Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

Слож­но­со­чи­нен­ные пред­ло­же­ния (ССП) имеют две  и более основ (как и каж­дое слож­ное пред­ло­же­ние), части ССП свя­за­ны при по­мо­щи ин­то­на­ции и со­чи­ни­тель­ных со­ю­зов.  Эти пред­ло­же­ния надо от­ли­чать от про­стых пред­ло­же­ний, ослож­нен­ных од­но­род­ны­ми ска­зу­е­мы­ми. Но не все­гда про­стые пред­ло­же­ния раз­де­ля­ют­ся за­пя­той, и не все­гда  их раз­де­ля­ют знаки пре­пи­на­ния.

ССП

Знак

При­мер

Два  про­стых пред­ло­же­ния, со­еди­нен­ные при по­мо­щи ин­то­на­ции и со­чи­ни­тель­но­го союза.

За­пя­тая

День  выпал  теп­лый , и  кое-где  в по­след­ний  раз  за­рде­ла  ря­би­на.

Пред­ло­же­ния имеют один общий членобщую под­чи­ни­тель­нуючасть, общее ввод­ное слово.

 

За­пя­тую не ста­вим перед со­ю­за­ми  и, да (= и),  или, либо

В го­род­ском саду играл ор­кестр и пел хор пе­сен­ни­ков.

 

Пред­ло­же­ния,  части ко­то­рых – это два  вос­кли­ца­тель­ных, во­про­си­тель­ных или по­бу­ди­тель­ных пред­ло­же­ния.

 

За­пя­тую не ста­вим

Ко­то­рый те­перь час и сколь­ко вре­ме­ни нам оста­лось ждать?

Какой теп­лый вечер и какой чи­стый воз­дух!

Убрать в ком­на­те и на­крыть на стол!

 

Во вто­рой части  пред­ло­же­ния со­дер­жит­ся неожи­дан­ное при­со­еди­не­ние или рез­кое про­ти­во­по­став­ле­ние по от­но­ше­нию к пер­вой части.

Тире

С ко­лес­ни­цы пал Дадон, охнул раз – и умер он. (А. Пуш­кин).

 

Вопросы к конспектам

1. Как от­ли­чить про­стое пред­ло­же­ние с од­но­род­ны­ми ска­зу­е­мы­ми от слож­но­со­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния?

2. Все­гда ли в ССП  про­стые пред­ло­же­ния раз­де­ля­ют­ся за­пя­той?

3. В каких слу­ча­ях про­стые пред­ло­же­ния  в ССП раз­де­ля­ют­ся тире?

4. В каких слу­ча­ях в ССП не ста­вим за­пя­тую?

Упраж­не­ние 1. Под­черк­ни­те грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы в пред­ло­же­ни­ях.

(1)   За­гля­ну­ло солн­це в окна и росой умыло стек­ла. (2) День выпал теп­лый,  и кое-где  в по­след­ний раз за­рде­ла ря­би­на. (3) В го­род­ском саду играл ор­кестр и пел хор пе­сен­ни­ков. (4) Ко­то­рый те­перь час и сколь­ко вре­ме­ни нам оста­лось ждать? (5) Какой теп­лый вечер и какой чи­стый воз­дух! (6)Убрать в ком­на­те и на­крыть на стол! (7) С ко­лес­ни­цы пал Дадон, охнул раз – и умер он. (А. Пуш­кин).

Упраж­не­ние 2. Объ­яс­ни­те по­ста­нов­ку зна­ков или их от­сут­ствие в пред­ло­же­ни­ях упраж­не­ния 1.

Упраж­не­ние 3. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния.

1.  Ми­ну­та  и стихи сво­бод­но по­те­кут. (А. Пуш­кин.) 2. По ночам под­мо­ра­жи­ва­ло и звез­ды усе­и­ва­ли небо. 3. Ещё  се­кун­да  и его рука дёр­ну­ла  удоч­ку на себя. 4. Вы­со­ко в небе сияло солн­це а горы зноем ды­ша­ли в небо и би­лись  волны внизу о ка­мень. (М. Горь­кий)

Последнее изменение: Среда, 20 Сентябрь 2017, 03:51