Что такое «литература»

 1. Приветствие, введение в курс предмета

Несколь­ко слов о том, что пред­став­ля­ет собой курс «Ли­те­ра­ту­ра» и о том, как им поль­зо­вать­ся. Этот курс со­сто­ит не из от­дель­ных уро­ков, а из уро­ков, пред­став­ля­ю­щих собой си­сте­му, свя­зан­ных друг с дру­гом эле­мен­тов, общих по­ня­тий. Для этого при­сут­ству­ет общий сло­варь, су­ще­ству­ют в каж­дом уроке ссыл­ки и на тек­сты, и на место их раз­ме­ще­ния в сети и си­сте­мой на­ви­га­ции, ко­то­рая поз­во­ля­ет от од­но­го урока вер­нуть­ся к дру­го­му, по­лу­чить необ­хо­ди­мые справ­ки, по­лу­чить в сжа­том виде кон­спект с пла­ном и те­зи­са­ми урока, также по­лу­чить спис­ки до­пол­ни­тель­ной ли­те­ра­ту­ры к уроку и за­да­ния к этому уроку. Это со­об­ще­ние долж­но по­сто­ян­но при­сут­ство­вать в нашем под­со­зна­нии, по­то­му что от лю­бо­го из уро­ков, на ко­то­рый Вы зашли слу­чай­но, у Вас долж­на быть воз­мож­ность пе­рей­ти к дру­го­му уроку через сло­варь, через кон­спект, через за­да­ния или через любую дру­гую ссыл­ку, ко­то­рую Вы уви­ди­те.

 2. Размышление над тем, что такое литература

Ответ «ли­те­ра­ту­ра – это книж­ки» - пра­виль­ный, но не со­всем точ­ный. Если за­гля­нуть в сло­варь и по­ис­кать там слово «ли­те­ра­ту­ра», мы уви­дим раз­ные и про­ти­во­ре­чи­вые от­ве­ты. Самый тол­ко­вый ответ есть в школь­ном эти­мо­ло­ги­че­ском сло­ва­ре. Там ска­за­но, что слово «ли­те­ра­ту­ра» воз­ник­ла в XVIII веке и в её ос­но­ве лежит ла­тин­ский ко­рень litera – это гли­ня­ное, ка­мен­ное или ме­тал­ли­че­ское изоб­ра­же­ние буквы, ко­то­рое слу­жи­ло для пе­ча­ти. По­ня­тие «ли­те­ра­ту­ра» по­яви­лось, когда вышли уже пе­чат­ные книги. Оно рас­про­стра­ни­лось в XIX веке, а до Рос­сии дошло в XX веке. До этого упо­треб­ля­лось по­ня­тие «сло­вес­ность»,  что ярко под­чёр­ки­ва­ло зна­че­ние ли­те­ра­ту­ры. Также ис­поль­зо­ва­ли дру­гое слово – бел­ле­три­сти­ка (фран­цуз­ское про­ис­хож­де­ние), по­ня­тие, от­но­ся­ще­е­ся к ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре. Этот тер­мин не несёт того глу­бо­ко­го смыс­ла, как сло­вес­ность или ли­те­ра­ту­ра. Бел­ле­три­сти­ка – это чте­ние для сво­бод­но­го вре­ме­ни. Это чте­ние, ко­то­рое до­пол­ня­ет и су­ще­ствен­но важ­но­го для жизни не даёт.

Книга

Рис. 1. Книга

 3. Определение литературы в словарях и энциклопедиях

По­явив­шись в XX веке и рас­про­стра­нив­шись, тер­мин «ли­те­ра­ту­ра» так и не по­лу­чил чёт­ко­го опре­де­ле­ния в сло­ва­рях. Чаще всего в сло­ва­рях и эн­цик­ло­пе­ди­ях можно встре­тить такое опре­де­ле­ние ли­те­ра­ту­ры: «всё то, что на­пи­са­но и имеет об­ще­ствен­ное зна­че­ние». Но что ка­са­ет­ся об­ще­ствен­но­го зна­че­ния, то воз­ни­ка­ет неко­то­рое недо­ра­зу­ме­ние, по­сколь­ку такое зна­че­ние может быть раз­ным. Пред­по­ло­жим, мо­ло­дой че­ло­век пишет на ас­фаль­те: «Маша, я тебя люблю». Для этого мо­ло­до­го че­ло­ве­ка и для Маши – это, несо­мнен­но, ли­те­ра­ту­ра, для всех осталь­ных – на их усмот­ре­ние. Они могут счи­тать это ли­те­ра­ту­рой, а могут и не счи­тать. Можно встре­тить дру­го­го рода тек­сты, на­пи­сан­ные на за­бо­рах, на ас­фаль­те, также тек­сты, за­пи­сан­ные в элек­трон­ных со­об­ще­ни­ях, на­ко­нец, слова, за­пи­сан­ные в нашей па­мя­ти.

При­зна­ние в любви

Рис. 2. При­зна­ние в любви

Над­пись на за­бо­реПро­ще­ние

Рис. 3. Над­пись на за­бо­ре , рис. 4. Про­ще­ние

Ли­те­ра­ту­ра это или нет?

Опре­де­ле­ние «ли­те­ра­ту­ры», ко­то­рое мы на­хо­дим в книж­ках или в сло­ва­рях, сму­ща­ет нас тем, что в нём не со­блю­да­ет­ся глав­ное пра­ви­ло, то пра­ви­ло, ко­то­рое чётко со­блю­да­ет­ся в ма­те­ма­ти­ке, фи­зи­ке, химии, био­ло­гии, пра­ви­ло тож­де­ства. Так вот, чёт­ко­го опре­де­ле­ния ли­те­ра­ту­ры, как на­при­мер, что такое ма­те­ма­ти­ка, био­ло­гия или фи­зи­ка, не су­ще­ству­ет. Ли­те­ра­ту­рой, как мы вы­яс­ня­ем, каж­дый на­зы­ва­ет что-то своё. Ли­те­ра­ту­ра – это то, что с  кар­тин­ка­ми и где есть раз­го­во­ры, или же, на­о­бо­рот, то, что со­вер­шен­но без кар­ти­нок и нет ни­ка­ких раз­го­во­ров. Каж­дый опре­де­ля­ет это сам.

Кроме слова «ли­те­ра­ту­ра», мы долж­ны об­ра­тить­ся к яв­ле­нию, на­зы­ва­е­мо­го ли­те­ра­ту­рой, так как зна­че­ние слова и яв­ле­ния не все­гда сов­па­да­ет. Слово «ли­те­ра­ту­ра» было со­вер­шен­но не по­нят­но для того че­ло­ве­ка, ко­то­рый пред­ше­ство­вал по­яв­ле­нию этих самых литер. Это тот че­ло­век, ко­то­рый су­ще­ство­вал до ли­те­ра­ту­ры, ещё ран­нее, чем де­сять тысяч лет назад. Имен­но в те года люди на­ча­ли пе­ре­да­вать при по­мо­щи слов, при по­мо­щи речи те вещи, те мысли, те чув­ства, ко­то­рые поз­во­ля­ли им до­го­во­рить­ся и вме­сте осва­и­вать мир. Охо­тить­ся на зве­рей, во­е­вать с вра­га­ми, дру­жить и пе­ре­да­вать опыт от од­но­го по­ко­ле­ния к дру­го­му. Пер­вые книги по­яви­лись в тот мо­мент, когда не су­ще­ство­ва­ло дру­го­го ма­те­ри­а­ла для их из­го­тов­ле­ния, кроме камня. Неан­дер­та­лец, ко­то­рый дер­жит ка­мень в руках, в сущ­но­сти дер­жит тот ма­те­ри­ал, из ко­то­ро­го по­яви­лись пер­вые книги. Это были ка­мен­ные скри­жа­ли.

Неан­дер­та­лец

ка­мен­ные скри­жа­ли

Рис. 5. Неан­дер­та­лец , рис. 6.

Вы­се­кать на них тек­сты было необык­но­вен­но труд­но. Это могли поз­во­лить себе толь­ко цари, вожди, кол­ду­ны, свя­щен­но­слу­жи­те­ли. По­это­му книга, сама по себе, ока­зы­ва­лась свя­щен­ным пред­ме­том, ко­то­рый при­бли­зи­тель­но в XIII веке до н. э., когда жил царь Мо­и­сей, по­слу­жил для воз­ник­но­ве­ния пер­вой книги – Биб­лии.

 4. Первый этап развития литературы

Судя по всему то, что на­чи­на­ет Биб­лию, и есть пер­вым тек­стом, ко­то­рый сви­де­тель­ству­ет о по­яв­ле­нии ли­те­ра­ту­ры. Здесь ска­за­но: «В на­ча­ле со­тво­рил Бог небо и землю. Земля же была без­вид­на и пуста, и тьма над без­дною, и Дух Божий но­сил­ся над водою». Если бы ска­зоч­ная Алиса про­чи­та­ла эти слова, то она смог­ла бы ожи­вить в своём во­об­ра­же­нии те раз­го­во­ры и кар­тин­ки, ко­то­рые хотел пе­ре­дать Мо­и­сей. Но даль­ше, рас­ска­зы­вая о про­ис­хож­де­нии мира, Мо­и­сей всё время, как раз о том, о чём меч­та­ла Алиса, го­во­рит: «И уви­дел Бог, что это хо­ро­шо». И даль­ше самая пер­вая книга, ко­то­рая су­ще­ству­ет в ис­то­рии нашей ци­ви­ли­за­ции, на­чи­на­ет­ся с бла­го­сло­ве­ния. То, что несла в себе Биб­лия, было бла­го­сло­ве­ни­ем. Все­выш­ний Гос­подь Бог бла­го­сло­вил всё су­ще­ству­ю­щее. Вот пер­вая книга, ко­то­рая яв­ля­лась свя­щен­ной, вос­при­ни­ма­лась как бла­го­сло­ве­ние Все­выш­не­го. Так воз­ник­ла ли­те­ра­ту­ра и она су­ще­ство­ва­ла лишь в уст­ной форме. В те­че­нии несколь­ких ты­ся­че­ле­тий люди на­и­зусть пом­ни­ли каж­дое слово, су­ще­ству­ю­щее в Биб­лии.

Биб­лия на пер­га­мен­те

Рис. 7. Биб­лия на пер­га­мен­те

 5. Второй этап развития литературы

Пись­мо было изоб­ре­те­но го­раз­до позже, и над­пи­си, вы­се­чен­ные на камне, были пе­ре­не­се­ны на пер­га­мент. На пер­га­мен­те были на­пи­са­ны книги, воз­ник­шие уже на вто­ром этапе по­яв­ле­ния ли­те­ра­ту­ры. Если XIII век до н. э. мы можем счи­тать вре­ме­нем воз­ник­но­ве­ния ли­те­ра­ту­ры, то ли­те­ра­ту­ра в со­вре­мен­ном её по­ни­ма­нии по­яв­ля­ет­ся уже в I веке н. э. По­яв­ля­ет­ся она в тот самый мо­мент, когда дру­гой биб­лей­ский автор (автор уже дру­гой части Биб­лии – Но­во­го за­ве­та) , Иоанн Бо­го­слов, в своём Еван­ге­лие (Еван­ге­лие – бла­гая весть) на­чи­на­ет со слов: «В на­ча­ле было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Со­вер­шен­но оче­вид­но, что слово на­чи­на­ет от­де­лять­ся от того пред­ме­та, ко­то­рое оно вы­ра­жа­ет. Во вся­ком слу­чае, Иоанн уже по­ни­ма­ет, что между сло­вом и тем пред­ме­том, ко­то­рое оно вы­ра­жа­ет, есть неко­то­рая ди­стан­ция. До­воль­но точно да­ти­ру­ет­ся этот мо­мент – между 85 и 95 го­да­ми нашей эры – мо­мент на­ча­ла вто­ро­го этапа воз­ник­но­ве­ния со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры.

Слово и вещь, ко­то­рое это слово вы­ра­жа­ет, на­чи­на­ют мыс­лить­ся от­дель­но друг от друга. Книга на­чи­на­ет жить своей жиз­нью. Во­круг Еван­ге­лия и во­круг всех книг Но­во­го за­ве­та на­чи­на­ют­ся оже­сто­чён­ные споры, какие из них пра­виль­ные, а какие ере­ти­че­ские. Че­ты­ре об­раз­цо­вых при­зна­ка Еван­ге­лия и ещё боль­шое ко­ли­че­ство Еван­ге­лий непри­знан­ных, те, по по­во­ду ко­то­рых учё­ные и бо­го­сло­вы спо­рят и никак не могут сми­рить­ся с тем, что неко­то­рые нека­но­ни­че­ские, непри­знан­ные церк­ви Еван­ге­лия, яв­ля­ют­ся ис­то­ри­че­ски более точ­ны­ми и более прав­до­по­доб­ны­ми. Но это уже дру­гое от­но­ше­ние к ли­те­ра­ту­ре и это уже дру­гая ли­те­ра­ту­ра, ко­то­рая су­ще­ству­ет в ру­ко­пис­ном виде.

 6. Третий этап развития литературы

Тре­тий этап свя­зан­ный с по­яв­ле­ни­ем кни­го­пе­ча­та­ни­ем. Бла­го­да­ря тому, что по­яви­лись книж­ки, до­ступ­ные ма­лень­ким дет­кам, нам с вами, ли­те­ра­ту­ра ста­но­вит­ся не уде­лом из­бран­ных царей, ко­то­рые могут себе поз­во­лить ка­мен­ные скри­жа­ли и не уде­лом от­дель­ных муд­ре­цов, ко­то­рые спо­соб­ны на очень до­ро­гом пер­га­мен­те очень до­ро­гим спо­со­бом за­пи­сы­вать ка­кие-то тек­сты. Книга ста­но­вит­ся мас­со­вой и она на­чи­на­ет из­да­вать­ся сот­ня­ми, ты­ся­ча­ми, де­сят­ка­ми тысяч, а потом и мил­ли­он­ны­ми эк­зем­пля­ра­ми. И вот когда по­яв­ля­ет­ся мас­со­вая книж­ка, вме­сте с ней ме­ня­ет­ся смысл того, что мы вкла­ды­ва­ем в по­ня­тие «ли­те­ра­ту­ра». Ли­те­ра­ту­ра – это то, по по­во­ду чего мы с вами можем спо­рить, со­гла­шать­ся или воз­ра­жать. Книж­ка – это то, что яв­ля­ет­ся не свя­щен­ным ат­ри­бу­том, а за­уряд­ным, при­выч­ным яв­ле­ни­ем нашей жизни.

 7. Четвёртый этап развития литературы

Чет­вер­тый этап на­чи­на­ет­ся тогда, когда на смену бу­маж­ной книги при­хо­дит элек­трон­ная книга. Это тот этап, ко­то­рый мы сей­час пе­ре­жи­ва­ем, на наших гла­зах осу­ществ­ля­ет­ся сдвиг ис­то­рии и всей ми­ро­вой куль­ту­ры. Люди пе­ре­хо­дят с бу­маж­ных на элек­трон­ные но­си­те­ли ин­фор­ма­ции. Это зна­чит, что книга пе­ре­ста­ла но­сить на себе от­пе­ча­ток свя­то­сти, со­хра­нив­шей­ся со вре­мён ка­мен­ных скри­жа­лей, пер­га­мен­та, кни­го­пе­ча­та­ния. Каж­дый че­ло­век, поль­зу­ю­щий­ся ин­тер­не­том, чув­ству­ет себя в рам­ках рав­ной сте­пе­ни и чи­та­те­лем, и ав­то­ром. Это со­кру­ши­тель­ное па­де­ние ав­то­ри­те­та слова, при ко­то­ром пе­чат­ное слово пе­ре­ста­ло быть ис­точ­ни­ком ис­ти­ны,  при­ве­ло к тому, что со­вре­мен­ный че­ло­век к ли­те­ра­ту­ре от­но­сит­ся при­бли­зи­тель­но также, как к ней от­но­сил­ся че­ло­век эпохи Нео­ли­та де­сять тысяч лет назад. Но у со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка есть это право, право по­ку­шать­ся на ав­то­ри­тет книги, право со­мне­вать­ся, что книга несёт в себе окон­ча­тель­ное и бес­по­во­рот­ное из­ло­же­ние ис­ти­ны.

 8. Краткое содержание всех этапов развития

Мы видим че­ты­ре этапа раз­ви­тия ли­те­ра­ту­ры, от мо­мен­та её воз­ник­но­ве­ния, в XIII веке до н. э., когда ка­мен­ная книга слу­жи­ла ос­но­ва­ни­ем для уст­ной книги. Мы видим вто­рой этап, воз­ник­ший в I веке, когда куль­ту­ра книги ка­мен­ной свя­щен­ной, ко­то­рая пе­ре­да­ёт­ся уст­ным путём, за­ме­ни­лась на книгу, пе­ре­пи­сы­ва­е­мую от  руки на пер­га­мен­те. Мы видим тре­тий этап, когда в XV-XVI веке рас­про­стра­ни­лось кни­го­пе­ча­та­ние, и книга на бу­ма­ге стала до­ступ­ной всем. Чет­вёр­тый этап, ко­то­рый рож­да­ет­ся на наших гла­зах, когда на смену ка­мен­ной, пер­га­мент­ной, пе­чат­ной при­хо­дит элек­трон­ная книга. И всё это охва­ты­ва­ет самые раз­ные яв­ле­ния. Ка­мен­ные скри­жа­ли вы уви­ди­те на кар­тин­ках в ин­тер­не­те, тек­сты ка­мен­ных скри­жа­лей рас­шиф­ро­вы­ва­ют­ся и вы­кла­ды­ва­ют­ся в от­кры­том до­сту­пе. В те­че­ние ты­ся­че­ле­тий эти свя­щен­ные книги были уде­лом муд­ре­цов. Се­год­ня одним на­жа­ти­ем кноп­ки вы ста­но­ви­тесь об­ла­да­те­лем зна­ний, ко­то­рые были до­ступ­ны толь­ко из­бран­ным людям в про­шлые вре­ме­на.

Это поз­во­ля­ет го­во­рить о том, что мы не нашли в книж­ках опре­де­ле­ния слова «ли­те­ра­ту­ра». И это го­раз­до важ­нее и ин­те­рес­нее, чем если бы мы лёг­ким на­жа­ти­ем кноп­ки нашли точ­ное ис­чер­пы­ва­ю­щее опре­де­ле­ние ли­те­ра­ту­ры. Мы с вами за­ни­ма­ем­ся ли­те­ра­ту­рой живой, ко­то­рая про­дол­жа­ет раз­ви­вать­ся, ко­то­рая ме­ня­ет­ся на наших гла­зах.

Зада­ние сво­дит­ся к тому, что Вы долж­ны про­чи­тать по­след­ние че­ты­ре строч­ки сти­хо­тво­ре­ния «Про­рок» А. С. Пуш­ки­на, И в несколь­ких строч­ках, может в двух-трёх пред­ло­же­ни­ях, на­пи­ши­те, какой смысл Вы вкла­ды­ва­е­те в эти че­ты­ре строч­ки. Дело в том, что у Пуш­ки­на есть два самых раз­ных и прин­ци­пи­аль­но про­ти­во­по­лож­ных тол­ко­ва­ний Гос­подь мог бла­го­сло­вить про­ро­ка, от­пра­вив его про­по­ве­до­вать, но Гос­подь мог и на­ло­жить про­кля­тие на про­ро­ка, от­прав­ляя его про­по­ве­до­вать. И если же Гос­подь бла­го­слов­ля­ет про­ро­ка, он все­ля­ет в него душу, ра­дость, а если Гос­подь про­кли­на­ет его, Он все­ля­ет в него горе. Вот два ва­ри­ан­та кон­цов­ки, ко­то­рые мы могли бы пред­ло­жить, но у Вас могут и долж­ны быть свои соб­ствен­ные ва­ри­ан­ты, соб­ствен­ные про­чте­ния Пуш­ки­на. Как по­ни­ма­е­те Вы финал Пуш­кин­ско­го про­ро­ка. 

Итак, пер­вое слово, ко­то­рое мы с вами по­пы­та­лись объ­яс­нить для того, чтобы на­учить­ся по­ни­мать смысл на­ше­го пред­ме­та, ока­за­лось необы­чай­но ин­те­рес­ным и по­лез­ным, так как мы не нашли чёт­ко­го и опре­де­лён­но­го тол­ко­ва­ния. Но мы нашли что-то дру­гое, воз­мож­ность не столь­ко изу­чать ли­те­ра­ту­ру, а сколь­ко её осва­и­вать, пе­ре­жи­вать за­но­во, мы по­лу­чи­ли воз­мож­ность до­бав­лять раз­го­во­ры и кар­тин­ки в те мёрт­вые камни, ка­ки­ми для нас ста­но­вит­ся ли­те­ра­ту­ра в наши дни.

 9. Подведение итогов

Мы при­хо­дим к вы­во­ду о том, что ли­те­ра­ту­ра – это спо­соб ре­че­во­го оформ­ле­ния вза­и­мо­дей­ствия людей. То есть, даль­ше мы будем не изу­чать ли­те­ра­ту­ру, а осва­и­вать её. 

Вопросы к конспектам

1. Что такое ли­те­ра­ту­ра?

2. Ка­ки­ми тер­ми­на­ми за­ме­ня­лось по­ня­тие «ли­те­ра­ту­ра»?

3. Опи­ши­те этапы раз­ви­тия ли­те­ра­ту­ры.

4. * По­раз­мыш­ляй­те над тем, каким будет даль­ней­шее раз­ви­тие ли­те­ра­ту­ры.

Последнее изменение: Суббота, 17 Июнь 2017, 17:30