"Повесть о Петре и Февронии Муромских". Гимн любви и верности

Счи­та­ет­ся, что «По­весть о Петре и Фев­ро­нии Му­ром­ских» была на­пи­са­на в ХVІ веке свя­щен­ни­ком псков­ско­го мо­на­сты­ря Ер­ма­ла­ем-Ераз­мом. Чуть позже он стал на­сто­я­те­лем Двор­цо­во­го со­бо­ра в Москве.

Эта по­весть не един­ствен­ное его со­чи­не­ние. Но имен­но она стала более всех по­пу­ляр­на.    

Со­хра­ни­лось около 150 спис­ков по­ве­сти во мно­же­стве ва­ри­ан­тов. До сих пор мно­гие за­да­ют­ся во­про­сом: кто же яв­ля­ет­ся ре­аль­ны­ми про­то­ти­па­ми глав­ных ге­ро­ев? Есть пред­по­ло­же­ния, что это дей­стви­тель­но ре­аль­ные ис­то­ри­че­ские люди, ко­то­рые жили в ХІІІ веке, а точ­нее в 1228 году.  

В то же время, одним из ис­точ­ни­ков дан­но­го про­из­ве­де­ния стала ле­ген­да о про­стой кре­стьян­ской де­вуш­ке, ко­то­рая впо­след­ствии стала кня­ги­ней.

Сюжет

1. Экс­по­зи­ция:

«В граде этом [Му­ро­ме], как рас­ска­зы­ва­ют, кня­жил бла­го­вер­ный князь Павел. И стал к его жене ле­тать змий-на­силь­ник. Для по­сто­рон­них он при­ни­мал облик Павла. Жена Павла по­ве­да­ла мужу о своем несча­стии, и стали оба ду­мать, как из­ба­вить­ся от на­силь­ни­ка. Од­на­ж­ды, когда змий снова при­ле­тел к жене Павла, она спро­си­ла змия «с по­чте­ни­ем»: «Мно­гое ты зна­ешь, зна­ешь ли ты кон­чи­ну свою: какая она будет и от чего?» Пре­льщен­ный «доб­рым пре­льще­ни­ем» жены Павла, змий от­ве­тил: «Смерть моя — от Пет­ро­ва плеча, от Аг­ри­ко­ва меча»».

2. За­вяз­ка – страш­ная бо­лезнь Петра. По­яв­ля­ет­ся муд­рая дева Фев­ро­ния, из­ле­чи­ва­ю­щая князя. Фев­ро­ния – муд­рая дева ска­зоч­ных сю­же­тов.

 Вме­сте с тем ее муд­рость – не толь­ко свой­ство ее ума, но в такой же мере – ее чув­ства и воли. Между ее чув­ством, умом и волей нет кон­флик­та: от­сю­да необык­но­вен­ная «ти­ши­на» ее об­ра­за.       

3. Раз­вяз­ка:

Жи­во­тво­ря­щая сила любви Фев­ро­нии так ве­ли­ка, что жерди, во­ткну­тые в землю, рас­цве­та­ют в де­ре­вья по ее бла­го­сло­ве­нию. Она на­столь­ко силь­на духом, что раз­га­ды­ва­ет мысли встре­чен­ных ею людей. В силе любви, в муд­ро­сти, под­ска­зан­ной ей этой лю­бо­вью, Фев­ро­ния ока­зы­ва­ет­ся выше даже сво­е­го иде­аль­но­го мужа – князя Петра.

4. Эпи­лог:

После смер­ти Петра и Фев­ро­нии (рис. 1) люди по­ло­жи­ли тела их в от­дель­ные гробы, но на сле­ду­ю­щий день тела их ока­за­лись в общем, за­ра­нее при­го­тов­лен­ном ими гробу. Люди вто­рой раз по­пы­та­лись раз­лу­чить Петра и Фев­ро­нию, но снова тела ока­за­лись вме­сте, и после этого их уже не смели раз­лу­чать.

Ска­зоч­ные эле­мен­ты в по­ве­сти

Во-пер­вых, ко­неч­но, ска­зоч­ный зачин. И пер­вая часть по­ве­сти очень по­хо­жа на вол­шеб­ную сказ­ку, а вто­рая часть по­ве­сти по­хо­жа на бы­то­вую сказ­ку.

Во-вто­рых, есть ска­зоч­ный герой. Это змей-ис­ку­си­тель.

В-тре­тьих, добро по­беж­да­ет зло, как в любой вол­шеб­ной сказ­ке.

В-чет­вер­тых, есть вол­шеб­ные по­мощ­ни­ки – это Аг­ри­ков меч.

Агрик – это ска­зоч­ный бо­га­тырь, ко­то­рый, как рас­ска­зы­ва­ли, по­беж­дал ис­по­ли­нов и чу­до­вищ. И он со­брал несмет­ную со­кро­вищ­ни­цу ору­жия, в ко­то­рую и вхо­дил меч-кла­де­нец.

От­ли­чие от сказ­ки

Ука­за­но кон­крет­ное место дей­ствия по­ве­сти город Муром (Ря­зан­ская об­ласть). В сказ­ках же про­стран­ство все­гда не опре­де­ле­но, не кон­крет­но.

Дей­ству­ю­щие герои в по­ве­сти – ре­аль­ные люди, что тоже про­ти­во­ре­чит фольк­лор­но­му жанру сказ­ки. Все нам ука­зы­ва­ет на то, что это ис­то­ри­че­ская по­весть.

От­ли­чие от ка­но­ни­че­ско­го жития

Сюжет, тра­ди­ци­он­ный для вол­шеб­ных ска­зок раз­ных на­ро­дов, при­об­ре­та­ет черты жития рус­ских свя­тых. Финал по­ве­сти – об­ра­зец жи­тий­ной ли­те­ра­ту­ры.

Икона. Свя­тые Петр и Фев­ро­ния.

Рис. 1. Икона. Свя­тые Петр и Фев­ро­ния.

Ка­но­ни­че­ское житие

Житие свя­то­го – по­вест­во­ва­ние о жизни свя­то­го, ко­то­рое, обя­за­тель­но со­про­вож­да­ет офи­ци­аль­ное при­зна­ние его свя­то­сти (ка­но­ни­за­цию)

Жития пи­шут­ся по осо­бым пра­ви­лам (ка­но­нам). Счи­та­лось, что по­яв­ле­ние от­ме­чен­но­го осо­бой бла­го­да­тью ре­бен­ка чаще всего про­ис­хо­дит в семье бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей. Чаще всего свя­той с ран­них лет ведет стро­гую, пра­вед­ную жизнь. В жизни свя­той на­би­ра­ет­ся муд­ро­сти, про­хо­дит ряд ис­пы­та­ний. Свя­той мог пред­ска­зать свою смерть, так как чув­ство­вал ее. После смер­ти его тело оста­ва­лось нетлен­ным.  

В по­ве­сти про­сле­жи­ва­ют­ся черты свя­то­сти у обоих ге­ро­ев. Но все-та­ки это не ка­но­ни­че­ское житие. Дело все в том, что нет рас­ска­за в сю­же­те по­ве­сти об их бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лях, о том, как за­ро­ди­лась в Петре и Фев­ро­нии вера в Бога; нет рас­ска­за о том, какие стра­да­ния им при­ш­лось пре­тер­пе­вать во имя Бога. По­весть про­ни­за­на ли­риз­мом, ав­тор­ским со­чув­стви­ем героя, вос­хи­ще­ни­ем их кра­со­той и ду­шев­ной силой.

С 2008 года (8 июля) в Рос­сии от­ме­ча­ет­ся празд­ник День семьи, любви и вер­но­сти  в честь князя Петра и бла­го­че­сти­вой су­пру­ги его Фев­ро­нии.

Ха­рак­те­ри­сти­ка глав­ных ге­ро­ев  

«По­ве­сти о Петре и Фев­ро­нии Му­ром­ских»

Па­мят­ник Петру и Фев­ро­нии. Яро­славль

Рис. 2. Па­мят­ник Петру и Фев­ро­нии. Яро­славль

Фев­ро­ния – глав­ная ге­ро­и­ня по­ве­сти. Она мудра на­род­ной муд­ро­стью. Пер­вое по­яв­ле­ние в по­ве­сти де­вуш­ки Фев­ро­нии за­пе­чат­ле­но в зри­тель­но-от­чет­ли­вом об­ра­зе.

Ее на­хо­дит в про­стой кре­стьян­ской избе по­сла­нец му­ром­ско­го князя Петра, за­бо­лев­ше­го от ядо­ви­той крови уби­то­го им змея. В бед­ном кре­стьян­ском пла­тье Фев­ро­ния си­де­ла за ткац­ким стан­ком и за­ни­ма­лась «тихим» делом – ткала по­лот­но, а перед нею ска­кал заяц, как бы сим­во­ли­зи­руя собой сли­я­ние ее с при­ро­дой. Ее во­про­сы и от­ве­ты, ее тихий и муд­рый раз­го­вор ясно по­ка­зы­ва­ют, что «руб­лев­ская за­дум­чи­вость» не без­дум­на. Фев­ро­ния изум­ля­ет по­слан­ца сво­и­ми ве­щи­ми от­ве­та­ми и обе­ща­ет по­мочь князю. Све­ду­щая в це­леб­ных сна­до­бьях, она из­ле­чи­ва­ет князя, как Изоль­да из­ле­чи­ва­ет Три­ста­на, за­ра­жен­но­го кро­вью уби­то­го им дра­ко­на.  

Несмот­ря на со­ци­аль­ные пре­пят­ствия, князь же­нит­ся на кре­стьян­ской де­вуш­ке Фев­ро­нии. Как и лю­бовь Три­ста­на и Изоль­ды, лю­бовь Петра и Фев­ро­нии пре­одо­ле­ва­ет иерар­хи­че­ские пре­гра­ды фе­о­даль­но­го об­ще­ства и не счи­та­ет­ся с мне­ни­ем окру­жа­ю­щих. Чван­ли­вые жены бояр невзлю­би­ли Фев­ро­нию и тре­бу­ют ее из­гна­ния...

Муд­рая жена — все­гда ра­дость для сво­е­го мужа и для окру­жа­ю­щих. Фев­ро­ния про­сла­ви­ла и воз­вы­си­ла своей муд­ро­стью и себя, и сво­е­го мужа Петра.

Фев­ро­ния скон­ча­лась в 1228 году в один день со своим су­пру­гом. Оба они, со­глас­но за­ве­ща­нию, по­ло­же­ны в одном гробу.  

Князь Петр пы­та­ет­ся об­ма­нуть её толь­ко один раз, вна­ча­ле, когда он ре­ша­ет не же­нить­ся на ней, во­пре­ки сво­е­му обе­ща­нию. Но после пер­во­го же урока, пре­по­дан­но­го ему Фев­ро­ни­ей, он слу­ша­ет её во всем и, об­вен­чав­шись, живёт с нею в со­гла­сии. Их лю­бовь пе­ре­сту­па­ет и за порог смер­ти. Петр не по­та­кал Фев­ро­нии, как бояре, ко­то­рые пред­ло­жи­ли ей оста­вить их город, по­та­ка­ли своим женам. Од­на­ж­ды кто-то из при­слу­жи­ва­ю­щих за сто­лом Фев­ро­нии при­шел к бла­го­вер­но­му князю Петру и на­го­во­рил на нее: «Каж­дый раз, — го­во­рил он, — окон­чив тра­пе­зу, не по чину из-за стола вы­хо­дит: перед тем как встать, со­би­ра­ет в руку крош­ки, будто го­лод­ная!» И вот бла­го­вер­ный князь Петр, желая её ис­пы­тать, по­ве­лел, чтобы она по­обе­да­ла с ним за одним сто­лом. И когда кон­чил­ся обед, она, по обы­чаю сво­е­му, со­бра­ла крош­ки в руку. Тогда князь Петр взял Фев­ро­нию за руку и, раз­жав её, уви­дел ладан бла­го­уха­ю­щий и фи­ми­ам. И с того дня он её боль­ше ни­ко­гда не ис­пы­ты­вал.   

Т. о., «По­весть о Петре и Фев­ро­нии Му­ром­ских» со­че­та­ет в себе эле­мен­ты ска­зоч­но­го и бы­то­во­го, со­зда­ет яркие ха­рак­те­ры и яв­ля­ет­ся об­раз­цом не толь­ко бла­го­че­сти­во­го жития свя­тых, но и на­род­ной муд­ро­сти, доб­рых се­мей­ных от­но­ше­ний и иде­а­лом рус­ско­го на­ро­да. 

Вопросы к конспектам

Срав­ни­те «По­весть о Петре и Фев­ро­нии Му­ром­ских» со сказ­кой (общее и раз­лич­ное).

В чем от­ли­чие по­ве­сти от ка­но­ни­че­ских жиз­не­опи­са­ний свя­тых?

Срав­ни­те сюжет по­ве­сти со сред­не­ве­ко­вым ро­ма­ном «Три­стан и Изоль­да».

Чему учит по­весть о Петре и Фев­ро­нии? За что их воз­ве­ли в ранг свя­тых?

Последнее изменение: Пятница, 9 Июнь 2017, 21:36