Обобщение материала по теме “Бессоюзные сложные предложения”
Бессоюзное сложное предложение
Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации.
Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – на интонации.
В бессоюзном сложном предложении ставятся следующие знаки препинания: точка с запятой, запятая, тире и двоеточие.
Смысловые отношения в бессоюзных предложениях выражаются менее четко, чем в союзных. В бессоюзных сложных предложениях велика роль интонации.
Знаки препинания в бессоюзном предложении
Главный ведущий признак выбора запятой или точки с запятой – смысловые отношения между частями сложного предложения, а также степень их распространенности.
Запятая или точка с запятой ставится:
1. Если между простыми предложениями можно вставить союз и, необходимо поставить запятую или точку с запятой.
2. Если между двумя частями предложения отношения перечисления, запятая будет более уместна.
3. Точка с запятой ставится, если одно из простых предложений в составе бессоюзного сложного предложения осложнено, то есть в нем уже есть другие знаки препинания (однородные члены, либо придаточные предложения, либо предложения с причастными и деепричастными оборотами).
Двоеточие ставится:
1. Если второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, то есть между частями можно вставить союзы так как, потому что.
2. Второе предложение (часто несколько предложений с перечислительной интонацией) поясняет первое, то есть между частями можно вставить слова а именно.
3. Если второе предложение дополняет слово или одно из словосочетаний первого (такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчиненным предложениям с придаточными изъяснительными); между частями можно вставить союз что.
4. Если между простыми частями сложного бессоюзного предложения можно поставить слова: и увидел, что, и услышал, что.
Тире ставится:
1. Если содержание второго предложения противопоставляется содержанию первого.
2. Первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором предложении.
3. Если второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.
4. Если второе предложение является обозначениемнеожиданного результата или быстрой смены событий.
5. Если второе предложение указывает на сравнение.
6. Если второе предложение является присоединительным.
Бессоюзные сложные предложения с запятой и точкой с запятой, с тире часто используются писателями, поэтами в художественных описаниях.
Задания
Расставьте на месте пропусков знаки препинания:
1. Чичиков посмотрел _ рукав новешенького фрака был весь испорчен.
Чичиков посмотрел и увидел что? – что рукав был испорчен. Здесь необходимо двоеточие, так как можно вставить: и увидел что.
Чичиков посмотрел: рукав новешенького фрака был весь испорчен.
2. Бревно на избах было темно и старо _ многие крыши сквозили, как решето.
Во второй части у нас есть осложнение со сравнительным оборотом и знаком препинания, это интонация перечисления, поэтому можем поставить точку с запятой.
Бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето.
3. Герой сел в экипаж _ бричка выехала из ворот гостиницы.
Второе предложение содержит следствие: выехала из ворот, поэтому надо поставить тире.
Герой сел в экипаж – бричка выехала из ворот гостиницы.
4. Кучеру Селифану отдано было приказание поутру заложить лошадей в бричку _ Петрушке было приказано оставаться дома...
Между частями предложения можно поставить просто запятую, так как осложнения нет и интонация – было приказание –перечисление.
Кучеру Селифану отдано было приказание поутру заложить лошадей в бричку, Петрушке было приказано оставаться дома…
5. Это называл он _ потерпеть на службе за правду.
Смысл первого предложения раскрывается во втором: называл как именно? – потерпеть.
Поэтому необходимо поставить двоеточие.
Это называл он: потерпеть на службе за правду.
Заключение
Мы рассмотрели бессоюзные сложные предложения, в которых части объединены в одно целое по смыслу, и узнали, что соединение их выражается интонацией и расстановкой знаков препинания.