Reporting verbs. Questions. Orders and requests
Как передавать вопросы, приказы и просьбы в косвенной речи
Когда мы пересказываем разговор, нам нужно не только передавать утверждения, но и правильно преобразовывать вопросы, приказы и просьбы. Для этого в английском языке существуют специальные reporting verbs, которые помогают показать тип высказывания. Понимание этих глаголов делает речь более точной, логичной и выразительной — особенно при пересказе диалогов или длинных текстов.
1. Reporting Questions: как передавать вопросы
Когда прямой вопрос преобразуется в косвенный, в английском языке происходят несколько изменений:
-
Пропадает вопросительный порядок слов.
-
Не используется вспомогательный глагол do / does / did.
-
Меняется время (при прошедшем reporting verb).
-
Вопросительные слова who, what, where, why, when, how сохраняются.
-
Общие вопросы начинают с if или whether.
Reporting verbs для вопросов:
ask
wonder
want to know
inquire
Примеры:
Direct speech: “Where do you live?”
Reported: He asked where I lived.
Direct speech: “Did she see the film?”
Reported: He asked if she had seen the film.
Direct speech: “How can I help you?”
Reported: She asked how she could help me.
Direct speech: “Why are you late?”
Reported: The teacher asked why I was late.
Обрати внимание: порядок слов всегда прямой — подлежащее перед сказуемым.
2. Reporting Orders: как передавать приказы
Приказы переводятся с помощью глаголов:
order
tell
command
instruct
При этом используется структура:
reporting verb + object + to-infinitive
Примеры:
Direct: “Close the door,” the teacher said.
Reported: The teacher told us to close the door.
Direct: “Stand up!”
Reported: He ordered me to stand up.
Direct: “Follow the rules,” she said.
Reported: She instructed us to follow the rules.
Важно: в приказах всегда используется инфинитив с частицей to.
3. Reporting Requests: как передавать просьбы
Просьбы отличаются от приказов более мягким тоном. Они часто начинаются со слов could, would, please, can you и др. В косвенной речи просьбы передаются глаголами:
ask
beg
request
invite
urge
Структура похожа:
reporting verb + object + to-infinitive
Примеры:
Direct: “Can you help me, please?”
Reported: She asked me to help her.
Direct: “Please wait for me.”
Reported: He asked me to wait for him.
Direct: “Would you open the window?”
Reported: He requested me to open the window.
Два важных правила:
-
В просьбах слово please не нужно сохранять — его смысл передаётся самим reporting verb.
-
Частицы don’t и never в запретах превращаются в not to.
Пример:
Direct: “Don’t touch it!”
Reported: She told me not to touch it.
4. Как выбрать правильный reporting verb
Иногда значение фразы зависит от того, какой reporting verb мы используем.
He asked me to sit down. — Он попросил меня сесть.
He ordered me to sit down. — Он приказал мне сесть.
Здесь меняется отношение говорящего: просьба или приказ. Поэтому важно точно понимать смысл исходной реплики.
5. Общие схемы преобразования
1. Special questions
Direct: “Where are they going?”
Reported: She asked where they were going.
2. Yes/No questions
Direct: “Do you like it?”
Reported: He asked if I liked it.
3. Orders
Direct: “Turn off the TV!”
Reported: She told me to turn off the TV.
4. Requests
Direct: “Could you explain this?”
Reported: He asked me to explain it.
5. Negative orders
Direct: “Don’t be late!”
Reported: She told me not to be late.
6. Типичные ошибки
-
Использование вопросительного порядка слов в reported questions.
-
Забывание if/whether в общих вопросах.
-
Сохранение слова please в reported requests.
-
Использование to после asked в вопросах (так нельзя).
Правильно: He asked where she lived.
Неправильно: He asked to where she lived.
Вопросы для самопроверки
1. Преобразуй в косвенные вопросы:
-
“Why are you crying?” she asked.
-
“Do you like Spanish music?” he asked.
-
“When will they arrive?” Dad asked.
-
“How did you find this place?” she asked.
-
“Is it raining?” they asked.
2. Преобразуй приказы в косвенную речь:
-
“Open your books,” the teacher said.
-
“Stop talking,” she said.
-
“Follow me,” he said.
-
“Close the window,” Mum said.
-
“Don’t run,” the coach said.
3. Преобразуй просьбы в косвенную речь:
-
“Can you bring me some water?”
-
“Please help me with this exercise.”
-
“Would you wait for me?”
-
“Could you call me later?”
-
“Don’t tell anyone about it.”
4. Заполни пропуски подходящим reporting verb (asked, told, ordered, requested):
-
She ______ me not to open the box.
-
He ______ where I had gone.
-
The officer ______ the soldiers to move forward.
-
He ______ me to send the documents.
-
She ______ me to wait for her.
5. Переведи на английский язык:
-
Он спросил, где ты живешь.
-
Учитель сказал нам открыть тетради.
-
Мама попросила меня помочь ей.
-
Он сказал не опаздывать.
-
Они спросили, приеду ли я завтра.