Комедия Фонвизина «Недоросль»

 1. Эпиграф к уроку

 «Пред­став­ле­на в пер­вый раз в Санкт-Пе­тер­бур­ге,

сен­тяб­ря 24 дня 1782 года,

на счет пер­во­го при­двор­но­го ак­те­ра г. Дмит­рев­ско­го,

в ко­то­рое время несрав­нен­но театр был на­пол­нен,

и пуб­ли­ка ап­ло­ди­ро­ва­ла пьесу ме­та­ни­ем ко­шель­ков».  

Из жур­на­ла «Дра­ма­ти­че­ский сло­варь»

 2. Значение названия

Что же зна­чит «недо­росль»? Недо­росль – это мо­ло­дой дво­ря­нин, не за­кон­чив­ший об­ра­зо­ва­ние и не по­сту­пив­ший на служ­бу. Надо ска­зать, что этому слову, как и слову «бри­га­дир» с лег­кой фон­ви­зин­ской руки не очень по­вез­ло. Оно пе­ре­ста­ло быть ней­траль­ным и стало на­ри­ца­тель­ным. Если про ко­го-то сей­час го­во­рят «недо­росль», то имеют в виду «Мит­ро­фа­нуш­ка». Это осо­бен­ность клас­си­че­ских ко­ме­дий, или же ко­ме­дий ха­рак­те­ров, когда в цен­тре – одна ка­кая-то очень важ­ная черта, и эта черта все­гда пре­уве­ли­че­на. Имен­но по­это­му имя легко ста­но­вит­ся на­ри­ца­тель­ным.

Комедия Фонвизина «Недоросль»

Рис. 1 Комедия Фонвизина «Недоросль»

Глав­ный успех в ис­пол­не­нии роли выпал на долю Дмит­рев­ско­го. Не по­то­му толь­ко, что он был за­ме­ча­тель­ный актер, а по­то­му, что он играл очень вы­иг­рыш­ную роль – роль Ста­ро­ду­ма.  «Недо­рос­ля» ста­вят и сей­час. Но сей­час все бес­ко­неч­ные диа­ло­ги по­ло­жи­тель­ных ге­ро­ев ста­ра­ют­ся мак­си­маль­но со­кра­тить, по­сколь­ку слу­шать ора­тор­ские об­ра­ще­ния к залу со сцены необы­чай­но тя­же­ло. Уже В.О. Клю­чев­ский (ис­то­рик и ли­те­ра­тор вто­рой по­ло­ви­ны 19 века) на­звал по­ло­жи­тель­ных ге­ро­ев «Недо­рос­ля» «мо­ра­ли­зи­ру­ю­щи­ми ма­не­ке­на­ми». А для людей, ко­то­рые со­бра­лись в 1782 году в те­ат­раль­ную залу, самым зло­бо­днев­ным, самым ост­рым, самым ин­те­рес­ным в пьесе была имен­но речь по­ло­жи­тель­ных ге­ро­ев.

 3. Современные постановки «Недоросля»

Ре­че­вая ха­рак­те­ри­сти­ка

Для того чтобы лучше по­нять смысл лю­бо­го про­из­ве­де­ния, необ­хо­ди­мо не про­сто его про­честь, но и про­ана­ли­зи­ро­вать его пер­со­на­жей, в част­но­сти – их речь. Что ка­са­ет­ся фон­ви­зин­ской ко­ме­дии, то ее осо­бен­но­стью была сти­хия про­сто­ре­чия, ко­то­рую невоз­мож­но было не за­ме­тить. Вот как го­во­рят герои «Недо­рос­ля».

Речь Ста­ро­ду­ма, на­при­мер, очень афо­ри­стич­на. Он на­сто­я­щий ора­тор:  «Невеж­да без души – зверь». «Го­раз­до чест­нее быть без вины обой­де­ну, неже­ли без за­слуг по­жа­ло­ва­ну». «Имей серд­це, имей душу – и бу­дешь че­ло­век во вся­кое время». «На­лич­ные день­ги – не на­лич­ные до­сто­ин­ства». «Зо­ло­той бол­ван – все бол­ван». «Ду­шев­но­го по­чте­ния до­сто­ин толь­ко тот, кто в чинах не по день­гам, а в знати не по чинам». Важно за­ме­тить, что Ста­ро­дум очень хо­ро­шо чув­ству­ет, с кем он го­во­рит. Ска­жем, с Про­ста­ко­вой он го­во­рит не так как с Прав­ди­ным, или с Ми­ло­ном, или с Со­фьей.  С Про­ста­ко­вой он может ска­зать: «за­те­вать», «ма­сте­ри­ца тол­ко­вать», «ба!», «я чаю» (то есть я думаю, чув­ствую). Также весь­ма по­ка­за­тель­ным есть его ответ Про­ста­ко­вой: «Знаю, знаю, что че­ло­ве­ку нель­зя быть ан­ге­лом. Да не на­доб­но быть и чер­том».

Если спро­сить, что оха­рак­те­ри­зу­ет речь Про­ста­ко­вой, то это, пре­жде всего, гру­бые бран­ные слова: «плуты», «воры», «мо­шен­ни­ки», «всех при­бить велю до смер­ти», «но те­перь-то дам я зорю ка­на­льям, своим людям». При этом ее речь может быть полна по­сло­виц («По­вин­ную го­ло­ву меч не сечет»), неж­ных слов («нещич­ко» - об­ра­ще­ние к сыну), книж­ных вы­ра­же­ний («из­ряд­ный вы­мы­сел»,  «амур­ное пись­мо»). Но глав­ное – это брань («рыло», «мо­шен­ник», «во­ров­ская харя», «скот», «бол­ван», «бес­тия», «урод»).

Ку­тей­кин го­во­рит цер­ков­но-сла­вян­ской речью, так как он се­ми­на­рист: «От­пус­кать бла­го­во­ли­те?», «зван бых, и при­и­дох», «по­сра­мих­ся ока­ян­ный».

Цы­фир­кин, сол­дат, пре­по­да­ю­щий ариф­ме­ти­ку, прост. Речь его сол­дат­ская и полна вся­ко­го рода цифр и чисел. «Что при­ка­зу будет, ваше бла­го­ро­дие?». «Так: на те де­сять руб­лей я из­но­сил са­по­гов в два года. Мы и квиты». «Я го­су­да­рю слу­жил с лиш­ком два­дцать лет. За служ­бу день­ги брал, по-пу­сто­му не бирал и не возь­му». «И! Ваше бла­го­ро­дие. Я сол­дат». То есть, его речь свя­за­на с родом за­ня­тий, и таким при­е­мом часто поль­зу­ют­ся в клас­си­че­ских ко­ме­ди­ях.

Что ка­са­ет­ся «ме­та­ния ко­шель­ков», то так пуб­ли­ка вы­ра­жа­ла свое одоб­ре­ние. На сцену дей­стви­тель­но бро­са­ли ко­шель­ки с зо­ло­ты­ми и се­реб­ря­ны­ми мо­не­та­ми, ко­то­рые, соб­ствен­но, и со­став­ля­ли до­пол­ни­тель­ную на­гра­ду ак­те­рам.

 

4. Проблематика пьесы

Если го­во­рить о том, что ста­но­вит­ся ясно при пер­вом чте­нии, то эта пьеса о вос­пи­та­нии и об­ра­зо­ва­нии мо­ло­до­го дво­ря­ни­на, а также о же­сто­ких нра­вах по­ме­щи­цы Про­ста­ко­вой. Но в про­из­ве­де­нии за­тра­ги­ва­ет­ся на­мно­го боль­ше во­про­сов и тем, ак­ту­аль­ных по сей день.

Вот что лю­бо­пыт­но: в рус­ской ли­те­ра­ту­ре есть много при­ме­ров очень тро­га­тель­ной пре­дан­но­сти ста­ро­го слуги или ста­рой няни сво­е­му мо­ло­до­му ба­ри­ну. Это по­э­ти­зи­ру­ет­ся. Вспом­ни­те, хотя бы, Дуб­ров­ско­го. А здесь трез­вый Ста­ро­дум го­во­рит, что если мо­ло­до­го дво­ря­ни­на вос­пи­ты­ва­ет кре­пост­ная раба (нянь­ка Ере­ме­ев­на, ко­то­рую ино­гда еще на­зы­ва­ют мамой, то есть кор­ми­ли­цей), то, в конце кон­цов, по­лу­ча­ет­ся два раба: сама вос­пи­та­тель­ни­ца и мо­ло­дой барин.

Во­прос о том, как об­ра­зо­вы­вать, как вос­пи­ты­вать мо­ло­до­го дво­ря­ни­на – для Фон­ви­зи­на один из самых важ­ных. По­то­му что для Фон­ви­зи­на мо­ло­дой дво­ря­нин – это не толь­ко права, ко­то­рые он по­лу­чил в 1762 году от Петра III с Ука­зом о воль­но­сти дво­рян­ства.  Дво­ря­нин по­лу­чил обя­зан­но­сти, ко­то­рые долж­ны быть за­ло­же­ны в его со­зна­нии. Слово «долг», «дол­жен» – очень важ­ные для Фон­ви­зи­на. И вос­пи­тать че­ло­ве­ка для го­су­дар­ства, для его блага, для слу­же­ния го­су­дар­ству – вот за­да­ча вос­пи­та­ния и об­ра­зо­ва­ния.

Указ о воль­но­сти дво­рян­ству

Рис. 2. Указ о воль­но­сти дво­рян­ству

Неча­ян­ные на­ме­ки

Кон­дра­тий Фе­до­ро­вич Ры­ле­ев, по­эт-де­каб­рист, в по­сла­нии Гне­ди­чу писал: «Судь­бу по­доб­ную ж Фон­ви­зин пре­тер­пел, И Змей­ки­на, себя узнав­ши в Про­ста­ко­вой, Су­ли­ла ав­то­ру жизнь скуч­ную в удел В стране да­ле­кой и су­ро­вой…». Какая же Змей­ки­на могла ис­пор­тить жизнь Фон­ви­зи­ну? Толь­ко одна – Ека­те­ри­на. То есть, по мысли Ры­ле­е­ва, явно не при­ду­ман­ной им, а от­ра­жа­ю­щей мне­ние, пусть не общее, но, во вся­ком слу­чае, рас­про­стра­нен­ное, Фон­ви­зин в Про­ста­ко­вой на­ме­ка­ет на Ека­те­ри­ну. Какие ар­гу­мен­ты есть в поль­зу этой точки зре­ния? Во-пер­вых, име­ни­ем управ­ля­ет не хо­зя­ин, а хо­зяй­ка. Хо­зя­ин явно устра­нен, и, со­вер­шив пе­ре­во­рот, Ека­те­ри­на объ­яви­ла в ма­ни­фе­сте, что су­пруг ее, Петр Фе­до­ро­вич, был не годен для управ­ле­ния го­су­дар­ством. По­слу­ша­ем Про­ста­ко­ву: «Как те­ле­нок, мой ба­тюш­ка, от­то­го-то у нас в доме все и из­ба­ло­ва­но. Ведь у него нет того смыс­лу, чтоб в доме была стро­гость, чтоб на­ка­зать путем ви­но­ва­то­го. Все сама управ­ля­юсь, ба­тюш­ка. С утра до ве­че­ра, как за язык по­ве­ше­на, рук не по­кла­ды­ваю: то бра­нюсь, то де­русь; тем и дом дер­жит­ся, мой ба­тюш­ка!».

У Ека­те­ри­ны есть лю­бим­цы, и у Про­ста­ко­вой есть лю­би­мец – ее сын. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что Про­ста­ко­ва со­вер­шен­но са­мо­дер­жав­на, и на то, как пред­став­ля­ют­ся Ста­ро­ду­му ее до­маш­ние. Про­ста­ков го­во­рит: «я женин муж», Ско­ти­нин – «я сест­рин брат», Мит­ро­фан – «а я ма­туш­кин сынок». Кста­ти, Мит­ро­фан по-гре­че­ски и озна­ча­ет «сын своей ма­те­ри».

При­дет­ся со­гла­сить­ся со Ста­ни­сла­вом Бо­ри­со­ви­чем Рас­са­ди­ным: «И все-та­ки Фон­ви­зин этого на­ме­ка не хотел, не имел в виду». А так бы­ва­ет: автор даже не по­до­зре­ва­ет об этом скры­том смыс­ле, а по­том­ки, или даже со­вре­мен­ни­ки этот скры­тый смысл об­на­ру­жи­ва­ют. Это свой­ство лю­бо­го боль­шо­го про­из­ве­де­ния. Оно не оста­ет­ся неиз­мен­ным. Оно ме­ня­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от того, в какое время и кто его чи­та­ет, смо­рит, слу­ша­ет.

Еще одно важ­ное место в пьесе за­ни­ма­ет про­ти­во­по­став­ле­ние вре­ме­ни Петра вре­ме­ни Ека­те­ри­ны. Так, из рас­ска­за Ста­ро­ду­ма о своем отце (ко­то­рый слу­жил при Петре) можно по­нять, что это было пра­виль­ное время, когда че­ло­ве­ку го­во­ри­ли «ты», по­то­му что це­ни­ли по делам, а не по свя­зям. Пред­ставь­те, ка­ко­го это было чи­тать Ека­те­рине (она счи­та­ла себя пре­ем­ни­цей Петра, про­дол­жа­тель­ни­цей его дела), а тут – про­ти­во­по­став­ле­ние.  Но есть в пьесе еще одна важ­ная тема, ко­то­рая, может, и не видна с пер­во­го взгля­да. Ста­ро­дум рас­ска­зы­ва­ет о том, что он ка­кое-то время пы­тал­ся слу­жить при дворе, а потом ушел. На что Прав­дин от­ве­ча­ет: «С ва­ши­ми пра­ви­ла­ми людей не от­пус­кать от двора, а ко двору при­зы­вать на­доб­но. Это за тем, за чем к боль­ным врача при­зы­ва­ют». А Ста­ро­дум го­во­рит: «Тщет­но звать врача к боль­ным неис­цель­но. Тут врач не по­со­бит, разве сам за­ра­зит­ся» (это о дворе им­пе­ра­три­цы). 

Во­об­ще, сей­час читая эту ко­ме­дию, хо­ро­шо бы каж­до­му чи­та­те­лю пред­став­лять ее на сцене, как бы се­год­ня ее по­ста­ви­ли. Что из того, что об­суж­да­ют герои «Недо­рос­ля» се­год­ня важно, ак­ту­аль­но, ин­те­рес­но зри­те­лю, а что уже ушло. На­при­мер, в «Недо­рос­ле» мно­гие герои (и по­ло­жи­тель­ные, близ­кие ав­то­ру, и са­ти­ри­че­ски изоб­ра­жен­ные) го­во­рят о своих отцах, что для Фон­ви­зи­на неслу­чай­но. А также о том, что вос­пи­та­ние очень мно­гое опре­де­ля­ет в ха­рак­те­ре че­ло­ве­ка.

По­э­ти­ка

По­э­ти­ка здесь озна­ча­ет си­сте­му ху­до­же­ствен­ных средств, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют клас­си­че­ской ко­ме­дии. Это, на­при­мер, го­во­ря­щие имена: Ско­ти­нин, Враль­ман, Софья, Милон, Прав­дин, а также их чет­кое раз­де­ле­ние на по­ло­жи­тель­ных (Прав­дин, Ста­ро­дум, Милон, Софья) и са­ти­ри­че­ских (Про­ста­ков, Про­ста­ко­ва, Ско­ти­нин, Мит­ро­фан). И даже пер­со­на­жей, ко­то­рых нель­зя од­но­знач­но от­не­сти ни к по­ло­жи­тель­ным, ни к са­ти­ри­че­ским, тоже чет­ве­ро: Ере­ме­ев­на, Цы­фир­кин, Ку­тей­кин и Враль­ман.

Также в про­из­ве­де­нии есть де­ле­ние на 5 актов (как и в каж­дой клас­си­че­ской пьесе), при­чем в 5 акте (если это ко­ме­дия) – счаст­ли­вая раз­вяз­ка. Здесь есть три един­ства: един­ство вре­ме­ни (все про­ис­хо­ди в те­че­ние при­мер­но одних суток), един­ство места (все про­ис­хо­дит в одном месте – в доме Про­ста­ко­вой) и един­ство дей­ствия (ничто не от­кло­ня­ет­ся от глав­ной ин­три­ги). Все это свой­ствен­но клас­си­че­ской ко­ме­дии, ко­то­рая, пре­жде всего, стро­ит­ся на ко­миз­ме ха­рак­те­ров. Но здесь важны и несце­ни­че­ские пер­со­на­жи (пер­со­на­жи, ко­то­рые на сцене не по­яв­ля­ют­ся, но упо­ми­на­ют­ся в пьесе). Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что все слу­чай­но­сти в «Недо­рос­ле» на поль­зу по­ло­жи­тель­ным ге­ро­ям, хотя это и не яв­ля­ет­ся за­ко­но­мер­но­стью для дру­гих про­из­ве­де­ний.

В ко­ме­дии клас­си­циз­ма, осо­бен­но если она на­пи­са­на про­зой, и если там дей­ству­ют герои гру­бые, неред­ко бы­ва­ет гру­бая ко­ми­ка. В «Недо­рос­ле» это, на­при­мер, драка между Мит­ро­фа­ном и Ско­ти­ни­ным (когда Ско­ти­нин спра­ши­ва­ет у Мит­ро­фа­на, хочет ли тот же­нить­ся на Софье).

Есть в недо­рос­ле один мо­мент, ко­то­рый сей­час вос­при­ни­ма­ет­ся со­всем иначе, чем во вре­ме­на Фон­ви­зи­на. Это финал. Спро­си­те сами себя, жаль ли вам Про­ста­ко­ву, у ко­то­рой от­ня­ли име­ние, ко­то­рая бро­са­ет­ся к сыну, а тот ее от­вер­га­ет: «От­вя­жись, ма­туш­ка, чего на­вя­за­лась?». Этого Про­ста­ко­ва пе­ре­не­сти уже не может и па­да­ет в об­мо­рок. В ко­ме­дии не при­ня­то жа­леть са­ти­ри­че­ских пер­со­на­жей, но се­го­дняш­ним зри­те­лям Про­ста­ко­ву жаль. На­сколь­ко это было за­ду­ма­но Фон­ви­зи­ным? Оста­ет­ся толь­ко га­дать.

Так, об отце и о дя­дюш­ке, об от­но­ше­нии к служ­бе рас­ска­зы­ва­ет не толь­ко Ста­ро­дум, но и Про­ста­ко­ва. Кста­ти, она ведь со­всем не про­ста. По­че­му у нее такая фа­ми­лия? Да по­то­му что она за­му­жем за Про­ста­ко­вым – то есть, за про­ста­ком. А ее де­ви­чья фа­ми­лия – Ско­ти­ни­на. Так что отцы и дети – это тоже очень важ­ный и ин­те­рес­ный мотив в этой пьесе.

 5. Отношение Фонвизина к крепостному праву

Фон­ви­зин, как и Панин, и мно­гие его со­вре­мен­ни­ки (не толь­ко в Рос­сии, но и во Фран­ции, Ан­глии), а также пи­са­те­ли Древ­ней Гре­ции и Рима, ду­ма­ет о том, что же может предот­вра­тить го­су­дар­ство от дур­ных стра­стей и го­су­да­ря (как видно, го­су­дар­ство и го­су­дарь – не одно и то же). Го­су­дарь – че­ло­век, и им тоже власт­ву­ет страсть. Если гос­под­ству­ют дур­ные стра­сти, то тогда по­лу­ча­ет­ся, что го­су­дар­ство вве­ре­но при­хо­тям и играм этих стра­стей. Что же может огра­дить об­ще­ствен­ное благо от всего этого? Ока­зы­ва­ет­ся, толь­ко закон.  И в пьесе эта мысль есть (это, ко­неч­но, еще не чер­но­вик Кон­сти­ту­ции и не ка­кая-то тай­ная ру­ко­пись, ко­то­рую ни Панин, ни Фон­ви­зин не могли даже по­мыс­лить по­ка­зать ко­му-ни­будь из власть име­ю­щих), но этот намек есть. 

Еще один во­прос – когда до­стой­ный че­ло­век имеет право по­дать в от­став­ку? Ста­ро­дум ведь, рас­ска­зы­вая о том, что его обо­шли чином (чин и на­гра­ды по­лу­чил граф, не по­шед­ший на войну), при­зна­ет­ся в своей го­ряч­но­сти, со­жа­ле­ет о ней, вот он и по­да­ет в от­став­ку. А Прав­дин тогда спра­ши­ва­ет, когда же до­стой­ный че­ло­век имеет право по­дать в от­став­ку. На что Ста­ро­дум от­ве­ча­ет (а на все во­про­сы он от­ве­ча­ет со­вер­шен­но ис­чер­пы­ва­ю­ще) : «Когда он внут­ренне удо­сто­ве­рен, что служ­ба его оте­че­ству пря­мой поль­зы не при­но­сит». Как видим, пьеса была необы­чай­но зло­бо­днев­на. И если сей­час мы пом­ним из нее лишь «Не хочу учить­ся, а хочу же­нить­ся» или фразу По­тём­ки­на о ней «Умри, Денис, лучше не на­пи­шешь», то со­вре­мен­ни­ки ви­де­ли в этой пьесе очень много важ­ный во­про­сов.

Одним из них был во­прос о кре­пост­ном праве и о кре­стья­нах. И Прав­дин, и Ста­ро­дум по­сто­ян­но воз­му­ща­ют­ся же­сто­ки­ми нра­ва­ми Про­ста­ко­вой, ко­то­рая не при­ни­ма­ет своих кре­пост­ных за людей. Так, про боль­ную дво­ро­вую де­вуш­ку Па­лаш­ку она го­во­рит: «Лежит! Ах, она бес­тия! Лежит! Как будто бла­го­род­ная!». И когда ей  по­ло­жи­тель­ные герои го­во­рят, что нель­зя же­сто­ко об­ра­щать­ся с рав­ны­ми себе, тогда она го­во­рит: « На что ж дан нам указ о воль­но­сти дво­рян­ства?».

Про­ста­ко­ва и Па­лаш­ка

Рис. 3. Про­ста­ко­ва и Па­лаш­ка

Ка­ко­ва по­зи­ция Фон­ви­зи­на ка­са­тель­но этого во­про­са? На­вер­но, не сле­ду­ет де­лать из Фон­ви­зи­на ярого борца с кре­пост­ным пра­вом . Он вовсе не был им. Фон­ви­зи­на воз­му­ща­ли край­но­сти же­сто­ко­го об­ра­ще­ния с кре­стья­на­ми и с под­дан­ны­ми. Он как раз го­во­рил об обя­зан­но­стях по­ме­щи­ков по от­но­ше­нию к кре­пост­ным. Но сам ин­сти­тут кре­пост­но­го права был для него со­вер­шен­но непо­ко­ле­бим. И в от­ли­чие от Ра­ди­ще­ва, он со­вер­шен­но не со­би­рал­ся аги­ти­ро­вать за от­ме­ну кре­пост­но­го права.

 6. Положительная программа пьесы

Что же такое по­ло­жи­тель­ная про­грам­ма этой пьесы? В этой пьесе по­сто­ян­но встре­ча­ют­ся слова «скот», «жи­вот­ное». Ино­гда это ужас­но смеш­но. Вы­яс­ня­ет­ся, что Мит­ро­фан и его дядя Ско­ти­нин необы­чай­но любят сви­ней. На что Ско­ти­нин го­во­рит: «Что Мит­ро­фан любит сви­ней – это по­нят­но. Он мне родня. А вот я с чего люблю сви­ней?».  На что ему от­ве­ча­ют: «На­вер­но, тоже по род­ствен­но­му». Так что же зна­чит «скот»? Скот – это от­сут­ствие души и ра­зу­ма. Но раз это еще не 17 век во Фран­ции (то есть не клас­си­че­ский век ра­зу­ма, ко­то­рый на­сту­пил в Ев­ро­пе имен­но с на­ча­лом 17 сто­ле­тия, когда разум – это глав­ное что от­ли­ча­ет че­ло­ве­ка от жи­вот­но­го), то глав­ной счи­та­ет­ся имен­но душа, чув­стви­тель­ность. По­это­му Ста­ро­дум ска­жет, что «про­све­щен­ней­шая ум­ни­ца без души – это жал­кая тварь».

Очень важ­ной фи­гу­рой в про­из­ве­де­нии вы­сту­па­ет Прав­дин. Это го­су­дар­ствен­ный чи­нов­ник, ко­то­рый в итоге берет под опеку име­ние Про­ста­ко­вой. Есте­ствен­но, не по­то­му что имеет такое право, а по­то­му что это по­ве­ле­ние на­мест­ни­ка (пред­ста­ви­те­ля им­пе­ра­три­цы в круп­ных окру­гах, ко­то­рые объ­еди­ня­ют несколь­ко гу­бер­ний). То есть само пра­ви­тель­ство, выс­шая воля, склон­но на­ка­зы­вать зло, от­ста­и­вать спра­вед­ли­вость  и всту­пать­ся за оби­жен­ных. Это, ско­рее, урок ца­ри­це, чем от­ра­же­ние той ре­аль­но­сти, но урок очень важ­ный.

Вопросы к конспектам

1. Оха­рак­те­ри­зуй­те двух по­ло­жи­тель­ных и двух от­ри­ца­тель­ных ге­ро­ев пьесы, ука­зав осо­бен­но­сти их ха­рак­те­ра и речи, а также от­но­ше­ние к окру­жа­ю­щим людям.

2. Что такое «го­во­ря­щие имена»? На­зо­ви­те ге­ро­ев «Недо­рос­ля» с го­во­ря­щи­ми име­на­ми.

3. Пе­ре­чис­ли­те ос­нов­ные во­про­сы, под­ня­тые в пьесе, и по­дроб­но оха­рак­те­ри­зуй­те один из них.

4. * Про­чти­те пьесу по ролям.

Последнее изменение: Понедельник, 12 Июнь 2017, 00:18