Понятие притчи. Притчи Иисуса Христа. «Притча о блудном сыне». «Притча о добром самарянине»
Когда Иисус вырос, он отправился проповедовать свое учение.
Проповедовать – произносить проповедь.
Проповедь – поучение, речь назидательного, религиозного характера.
Он выбрал себе двенадцать учеников, их называют апостолами, и отправился с ними путешествовать из города в город. Он рассказывал небольшие истории, так чтобы они были понятны каждому, эти истории мы называем притча.
Притча – это поучительный рассказ в иносказательном виде, заключающий религиозное и моральное поучение. Они отличаются тем, что в них нет указаний ни на место действия, ни на время, нет исторических лиц. Герой обычный человек, человек вообще.
А теперь познакомимся с «Притчей о блудном сыне».
Рис. 1. Гюстав Доре. Притча о блудном сыне
У одного человека было два сына. Однажды младший сын сказал отцу: «Отец, дай мне мою часть наследства». Отец разделил имение, и младший сын, взяв своё, отправился в чужую страну. Там он жил весело, ни в чём себе не отказывал, и скоро денег у него не осталось.
А в это время настал голод в той стране. Юноша нанялся к одному из жителей пасти свиней. Он голодал и рад был, если ему удавалось поесть свиного корма.
И тут он опомнился и сказал: «Сколько работников у моего отца получают хлеб в изобилии, а я умираю от голода! Пойду я к отцу моему и скажу: «Отец, я согрешил против тебя и недостоин называться твоим сыном. Прости меня и прими в число наёмников твоих».
Встал он и пошёл к отцу. Отец ещё издали увидел его, побежал навстречу, обнял и поцеловал его. Сын же сказал отцу: «Отец, я согрешил против тебя и недостоин называться твоим сыном!»
А отец приказал слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного телёнка, станем пировать и веселиться. Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». И начали веселиться.
Старший сын был в это время в поле. Возвратившись, он услышал пение и весёлые голоса. Он спросил у одного из слуг: «Что это такое?» Слуга ответил: «Твой брат пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, обрадовавшись, что он здоров».
Старший сын рассердился и даже не захотел войти в дом. Отец вышел и позвал его. Но сын сказал отцу: «Сколько лет я служу тебе, всегда слушался тебя, но ты никогда не дал мне ни козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями. А брат, растративший имение, пришёл, и ты заколол для него откормленного телёнка».
Отец же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мной, и всё, что есть у меня, - твоё. А брат твой был как бы мёртв и ожил, пропадал и нашёлся.
Как вы считаете, в каком значении употреблено слово «блудный»?
В слове «блудный» соединились, как прямое значение глагола «блуждать» – скитаться, сбившись с пути, так и переносное значение – потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути.
В чем же это выразилось?
Младший сын нарушил одну из заповедей, святую для каждого: «почитай отца твоего и мать». Уход от отца считался великим грехом.
Почему же отец не удерживал сына?
Отец, наверняка, знал, что запрет не остановит сына, но может привести к тому, что он возненавидит отца своего и все равно сделает по-своему. В этом прояснилась отцовская мудрость. Однако сын был еще не в состоянии оценить это.
Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Только ли голод стал причиной его возвращения?
Наверное, нет. Сын осознал свой грех, он раскаялся и понял, что недостоин называться сыном отца своего. Не голод его привел домой, а раскаяние и чувство вины.
Как встретил отец сына?
Он принял его с радостью, ни слова упрека, ни нравоучений, он прекрасно понимал, что сын осознает свою вину, свой грех, ему стыдно и тяжело. И мы опять же видим, что отец поступил как действительно очень мудрый человек и любящий отец.
А теперь попробуем разобраться, что означают слова: « А брат твой был как бы мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». Он был мертв, потому что забыл заповеди господне, потом он осознал свой грех, раскаялся и ожил. Его душа стала живой.
Да, человек слаб и грешен по отношению к сути своей, он часто отступает от законов божьих, но господь терпелив и милостив. Он всегда простит того, кто искренне раскаялся.
Каков же основной смысл притчи?
Притча несет идею покаяния и прощения. Никогда не поздно осознать свои грехи, покаяться, вернуться на путь истинный и получить прощение.
Отец прощает в притче своего сына, также как Бог прощает людей, искренне раскаявшихся.
А теперь прочитаем «Притчу о добром самарянине».
Рис. 2. Гюстав Доре. Добрый самарянин
Иисус учил: «Люби ближнего своего как самого себя». Один человек спросил у него: «А какой мой ближний?» В ответ Иисус рассказал ему притчу.
Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые ограбили его, сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою же дорогой, увидел его и прошел мимо. Также шел помощник священника, подошел, посмотрел и прошел мимо. А потом проезжал этой дорогой самарянин, увидел его и сжалился. Он подошел, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И посадил на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем. А на другой день отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нем, и если издержишь денег больше, я, когда возвращусь, отдам тебе».
Рис. 3. Гюстав Доре. Прибытие доброго самарянина в гостиницу
Иисус спросил человека: «Как ты думаешь, кто из этих троих был ближним к попавшемуся к разбойникам?» Человек ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Иисус сказал ему: «Иди и ты поступай так же».
Именно в самарянине, человеке иной веры, Иисус видит ближнего своего.
Самаряне – жители Самарии, области расположенной северней Иерусалима. Иудеи считали самарян невежественными и смотрели на них с высока. Иисус учит, что неважно, где ты родился, кто ты, какой ты веры или национальности, главное – какой ты человек. Христос говорит о том, что человека нужно оценивать по его поступкам.
Вопросы к конспектам
- Сколько персонажей изобразил автор?
- Кто из них является главным? (Подтвердите текстом соответствующей притчи).
- Как художник дал это понять? (Свет, первый план).
- Почему именно на этих героях сделан акцент?
- Что чувствуют герои?
- Как вы это поняли?
Рис. 5. Репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»
Рис. 6. Репродукция картины Рембрандта «Добрый самарянин»