Словосочетание, предложение, виды предложений

 1. Вступление

Стро­е­ние и зна­че­ние  ос­нов­ных син­так­си­че­ских еди­ниц (сло­во­со­че­та­ния и пред­ло­же­ния) изу­ча­ет раз­дел рус­ско­го языка – син­так­сис. Сло­во­со­че­та­ние, наи­мень­шая син­так­си­че­ская еди­ни­ца, фор­ми­ру­ет­ся в пред­ло­же­нии и вы­де­ля­ет­ся из пред­ло­же­ния. А пред­ло­же­ние яв­ля­ет­ся ос­нов­ной син­так­си­че­ской еди­ни­цей, по­то­му что имен­но в пред­ло­же­нии го­во­ря­щий оформ­ля­ет свою мысль. 

 2. Предложение

Осень смы­ва­ет хо­лод­ным до­ждем пест­рый наряд де­ре­вьев. Пред­ло­же­ние ли эта за­пись? Най­дем в ней при­зна­ки пред­ло­же­ния:

1) есть грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва,

2) со­дер­жит­ся со­об­ще­ние о пред­ме­те речи (об осени),

3)слова свя­за­ны при по­мо­щи син­так­си­че­ской связи,

4) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ин­то­на­ци­он­ной за­кон­чен­но­стью.

Дан­ная за­пись - пред­ло­же­ние.

Виды пред­ло­же­ний.  По ко­ли­че­ству грам­ма­ти­че­ских основ пред­ло­же­ния бы­ва­ют про­стые (одна ос­но­ва) и слож­ные (две и более ос­но­вы). Слож­ные пред­ло­же­ния по виду связи бы­ва­ют слож­но­со­чи­нен­ные и слож­но­под­чи­нен­ные.

 

3. Словосочетание

Чтобы вы­де­лить сло­во­со­че­та­ние из пред­ло­же­ния, вы­де­ля­ем грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву: она не яв­ля­ет­ся сло­во­со­че­та­ни­ем. За­да­ем во­про­сы от глав­ных чле­нов пред­ло­же­ния,  затем – от вто­ро­сте­пен­ных. Лучи солн­ца из­ме­ни­ли хму­рую кар­ти­ну осени. Грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва - лучи из­ме­ни­ли.  Лучи  чего? – солн­ца, из­ме­ни­ли что? – кар­ти­ну, кар­ти­ну какую?– хму­рую, кар­ти­ну чего? – осени. Таким об­ра­зом, мы нашли в пред­ло­же­нии че­ты­ре сло­во­со­че­та­ния.

В сло­во­со­че­та­ни­ях раз­ли­ча­ют­ся три типа под­чи­ни­тель­ной связи: со­гла­со­ва­ние,  управ­ле­ние и при­мы­ка­ние.

Со­гла­со­ва­ние: в  этом типе  под­чи­ни­тель­ной связи глав­ное слово со­гла­су­ет­ся с за­ви­си­мым в роде, числе и па­де­же:  кар­ти­на хму­рая, кар­тин хму­рых, небо хму­рое, взгляд хму­рый – пол­ное со­гла­со­ва­ние. За­ви­си­мое слово в со­гла­со­ва­нии, как пра­ви­ло, – имя при­ла­га­тель­ное, ме­сто­име­ние (не все при­тя­жа­тель­ные), при­ча­стие. При непол­ном со­гла­со­ва­нии глав­ное слово со­гла­су­ет­ся с за­ви­си­мым  не во всех грам­ма­ти­че­ских фор­мах: новая сек­ре­тарь.

Управ­ле­ние: за­ви­си­мое слово ста­вит­ся в опре­де­лен­ном па­де­же по от­но­ше­нию к глав­но­му. Чаще всего за­ви­си­мое слово – су­ще­стви­тель­ное: ло­вить  рыбу.       

При­мы­ка­ние:  за­ви­си­мое неиз­ме­ня­е­мое слово свя­за­но с глав­ным по смыс­лу. При­мы­ка­ют: ин­фи­ни­тив, на­ре­чие, де­е­при­ча­стие, при­тя­жа­тель­ные ме­сто­име­ния его, ее, их: очень по­движ­ный, го­во­рил улы­ба­ясь, хотел пла­вать. При­тя­жа­тель­ные ме­сто­име­ния  ее, его, их надо от­ли­чать от  их  омо­ни­мов – форм  лич­ных ме­сто­име­ний. Раз­ли­чить их про­сто: лич­ные ме­сто­име­ния в управ­ле­нии из­ме­ня­ют­ся, а при­тя­жа­тель­ные в при­мы­ка­нии не из­ме­ня­ют­ся. Срав­ни­те: Мы слу­ша­ли их (го­во­ри­ли с ними, рады им и т.д. – лич­ное ме­сто­име­ние  ста­вит­ся в па­де­же, тре­бу­е­мом глав­ным сло­вом – это управ­ле­ние)  и  их раз­го­во­ры(их мысли,  их дела,  нет их книг  и т.д. – ме­сто­име­ние их не из­ме­ня­ет­ся – это  при­мы­ка­ние).

Вопросы к конспектам

1. Дети идти школа – яв­ля­ет­ся ли эта за­пись пред­ло­же­ни­ем и по­че­му?

2. Снег идет – это сло­во­со­че­та­ние?

3. В каком раз­де­ле рус­ско­го языка изу­ча­ют­ся пред­ло­же­ния и сло­во­со­че­та­ния?

 4. Практикум

Упраж­не­ние 1. Вы­пи­ши­те  из пред­ло­же­ния сло­во­со­че­та­ния с во­про­са­ми к ним.

Солн­це на­чи­на­ет спус­кать­ся в море, и неуго­мон­ные волны иг­ра­ют ве­се­ло и шумно, плес­ка­ясь  о берег.

Упраж­не­ние 2. Вы­де­ли­те грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы, опре­де­ли­те вид пред­ло­же­ния.

1) И жал­кие кусты ив, и пер­ла­мут­ро­вые об­ла­ка, и волны, на­бе­гав­шие на берег, – все го­то­вит­ся к ноч­но­му покою. 2) Лес, зе­ле­не­ю­щий пер­вой лист­вой, ка­зал­ся про­зрач­ным. 3) Лето вы­да­лось серое и хо­лод­ное,  де­ре­вья  были мок­рые. (А. Чехов) 4) Приют наш мал, зато спо­ко­ен. (М. Лер­мон­тов) 5) Ясно было, что ста­ри­ка огор­ча­ло небре­же­ние Пе­чо­ри­на. (М. Лер­мон­тов)

Последнее изменение: Среда, 20 Сентябрь 2017, 03:30