Основные группы сложносочинённых предложений. Сочинительные союзы

Вам уже из­вест­но, что в ССП про­стые пред­ло­же­ния свя­за­ны при по­мо­щи ин­то­на­ции и со­ю­зовЧасти в ССП рав­но­прав­ны, от одной части к дру­гой нель­зя за­дать во­прос, и по­это­му на схеме про­стые пред­ло­же­ния в со­ста­ве ССП обо­зна­ча­ют­ся квад­рат­ны­ми скоб­ка­ми: [], и [].

Смыс­ло­вые от­но­ше­ния про­стых пред­ло­же­ний в слож­но­со­чи­нен­ном за­ви­сят от ха­рак­те­ра со­ю­зов.

ССП

Союз

Зна­че­ние

При­мер

С со­еди­ни­тель­ны­ми со­ю­за­ми

И, да (= и), да и, ни- ни, также (и), тоже (и), не толь­ко.. но и, как…так и

По­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий

 

Солн­це за­ка­ти­лось, и ночь по­сле­до­ва­ла за днем без про­ме­жут­ка.

 

 

 

Од­но­вре­мен­ность со­бы­тий

Тихо пле­щет­ся море, и на его по­верх­но­сти от­ра­жа­ют­ся звез­ды.

 

 

 

При­чин­но-след­ствен­ные от­но­ше­ния

 

Про­зве­нел зво­нок, и я вошел в класс.

 

 

При­со­еди­ни­тель­ное зна­че­ние

Все по­стро­и­лись на ли­ней­ку, и я тоже встал в строй.

С про­ти­ви­тель­ны­ми со­ю­за­ми

А, но, да (=но), од­на­ко, зато, же, толь­ко (=но)

Про­ти­во­по­став­ле­ние

Все про­хо­дит, да не все за­бы­ва­ет­ся.

 

С раз­де­ли­тель­ны­ми

со­ю­за­ми

Или (иль), либо, то-то, то ли-то ли, не то- не то

Че­ре­до­ва­ние со­бы­тий или вза­и­мо­ис­клю­че­ние (раз­де­ле­ние)

То огонь в лампе по­гас­нет, то по­ло­ви­цы за­скри­пят.

На улице не то зима про­дол­жа­ет­ся, не то весна при­хо­дит.

 

 

Вопросы к конспектам

При по­мо­щи чего свя­за­ны про­стые пред­ло­же­ния в ССП?

Можно ли в ССП за­дать во­прос от од­но­го про­сто­го к дру­го­му?

Как обо­зна­ча­ют­ся на схеме про­стые пред­ло­же­ния в со­ста­ве ССП?

Какие груп­пы со­чи­ни­тель­ных со­ю­зов вы зна­е­те?

От чего за­ви­сят смыс­ло­вые от­но­ше­ния про­стых пред­ло­же­ний в ССП?

При­ве­ди­те при­ме­ры каж­дой груп­пы со­чи­ни­тель­ных со­ю­зов.

Упраж­не­ние 1. Под­черк­ни­те грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы в пред­ло­же­ни­ях.

Солн­це за­ка­ти­лось, и ночь по­сле­до­ва­ла за днем без про­ме­жут­ка.

Чуть слыш­но дрог­ну­ла стру­на, и песня сте­лет­ся на воле.

Тихо пле­щет­ся море, и на его по­верх­но­сти от­ра­жа­ют­ся звез­ды.

Все про­хо­дит, да не все за­бы­ва­ет­ся

То сни­мет шапку елка, то бе­рез­ка ру­ка­вом трях­нет.

Упраж­не­ние 2. Ка­ко­вы смыс­ло­вые от­но­ше­ния между ча­стя­ми в пред­ло­же­ни­ях упраж­не­ния 1?

Упраж­не­ние 3.Упо­тре­би­те в пред­ло­же­ни­ях раз­де­ли­тель­ные союзы так, чтобы они не по­вто­ря­лись в раз­ных пред­ло­же­ни­ях.

… дождь пой­дет, … солн­це вы­гля­нет.

… се­год­ня я сдам эк­за­мен, … мне при­дет­ся пе­ре­сда­вать его позже.

…са­мо­лет летит, … трак­тор ра­бо­та­ет.

… в дверь по­зво­ни­ли, … наш по­пу­гай снова пе­ре­драз­ни­ва­ет зво­нок.

… огонь в лампе по­гас­нет, … по­ло­ви­цы за­скри­пят.

Последнее изменение: Среда, 20 Сентябрь 2017, 03:38