Контрольный диктант по теме «Орфография»
Диктант
Жухнут травы, желтеют листья. Уже и пчёл уносит в тёплые, душноватые зимовники. Краски увядания господствуют в осенних окрестностях. Кто заметит в сентябре черёмуху, кто обратит внимание на жасмин, кто не пройдёт равнодушно мимо зарослей шиповника!
Но есть иное дерево, мы не замечаем его весной, оно не бросается нам в глаза в июле. Чем ближе осень, тем заметнее и ярче становится это дерево. Когда совсем обеднеет земля, нечем ей будет порадовать глаз человека, вспыхнут среди долины яркие костры рябин.
Разбор первого предложения
Обратим внимание на основные орфограммы и пунктограммы, которые встречаются в тексте.
В первом предложении мы поставили запятую после слова травы. Если мы выделим подлежащее и сказуемое, то увидим, что перед нами сложное предложение, между частями которого следует поставить запятую. Обратите внимание на мягкий знак в слове листья, он разделительный.
Рис. 1. Осень
Разбор второго предложения
В этом предложении мы ставим запятую после слова тёплые. Слова тёплые, душноватые являются однородными членами предложения: зимовники (какие?) тёплые, (какие?) душноватые.
В слове пчёл мы видим орфограмму о/ё после шипящих в корне слова. Букву ё мы пишем в этом слове, потому что можем подобрать однокоренное слово с буквой е – пчелиный.
Рис. 2. Пчела на сотах
Разбор третьего предложения
Краски увядания господствуют в осенних окрестностях.
В следующем предложении в слове увядания пишем букву я. Проверяем её ударением – увядший.
В слове осенних мы пишем две буквы -нн-. Буквой н заканчивается корень слова. Вторая буква н – суффикс.
В слове окрестностях – непроизносимый согласный т, который мы проверяем, подбирая однокоренное слово: окрестностях – кресты.
Рис. 3. Увядание природы
Разбор четвёртого предложения
Кто заметит в сентябре черёмуху, кто обратит внимание на жасмин, кто не пройдёт равнодушно мимо зарослей шиповника!
Это предложение сложное. В нём три грамматические основы. Между частями сложного предложения мы ставим запятые. Данное предложение произносится с особой эмоциональностью, поэтому в конце мы ставим восклицательный знак.
Разберём орфограммы:
заметит – приставка за, её написание не изменяется, пишем букву а;
обратит – приставка о;
не пройдёт – не с глаголами пишем раздельно;
шиповник – после шипящих ж и ш пишем букву и.
Рис. 4. Шиповник
Разбор последнего абзаца
Но есть иное дерево, мы не замечаем его весной, оно не бросается нам в глаза в июле. Чем ближе осень, тем заметнее и ярче становится это дерево. Когда совсем обеднеет земля, нечем ей будет порадовать глаз человека, вспыхнут среди долины яркие костры рябин.
Рис. 5. Рябина
В этом абзаце все предложения сложные. Выделяем грамматические основы и помним, что между частями сложного предложения ставим запятые.
Возможно, вам сложно самостоятельно выделить данные грамматические основы. Скоро вы будете изучать раздел «Синтаксис», в котором научитесь определять подлежащее и сказуемое, выраженное не только именем существительным и глаголом, но и другими частями речи, а также словосочетаниями и составными формами.
Разберём орфограммы:
не замечаем, не бросается – не с глаголами пишется раздельно;
замечаем – приставка за, её написание не изменяется, пишем букву а;
бросается – пишем букву о, проверяем ударением – бросить;
глаза – пишем букву а, проверяем ударением – глаз;
заметнее – приставка за, её написание не изменяется, пишем букву а;
бросается – буквосочетание -тся, отсутствие мягкого знака мы проверяем вопросом: дерево (что делает?) бросается. В вопросе мягкий знак отсутствует, значит, и в слове мы его писать не будем;
становится – отсутствие мягкого знака в буквосочетании -тся проверяем вопросом: дерево (что делает?) становится. В вопросе мягкий знак отсутствует, значит, и в слове мы его писать не будем;
обеднеет – проверяем безударный гласный в корне с помощью ударного – бедный;
земля – проверяем безударный гласный в корне с помощью ударного – земли;
обеднеет – приставка о;
порадовать – приставка по-, в которой всегда пишется буква о.