Ведущие отрасли хозяйства США и Канады
Сельское хозяйство США
США обладают благоприятными природными ресурсами для развития сельского хозяйства. Страна располагает обширным земельным фондом. Более 50 % территории относят к сельхозугодьям. Сельское хозяйство невозможно только на Аляске и в Кордильерах. Агроклиматические ресурсы также благоприятны и позволяют выращивать культуры умеренного и субтропического поясов, а на юге Флориды – и тропической культуры. К западу от 100 меридиана земледелие возможно только при наличии искусственного орошения из-за большой удаленности от океана.
Рис. 1. Экономическая карта США (в 2-х частях)
Сельское хозяйство США отличается высоким уровнем развития, большими объемами и разнообразием продукции, которая составляет около 25 % от мировых. Профиль растениеводства определяют в первую очередь зерновые, которые занимают 2/3 площадей. Главная продовольственная культура – пшеница, но кормовых культур – кукуруза, сорго – собирают больше. Среди масличных культур первое место принадлежит соевым бобам, которые идут на производство соевого масла и на корм скоту. Из волокнистых культур выделяется хлопчатник. Сахароносные культуры представлены поровну сахарной свеклой и сахарным тростником. Велика роль фруктов и овощей, которые входят в рацион большинства американцев.
Животноводство определяется, прежде всего, разведением крупного рогатого скота как молочного, так мясного направления. Распространено также разведение свиней и домашней птицы. Ежегодно США производит около 4 млрд тонн бройлеров. Важная особенность агропромышленного комплекса США – его ярко выраженная экспортная направленность. Доля США в мировом экспорте составляет: по пшенице – 1/3, по сое – 1/2, по кукурузе – 2/3. Кроме того, в США – крупнейший в мире экспортер бройлерной и яичной продукции. В 90-е гг. Россия ежегодно ввозила около 1 млн тонн курятины, т. н. «ножек Буша» (рис. 2).
Рис. 2. «Ножки Буша»
Агропромышленные пояса США
Чрезвычайное разнообразие природных условий, высокая товарность, развитие транспорта создали предпосылки для специализации целых районов, которые в США называются «поясами» (рис. 3).
Рис. 3. Сельское хозяйство США
Молочный пояс США сформировался в Приозерье и на северо-востоке. Основную часть сельхозземель занимают пастбища и сенокосы, а многие культурные растения возделываются на зеленый корм. Молоко, масло, сыр находят сбыт в крупных городах и агломерациях. Самое большое поголовье коров находится в штатах Миннесота, Висконсин, Иллинойс.
Кукурузный пояс США расположен преимущественно на юге Центральных равнин с центром в штате Айова. Кроме кукурузы, здесь выращивается еще и соя, поэтому этот пояс правильнее было бы назвать «кукурузно-соевый». В область кукурузного пояса входят территории таких штатов, как Канзас и Небраска, часть штата Висконсин и части штатов Индиана и Огайо.
Пшеничный пояс США территориально совпадает с Великими равнинами. Этот пояс дает 20–25 млн тонн пшеницы в год. Яровую пшеницу выращивают в Северной и Южной Дакоте, Монтане, озимые – в штатах Техас, Небраска и Канзас.
Основными районами хлопкового пояса сначала были штаты юго-востока США, где выращивали хлопок без искусственного орошения, используя труд негров. Затем этот пояс сместился к западу в штаты Алабама, Миссисипи, Техас, превратившись в одну из крупнейших областей хлопководства в мире.
Пояс пастбищного мясного скотоводства располагается на северо-западе и занимает все горные штаты с прилегающими частями Великих равнин и Тихоокеанских штатов. Главная отрасль специализации – это выращивание молодняка крупного рогатого скота, которые производятся на крупных скотоводческих ранчо с десятками тысяч голов скота и сотнями ковбоев. Однако теперь на таких ранчо получила распространение загонная пастьба. Территория ранчо разбивается на загоны, и скот перегоняется из одного в другой. Необходимость в большом количестве ковбоев отпала, и повысилась роль кормов. Затем молодняк перегоняют на выращивание в штаты пшеничного пояса и на откорм и забой в штаты кукурузного пояса.
Остальные сельхоз районы расположены в приморских зонах Атлантического и Тихоокеанского побережья США. Главная отрасль и их специализации – это садоводство и овощеводство в штатах Флорида и Калифорния. Рис и сахарный тростник – главная культура для пояса, протянувшегося вдоль побережья Мексиканского залива, а более половины сбора всего картофеля дают штаты Айдахо и Вашингтон.
Сельское хозяйство Канады
По экспорту продовольствия Канада занимает 2 место в мире, так как имеет развитое сельское хозяйство, которое отличается высоким уровнем механизации, специализации и товарности производства. В Канаде 80 % площади сельскохозяйственных земель находится в крупных капиталистических хозяйствах, размеры которых составляют более 50 га.
Сельское хозяйство Канады не только обеспечивает потребности населения в продуктах питания, но и играет важную роль во внешней торговле страны. Особое место занимает экспорт пшеницы, по вывозу которой Канада занимает второе место в мире после США. Канадское сельское хозяйство – одно из самых продуктивных в мире, с быстрым ростом производительности труда. В нем занято около 5 % самодеятельного населения, 30 % ферм производят 75 % валовой товарной продукции. Благоприятные климатические условия и огромные пространства плодородных земель способствуют развитию разнообразных отраслей сельского хозяйства. Фермами занято около 8 % территории страны, большая часть из которых занята под пашни и пастбища.
Наиболее важными сельскохозяйственными районами являются Центральная Канада, где занимаются овощеводством, садоводством, молочным животноводством и птицеводством, и степные провинции, которые в силу особенностей природных условий давно стали одним из ведущих районов зерновой специализации.
Второе место в Канаде после сельского хозяйства занимает рыболовство на базе биологических ресурсов Атлантики и Тихого океана.
Транспортная система США
Транспортная система США – одна из наиболее развитых в мире, а по протяженности дорог и трубопроводу, по грузо- и пассажирообороту автомобильного и воздушного транспорта страна занимает первое место. Структура транспорта США: грузооборот больше задействует железнодорожный и автомобильный транспорт, а пассажирооборот – автомобильный и воздушный.
Рис. 4. Карта транспортных дорог США
Длина всех автомобильных дорог США превысила 6,5 млн км., что составляет 20 % от мировой (рис. 4). В США 13 тыс. населенных пунктов с населением около 86 млн чел. полностью зависит от автомобилей, поскольку не имеет никаких других путей сообщения.
Отличительная черта железных дорог США – это низкий уровень электрификации (не более 1 %) и преобладание тепловозной тяги. Это объясняется политикой нефтяных монополий, которые заинтересованы в железнодорожном транспорте как в одном из потребителей нефтепродуктов.
Общая длина внутренних водных путей США составляет 41 тыс. км. Перевозки грузов по речным путям осуществляются с помощью несамоходных барж, которые образуют составы по 20–30 барж, передвигаемые буксирами-толкачами.
Скелет транспортной системы США образуют трансконтинентальные железнодорожные магистрали как широтного, так и меридионального направления. Широтные магистрали связывают Атлантическое и Тихоокеанское побережье страны, в первую очередь, Нью-Йорк и Вашингтон с Сан-Франциско, Сиэтлом и Лос-Анджелесом. Железнодорожные магистрали меридионального направления проходят вдоль обоих океанских побережий по долине Миссисипи и в других местах, среди которых наибольшее значение имеют скоростные линии Бостон-Нью-Йорк-Вашингтон, а также Чикаго – Новый Орлеан и Чикаго – Атланта. Главные автомагистрали в какой-то степени повторяют направления железных дорог, хотя многие из них проложены и по самостоятельным маршрутам. Кроме того, в США развита сеть внутренних водных путей. В широтном направлении это система реки Святого Лаврентия и Великих озер, а в меридиональном направлении – система реки Миссисипи.
Значительную часть внутренних и международных пассажирских перевозок выполняет авиационный транспорт США. Внутреннее авиасообщение является самым эффективным и широко распространенным средством передвижения в стране. Любой, даже самый удаленный, провинциальный город имеет свой аэропорт. В США находятся одни из самых больших аэропортов в мире: Атланта, Чикаго, Лос-Анджелес.
Для трубопроводной сети США характерно диагональное направление. Она связывает нефтедобывающий район юго-западного Центра с районом потребления нефти на северо-востоке. В местах пересечения сухопутных и водных транспортных путей образовались крупные транспортные узлы:Чикаго, Нью-Йорк, Филадельфия, Лос-Анджелес, Хьюстон. Важную составную части узлов образуют крупные аэропорты. Из 33 крупнейших международных аэропортов мира здесь находится 17. Важную часть транспортных узлов США образуют портово-промышленные комплексы. По объемам грузов первое место занимают порты Атлантического побережья: Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор, Хэмптон-Роудс. На побережье Мексиканского залива – Новый Орлеан, Хьюстон и Тампа. На Тихоокеанском побережье выделяются Окленд, Сиэтл, Лос-Анджелес и Лонг-Бич.
Транспортная система Канады
Транспортная система Канады развита хорошо, что обусловлено большой площадью страны, ее приморским положением, особенностью экономико-географического положения, а также экспортным характером экономики. По грузообороту первое место занимает железнодорожный транспорт, его длина – 67 тыс. км. Длина автодорог – 900 тыс. км. В Канаде хорошо развит воздушный, трубопроводный и водный транспорт. Крупнейшие порты страны – Ванкувер, Сеть-Уль, Монреаль, Квебек, а крупнейший аэропорт – Монреаль.
Фермы в США
Основной тип сельхозпредприятий США – это крупная капиталистическая ферма, которая выращивает основную часть продукции на продажу (рис. 5).
Рис. 5. Ферма США
Преобладают семейные фермы, которые составляют около 90 % предприятий, производящих 93 % валовой продукции области. Как правило, каждая семейная ферма заключает контракт с компанией в системе агробизнеса. Это компания снабжает фермера машинами, удобрениями, семенами, а также осуществляет научно-методическое сопровождение. Эта же фирма указывает фермеру точные сроки сдачи продукции, ее размеры и качество. Невыполнение фермером задачи по качеству или опоздание по срокам грозит разрывом контракта и полным разорением.
Уборка пшеницы в США
Несовпадение в сроках уборки урожая в озимом и яровом пшеничном поясах приводит к применению такого рационального способа уборки, как переброска уборочной техники с юга на север по мере созревания пшеницы.
Рис. 6. Сбор урожая
При этом ее уборку производят не сами фермеры, а специальные фирмы, присылающие и технику, и рабочую силу, которые начинают жатву в мае в Техасе, в июне в Оклахоме, в июле в Канзасе, в августе в Небраске и Вайоминге и заканчивают её в сентябре в Северной Дакоте и Монтане. В период жатвы комбайны работают обычно по 16 часов в сутки (рис. 6).
Фабрики мяса в США
В последнее время в мясном скотоводческом комплексе возникли своеобразные фабрики мяса.
Рис. 7. Скот в загоне
Это огромные откормочные хозяйства, которые содержат до 100 тыс. голов крупного рогатого скота, но не на пастбищах, а в стойлах (рис. 7). Для этого сооружаются загоны на 200–250 голов каждый, в котором кормление и поение животных осуществляется с помощью автоматики, а дозировка – с применением компьютера. Такие комплексы обслуживают крупные города, например Лос-Анджелес.