Зачем нам география и как мы будем её изучать

 Что такое «география»

Слово «гео­гра­фия» про­изо­шло от греч. ge  – «земля» и «grapho» – пишу. 

Гео­гра­фия (греч. – «зем­лео­пи­са­ние») – наука, изу­ча­ю­щая по­верх­ность Земли, об­ле­га­ю­щие и под­сти­ла­ю­щие ее слои ве­ще­ства, ко­то­рые в со­во­куп­но­сти об­ра­зу­ют гео­гра­фи­че­скую обо­лоч­ку.

На­зва­ние этой науке дал Эра­то­сфен более 2200 лет назад.

Изу­че­ние по­верх­но­сти земли

Рис. 1. Изу­че­ние по­верх­но­сти земли 

Гео­гра­фия – одна из древ­ней­ших и ос­нов­ных наук.

Уже в 3 тыс. до н. э. в Древ­нем Егип­те сна­ря­жа­лись экс­пе­ди­ции в центр Аф­ри­ки, по Сре­ди­зем­но­му и Крас­но­му морям. Рас­се­ле­ние на­ро­дов, войны и тор­гов­ля рас­ши­ря­ли зна­ния людей об окру­жа­ю­щих про­стран­ствах, вы­ра­ба­ты­ва­ли на­вы­ки ори­ен­ти­ро­ва­ния по Солн­цу, Луне и звез­дам. За­ви­си­мость зем­ле­де­лия и ско­то­вод­ства от раз­ли­вов рек и дру­гих пе­ри­о­ди­че­ских при­род­ных яв­ле­ний опре­де­ли­ла по­яв­ле­ние ка­лен­да­ря.

В 3-2 ты­ся­че­ле­тии до н. э. пред­ста­ви­те­ли  Ха­раппской ци­ви­ли­за­ции (на тер­ри­то­рии со­вре­мен­но­го Па­ки­ста­на) от­кры­ли мус­со­ны. Эле­мен­ты гео­гра­фии со­дер­жат свя­щен­ные древ­не­ин­дий­ские книги: в «Ведах» целая глава по­свя­ще­на кос­мо­ло­гии, в «Ма­хаб­ха­ра­те» можно найти пе­ре­чень оке­а­нов, гор, рек.

Ныне нет ни од­но­го места на Земле, о ко­то­ром бы че­ло­век не знал.

 Ветви географии

Объ­ект изу­че­ния гео­гра­фии – за­ко­ны и за­ко­но­мер­но­сти раз­ме­ще­ния и вза­и­мо­дей­ствия ком­по­нен­тов гео­гра­фи­че­ской среды и их со­че­та­ний на раз­ных уров­нях. Слож­ность объ­ек­та ис­сле­до­ва­ния и ши­ро­та пред­мет­ной об­ла­сти обу­сло­ви­ли диф­фе­рен­ци­а­цию еди­ной гео­гра­фии на ряд спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных (от­рас­ле­вых) на­уч­ных дис­ци­плин, об­ра­зу­ю­щих си­сте­му гео­гра­фи­че­ских наук. Гео­гра­фию под­раз­де­ля­ют на две (фи­зи­че­скую и эко­но­ми­че­скую) или три (фи­зи­че­скую, эко­но­ми­че­скую и со­ци­аль­ную) ветви. Ино­гда от­дель­но вы­де­ля­ют гео­гра­фи­че­скую кар­то­гра­фию, как от­дель­ную гео­гра­фи­че­скую дис­ци­пли­ну.

Ос­нов­ные ветви гео­гра­фии

Рис. 2. Ос­нов­ные ветви гео­гра­фии

Эко­но­ми­че­ская (или со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ская) гео­гра­фия изу­ча­ет на­се­ле­ние и его хо­зяй­ствен­ную де­я­тель­ность.

 Физическая география и ее значение

В со­ста­ве фи­зи­че­ской гео­гра­фии есть три ос­нов­ных науки. Это зем­ле­ве­де­ние, ко­то­рое изу­ча­ет общие за­ко­но­мер­но­сти стро­е­ния и раз­ви­тия гео­гра­фи­че­ской обо­лоч­ки, ланд­шаф­то­ве­де­ние, ко­то­рое изу­ча­ет тер­ри­то­ри­аль­ные при­род­ные ком­плек­сы, и па­лео­гео­гра­фия. В свою оче­редь, эти раз­де­лы имеют свою иерар­хи­че­скую струк­ту­ру по видам изу­ча­е­мых ком­по­нен­тов, про­цес­сов и яв­ле­ний. Так, от­дель­ные ком­по­нен­ты гео­гра­фи­че­ской обо­лоч­ки изу­ча­ют гео­мор­фо­ло­гия, кли­ма­то­ло­гия, ме­тео­ро­ло­гия, гид­ро­ло­гия (изу­че­ние вод­ных объ­ек­тов), гля­цио­ло­гия (изу­че­ние при­род­ных льдов), гео­гра­фия почв, био­гео­гра­фия (гео­гра­фия живых ор­га­низ­мов). А на стыке с дру­ги­ми на­у­ка­ми об­ра­зо­ва­лись такие новые на­прав­ле­ния фи­зи­че­ской гео­гра­фии, как ме­ди­цин­ская гео­гра­фия, ин­же­нер­ная гео­гра­фия. Фи­зи­че­ская гео­гра­фия изу­ча­ет при­род­ные яв­ле­ния, объ­ек­ты при­ро­ды.

Фи­зи­че­ская гео­гра­фия тесно свя­за­на с дру­ги­ми гео­гра­фи­че­ски­ми на­у­ка­ми – кар­то­гра­фи­ей, стра­но­ве­де­ни­ем, ис­то­ри­че­ской гео­гра­фи­ей, со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской гео­гра­фи­ей.

Зна­че­ние фи­зи­че­ской гео­гра­фии

1.  Опи­са­ние при­ро­ды.

2.  Разъ­яс­не­ние осо­бен­но­стей при­ро­ды.

3.  Пред­ви­де­ние воз­мож­ных из­ме­не­ний в связи с вме­ша­тель­ством в при­ро­ду че­ло­ве­ка.

 Что изучают в начальном курсе физической географии

В про­цес­се изу­че­ния курса на­чаль­ной фи­зи­че­ской гео­гра­фии фор­ми­ру­ют­ся пред­став­ле­ния о Земле как о при­род­ном ком­плек­се, об осо­бен­но­стях зем­ных обо­ло­чек и их вза­и­мо­свя­зях. При изу­че­нии этого курса на­чи­на­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние гео­гра­фи­че­ской куль­ту­ры и обу­че­ние гео­гра­фи­че­ско­му языку; уча­щи­е­ся овла­де­ва­ют пер­во­на­чаль­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми и по­ня­ти­я­ми, а также при­об­ре­та­ют уме­ния ис­поль­зо­вать ис­точ­ни­ки гео­гра­фи­че­ской ин­фор­ма­ции.

В струк­тур­ном со­от­но­ше­нии курс гео­гра­фии 6 клас­са со­сто­ит из че­ты­рех раз­де­лов:

1.  «Виды изоб­ра­же­ний по­верх­но­сти Земли – план и карта».

2.  «Зем­ные обо­лоч­ки: ли­то­сфе­ра, ат­мо­сфе­ра, гид­ро­сфе­ра, био­сфе­ра».

3.  «На­се­ле­ние Земли».

4.  «Вли­я­ние при­ро­ды на жизнь че­ло­ве­ка».

Обо­лоч­ки Земли

Рис. 3. Обо­лоч­ки Земли

В про­цес­се изу­че­ния курса на­чаль­ной фи­зи­че­ской гео­гра­фии вы на­учи­тесь ра­бо­тать с пла­ном и кар­той, обоб­щать со­бран­ный ма­те­ри­ал, опре­де­лять ме­сто­на­хож­де­ние гео­гра­фи­че­ских объ­ек­тов на Земле.

Последнее изменение: Понедельник, 1 Май 2017, 19:55