Основные мотивы поэзии Лермонтова

 1. Общая характеристика творчества Лермонтова

Можно ска­зать, что твор­че­ство Лер­мон­то­ва (рис. 1),

М.Ю. Лер­мон­тов

Рис. 1. М.Ю. Лер­мон­тов

раз­во­ра­чи­ва­ю­ще­е­ся уже в 30-е гг. XIX в., опи­ра­ет­ся на тра­ди­ции ран­не­го рус­ско­го ро­ман­тиз­ма, о ко­то­ром мы уже го­во­ри­ли, и до­во­дит его до клас­си­че­ской вер­ши­ны, яв­ля­ясь од­но­вре­мен­но и за­вер­ше­ни­ем этой ро­ман­ти­че­ской тра­ди­ции. По­это­му можно со­по­ста­вить и срав­нить твор­че­ство ран­них ро­ман­ти­ков с тем об­ра­зом ху­до­же­ствен­но­го мира, ко­то­рый мель­ка­ет в по­э­зии Лер­мон­то­ва. Го­во­ря о твор­че­стве Жу­ков­ско­го, Ба­тюш­ко­ва, Ры­ле­е­ва, мы с вами об­на­ру­жи­ли, что у всех этих по­этов воз­ни­ка­ет так на­зы­ва­е­мый ро­ман­ти­че­ский кон­фликт – кон­фликт лич­но­сти с окру­жа­ю­щим миром. Поэты пы­та­ют­ся тем или иным спо­со­бом этот кон­фликт раз­ре­шить. Ба­тюш­ков, на­при­мер, со­зда­ет образ сво­е­го поэта, сво­е­го ли­ри­че­ско­го героя, ко­то­рый раз­ре­ша­ет этот кон­фликт с миром, уходя в мир мечты, мир во­об­ра­же­ния, мир твор­че­ства.

«Мечта у Лер­мон­то­ва»

И если в по­э­зии Ба­тюш­ко­ва (рис. 2)

К.Н. Ба­тюш­ков

Рис. 2. К.Н. Ба­тюш­ков

его муза дей­стви­тель­но обо­ра­чи­ва­ет­ся меч­той, как той осо­бен­ной спо­соб­но­стью поэта пре­об­ра­жать окру­жа­ю­щий мир, на­пол­няя его смыс­лом, гар­мо­ни­ей, ра­до­стью, сча­стьем, – и в этом ви­дит­ся одно из от­кры­тий ба­тюш­ков­ской ро­ман­ти­че­ской по­э­зии, то у Лер­мон­то­ва эта самая мечта обер­нет­ся де­мо­ни­че­ским со­блаз­ном и об­ма­ном:

И гор­дый демон не от­ста­нет, Пока живу я, от меня И ум мой оза­рять он ста­нет Лучем чу­дес­но­го огня; По­ка­жет образ со­вер­шен­ства И вдруг от­ни­мет на­все­гда И, дав пред­чув­ствия бла­жен­ства, Не даст мне сча­стья ни­ко­гда. («Мой демон»)

Стало быть, лер­мон­тов­ский герой ни­ко­гда не смо­жет об­ре­сти ис­ко­мо­го покоя, сча­стья, гар­мо­нии.

Герой Жу­ков­ско­го пы­та­ет­ся во­об­ще выйти за гра­ни­цы зем­но­го мира в сто­ро­ну мира небес­но­го, за грань обыч­но­го че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ство­ва­ния и там об­ре­сти уми­ро­тво­ре­ние, веч­ность, покой.

«Лер­мон­тов и Жу­ков­ский»

В.А. Жу­ков­ский

Рис. 3. В.А. Жу­ков­ский

Жу­ков­ский (рис. 3), как ми­ни­мум, на­хо­дил воз­мож­ность об­ре­сти успо­ко­е­ние, гар­мо­нию, внут­рен­нее спо­кой­ствие через на­деж­ду на то, что после смер­ти там, на небе­сах, все зем­ные про­ти­во­ре­чия сгла­дят­ся, все несчаст­ные зем­ные судь­бы об­ре­тут, на­ко­нец, свое за­вер­ше­ние и рай­ское су­ще­ство­ва­ние, что да­ва­ло на­деж­ду на по­смерт­ное бу­ду­щее. Срав­ним с тем, что по­лу­чи­лось у Лер­мон­то­ва:

Они лю­би­ли друг друга так долго и нежно, С тос­кой глу­бо­кою и стра­стью безум­но-мя­теж­ной! Но, как враги, из­бе­га­ли при­зна­нья и встре­чи, И были пусты и хлад­ны их крат­кие речи. Они рас­ста­лись в без­молв­ном и гор­дом стра­да­нье, И милый образ во сне лишь порою ви­да­ли. И смерть при­ш­ла: на­сту­пи­ло за гро­бом сви­да­нье... Но в мире новом друг друга они не узна­ли. («Они лю­би­ли друг друга…»)

Это уди­ви­тель­ное сти­хо­тво­ре­ние, со­зда­ю­щее образ невоз­мож­но­го сча­стья ни на земле, ни на небе­сах, а стало быть, лер­мон­тов­ский герой дей­стви­тель­но об­ре­сти успо­ко­е­ние не может.

У Ры­ле­е­ва по­пыт­ка раз­ре­шить его кон­фликт с миром обо­ра­чи­ва­ет­ся идеей и мыс­лью об из­ме­не­нии са­мо­го этого мира. На этом фоне по­зи­ция лер­мон­тов­ско­го героя вы­гля­дит ори­ги­наль­ной и необыч­ной.

«Лер­мон­тов и Ры­ле­ев»

Поэт в по­э­ти­че­ском мире Ры­ле­е­ва (рис. 4)

К.Ф. Ры­ле­ев

Рис. 4. К.Ф. Ры­ле­ев

вос­кре­ша­ет тра­ди­ции граж­дан­ской по­э­зии XVIII века: тра­ди­ции оды, са­ти­ры и тра­ди­цию, свя­зан­ную с клас­си­ци­сти­че­ской про­све­ти­тель­ской убеж­ден­но­стью в то, что сло­вом можно ис­пра­вить окру­жа­ю­щий нас мир. С одной сто­ро­ны, от­ча­сти эта тра­ди­ция будет про­дол­же­на Лер­мон­то­вым, но с дру­гой сто­ро­ны, она при­об­ре­та­ет свое неожи­дан­ное зву­ча­ние:

В наш век из­не­жен­ный не так ли ты, поэт, Свое утра­тил на­зна­че­нье, На злато про­ме­няв ту власть, ко­то­рой свет Вни­мал в немом бла­го­го­ве­нье?

………

Но ску­чен нам про­стой и гор­дый твой язык, Нас тешат блест­ки и об­ма­ны; Как вет­хая краса, наш вет­хий мир при­вык Мор­щи­ны пря­тать под ру­мя­ны... («Поэт»)

Се­го­дняш­ний мир не нуж­да­ет­ся в поэте и в его про­ро­че­ском, граж­дан­ском слове.

Его кон­фликт аб­со­лю­тен. Он кон­флик­ту­ет не толь­ко с миром, не толь­ко с ми­ро­по­ряд­ком, не толь­ко со Все­лен­ной, но и с Богом как твор­цом этого неспра­вед­ли­во­го мира. От­сю­да одна из важ­ней­ших тем лер­мон­тов­ско­го твор­че­ства – тема де­мо­на, пер­со­на­жа, ко­то­рый со­про­тив­ля­ет­ся не толь­ко Богу, а и со­тво­рен­но­му этим Богом миру. Па­ра­док­саль­но, но этот же лер­мон­тов­ский герой пы­та­ет­ся об­ре­сти или найти гар­мо­нию, сча­стье в этом же мире, со­здан­ном от­вер­га­е­мым им Богом, пы­та­ет­ся с такой же жаж­дой и, на­ко­нец, од­но­вре­мен­но по­ни­ма­ет невоз­мож­ность об­ре­сти зем­ное в небес­ном, а небес­ное – в зем­ном. Един­ствен­ным спо­со­бом раз­ре­шить все эти ло­ги­че­ски несо­об­раз­ные вещи ста­но­вит­ся толь­ко по­э­ти­че­ский язык. Это все как раз пред­опре­де­ля­ет осо­бен­но­сти лер­мон­тов­ской по­э­зии. Об­ра­тим­ся к неко­то­рым лер­мон­тов­ским сти­хо­тво­ре­ни­ям и по­смот­рим, как поэт раз­ре­ша­ет эти ло­ги­че­ски несов­ме­сти­мые друг с дру­гом вещи.

 2. Анализ стихотворения «Парус»

Одно из них при­над­ле­жит к ран­не­му пе­ри­о­ду твор­че­ства Лер­мон­то­ва. Это зна­ме­ни­тое сти­хо­тво­ре­ние «Парус», на­пи­сан­ное в 1832 году (рис. 5).

Ав­то­граф сти­хо­тво­ре­ния «Парус»

Рис. 5. Ав­то­граф сти­хо­тво­ре­ния «Парус»

Оно яв­ля­ет собою как бы пей­заж­ное сти­хо­тво­ре­ние и дей­стви­тель­но вы­стра­и­ва­ет­ся как опи­са­ние как ми­ни­мум трех пей­за­жей, ко­то­рые раз­во­ра­чи­ва­ют­ся в трех стро­фах этого сти­хо­тво­ре­ния. А с дру­гой сто­ро­ны, вся­кий раз пей­заж­ная за­ри­сов­ка со­про­вож­да­ет­ся раз­лич­ны­ми раз­мыш­ле­ни­я­ми ли­ри­че­ско­го героя. Вот сна­ча­ла воз­ни­ка­ет такая пей­заж­ная кар­тин­ка спо­кой­но­го моря, вда­ле­ке бе­ле­ет парус:

Бе­ле­ет парус оди­но­кой В ту­мане моря го­лу­бом!..

с по­сле­ду­ю­щи­ми во­про­са­ми:

Что ищет он в стране да­ле­кой? Что кинул он в краю род­ном?..

В дан­ном слу­чае, по­сколь­ку непо­нят­но, что он кинул и что он оста­вил, про­бле­мой тут ста­но­вит­ся неяс­ность того, в какую сто­ро­ну дви­жет­ся парус. Воз­вра­ща­ет­ся ли в род­ные края? Или, на­про­тив, по­ки­да­ет род­ную стра­ну, от­прав­ля­ясь ку­да-то в даль­ние стра­ны? Но оче­вид­но, что для са­мо­го об­ра­за дви­же­ния самым важ­ным ста­но­вит­ся мотив пути, мотив ски­та­ния, мотив от­сут­ствия при­ста­ни, куда бы ни дви­гал­ся этот парус. Он схва­чен в мо­мент дви­же­ния.

«Эво­лю­ция твор­че­ства»

Когда мы го­во­ри­ли об ос­нов­ных пе­ри­о­дах твор­че­ства Пуш­ки­на (рис. 6),

А.С. Пуш­кин

Рис. 6. А.С. Пуш­кин

то об­ра­ти­ли вни­ма­ние на то, что эту пе­ри­о­ди­за­цию со­здал сам Пуш­кин. Для него прин­ци­пи­аль­но важно было из­ме­не­ние его муз. С этой точки зре­ния, твор­че­ский путь Лер­мон­то­ва, или твор­че­ский облик лер­мон­тов­ской музы, в мень­шей сте­пе­ни тре­бу­ет раз­го­во­ра об эво­лю­ции, о раз­ви­тии, о пе­ри­о­дах твор­че­ства. По­то­му что даже жиз­нен­ный путь Лер­мон­то­ва ока­зал­ся почти на 10 лет ко­ро­че, чем твор­че­ский путь Пуш­ки­на. Мно­гие мо­ти­вы, ко­то­рые зву­чат в его юно­ше­ской ли­ри­ке, про­дол­жа­ют раз­ра­ба­ты­вать­ся на про­тя­же­нии всей его ко­рот­кой твор­че­ской жизни. По­это­му можно пред­ста­вить себе раз­ви­тие Лер­мон­то­ва как некое углуб­ле­ние и раз­ви­тие близ­ких и важ­ных для него мо­ти­вов и об­ра­зов. При­ме­ром тому может ока­зать­ся образ де­мо­на (рис. 7), ко­то­рый воз­ни­ка­ет и в ран­ней по­э­зии Лер­мон­то­ва, и свое за­вер­ше­ние по­лу­ча­ет в по­след­ние годы его жизни в по­след­ней ре­дак­ции поэмы «Демон» (всего ре­дак­ций было во­семь).

Демон (М.А. Вру­бель, 1899)

Рис. 7. Демон (М.А. Вру­бель, 1899)

Но с дру­гой сто­ро­ны, можно об­на­ру­жить опре­де­лен­но­го рода этапы, гра­ни­цы, мо­мен­ты, ко­то­рые дают воз­мож­ность го­во­рить о ран­нем Лер­мон­то­ве и позд­нем Лер­мон­то­ве. Этой гра­ни­цей ока­зы­ва­ет­ся 1837 год, свя­зан­ный со смер­тью Пуш­ки­на и зна­ме­ни­тым сти­хо­тво­ре­ни­ем «Смерть поэта» (рис. 8):

Погиб поэт! – неволь­ник чести –

Пал, окле­ве­тан­ный мол­вой,

С свин­цом в груди и жаж­дой мести,

По­ник­нув гор­дой го­ло­вой!..

Не вы­нес­ла душа поэта

По­зо­ра ме­лоч­ных обид,

Вос­стал он про­тив мне­ний света

Один, как пре­жде... и убит!

Ав­то­граф сти­хо­тво­ре­ния «Смерть поэта»

Рис. 8. Ав­то­граф сти­хо­тво­ре­ния «Смерть поэта»

При­чем в дан­ном слу­чае речь идет не о том, что Лер­мон­тов на­пи­сал столь уди­ви­тель­но глу­бо­кие стихи, по­свя­щен­ные смер­ти Пуш­ки­на, а о том, что до 1837 года Лер­мон­тов как поэт был ни­ко­му не из­ве­стен. Все, что Лер­мон­тов писал до 1837 года, пи­са­лось в стол и не пуб­ли­ко­ва­лось. И толь­ко после 1837 года Лер­мон­тов ста­но­вит­ся из­ве­стен. Он на­чи­на­ет вы­стра­и­вать себя, он на­чи­на­ет вы­стра­и­вать свой по­э­ти­че­ский образ, всту­пая в некий диа­лог с ре­аль­ны­ми чи­та­те­ля­ми, лю­дь­ми, по­ко­ле­ни­ем и за ко­рот­кий про­ме­жу­ток вре­ме­ни (1837–1841) сумев со­здать во­круг себя образ поэта сво­е­го вре­ме­ни. По­это­му важно, что ран­ний и позд­ний Лер­мон­тов по-раз­но­му ре­а­ги­ру­ет на окру­жа­ю­щий мир. Также можно об­на­ру­жить, что в позд­нем твор­че­стве речь идет о конце 1830-х гг. Без­услов­но, ме­ня­ет­ся зву­ча­ние цен­траль­ной де­мо­ни­че­ской темы в лер­мон­тов­ском твор­че­стве. Есте­ствен­но, что фи­гу­ра де­мо­на оста­ет­ся важ­ной и зна­чи­тель­ной, но в сти­хо­тво­ре­ни­ях этот мотив на­чи­на­ет при­об­ре­тать более че­ло­ве­че­ский вид: это те­перь не все­лен­ское от­вер­же­ние всего мира, а пе­ре­жи­ва­ние несо­вер­шен­ства бытия, что зву­чит более спо­кой­но и че­ло­веч­но. А с дру­гой сто­ро­ны, воз­ни­ка­ют пер­со­на­жи, ко­то­рые вы­ри­со­вы­ва­ют­ся Лер­мон­то­вым как люди, ко­то­рые не пе­ре­жи­ва­ют та­ко­го страш­но­го непри­я­тия мира. Это про­стые люди, жи­ву­щие обыч­ной жиз­нью. По­это­му можно го­во­рить о неко­то­ром из­ме­не­нии, некой эво­лю­ции Лер­мон­то­ва то ро­ман­тиз­ма к ре­а­ли­сти­че­ским на­ход­кам, к по­э­ти­ке, при­бли­жа­ю­щей нас к эс­те­ти­ке и ху­до­же­ствен­ной ло­ги­ке ре­а­ли­сти­че­ско­го ис­кус­ства и сбли­жа­ю­щей лер­мон­тов­скую эво­лю­цию с эво­лю­ци­ей его учи­те­ля А.С. Пуш­ки­на.

По­нят­но, что это один из цен­траль­ных мо­ти­вов твор­че­ства Лер­мон­то­ва, ко­то­рый мы об­на­ру­жим и в ро­ма­нах, в судь­бе Пе­чо­ри­на, ко­то­рый ока­зы­ва­ет­ся об­ра­зом неко­го стран­ни­ка. Мы за­ме­тим его в поэме «Мцыри» (рис. 9), как по­пыт­ку вер­нуть­ся из стра­ны из­гна­ния на ро­ди­ну.

Ав­то­граф поэмы «Мцыри»

Рис. 9. Ав­то­граф поэмы «Мцыри»

Вто­рая стро­фа ри­су­ет нам со­всем дру­гую пей­заж­ную кар­ти­ну. Это буря:

Иг­ра­ют волны – ветер сви­щет, И мачта гнет­ся и скры­пит...

со­про­вож­да­ю­ща­я­ся далее опять се­ри­ей во­про­сов:

Увы! он сча­стия не ищет И не от сча­стия бежит!

Тут ста­но­вит­ся все го­раз­до более лю­бо­пыт­но. Во-пер­вых, не по­нят­но, что ищет тот самый парус. По­то­му как вся­кий обыч­ный че­ло­век ищет сча­стья, а он и сча­стья не ищет, и не от него бежит. Един­ствен­ной воз­мож­но­стью хоть как-то ло­ги­че­ски по­нять этот мотив ста­но­вит­ся идея того, что парус ищет, по край­ней мере, не то, что обыч­но люди под­ра­зу­ме­ва­ют под сча­стьем. Он ищет че­го-то иного. При­чем это иное не фор­му­ли­ру­ет­ся никак, оста­ет­ся за­гад­кой. Раз­гад­ка об­на­ру­жи­ва­ет­ся в тре­тьей стро­фе, опять на­чи­на­ю­щей­ся пей­за­жем. И он уж со­всем осо­бен­ный. Это не про­сто покой, а это все­лен­ская гар­мо­ния:

Под ним струя свет­лей ла­зу­ри, Над ним луч солн­ца зо­ло­той...

Это парус на­хо­дит­ся как будто бы уже не на земле. Дей­стви­тель­но, небо от­ра­жа­ет­ся в море и ка­жет­ся, будто мы уже в об­ла­ках, рядом с солн­цем, дви­гать­ся даль­ше неку­да. Од­на­ко:

А он, мя­теж­ный, про­сит бури, Как будто в бурях есть покой!

Опять воз­ни­ка­ет ло­ги­че­ски несо­об­раз­ная си­ту­а­ция, при ко­то­рой мы уже пе­ре­жи­ва­ли бурю во вто­рой стро­фе, мы пе­ре­жи­ва­ли покой в тре­тьей, и вы­яс­ня­ет­ся, что вся­кий раз на­ше­му па­ру­су необ­хо­ди­мо нечто иное. Вся­кий раз, об­ре­тая что-то, бу­дучи дома, он жаж­дет от­прав­лять­ся в стран­ствия. Бу­дучи в стран­стви­ях, он жаж­дет воз­вра­ще­ния домой. То, что ему ка­жет­ся сча­стьем, на деле ока­зы­ва­ет­ся не тем, что он искал. Пре­бы­вая в покое, он жаж­дет бури, во время бури он жаж­дет покоя. Един­ствен­ным объ­яс­не­ни­ем этому стран­но­му про­ти­во­ре­чию ста­но­вит­ся некий сим­во­ли­че­ский образ, ко­то­рый воз­ни­ка­ет в этом сти­хо­тво­ре­нии: образ че­ло­ве­че­ской судь­бы, судь­бы ли­ри­че­ско­го героя, ко­то­рая вы­ри­со­вы­ва­ет­ся в ка­че­стве об­ра­за бес­ко­неч­но­го пути, не мо­гу­ще­го быть окон­чен­ным. Это путь в ни­ку­да, это путь бес­ко­неч­но­сти. Но зато эта жажда об­ре­те­ния од­но­вре­мен­но фик­си­ру­ет­ся здесь жаж­дой, или по­пыт­кой, найти ту самую гар­мо­нию. Но вся­кий раз, на­хо­дя ее, герой в ней разо­ча­ро­вы­ва­ет­ся.

 3. Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»

В ред­ких, почти ис­клю­чи­тель­ных слу­ча­ях, в по­э­зии Лер­мон­то­ва воз­ни­ка­ет кар­ти­на вот такой ми­ро­вой гар­мо­нии героя с миром. В дан­ном слу­чае име­ет­ся в виду сти­хо­тво­ре­ние, на­пи­сан­ное в 1837 году, «Когда вол­ну­ет­ся жел­те­ю­щая нива» (рис. 10), в ко­то­ром все вы­стра­и­ва­ет­ся уди­ви­тель­ным об­ра­зом.

Ав­то­граф сти­хо­тво­ре­ния «Когда вол­ну­ет­ся жел­те­ю­щая нива»

Рис. 10. Ав­то­граф сти­хо­тво­ре­ния «Когда вол­ну­ет­ся жел­те­ю­щая нива»

Перед нами че­ты­ре стро­фы, три из ко­то­рых пред­став­ля­ют собой слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния, ко­то­рые с точки зре­ния рус­ско­го языка надо было бы на­звать при­да­точ­ны­ми усло­вия:

Когда вол­ну­ет­ся жел­те­ю­щая нива;

Когда росой обрыз­ган­ный ду­ши­стой;

Когда сту­де­ный ключ иг­ра­ет по овра­гу, –

Тогда сми­ря­ет­ся души моей тре­во­га, Тогда рас­хо­дят­ся мор­щи­ны на челе, – И сча­стье я могу по­стиг­нуть на земле, И в небе­сах я вижу бога.

Ка­за­лось бы, такая внеш­няя ком­по­зи­ция сти­хо­тво­ре­ния как раз по­стро­е­на таким об­ра­зом, чтобы до­ка­зать воз­мож­ность осо­бо­го пе­ре­жи­ва­ния себя в мире, когда вы го­то­вы при­нять и божье тво­ре­ние, и са­мо­го бога. Это, по боль­шо­му счету, про­ти­во­ре­чит твор­че­ской де­мо­ни­че­ской уста­нов­ке Лер­мон­то­ва. Да­вай­те вни­ма­тель­нее при­смот­рим­ся к этим самым усло­ви­ям:

Когда вол­ну­ет­ся жел­те­ю­щая нива, И све­жий лес шумит при звуке ве­тер­ка, И пря­чет­ся в саду ма­ли­но­вая слива Под тенью сла­дост­ной зе­ле­но­го лист­ка; Когда росой обрыз­ган­ный ду­ши­стой, Ру­мя­ным ве­че­ром иль утра в час зла­той, Из-под куста мне лан­дыш се­реб­ри­стый При­вет­ли­во ки­ва­ет го­ло­вой…

Об­ра­тим вни­ма­ние на стран­ность этого пей­за­жа. С одной сто­ро­ны, жел­те­ю­щая нива, с дру­гой – ма­ли­но­вая слива, с тре­тьей сто­ро­ны – лан­дыш се­реб­ри­стый. Лан­дыш цве­тет все же вес­ной, жел­те­ю­щая нива воз­ни­ка­ет обык­но­вен­но летом, а сливы чаще всего по­спе­ва­ют осе­нью. При еди­но­вре­мен­ном про­чте­нии воз­ни­ка­ет некая пей­заж­ная кар­тин­ка, и ка­жет­ся, что все в по­ряд­ке. А когда мы на­чи­на­ем при­гля­ды­вать­ся, за­ме­ча­ем, что та­ко­го пей­за­жа быть не может, од­но­вре­мен­но это все не может со­су­ще­ство­вать, толь­ко если это не сказ­ка Мар­ша­ка (рис. 11) про две­на­дцать ме­ся­цев.

С.Я. Мар­шак

Рис. 11. С.Я. Мар­шак

Итак, эта си­ту­а­ция в жизни невоз­мож­на. И даль­ней­шее толь­ко под­твер­жда­ет дан­ные ало­гич­ные со­еди­не­ния этого сти­хо­тво­ре­ния:

Когда сту­де­ный ключ иг­ра­ет по овра­гу И, по­гру­жая мысль в ка­кой-то смут­ный сон…

Спра­ши­ва­ет­ся, для того чтобы уви­деть бога, вам нужно смот­реть на божье тво­ре­ние, как пред­по­ла­га­лось в пер­вых двух ча­стях, где спе­ци­аль­но под­чер­ки­ва­лись жи­во­пис­ные, вы­ра­зи­тель­ные эпи­те­ты «жел­те­ю­щая нива», «ма­ли­но­вая слива», « тень сла­дост­но зе­ле­но­го лист­ка», «ру­мя­ным ве­че­ром иль утра в час зла­той». А тут вы­яс­ня­ет­ся, что мы долж­ны от­вер­нуть­ся от мира, за­снуть, не ви­деть его. И этот самый ключ:

Ле­пе­чет мне та­ин­ствен­ную сагу Про мир­ный край, от­ку­да мчит­ся он…

Если сказ­ка о том, что где-то су­ще­ству­ет край, по­гру­жен­ный в мир, вы­гля­дит имен­но сказ­кой, то место, где на­хо­ди­тесь вы – это место, где о мире толь­ко меч­та­ют, где он вы­ри­со­вы­ва­ет­ся как сказ­ка. И тогда финал этого сти­хо­тво­ре­ния про­чи­ты­ва­ет­ся как аб­со­лют­ная ро­ман­ти­че­ская иро­ния. Слова нужно вос­при­ни­мать в про­ти­во­по­лож­ном смыс­ле:

Ни­ко­гда не сми­рит­ся души моей тре­во­га, Ни­ко­гда не разой­дут­ся мор­щи­ны на челе,— И ни­ко­гда я сча­стья не по­стиг­ну на земле, И ни­ко­гда я не увижу бога.

Зачем Лер­мон­то­ву по­на­до­би­лась такая слож­ная кон­струк­ция при ви­ди­мой про­сто­те всего сти­хо­тво­ре­ния? Объ­яс­не­ние есть. По­то­му что его можно найти в же­ла­нии лер­мон­тов­ско­го героя по­чув­ство­вать бога на земле, пе­ре­жить сча­стье на земле, глядя на эту «жел­те­ю­щую ниву», «ма­ли­но­вую сливу», «лан­дыш се­реб­ри­стый». Но, к со­жа­ле­нию, он по­ни­ма­ет, что об­ре­сти это невоз­мож­но. Этот слож­ный ком­плекс про­ти­во­ре­чи­вых эмо­ций и идей со­еди­нен в этом бле­стя­щем и, ка­за­лось бы, со­всем по­нят­ном сти­хо­тво­ре­нии.

 4. Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу»

И, на­ко­нец, об­ра­тим­ся к тре­тье­му ше­дев­ру Лер­мон­то­ва, позд­не­му. К сти­хо­тво­ре­нию «Вы­хо­жу один я на до­ро­гу», на­пи­сан­но­му в 1841 году, где вновь воз­ни­ка­ет мотив до­ро­ги, мотив пути, при­чем ухо­дя­ще­го в ни­ку­да. С дру­гой сто­ро­ны, в сти­хо­тво­ре­нии при­сут­ству­ет образ Все­лен­ной, образ мира, уди­ви­тель­ный по-сво­е­му:

Вы­хо­жу один я на до­ро­гу; Сквозь туман крем­ни­стый путь бле­стит; Ночь тиха. Пу­сты­ня внем­лет богу, И звез­да с звез­дою го­во­рит.

Пу­сты­ня раз­го­ва­ри­ва­ет с богом, звез­да раз­го­ва­ри­ва­ет со звез­дою. Весь мир по­гру­жен в некий мол­ча­ли­вый диа­лог. И по­это­му:

В небе­сах тор­же­ствен­но и чудно! Спит земля в си­я­ньи го­лу­бом...

От­ку­да Лер­мон­тов уви­дел эту землю, си­я­ю­щую го­лу­бым све­том? Ведь толь­ко спу­стя более ста лет Га­га­рин (рис. 12)

Ю.А. Га­га­рин

Рис. 12. Ю.А. Га­га­рин

смог это сде­лать. Тут лю­бо­пыт­но, что пер­со­наж взмы­ва­ет в небе­са и об­ре­та­ет некие все­лен­ские взгля­ды на мир, тем самым давая и мас­штаб всему сти­хо­тво­ре­нию. Речь идет о ми­ро­зда­нии. В нем все бле­стя­ще, тор­же­ствен­но и чудно, толь­ко в нем нет места че­ло­ве­ку.

Что же мне так боль­но и так труд­но? Жду ль чего? жалею ли о чём?

У лер­мон­тов­ско­го пер­со­на­жа путь в ни­ку­да:

Уж не жду от жизни ни­че­го я, И не жаль мне про­шло­го ни­чуть; Я ищу сво­бо­ды и покоя!

Тоже зна­чи­тель­ная лер­мон­тов­ская тема, по­то­му что это же­ла­ние об­ре­сти себя в буре нам из­вест­но по лер­мон­тов­ско­му «Па­ру­су». Но эта сво­бо­да тут же со­еди­ня­ет­ся не толь­ко с бурей, но и с по­ко­ем, гар­мо­ни­ей.

Я б хотел за­быть­ся и за­снуть!

По­то­му что в этом мире, в этой все­лен­ной нет места лер­мон­тов­ско­му герою. Он его на­хо­дит в этом стран­ном со­сто­я­нии, ко­то­рое будет опи­са­но чуть ниже:

Но не тем хо­лод­ным сном мо­ги­лы... Я б желал на­ве­ки так за­снуть, Чтоб в груди дре­ма­ли жизни силы, Чтоб дыша взды­ма­лась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про лю­бовь мне слад­кий голос пел, Надо мной чтоб вечно зе­ле­нея Тём­ный дуб скло­нял­ся и шумел.

Где раз­во­ра­чи­ва­ет­ся это про­стран­ство? В каком месте, на­ко­нец, об­ре­та­ет сво­бо­ду и покой лер­мон­тов­ский герой? По­лу­сон – по­лу­явь, по­лу­жизнь – по­лу­смерть. Од­на­ко в этой по­лу­смер­ти об­на­ру­жи­ва­ют­ся об­ра­зы, свя­зан­ные с жиз­нью: про лю­бовь поет голос слад­кий вся ночь и весь день, тем­ный дуб скло­ня­ет­ся и шумит, но в каком месте об­ре­та­ет эту стран­ную гар­мо­нию лер­мон­тов­ский герой, так и оста­ет­ся неяс­но. Такая по­пыт­ка Лер­мон­то­ва пе­ре­дать без­услов­ное же­ла­ние героя об­ре­сти в зем­ной жизни свой во­пло­щен­ный идеал с од­но­вре­мен­ным ощу­ще­ни­ем невоз­мож­но­сти это сде­лать при­во­дит к тому, что воз­ни­ка­ют такие уди­ви­тель­ные об­ра­зы, ко­то­рые со­еди­ня­ют в себе од­но­вре­мен­но диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ные, с ло­ги­че­ской точки зре­ния, мо­ти­вы, ко­то­рые при этом Лер­мон­тов как поэт умуд­ря­ет­ся об­ла­чить не толь­ко в по­нят­ные, не толь­ко в оче­вид­ные, но и в такие про­стые и ясные ху­до­же­ствен­ные об­ра­зы. 

Вопросы к конспектам

Про­чи­тай­те био­гра­фию Лер­мон­то­ва в несколь­ких ис­точ­ни­ках, со­ставь­те кон­спект ос­нов­ных жиз­нен­ных со­бы­тий поэта.

Про­ана­ли­зи­руй­те сти­хо­тво­ре­ния Лер­мон­то­ва («Парус», «Когда вол­ну­ет­ся жел­те­ю­щая нива», «Вы­хо­жу один я на до­ро­гу») с точки зре­ния их об­раз­но­сти.

* Со­ставь­те таб­ли­цу ос­нов­ных и наи­бо­лее часто ис­поль­зо­ван­ных мо­ти­вов в твор­че­стве Лер­мон­то­ва, на­ве­ди­те при­ме­ры.

Последнее изменение: Четверг, 22 Июнь 2017, 14:53