Междометие как часть речи. Дефис в междометиях

 1. Введение

Меж­до­ме­тие – осо­бая  часть речи, не вхо­дя­щая ни в са­мо­сто­я­тель­ные, ни в слу­жеб­ные части речи, ко­то­рая вы­ра­жа­ет раз­лич­ные чув­ства, по­буж­де­ния, но не на­зы­ва­ет их.

На­при­мер: ой, ах, ура, ба, боже мой и др.

Осо­бен­но­сти меж­до­ме­тий:

· не свя­за­ны грам­ма­ти­че­ски с дру­ги­ми сло­ва­ми;

· не от­ве­ча­ют на во­про­сы;

· не из­ме­ня­ют­ся;

· не яв­ля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния;

В от­ли­чие от слу­жеб­ных ча­стей речи, меж­до­ме­тия не слу­жат ни для связи слов в пред­ло­же­нии, ни для связи ча­стей пред­ло­же­ния.

 2. Виды междометий по происхождению и структуре

По про­ис­хож­де­нию меж­до­ме­тия де­лят­ся на непро­из­вод­ные и про­из­вод­ные

· Непро­из­вод­ные меж­до­ме­тия не со­от­но­сят­ся со сло­ва­ми дру­гих ча­стей речи и со­сто­ят обыч­но из од­но­го, двух или трёх зву­ков: а, о, э, ах, ох, эх, ого, увы. К этой же груп­пе от­но­сят­ся и слож­ные меж­до­ме­тия типа ай-ай-ай, ой-ой-ой и т.п.

· Про­из­вод­ные меж­до­ме­тия об­ра­зо­ва­ны от слов дру­гих ча­стей речи:

а) гла­го­лов (здрав­ствуй­те, про­щай­те, по­ду­ма­ешь);

б) су­ще­стви­тель­ных (ба­тюш­ки, ка­ра­ул, гос­по­ди);

в) на­ре­чий (до­воль­но, полно);

г) ме­сто­име­ний (то-то же).

К про­из­вод­ным меж­до­ме­ти­ям от­но­сят­ся и слова ино­языч­но­го про­ис­хож­де­ния (алло, браво, бис, капут).

 По струк­ту­ре меж­до­ме­тия могут быть:

· про­сты­ми, то есть со­сто­ять из од­но­го слова (а, ай, ой, увы);

· слож­ны­ми, т.е. об­ра­зо­ван­ны­ми со­еди­не­ни­ем двух-трёх меж­до­ме­тий (ай-ай-ай, ой-ой-ой, ба­тюш­ки-све­ты);

· со­став­ны­ми, то есть со­сто­ять из двух и более слов (увы и ах; то-то же; вот тебе на; вот тебе раз).

 Виды меж­до­ме­тий по зна­че­нию:

· эмо­ци­о­наль­ные меж­до­ме­тия вы­ра­жа­ют, но не на­зы­ва­ют чув­ства, на­стро­е­ния (ра­дость, страх, со­мне­ние, удив­ле­ние и др.):ах, ой-ой-ой, увы, боже мой, ба­тюш­ки, вот те раз, слава богу, как бы не так, фу и др.;

· меж­до­ме­тия, ко­то­рые  вы­ра­жа­ют по­буж­де­ние к дей­ствию, ко­ман­ды, при­ка­зы: ну, эй, ка­ра­ул, кис-кис, вон, кыш, марш, тпру, ну-ка, ш-ш, ау;

· эти­кет­ные меж­до­ме­тия яв­ля­ют­ся фор­му­ла­ми ре­че­во­го эти­ке­та: здрав­ствуй(те), при­вет, спа­си­бо, по­жа­луй­ста, про­сти­те, всего хо­ро­ше­го.

 3. Звукоподражательные слова

К меж­до­ме­ти­ям при­мы­ка­ют, но не от­но­сят­ся слова, обо­зна­ча­ю­щие мгно­вен­ные дей­ствия (бах, хлоп, шлёп и др.), а также слова, ими­ти­ру­ю­щие раз­лич­ные звуки и го­ло­са жи­вот­ных и птиц  (тра-та-та; бум-бум-бум; мяу-мяу; гав-гав; га-га-га и др.).

 4. Стилистическое использование

Меж­до­ме­тия ис­поль­зу­ют­ся в раз­го­вор­ной речи и в ху­до­же­ствен­ном стиле, чтобы вы­ра­зить ав­тор­ские эмо­ции или пе­ре­дать на­стро­е­ние героя про­из­ве­де­ния.

 5. Переход междометий в самостоятельные части речи

Ино­гда меж­до­ме­тия пе­ре­хо­дят в раз­ряд са­мо­сто­я­тель­ных ча­стей речи, при этом они при­ни­ма­ют кон­крет­ное лек­си­че­ское зна­че­ние и ста­но­вят­ся чле­ном пред­ло­же­ния.

На­при­мер: Да­ле­че гря­ну­ло «ура».

                  Го­но­рар – увы и ах.

Вопросы к конспектам

За­да­ние №1. Про­чи­тай­те. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на ин­то­на­цию, с ко­то­рой про­из­но­сят­ся меж­до­ме­тия. Спи­ши­те пред­ло­же­ния в такой по­сле­до­ва­тель­но­сти: 1) пред­ло­же­ния с эмо­ци­о­наль­ны­ми меж­до­ме­ти­я­ми; 2) пред­ло­же­ния с по­бу­ди­тель­ны­ми меж­до­ме­ти­я­ми. Ука­жи­те от­тен­ки эмо­ций и по­буж­де­ния.

1. Ах! Амур про­кля­тый! И слы­шат, не хотят по­нять... 2. Ну! Ви­но­ват! Ка­ко­го ж дал я крюку. 3. Ох, род люд­ской! при­шло в за­бве­нье, что вся­кий сам туда же дол­жен лезть, в тот лар­чик, где ни стать, ни сесть. 4. Про­сти­те; я спе­шил ско­рее ви­деть вас, не за­ез­жал домой. Про­щай­те! Через час яв­люсь... 5. А! Алек­сандр Ан­дре­ич, про­сим, са­ди­тесь-ка. 6. Эх, Алек­сандр Ан­дре­ич, дурно, брат! 7. Эй, за­вя­жи на па­мять узе­лок; про­сил я по­мол­чать... 8. Кри­ча­ли жен­щи­ны: ура! и в воз­дух чеп­чи­ки бро­са­ли! 9. Ах! Боже мой! Упал, убил­ся! 10. По­во­дья за­тя­нул. Ну, жал­кий же ездок. 11. Ах! Злые языки страш­нее пи­сто­ле­та. 12. Эй! Филь­ка, Фомка, ну, лов­чей! 13. Эх! Бра­тец! Слав­ное тогда жи­тье-то было. 14.  Здо­ро­во, Чац­кий, брат! 15. Ну, тучу разо­гнал. 16. Ух! Я точ­не­хонь­ко из­ба­ви­лась от петли: ведь по­ло­ум­ный твой отец... (А. Гри­бо­едов)

За­да­ние №2. Вы­де­ли­те в при­ме­рах из ко­ме­дии А. С. Гри­бо­едо­ва «Горе от ума» слова, сло­во­со­че­та­ния и пред­ло­же­ния, вы­сту­па­ю­щие в роли меж­до­ме­тий.

1.Бог с вами, оста­юсь опять с моей за­гад­кой. 2. По­ми­луй­те, мы с вами не ре­бя­ты: зачем же мне­ния чужие толь­ко святы? 3. Князь Петр Ильич, кня­ги­ня, боже мой! 4. А мне по­да­ро­чек, дай бог ему здо­ро­вья! 5. «Я до­ска­зал». — «Добро! За­ткнул я уши». 6. А дамы?.. Дай бог тер­пе­ние — ведь сам я был женат.

Последнее изменение: Четверг, 28 Сентябрь 2017, 04:12