Контрольный диктант по теме «Орфография»

Диктант

Жух­нут травы, жел­те­ют ли­стья. Уже и пчёл уно­сит в тёп­лые, душ­но­ва­тые зи­мов­ни­ки. Крас­ки увя­да­ния гос­под­ству­ют в осен­них окрест­но­стях. Кто за­ме­тит в сен­тяб­ре че­рё­му­ху, кто об­ра­тит вни­ма­ние на жас­мин, кто не прой­дёт рав­но­душ­но мимо за­ро­с­лей ши­пов­ни­ка!

Но есть иное де­ре­во, мы не за­ме­ча­ем его вес­ной, оно не бро­са­ет­ся нам в глаза в июле. Чем ближе осень, тем за­мет­нее и ярче ста­но­вит­ся это де­ре­во. Когда со­всем обед­не­ет земля, нечем ей будет по­ра­до­вать глаз че­ло­ве­ка, вспых­нут среди до­ли­ны яркие ко­ст­ры рябин.

 Разбор первого предложения

Об­ра­тим вни­ма­ние на ос­нов­ные ор­фо­грам­мы и пунк­то­грам­мы, ко­то­рые встре­ча­ют­ся в тек­сте.

В пер­вом пред­ло­же­нии мы по­ста­ви­ли за­пя­тую после слова травы. Если мы вы­де­лим под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, то уви­дим, что перед нами слож­ное пред­ло­же­ние, между ча­стя­ми ко­то­ро­го сле­ду­ет по­ста­вить за­пя­тую. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на мяг­кий знак в слове листья, он раз­де­ли­тель­ный.

Осень

Рис. 1. Осень

 Разбор второго предложения

В этом пред­ло­же­нии мы ста­вим за­пя­тую после слова тёп­лые. Слова тёп­лые, душ­но­ва­тые яв­ля­ют­ся од­но­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния: зи­мов­ни­ки (какие?) тёп­лые, (какие?) душ­но­ва­тые.

В слове пчёл мы видим ор­фо­грам­му о/ё после ши­пя­щих в корне слова. Букву ё мы пишем в этом слове, по­то­му что можем по­до­брать од­но­ко­рен­ное слово с бук­вой е – пчелиный.

Пчела на сотах

Рис. 2. Пчела на сотах

 Разбор третьего предложения

Крас­ки увя­да­ния гос­под­ству­ют в осен­них окрест­но­стях.

В сле­ду­ю­щем пред­ло­же­нии в слове увядания пишем букву я. Про­ве­ря­ем её уда­ре­ни­ем – увяд­ший.

В слове осенних мы пишем две буквы -нн-. Бук­вой н за­кан­чи­ва­ет­ся ко­рень слова. Вто­рая буква н – суф­фикс.

В слове окрестно­стях – непро­из­но­си­мый со­глас­ный т, ко­то­рый мы про­ве­ря­ем, под­би­рая од­но­ко­рен­ное слово: окрест­но­стях – кресты.

Увя­да­ние при­ро­ды

Рис. 3. Увя­да­ние при­ро­ды

 Разбор четвёртого предложения

Кто за­ме­тит в сен­тяб­ре че­рё­му­ху, кто об­ра­тит вни­ма­ние на жас­мин, кто не прой­дёт рав­но­душ­но мимо за­ро­с­лей ши­пов­ни­ка!

Это пред­ло­же­ние слож­ное. В нём три грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы. Между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния мы ста­вим за­пя­тые. Дан­ное пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с осо­бой эмо­ци­о­наль­но­стью, по­это­му в конце мы ста­вим вос­кли­ца­тель­ный знак.

Раз­бе­рём ор­фо­грам­мы:

заметит – при­став­ка за, её на­пи­са­ние не из­ме­ня­ет­ся, пишем букву а;

обра­тит – при­став­ка о;

не прой­дёт – не с гла­го­ла­ми пишем раз­дель­но;

шипо­вник – после ши­пя­щих ж и ш пишем букву и.

Ши­пов­ник

Рис. 4. Ши­пов­ник

 Разбор последнего абзаца

Но есть иное де­ре­во, мы не за­ме­ча­ем его вес­ной, оно не бро­са­ет­ся нам в глаза в июле. Чем ближе осень, тем за­мет­нее и ярче ста­но­вит­ся это де­ре­во. Когда со­всем обед­не­ет земля, нечем ей будет по­ра­до­вать глаз че­ло­ве­ка, вспых­нут среди до­ли­ны яркие ко­ст­ры рябин.

Ря­би­на

Рис. 5. Ря­би­на

В этом аб­за­це все пред­ло­же­ния слож­ные. Вы­де­ля­ем грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы и пом­ним, что между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния ста­вим за­пя­тые.

Воз­мож­но, вам слож­но са­мо­сто­я­тель­но вы­де­лить дан­ные грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы. Скоро вы бу­де­те изу­чать раз­дел «Син­так­сис», в ко­то­ром на­учи­тесь опре­де­лять под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, вы­ра­жен­ное не толь­ко име­нем су­ще­стви­тель­ным и гла­го­лом, но и дру­ги­ми ча­стя­ми речи, а также сло­во­со­че­та­ни­я­ми и со­став­ны­ми фор­ма­ми.

Раз­бе­рём ор­фо­грам­мы:

не за­ме­ча­ем, не бро­са­ет­ся – не с гла­го­ла­ми пи­шет­ся раз­дель­но;

заме­ча­ем – при­став­ка за, её на­пи­са­ние не из­ме­ня­ет­ся, пишем букву а;

броса­ет­ся – пишем букву о, про­ве­ря­ем уда­ре­ни­ем – бросить;

глаза – пишем букву а, про­ве­ря­ем уда­ре­ни­ем – глаз;

замет­нее – при­став­ка за, её на­пи­са­ние не из­ме­ня­ет­ся, пишем букву а;

бро­сается – бук­во­со­че­та­ние -тся, от­сут­ствие мяг­ко­го знака мы про­ве­ря­ем во­про­сом: де­ре­во (что де­ла­ет?) бро­са­ет­ся. В во­про­се мяг­кий знак от­сут­ству­ет, зна­чит, и в слове мы его пи­сать не будем;

ста­но­вится – от­сут­ствие мяг­ко­го знака в бук­во­со­че­та­нии -тся про­ве­ря­ем во­про­сом: де­ре­во (что де­ла­ет?) ста­но­вит­ся. В во­про­се мяг­кий знак от­сут­ству­ет, зна­чит, и в слове мы его пи­сать не будем;

обеднеет – про­ве­ря­ем без­удар­ный глас­ный в корне с по­мо­щью удар­но­го – бедный;

земля – про­ве­ря­ем без­удар­ный глас­ный в корне с по­мо­щью удар­но­го – земли;

обед­не­ет – при­став­ка о;

пора­до­вать – при­став­ка по-, в ко­то­рой все­гда пи­шет­ся буква о.

Последнее изменение: Воскресенье, 17 Сентябрь 2017, 23:01