Participle 1/2 (doing/done)

Participle I / Participle II (doing / done)

Введение

Когда школьники начинают изучать более продвинутые грамматические конструкции, одной из самых важных тем становится причастиеParticiple. Оно помогает говорить красивее, короче и естественнее, как настоящие носители языка. Причастия в английском широко используются в книгах, фильмах, диалогах, а также в тестах и олимпиадных заданиях.

Причастие — это особая форма глагола, которая может выступать как прилагательное и описывать состояние или действие предмета.

В английском есть два вида причастий:

  • Participle I (doing) — «делающий», активное действие;

  • Participle II (done) — «сделанный», пассивное состояние или результат действия.

Умение различать их помогает читать и понимать тексты, строить сложные предложения и избегать ошибок в речи и письме.


1. Participle I (doing)

Что это такое?

Participle I образуется от глагола прибавлением -ing.
Оно показывает действие, которое:

  • происходит прямо сейчас,

  • относится к активному исполнителю,

  • часто описывает объект или человека, выполняющего действие.

Примеры:

  • a smiling girl — улыбающаяся девочка

  • a barking dog — лающая собака

  • a moving car — движущаяся машина

  • a rising sun — восходящее солнце

Participle I может использоваться:

1) Для описания объекта

The man sitting near the window is my uncle.
Мужчина, сидящий у окна, — мой дядя.

2) Для объяснения причины

Feeling tired, she went to bed earlier.
Чувствуя усталость, она пошла спать раньше.

3) В роли обстоятельства

Walking along the river, we saw many ducks.
Гуляя вдоль реки, мы увидели много уток.

Важно: Participle I всегда указывает на «активность» — субъект сам выполняет действие.


2. Participle II (done)

Что это такое?

Participle II — это форма, обычно совпадающая с третьей формой неправильного глагола или с формой правильного глагола на -ed.
Оно показывает:

  • действие, направленное на объект,

  • результат действия,

  • состояние после действия,

  • часто используется в пассивном значении.

Примеры:

  • a broken window — разбитое окно

  • a written test — написанный тест

  • a cooked meal — приготовленная еда

  • a lost key — потерянный ключ

Participle II используется:

1) Для описания состояния

The door closed by the wind made a loud noise.
Дверь, закрытая ветром, издала громкий звук.

2) В конструкциях с пассивным значением

Given more time, he would finish the project.
Если бы дали больше времени, он бы закончил проект.

3) После have в перфектных временах

I have done my homework.
Я сделал домашнее задание.


3. Разница между Participle I и II

Главный принцип:

ФормаЗначениеПример
Participle I (doing) Активность, действие выполняет сам объект a running boy — бегущий мальчик
Participle II (done) Пассивность, действие направлено на объект, результат a broken vase — разбитая ваза

Сравните:

  • a crying baby — ребёнок, который плачет (он сам делает действие)

  • a tired baby — уставший ребёнок (действие «устал» произошло с ним)

Ещё примеры:

  • the falling leaves — падающие листья

  • the fallen leaves — упавшие листья (уже лежат на земле)


4. Как понять, какое причастие использовать?

Задайте два вопроса:

1) Кто выполняет действие?

Если объект сам делает действие → doing

2) Действие направлено на объект?

Если объект испытывает действие → done


5. Распространённые ошибки

  1. Путаница между doing и done:
    The broken boy stood in the yard — неправильно.
    Broken boy — «сломанный мальчик» звучит нелогично.
    Правильно: The boy standing in the yard…

  2. Использование Participle I вместо Continuous:
    He smiling — неверно.
    He is smiling — правильно.

  3. Добавление -ing к неправильным глаголам с потерей смысла:
    fell → felling — это «рубить лес», не «падающий».
    Нужно: falling («падающий»).


Вопросы для самопроверки

1. Выбери правильную форму (doing или done)

  1. The girl ___ the song is my sister. (sing)

  2. The cake ___ by my mother was delicious. (make)

  3. The clouds ___ in the sky look dark. (gather)

  4. The film ___ yesterday was very interesting. (watch)

  5. The man ___ the letter is our teacher. (write)


2. Переведи на английский язык

  1. Падающие листья очень красивые.

  2. Разбитое окно нужно заменить.

  3. Девочка, читающая книгу, сидит в саду.

  4. Потерянный ключ нашли.

  5. Поющий мальчик — мой одноклассник.


3. Определи, Participle I или Participle II

  1. a painted picture

  2. a dancing child

  3. the opened door

  4. a swimming boy

  5. a cooked meal


4. Переделай предложения, используя причастный оборот

  1. When he walked along the street, he met his friend.

  2. The car that was repaired yesterday is ready.

  3. When she was reading the book, she fell asleep.

  4. The house that was built in 1920 is very old.

  5. When we were talking, the teacher entered the room.


5. Составь по одному примеру с каждым типом причастия

  1. Participle I — doing

  2. Participle II — done

Последнее изменение: Пятница, 12 Декабрь 2025, 16:09