"Повесть о Петре и Февронии Муромских". Гимн любви и верности
Считается, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» была написана в ХVІ веке священником псковского монастыря Ермалаем-Еразмом. Чуть позже он стал настоятелем Дворцового собора в Москве.
Эта повесть не единственное его сочинение. Но именно она стала более всех популярна.
Сохранилось около 150 списков повести во множестве вариантов. До сих пор многие задаются вопросом: кто же является реальными прототипами главных героев? Есть предположения, что это действительно реальные исторические люди, которые жили в ХІІІ веке, а точнее в 1228 году.
В то же время, одним из источников данного произведения стала легенда о простой крестьянской девушке, которая впоследствии стала княгиней.
Сюжет
1. Экспозиция:
«В граде этом [Муроме], как рассказывают, княжил благоверный князь Павел. И стал к его жене летать змий-насильник. Для посторонних он принимал облик Павла. Жена Павла поведала мужу о своем несчастии, и стали оба думать, как избавиться от насильника. Однажды, когда змий снова прилетел к жене Павла, она спросила змия «с почтением»: «Многое ты знаешь, знаешь ли ты кончину свою: какая она будет и от чего?» Прельщенный «добрым прельщением» жены Павла, змий ответил: «Смерть моя — от Петрова плеча, от Агрикова меча»».
2. Завязка – страшная болезнь Петра. Появляется мудрая дева Феврония, излечивающая князя. Феврония – мудрая дева сказочных сюжетов.
Вместе с тем ее мудрость – не только свойство ее ума, но в такой же мере – ее чувства и воли. Между ее чувством, умом и волей нет конфликта: отсюда необыкновенная «тишина» ее образа.
3. Развязка:
Животворящая сила любви Февронии так велика, что жерди, воткнутые в землю, расцветают в деревья по ее благословению. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе любви, в мудрости, подсказанной ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа – князя Петра.
4. Эпилог:
После смерти Петра и Февронии (рис. 1) люди положили тела их в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказались в общем, заранее приготовленном ими гробу. Люди второй раз попытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела оказались вместе, и после этого их уже не смели разлучать.
Сказочные элементы в повести
Во-первых, конечно, сказочный зачин. И первая часть повести очень похожа на волшебную сказку, а вторая часть повести похожа на бытовую сказку.
Во-вторых, есть сказочный герой. Это змей-искуситель.
В-третьих, добро побеждает зло, как в любой волшебной сказке.
В-четвертых, есть волшебные помощники – это Агриков меч.
Агрик – это сказочный богатырь, который, как рассказывали, побеждал исполинов и чудовищ. И он собрал несметную сокровищницу оружия, в которую и входил меч-кладенец.
Отличие от сказки
Указано конкретное место действия повести город Муром (Рязанская область). В сказках же пространство всегда не определено, не конкретно.
Действующие герои в повести – реальные люди, что тоже противоречит фольклорному жанру сказки. Все нам указывает на то, что это историческая повесть.
Отличие от канонического жития
Сюжет, традиционный для волшебных сказок разных народов, приобретает черты жития русских святых. Финал повести – образец житийной литературы.
Рис. 1. Икона. Святые Петр и Феврония.
Каноническое житие
Житие святого – повествование о жизни святого, которое, обязательно сопровождает официальное признание его святости (канонизацию)
Жития пишутся по особым правилам (канонам). Считалось, что появление отмеченного особой благодатью ребенка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей. Чаще всего святой с ранних лет ведет строгую, праведную жизнь. В жизни святой набирается мудрости, проходит ряд испытаний. Святой мог предсказать свою смерть, так как чувствовал ее. После смерти его тело оставалось нетленным.
В повести прослеживаются черты святости у обоих героев. Но все-таки это не каноническое житие. Дело все в том, что нет рассказа в сюжете повести об их благочестивых родителях, о том, как зародилась в Петре и Февронии вера в Бога; нет рассказа о том, какие страдания им пришлось претерпевать во имя Бога. Повесть пронизана лиризмом, авторским сочувствием героя, восхищением их красотой и душевной силой.
С 2008 года (8 июля) в России отмечается праздник День семьи, любви и верности в честь князя Петра и благочестивой супруги его Февронии.
Характеристика главных героев
«Повести о Петре и Февронии Муромских»
Рис. 2. Памятник Петру и Февронии. Ярославль
Феврония – главная героиня повести. Она мудра народной мудростью. Первое появление в повести девушки Февронии запечатлено в зрительно-отчетливом образе.
Ее находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змея. В бедном крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом – ткала полотно, а перед нею скакал заяц, как бы символизируя собой слияние ее с природой. Ее вопросы и ответы, ее тихий и мудрый разговор ясно показывают, что «рублевская задумчивость» не бездумна. Феврония изумляет посланца своими вещими ответами и обещает помочь князю. Сведущая в целебных снадобьях, она излечивает князя, как Изольда излечивает Тристана, зараженного кровью убитого им дракона.
Несмотря на социальные препятствия, князь женится на крестьянской девушке Февронии. Как и любовь Тристана и Изольды, любовь Петра и Февронии преодолевает иерархические преграды феодального общества и не считается с мнением окружающих. Чванливые жены бояр невзлюбили Февронию и требуют ее изгнания...
Мудрая жена — всегда радость для своего мужа и для окружающих. Феврония прославила и возвысила своей мудростью и себя, и своего мужа Петра.
Феврония скончалась в 1228 году в один день со своим супругом. Оба они, согласно завещанию, положены в одном гробу.
Князь Петр пытается обмануть её только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает её во всем и, обвенчавшись, живёт с нею в согласии. Их любовь переступает и за порог смерти. Петр не потакал Февронии, как бояре, которые предложили ей оставить их город, потакали своим женам. Однажды кто-то из прислуживающих за столом Февронии пришел к благоверному князю Петру и наговорил на нее: «Каждый раз, — говорил он, — окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!» И вот благоверный князь Петр, желая её испытать, повелел, чтобы она пообедала с ним за одним столом. И когда кончился обед, она, по обычаю своему, собрала крошки в руку. Тогда князь Петр взял Февронию за руку и, разжав её, увидел ладан благоухающий и фимиам. И с того дня он её больше никогда не испытывал.
Т. о., «Повесть о Петре и Февронии Муромских» сочетает в себе элементы сказочного и бытового, создает яркие характеры и является образцом не только благочестивого жития святых, но и народной мудрости, добрых семейных отношений и идеалом русского народа.