Н.М. Рубцов. Стихотворения

 Введение

Сегодня мы по­зна­ко­мим­ся с по­э­зи­ей Ни­ко­лая Руб­цо­ва. Эпи­гра­фом будут слова кри­ти­ка В.А. Обо­ту­ро­ва о по­э­зии Н. Руб­цо­ва:

«Жиз­не­утвер­жда­ю­щая и груст­ная, зо­ву­щая к раз­ду­мью и дей­ствию, по­э­зия Руб­цо­ва на­стра­и­ва­ет душу че­ло­ве­ка на волны добра и уча­стия к людям. Без по­уче­ний и на­зи­да­ний зовёт она к со­стра­да­нию и со­вест­ли­во­сти, а в хаосе про­ти­во­ре­чи­вых слу­чай­но­стей по­мо­га­ет от­крыть гар­мо­нич­ность це­ло­го мира…» (Рис. 1.)

 

Ни­ко­лай Руб­цов

Рис. 1. Ни­ко­лай Руб­цов

В справ­ке о себе поэт за­ме­чал: «Давно уже в сель­ской жизни про­ис­хо­дят круп­ные из­ме­не­ния, но для меня все же до­ка­ти­лись по­след­ние волны ста­рин­ной рус­ской са­мо­быт­но­сти, в ко­то­рой было много пре­крас­но­го, по­э­ти­че­ско­го».

В цен­тре по­э­зии Н. Руб­цо­ва рас­кол, су­ще­ству­ю­щий в со­вре­мен­ном мире, тра­ги­че­ская судь­ба лич­но­сти. Устой­чи­вые мо­ти­вы си­рот­ства, стран­ни­че­ства живут в его по­э­зии и до­пол­ня­ют друг друга. Ос­нов­ны­ми мо­ти­ва­ми твор­че­ства можно на­звать Ро­ди­ну, при­ро­ду, рус­ских людей и мир че­ло­ве­че­ской души.

Поэт разыс­ки­вал древ­ние книги с пе­сен­ны­ми тек­ста­ми, слу­шал песни и сам очень любил петь.

По­э­зия Н. Руб­цо­ва уди­ви­тель­но му­зы­каль­на, около 130 его сти­хо­тво­ре­ний по­ло­же­ны на му­зы­ку. Руб­цов писал не толь­ко песни, но и ро­ман­сы, бал­ла­ды. Во мно­гом его твор­че­ство впи­та­ло на­род­ную по­э­зию, а для на­род­но­го твор­че­ства ха­рак­тер­на сим­во­ли­че­ская об­раз­ность. Очень мно­гие об­ра­зы-сим­во­лы Руб­цов за­им­ству­ет из на­род­ной по­э­зии, мно­гие из них он со­зда­ет сам. Важ­ной чер­той стиля поэта яв­ля­ет­ся сим­во­лич­ность. Рас­смот­рим об­ра­зы ли­ри­ки Н. Руб­цо­ва.

Анализ стихотворений

Одна из глав­ных при­мет на­род­ной сим­во­ли­ки – это бе­ре­за. Про­чи­та­ем от­ры­вок из сти­хо­тво­ре­ния «Бе­ре­за».

 

Русь моя, люблю твои бе­ре­зы!
С пер­вых лет я с ними жил и рос.
По­то­му и на­бе­га­ют слезы...

 

Образ бе­ре­зы ас­со­ци­и­ру­ет­ся у поэта с об­ра­зом ма­те­ри, с об­ра­зом род­ной земли, с об­ра­зом Рос­сии.

Также сим­во­лич­но сти­хо­тво­ре­ние «Жу­рав­ли». Жу­рав­ли все­гда были пти­ца­ми, лю­би­мы­ми на­ро­дом, и неда­ром, уви­дев уле­та­ю­щий косяк жу­рав­лей, кри­ча­ли: «Ко­ле­сом до­ро­га!» (Воз­вра­щай­тесь об­рат­но).

 

                         Жу­рав­ли

Меж бо­лот­ных ство­лов кра­со­вал­ся во­сток ог­не­ли­кий…
Вот на­сту­пит ок­тябрь – и по­ка­жут­ся вдруг жу­рав­ли!
И раз­бу­дят меня, по­зо­вут жу­рав­ли­ные крики
Над моим чер­да­ком, над бо­ло­том, за­бы­тым вдали…
Ши­ро­ко по Руси пред­на­зна­чен­ный срок увя­да­нья
Воз­ве­ща­ют они, как ска­за­ние древ­них стра­ниц.
Всё, что есть на душе, до конца вы­ра­жа­ет ры­да­нье
И вы­со­кий полёт этих гор­дых про­слав­лен­ных птиц.

Ши­ро­ко на Руси машут пти­цам со­глас­ные руки.
И за­бы­тость болот, и утра­ты зно­бя­щих полей –
Это вы­ра­зят всё, как ска­за­нье, небес­ные звуки,
Да­ле­ко раз­гла­сит уле­та­ю­щий плач жу­рав­лей…
Вот летят, вот летят… От­во­ри­те ско­рее во­ро­та!
Вы­хо­ди­те ско­рей, чтоб взгля­нуть на лю­бим­цев своих!
Вот за­молк­ли – и вновь си­ро­те­ет душа и при­ро­да
От­то­го, что – молчи! – так никто уж не вы­ра­зит их…

 

Пе­чаль­ный плач этих гор­дых птиц слов­но свя­зы­ва­ет про­шлое и на­сто­я­щее Ро­ди­ны. Автор в сти­хо­тво­ре­нии стре­мит­ся об­ра­тить вни­ма­ние чи­та­те­ля на кра­со­ту при­ро­ды, бес­ко­неч­ность мира.

На при­ме­ре пер­вой стро­ки опре­де­лим сти­хо­твор­ный раз­мер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние.


Мж бло՛тных ствло՛в крсва՛лся всто՛к гнли՛кй…

 

Сти­хо­тво­ре­ние на­пи­са­но пя­ти­стоп­ным ана­пе­стом.

Ана­пест – трех­слож­ный сти­хо­твор­ный раз­мер с уда­ре­ни­ем на по­след­ний слоге.

У Н. Руб­цо­ва есть и новые об­ра­зы-сим­во­лы, на­при­мер па­ро­ход, поезд, са­мо­лет. Этот об­раз­ный строй воз­ни­ка­ет в стихе «По­свя­ще­ние другу».

 

       По­свя­ще­ние другу

За­мер­за­ют мои ге­ор­ги­ны.
И по­след­ние ночи близ­ки.
И на комья жел­те­ю­щей глины
За огра­ду летят ле­пест­ки…

Нет, меня не по­ра­ду­ет – что ты!-
Оди­но­кая стран­ствий звез­да.
Про­ле­те­ли мои са­мо­ле­ты,
Про­сви­сте­ли мои по­ез­да.

Про­гу­де­ли мои па­ро­хо­ды,
Про­скри­пе­ли те­ле­ги мои,-
Я при­шел к тебе в дни непо­го­ды,
Так из­воль, хоть водой напои!

Не по­рвать мне жи­тей­ские цепи,
Не умчать­ся, гла­за­ми горя,
В пу­га­чев­ские воль­ные степи,
Где гу­ля­ла душа бун­та­ря.

Не по­рвать мне му­чи­тель­ной связи
С дол­гой осе­нью нашей земли,
С де­рев­цом у сырой ко­но­вя­зи,
С жу­рав­ля­ми в хо­лод­ной дали…

Но люблю тебя в дни непо­го­ды
И желаю тебе на­все­гда,
Чтоб гу­де­ли твои па­ро­хо­ды,
Чтоб сви­сте­ли твои по­ез­да!

Это сти­хо­тво­ре­ние на­пи­са­но в форме ли­ри­че­ско­го мо­но­ло­га. Автор раз­мыш­ля­ет о самом со­кро­вен­ном – о любви к Ро­дине. Цветы в на­ро­де – это сим­вол твор­че­ства, и мы по­ни­ма­ем по пер­вой стро­фе, что ли­ри­че­ский герой ощу­ща­ет неудо­вле­тво­рен­ность, ис­пы­ты­ва­ет необ­хо­ди­мость по­ис­ка но­во­го жиз­нен­но­го пути. Герой с иро­ни­ей вспо­ми­на­ет о про­шлом: «Про­гу­де­ли мои па­ро­хо­ды, про­скри­пе­ли те­ле­ги мои». Но несмот­ря на раз­лич­ные невзго­ды в жизни, силы ли­ри­че­ско­му герою дает лю­бовь к Ро­дине, и по­яв­ля­ет­ся на­деж­да:

 

Но люблю тебя в дни непо­го­ды
И желаю тебе на­все­гда,
Чтоб гу­де­ли твои па­ро­хо­ды,
Чтоб сви­сте­ли твои по­ез­да!

 

Дом в ли­ри­ке Руб­цо­ва – это еще один об­раз-сим­вол. Дом – то, к чему все­гда стре­мил­ся сам поэт, но так и не обрел. Пред­став­ле­ние рус­ско­го на­ро­да о доме как о при­ста­ни­ще добра, уюта, тепла во­пло­ще­но в твор­че­стве Руб­цо­ва (рис. 2). Поэт бе­реж­но про­но­сит это пред­став­ле­ние через свою по­э­зию.

А.М. Вас­не­цов «В гор­ни­це древ­не­рус­ско­го дома мос­ков­ских вре­мен»

Рис. 2. А.М. Вас­не­цов «В гор­ни­це древ­не­рус­ско­го дома мос­ков­ских вре­мен»

Лич­ная судь­ба поэта, его лич­ная си­рот­ская судь­ба сов­па­да­ет с на­род­ным ми­ро­ощу­ще­ни­ем.

                       

             Рус­ский ого­нек

По­гру­же­ны в то­ми­тель­ный мороз,
Во­круг меня снега оце­пе­не­ли!
Оце­пе­не­ли ма­лень­кие ели,
И было небо тем­ное, без звезд.
Какая глушь! Я был один живой,
Один живой в бес­край­нем мерт­вом поле!
Вдруг    тихий свет
(при­гре­зив­ший­ся, что ли?)
Мельк­нул в пу­стыне, как сто­ро­же­вой...
Я был со­всем как снеж­ный че­ло­век,
Входя в избу (по­след­няя на­деж­да!),
И услы­хал, отря­хи­вая снег:
– Вот печь для вас и теп­лая одеж­да...
Потом хо­зяй­ка слу­ша­ла меня,
Но в туск­лом взгля­де
Жизни было мало,
И, непо­движ­но сидя у огня,
Она со­всем, ка­за­лось, за­дре­ма­ла...
Как много жел­тых сним­ков на Руси
В такой про­стой и бе­реж­ной опра­ве!
И вдруг от­крыл­ся мне и по­ра­зил
Си­рот­ский смысл се­мей­ных фо­то­гра­фий:
Огнем, враж­дой земля пол­ным-пол­на,
И близ­ких всех душа не по­за­бу­дет!..
– Скажи, ро­ди­мый, будет ли война?
И я ска­зал: 
– На­вер­ное, не будет.
– Дай Бог, дай Бог...
Ведь всем не уго­дишь,
А от раз­до­ра поль­зы не при­бу­дет...
И вдруг опять:
– Не будет, го­во­ришь?
– Нет, – го­во­рю, – на­вер­ное, не будет.
– Дай Бог, дай Бог...
И долго на меня
Она смот­ре­ла, как глу­хо­не­мая,
И, го­ло­вы седой не под­ни­мая,
Опять си­де­ла тихо у огня.
Что сни­лось ей?
Весь этот белый свет,
Быть может, встал пред нею в то мгно­ве­нье?..
Но я глу­хим брен­ча­ни­ем монет
Пре­рвал ее ста­рин­ные ви­де­нья...
– Гос­подь с тобой! Мы денег не берем!
– Что ж, – го­во­рю, – желаю вам здо­ро­вья!
За все добро рас­пла­тим­ся доб­ром,
За всю лю­бовь рас­пла­тим­ся лю­бо­вью...
Спа­си­бо, скром­ный рус­ский ого­нек,
За то, что ты в пред­чув­ствии тре­вож­ном
Го­ришь для тех, кто в поле без­до­рож­ном
От всех дру­зей от­ча­ян­но далек,
За то, что, с доб­рой верою дружа,
Среди тре­вог ве­ли­ких и раз­боя
Го­ришь, го­ришь, как доб­рая душа,
Го­ришь во мгле – и нет тебе покоя...

Автор ком­по­зи­ци­он­но вы­де­ля­ет три части сво­е­го сти­хо­тво­ре­ния. Под­бе­рем стро­ки, ко­то­ры­ми бы можно было оза­гла­вить каж­дую часть.

1 Часть: «По­след­няя на­деж­да…»

2 Часть: «За все добро рас­пла­тим­ся доб­ром,
                           За всю лю­бовь рас­пла­тим­ся лю­бо­вью…»

3 Часть: «Спа­си­бо, скром­ный рус­ский ого­нек...»

 

Самым глав­ным об­ра­зом-сим­во­лом в этом сти­хо­тво­ре­нии яв­ля­ет­ся образ дома, при­ста­ни­ща души, ко­то­рое по­мог­ло со­греть стран­ни­ка. Важны об­ра­зы огня, звезд, рус­ской жен­щи­ны. Очень важен по­яв­ля­ю­щий­ся в пер­вой части мотив оди­но­че­ства. Несмот­ря на этот мотив, поэт го­во­рит, что каж­до­му че­ло­ве­ку в жизни может по­вез­ти: встре­тит­ся дру­гая душа, ко­то­рая обо­гре­ет его. Даже в самом на­зва­нии при­сут­ству­ет сим­вол-об­раз огня. Слово «огонь» в сти­хо­тво­ре­нии мно­го­знач­но. Это и спа­си­тель­ный свет от избы, это и туск­лый огонь в гла­зах хо­зяй­ки, и огонь в печи.

 Вывод

Мно­гие могут по­ду­мать, что по­э­зия Ни­ко­лая Руб­цо­ва груст­ная и пе­чаль­ная, но на самом деле она ско­рее чи­стая, вдум­чи­вая, «род­ни­ко­вая». 

Вопросы к конспектам

1. Найти песни на стихи Н. Руб­цо­ва.

2. На­ри­со­вать ил­лю­стра­цию к лю­бо­му сти­хо­тво­ре­нию поэта.

3. На­пи­сать ре­фе­рат/ста­тью «Тема Ро­ди­ны в твор­че­стве Н. Руб­цо­ва».

Последнее изменение: Суббота, 17 Июнь 2017, 15:02