Директора школ и учителя Южно-Казахстанской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской, Алматинской и областей уже узнали об основных планах развития образования и науки и получили от руководителя ведомства ответы на волнующие их вопросы. На днях министр встретился с более 700 представителями педагогической общественности в г. Алматы.
Дошкольное образование
По вопросам дошкольного обучения и воспитания Ерлан Сагадиев отметил, что планируется дальнейшее развитие государственного и частного партнерства, которое уже показало себя как эффективное решение проблемы нехватки мест в детских садах. Так, за 2016 год было открыто 825 дошкольных учреждений, из которых 600 являются частными детскими садами. За счет этого охват детей в возрасте 3-6 лет дошкольным воспитанием поднялся до 85%. Параллельно с поддержкой ГЧП планируется введение новых санитарных норм, отвечающих современным требованиям. Новые СанПиНы обсуждались в течение 3 месяцев со специалистами и на данный момент находятся на подписи у курирующих министерств. Кроме этого, министр отметил, что необходимо навести порядок с очередностью в детские сады, убрать условия для коррупции.
Для этого все очереди в детские сады будет объединены в одну республиканскую очередь, будет автоматизирована выдачу направлений в детский сад на уровне электронного правительства. Таким образом, родители будут выбирать лучшие организации дошкольного образования (как государственные, так и частные), в которые и будет уходить госзаказ. Качество подготовки детей в детских садах будет повышаться за счет разработанной и внедренной в 2016 году единой обновленной программы повышения квалификации воспитателей. Также в дошкольном обучении и воспитании ожидается введение нулевого класса. Планируется, что в нулевом классе, который будет организован на базе школ и детских садов, дети будут проходить «Әліппе»/“Букварь”. В этом году начнется пилотное внедрение проекта нулевого класса на базе 1 000 школ и детских садов.
Среднее образование
Главным системным изменением в среднем образовании является переход на обновленное содержание. Министр акцентировал, что Казахстан внедряет обновленное содержание с некоторым опозданием. Смысл обновленного содержания в упоре на функциональную грамотность – не только знать, но и уметь. 35 стран ОЭСР выбрали этот подход более 15 лет назад, так как 20 лет назад они начали понимать современную ситуацию – то, что сегодня информация удваивается каждые два года, за 5 лет пластами исчезают вековые профессии.
Однако, Ерлан Сагадиев заверил педагогов, что за 4 года переход можно осуществить эффективно. В 2016 году первые классы уже начали учиться по обновленному содержанию, в этом году на него перейдут 2, 5 и 7 классы. Летом 2016 года 74 тысячи учителей первых классов прошли курсы повышения квалификации, чтобы освоить новую программу, и на протяжении всего учебного года работа с педагогами продолжается. Этим летом пройдут обучение еще 75 тысяч учителей.
Параллельно идет процесс перехода на 5-дневную учебную неделю, а также внедрение базовых учебники для начальных классов. Волнующие общественность вопросы обучения на трех языках также были затронуты министром. Ерлан Сагадиев объяснил, что казахский язык был и остается в приоритете. И на данный момент ситуация для детей, обучающихся в казахских школах, является позитивной – 90% казахоговорящих детей учится в казахских школах. Однако основной проблемой является то, что выпускники школ с русским языком обучения после 11 лет изучения казахского языка не владеют им на должном уровне. По этой причине министерство меняет методику обучения казахскому языку в школах с русским языком обучения на новую, научно обоснованную уровневую, коммуникативную методику, которая в этом году будет апробирована в отдельных школах. Данная методика основана на словарных минимумах, позволяющих развивать разговорную речь без механической зубрежки и переводов текстов.
Что касается английского языка в средней школе, министр рассказал, что с этого года планируется организация углубленных языковых курсов с отрывом от школы, длительностью до 9 месяцев для более 5 тысяч учителей-предметников. Планируется, что уже осенью этого года сотни новых классов перейдут на английский язык дополнительно к 2 700 учителей, которые сегодня уже преподают на английском в более чем в 120 школах. Преподавание предметов на английском языке будет организовано только на добровольной основе, с письменного согласия родителей. Как объяснил Ерлан Сагадиев, этот год даст ответ на многие вопросы, касающиеся и времени на подготовку, и качества преподавания, готовности учителей и детей. Так как по итогам этой работы окончательные сроки и график перехода на преподавание на английском 4-х предметов в старшей школе будут приняты в конце следующего 2018 года.
Кроме указанных изменений, министр назвал и проблему объема домашних заданий казахстанских школьников. Казахстан занимает 4 место из 65 стран по количеству времени, которое дети тратят на выполнение домашнего задания. При этом данные международных исследований не выявляют прямой взаимосвязи между объемом домашнего задания и успехами в сфере образования. Для обсуждения этого вопроса было проведено 2 крупных совещания с педагогами и специалистами сферы образования, по итогам которых было предложено два варианта оптимизации домашних заданий. Первый касается сокращения домашнего задания по всем предметам, второй подразумевает выборочное сокращение заданий по отдельным дисциплинам. В обоих случаях время выполнения домашнего задания для школьников сократится в среднем на один час в день.
Присутствующих на встрече педагогов особенно порадовало то, что министерство принимает меры, чтобы оградить учителей школ от нагрузки, не относящейся к учебному процессу. Так, Ерлан Сагадиев встретился с руководителями других государственных органов и планирует провести совещание с представителями акиматов и региональных управлений образования, чтобы прекратить привлечение учителей к общественной работе.
Министр не оставил без внимания и другой волнующий педагогов вопрос – поборы в школах. Ерлан Сагадиев рассказал о концепции цивилизованного спонсорства, которая успешно существует во всем мире и позволяет развиваться таким ведущим вузам, как Гарвард. Для решения проблемы поборов планируется создание попечительских советов школ, в которые войдут родители учащихся, представители палаты “Атамекен”, маслихата. Министр также сообщил, что инициатива организации шкафчиков для учеников школ поддержана Правительством.
После выступления Ерлана Сагадиева учителя и директора школ смогли задать вопросы руководителю ведомства, а также предложить свои идеи по развитию сферы образования. Основные аспекты, волнующие педагогов, касались обновленного содержания, учителя предложили пересмотреть систему оценивания учащихся. Министр ответил на вопросы специалистов, а также пообещал продолжить развивать процесс обсуждения с педагогами и руководителями школ.