­ся «по­лю­сом хо­ло­да» Се­вер­но­го по­лу­ша­рия.

С.В. Об­ру­чев

Рис. 6. С.В. Об­ру­чев

Во мно­гих рай­о­нах стра­ны про­во­ди­лись ра­бо­ты по изу­че­нию ме­сто­рож­де­ний по­лез­ных ис­ко­па­е­мых. В 20-е годы гео­ло­гом Ни­ко­ла­ем Урван­це­вым в рай­оне го­ро­да Но­рильск были об­на­ру­же­ны  ме­сто­рож­де­ния  руд цвет­ных ме­тал­лов. (см. рис.7)

Н.Н. Урван­цев

Рис. 7. Н.Н. Урван­цев

В 30 годы гео­лог  Иван Ми­хай­ло­вич Губ­кин пред­ска­зал на­ли­чие круп­ных за­па­сов нефти к во­сто­ку от Урала. Его пред­ви­де­ние оправ­да­лось, в 60 годы в За­пад­ной Си­би­ри были об­на­ру­же­ны огром­ные ме­сто­рож­де­ния нефти. (см. рис.8)

И.М. Губ­кин

Рис. 8. И.М. Губ­кин

В 50-ые годы в Яку­тии  ле­нин­град­ским гео­ло­гом Ла­ри­сой Ана­то­льев­ной По­пу­га­е­вой  были об­на­ру­же­ны  ме­сто­рож­де­ния ко­рен­ных ал­ма­зов. (см. рис. 9)

По­пу­га­е­ва Л.И.

Рис. 9. По­пу­га­е­ва Л.И.

Осво­е­ние ре­сур­сов во­сточ­ных ре­ги­о­нов по­тре­бо­ва­ло даль­ней­ше­го разви­тия транс­пор­та. К цен­трам неф­те- и га­зо­до­бы­чи За­пад­ной Си­би­ри, лесо­перерабатывающим и дру­гим пред­при­я­ти­ям Во­сточ­ной Си­би­ри были про­тянуты же­лез­ные до­ро­ги, в том числе по­стро­е­на Бай­ка­ло-Амур­ская ма­гистраль, пол­но­стью за­дей­ство­ван Се­вер­ный мор­ской путь.

Бай­ка­ло-Амур­ская ма­ги­страль (БАМ)

Рис. 10. Бай­ка­ло-Амур­ская ма­ги­страль (БАМ)

4. Современные исследования

В XXI веке в Рос­сии про­дол­жа­ют­ся на­уч­ные ис­сле­до­ва­ния и экс­пе­ди­ции по изу­че­нию тер­ри­то­рии стра­ны. Об­ла­дая огром­ным Арк­ти­че­ским по­бе­ре­жьем, Рос­сия про­дол­жа­ет вести по­сто­ян­ное изу­че­ние этой части пла­не­ты. Она оста­ет­ся един­ствен­ной стра­ной в мире, ис­поль­зу­ю­щей для изу­че­ния Арк­ти­ки дрей­фу­ю­щие по­ляр­ные стан­ции. В  2011  на льдине ра­бо­та­ет стан­ция «Се­вер­ный по­люс-38».(см. рис. 11)

Дрей­фу­ю­щая станц­мя "Се­вер­ный по­люс-38"

Рис. 11. Дрей­фу­ю­щая станц­мя "Се­вер­ный по­люс-38"

Рос­сия пре­тен­ду­ет на 1,2 млн км² шель­фа Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го оке­а­на, бо­га­то­го по­лез­ны­ми ис­ко­па­е­мы­ми. В 2007 г. спе­ци­аль­ная экс­пе­ди­ция взяла со дна оке­а­на об­раз­цы грун­та для на­уч­но­го обос­но­ва­ния, что под­вод­ный хре­бет Ло­мо­но­со­ва - часть кон­ти­нен­таль­но­го шель­фа Рос­сии. Экс­пе­ди­ция уста­но­ви­ла под водой на Се­вер­ном по­лю­се флаг Рос­сии.

Хре­бет Ло­мо­но­со­ва

Рис. 12. Хре­бет Ло­мо­но­со­ва

На­ря­ду с круп­ны­ми экс­пе­ди­ци­я­ми про­дол­жа­ет­ся си­сте­ма­ти­че­ская ра­бо­та по углуб­ле­нию гео­гра­фи­че­ских зна­ний о нашей стране. Для этого все шире  при­ме­ня­ют­ся кос­ми­че­ские ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния раз­ных тер­ри­то­рий и кон­тро­ля за по­го­дой и эко­ло­ги­ей,  осу­ществ­ля­е­мые спе­ци­аль­ны­ми спут­ни­ка­ми   «Ме­теор», «Океан»,   «Ре­сурс».

В связи с вли­я­ни­ем  че­ло­ве­ка   на   при­ро­ду   изу­ча­ет­ся воз­дей­ствие на нее раз­лич­ных     пред­при­я­тий про­мыш­лен­но­сти,  сель­ско­го  хо­зяй­ства,  транс­пор­та. Со­зда­ют­ся Гео­ин­фор­ма­ци­он­ные си­сте­мы (ГИС)  для сбора, хра­не­ния, пе­ре­ра­бот­ки, ана­ли­за гео­гра­фи­че­ской ин­фор­ма­ции  с по­сле­ду­ю­щим ис­поль­зо­ва­ни­ем ее для раз­ви­тия хо­зяй­ства стра­ны.

Последнее изменение: Понедельник, 1 Май 2017, 21:31