Основные группы сложносочинённых предложений. Сочинительные союзы
Вам уже известно, что в ССП простые предложения связаны при помощи интонации и союзов. Части в ССП равноправны, от одной части к другой нельзя задать вопрос, и поэтому на схеме простые предложения в составе ССП обозначаются квадратными скобками: [], и [].
Смысловые отношения простых предложений в сложносочиненном зависят от характера союзов.
ССП |
Союз |
Значение |
Пример |
С соединительными союзами |
И, да (= и), да и, ни- ни, также (и), тоже (и), не только.. но и, как…так и |
Последовательность событий
|
Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка.
|
|
|
Одновременность событий |
Тихо плещется море, и на его поверхности отражаются звезды.
|
|
|
Причинно-следственные отношения
|
Прозвенел звонок, и я вошел в класс. |
|
|
Присоединительное значение |
Все построились на линейку, и я тоже встал в строй. |
С противительными союзами |
А, но, да (=но), однако, зато, же, только (=но) |
Противопоставление |
Все проходит, да не все забывается.
|
С разделительными союзами |
Или (иль), либо, то-то, то ли-то ли, не то- не то |
Чередование событий или взаимоисключение (разделение) |
То огонь в лампе погаснет, то половицы заскрипят. На улице не то зима продолжается, не то весна приходит. |
Вопросы к конспектам
При помощи чего связаны простые предложения в ССП?
Можно ли в ССП задать вопрос от одного простого к другому?
Как обозначаются на схеме простые предложения в составе ССП?
Какие группы сочинительных союзов вы знаете?
От чего зависят смысловые отношения простых предложений в ССП?
Приведите примеры каждой группы сочинительных союзов.
Упражнение 1. Подчеркните грамматические основы в предложениях. Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка. Чуть слышно дрогнула струна, и песня стелется на воле. Тихо плещется море, и на его поверхности отражаются звезды. Все проходит, да не все забывается То снимет шапку елка, то березка рукавом тряхнет.
Упражнение 2. Каковы смысловые отношения между частями в предложениях упражнения 1?
Упражнение 3.Употребите в предложениях разделительные союзы так, чтобы они не повторялись в разных предложениях. … дождь пойдет, … солнце выглянет. … сегодня я сдам экзамен, … мне придется пересдавать его позже. …самолет летит, … трактор работает. … в дверь позвонили, … наш попугай снова передразнивает звонок. … огонь в лампе погаснет, … половицы заскрипят.