Особенности высшей нервной деятельности человека. Эмоции и память

1. Вступление

К любым вещам и со­бы­ти­ям, про­ис­хо­дя­щим во­круг нас, мы ис­пы­ты­ва­ем раз­лич­ные эмо­ции, по-раз­но­му их оце­ни­ва­ем, от­но­сим­ся к ним.

2. Эмоции

Эмо­ции – это субъ­ек­тив­ные ре­ак­ции че­ло­ве­ка на воз­дей­ствия внеш­них и внут­рен­них раз­дра­жи­те­лей, от­ра­жа­ю­щие в форме пе­ре­жи­ва­ний их лич­ную зна­чи­мость для субъ­ек­та и про­яв­ля­ю­щи­е­ся в виде удо­воль­ствия или неудо­воль­ствия.

Если го­во­рить био­ло­ги­че­ским язы­ком, то эмо­ции от­ра­жа­ют со­от­вет­ствие ка­кой-ли­бо ак­ту­аль­ной по­треб­но­сти и воз­мож­но­сти её вы­пол­не­ния.

По­треб­но­сти:

Ви­таль­ные – фи­зио­ло­ги­че­ские (сон, пища) (см. Рис. 1)

Ви­таль­ные потребности – фи­зио­ло­ги­че­ские (сон, пища)

Рис. 1

Со­ци­аль­ные (ка­рье­ра, на­вы­ки) (см. Рис. 2)

Со­ци­аль­ные потребности (ка­рье­ра, на­вы­ки)

Рис. 2

Твор­че­ские (му­зи­ци­ро­ва­ние, ри­со­ва­ние)

Твор­че­ские потребности (му­зи­ци­ро­ва­ние, ри­со­ва­ние)

Рис. 3

При невоз­мож­но­сти до­сти­же­ния по­треб­но­сти воз­ни­ка­ют от­ри­ца­тель­ные эмо­ции, при до­сти­же­нии – по­ло­жи­тель­ные.

Любая эмо­ция со­про­вож­да­ет­ся ак­ти­ва­ци­ей нерв­ной си­сте­мы и по­яв­ле­ни­ем в крови спе­ци­аль­ных био­ло­ги­че­ских ве­ществ (ад­ре­на­лин – «гор­мон стра­ха») (см. Рис. 4).

Нервная система человека

Рис. 4

По­го­вор­ки про эмо­ции:

От ужаса во­ло­сы вста­ли дыбом

От стра­ха уда­ри­ло в пот

По спине по­бе­жа­ли му­раш­ки

От ра­до­сти серд­це за­ще­ми­ло

 По­яв­ле­ние эмо­ци­о­наль­ных ре­ак­ций свя­за­но с ра­бо­той коры боль­ших по­лу­ша­рий и с ра­бо­той про­ме­жу­точ­но­го мозга (см. Рис. 5).

По­яв­ле­ние эмо­ци­о­наль­ных ре­ак­ций свя­за­но с ра­бо­той коры боль­ших по­лу­ша­рий и с ра­бо­той про­ме­жу­точ­но­го мозга

Рис. 5

Кроме фи­зио­ло­ги­че­ских про­яв­ле­ний, эмо­ции очень ярко вы­ра­жа­ют­ся в ми­ми­ке и же­стах че­ло­ве­ка. Ми­ми­ка и жесты пе­ре­да­ют осо­бый смысл, на­стро­е­ние че­ло­ве­ка и поз­во­ля­ют лучше по­нять его эмо­ци­о­наль­ное со­сто­я­ние.

Са­мо­об­ла­да­ние – уме­ние вла­деть собой. При­об­ре­та­ет­ся че­ло­ве­ком в про­цес­се его вос­пи­та­ния. И между про­чим, все вы­со­ко­куль­тур­ные люди умеют вла­деть сво­и­ми эмо­ци­я­ми, что необ­хо­ди­мо и нам, если хотим та­ко­вы­ми быть.

3. Память

При­об­ре­те­ние ин­ди­ви­ду­аль­но­го опыта че­ло­ве­ка про­ис­хо­дит в про­цес­се его обу­че­ния, но обу­че­ние невоз­мож­но без па­мя­ти.

Обу­че­ние

Рис. 6. Обу­че­ние

Па­мять – это ком­плекс про­цес­сов, ко­то­рые про­те­ка­ют в ЦНС и на­прав­ле­ны на со­хра­не­ние, на­коп­ле­ние и вос­про­из­ве­де­ние раз­лич­ной ин­фор­ма­ции. Су­ще­ству­ют за­бо­ле­ва­ния, свя­зан­ные с па­мя­тью (ам­не­зия – пол­ная или ча­стич­ная по­те­ря па­мя­ти).

Фи­зио­ло­ги­че­ская при­ро­да па­мя­ти пока оста­ет­ся неиз­вест­ной. Па­мять еще при­кры­та «за­ве­сой» тайны, хотя уче­ные уста­но­ви­ли, что ко­ор­ди­ни­ру­ет все виды па­мя­ти, в первую оче­редь, лоб­ная доля го­ло­вы (см. Рис. 7).

ко­ор­ди­ни­ру­ет все виды па­мя­ти, в первую оче­редь, лоб­ная доля го­ло­вы

Рис. 7

За, на­при­мер, слу­хо­вую, зри­тель­ную, дви­га­тель­ную виды па­мя­ти от­ве­ча­ют те же доли го­лов­но­го мозга, ко­то­рые от­ве­ча­ют за воз­ник­но­ве­ние слу­хо­во­го, зри­тель­но­го или дви­га­тель­но­го об­ра­за (см. Рис. 8).

доли го­лов­но­го мозга

Рис. 8

Все от­де­лы го­лов­но­го мозга, от­ве­ча­ю­щие за па­мять, свя­за­ны между собой це­поч­ка­ми, по ко­то­рым про­дви­га­ют­ся нерв­ные им­пуль­сы. Когда нерв­ные им­пуль­сы про­дви­га­ют­ся, в коре го­лов­но­го мозга со­зда­ет­ся «след» па­мя­ти. Го­во­ря на­уч­ным язы­ком, такой «след» па­мя­ти носит на­зва­ние «Эн­грамм».

Эн­грам­ма (от гре­че­ско­го «внут­рен­няя за­пись») – ги­по­те­ти­че­ский след па­мя­ти. По со­дер­жа­нию раз­ли­ча­ют два вида эн­грамм: об­ра­зы (отоб­ра­жа­ю­щие ста­ти­че­ской струк­ту­ры объ­ек­та) и мо­де­ли дей­ствий (про­грам­мы).

Виды па­мя­ти:

Крат­ко­вре­мен­ная (хра­нит­ся около 30 се­кунд и может за­пом­нить всего несколь­ко сим­во­лов – 7)

Дол­го­вре­мен­ная (всё, что хра­нит­ся более 30 се­кунд)

Виды па­мя­ти по дей­ствию:

Дви­га­тель­ная (обу­че­ние дви­же­нию, тру­до­вая де­я­тель­ность) (см. Рис. 9)

Дви­га­тель­ная память (обу­че­ние дви­же­нию, тру­до­вая де­я­тель­ность)

Рис. 9

Об­раз­ная (по­мо­га­ет за­по­ми­нать, на­при­мер, звуки окру­жа­ю­щей при­ро­ды и му­зы­каль­ные звуки) (см. Рис. 10)

Об­раз­ная память (по­мо­га­ет за­по­ми­нать, на­при­мер, звуки окру­жа­ю­щей при­ро­ды и му­зы­каль­ные звуки)

Рис. 10

Эмо­ци­о­наль­ная па­мять (лучше со­хра­ня­ет пе­ре­жи­тые чув­ства) (см. Рис. 11)

Эмо­ци­о­наль­ная па­мять (лучше со­хра­ня­ет пе­ре­жи­тые чув­ства)

Рис. 11

Сло­вес­ная (за­по­ми­на­ние вос­про­из­ве­де­ния слов или про­чи­тан­ной ин­фор­ма­ции)

Непро­из­воль­ная па­мять – те со­бы­тия, ко­то­рые за­по­ми­на­ют­ся, неза­ви­си­мо от на­ше­го же­ла­ния.

Про­из­воль­ная па­мять – всё то, что мы ста­ра­ем­ся за­пом­нить. У ма­лень­ких детей раз­ви­та непро­из­воль­ная па­мять, но когда ре­бе­нок идет в школу, на­чи­на­ет тре­ни­ро­вать­ся про­из­воль­ная (учить стихи, таб­ли­цу умно­же­ния и т.д.). Для хо­ро­ше­го раз­ви­тия па­мя­ти необ­хо­ди­мо ее по­сто­ян­но тре­ни­ро­вать (лучше всего раз­ви­ва­ет­ся к 25 годам).

Вся ин­фор­ма­ция, ко­то­рая ко­гда-ли­бо встре­ча­лась нам, хра­нит­ся в го­лов­ном мозге, но не все­гда вос­тре­бо­ва­на нами. Ин­фор­ма­ция, про­го­во­рен­ная вслух, за­по­ми­на­ет­ся лучше, чем несколь­ко раз про­чи­тан­ная. Люди с хо­ро­шей па­мя­тью ни­ко­гда не ис­пы­ты­ва­ют про­блем с обу­че­ни­ем, даже во взрос­лом воз­расте.

Вопросы к конспектам

Ко­ле­сов Д.В., Маш Р.Д., Бе­ля­ев И.Н. Био­ло­гия, 8. – М.: Дрофа – с. 287, за­да­ния и во­про­сы 9, 10.

На какие груп­пы раз­де­ля­ют­ся по­треб­но­сти че­ло­ве­ка?

Что такое эн­грам­мы?

* Под­го­товь­те неболь­шое со­об­ще­ние об одном из опы­тов (те­стов), с по­мо­щью ко­то­ро­го можно ис­сле­до­вать па­мять че­ло­ве­ка.

Последнее изменение: Четверг, 29 Март 2018, 11:06