«Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя (ум, находчивость)

 

14-й лист Рад­зи­вил­лов­ской ле­то­пи­си (спи­сок XV века, опи­сы­ва­ю­щий поход Ве­ще­го Олега на Ца­рь­град)

Рис. 1. 14-й лист Рад­зи­вил­лов­ской ле­то­пи­си (спи­сок XV века, опи­сы­ва­ю­щий поход Ве­ще­го Олега на Ца­рь­град)

«По­весть вре­мен­ных лет» была ос­нов­ным ис­точ­ни­ком све­де­ний о про­шлом рус­ской земли. Ле­то­пись была не толь­ко ин­те­рес­ным чте­ни­ем, но и очень важ­ным ис­то­ри­ко-по­ли­ти­че­ским до­ку­мен­том. Ле­то­пис­ный свод кроме крат­ких по­год­ных за­пи­сей со­дер­жит много про­из­ве­де­ний раз­лич­ных жан­ров той эпохи – это пре­да­ния, ска­за­ния, жития, по­уче­ния, ле­ген­дар­но-биб­лей­ские, бы­лин­но-ска­зоч­ные ска­за­ния и мно­гие дру­гие.

ЛЕ­ТО­ПИС­НЫЙ СВОД – одна из форм рус­ских сред­не­ве­ко­вых ис­то­ри­ко-ли­те­ра­тур­ных со­чи­не­ний. В сво­дах по­год­но (по годам) из­ла­га­лись со­бы­тия рус­ской ис­то­рии.

Перед об­ра­ще­ни­ем к тек­сту пре­да­ния «Ска­за­ние о бел­го­род­ском ки­се­ле», по­яс­ним зна­че­ние неко­то­рых слов, встре­ча­ю­щих­ся в про­из­ве­де­нии. ПРЕ­ДА­НИЕ – в на­род­но­по­э­ти­че­ском твор­че­стве по­вест­во­ва­ние, со­дер­жа­щее све­де­ния о ре­аль­ных лицах и со­бы­ти­ях; воз­ни­ка­ет из рас­ска­зов оче­вид­цев, но при пе­ре­да­че уда­ля­ет­ся от фак­ти­че­ской пер­во­ос­но­вы, под­вер­га­ясь воль­ной по­э­ти­че­ской ин­тер­пре­та­ции. ОСАДА – окру­же­ние вой­ска­ми укреп­лен­но­го места с целью его за­хва­та. ВЕЧЕ – со­бра­ние го­ро­жан для ре­ше­ния важ­ней­ших во­про­сов (рис. 2).

Ре­про­дук­ция кар­ти­ны А.М. Вас­не­цо­ва «Нов­го­род­ское вече»

Рис. 2. Ре­про­дук­ция кар­ти­ны А.М. Вас­не­цо­ва «Нов­го­род­ское вече»

ПЕ­ЧЕ­НЕ­ГИ – объ­еди­не­ние тюрк­ских и дру­гих пле­мен в VIII–IX веках в за­волж­ских сте­пях. Пе­че­не­ги – ко­чев­ни­ки-ско­то­во­ды, очень часто на­па­дав­шие на рус­ские земли. Лишь в 1036 году Яро­сла­ву Муд­ро­му уда­лось с ними спра­вить­ся (рис. 3).

«Плен­ные пе­че­не­ги». 1896. Эскиз ко­стю­ма к опере А.Н. Се­ро­ва «Ро­г­не­да»

Рис. 3. «Плен­ные пе­че­не­ги». 1896. Эскиз ко­стю­ма к опере А.Н. Се­ро­ва «Ро­г­не­да»

А те­перь об­ра­тим­ся к са­мо­му про­из­ве­де­нию:

«В лето 997. При­шли пе­че­не­ги и стали под Бел­го­ро­дом. И не да­ва­ли выйти из го­ро­да. Осада за­тя­ну­лась, и был в го­ро­де голод силь­ный.

И со­бра­ли в го­ро­де вече и ска­за­ли:

— Вот уже скоро умрем от го­ло­да. Сда­дим­ся пе­че­не­гам – может, они хоть ко­го-то оста­вят в живых, а то все умрем.

Один ста­рец, ко­то­рый не был на вече, спро­сил: «Зачем было вече?» И по­ве­да­ли ему люди, что утром хотят они сдать­ся пе­че­не­гам. Услы­шав об этом... по­слал он за го­род­ски­ми ста­рей­ши­на­ми и ска­зал им:

— По­слу­шай­те меня, не сда­вай­тесь еще три дня и сде­лай­те то, что я вам велю.

Они же с ра­до­стью обе­ща­ли по­слу­шать­ся.

И ска­зал им:

— Со­бе­ри­те хоть по гор­сти овса, пше­ни­цы или от­ру­бей.

Они со­бра­ли. И по­ве­лел жен­щи­нам сде­лать бол­туш­ку, из чего ки­сель варят, вы­ко­пать ко­ло­дец, а бол­туш­ку на­лить в кадку и опу­стить ее в ко­ло­дец. И велел вы­ко­пать дру­гой ко­ло­дец и по­ста­вить в него кадку и по­ис­кать меду. Нашли лу­кош­ко меду в кня­же­ской кла­до­вой. И при­ка­зал он раз­ба­вить мед и влить в кадку во вто­ром ко­лод­це.

На­ут­ро по­ве­лел он по­слать за пе­че­не­га­ми. И ска­за­ли го­ро­жане, придя к пе­че­не­гам:

— Возь­ми­те от нас за­лож­ни­ков, а сами по­шли­те де­сять мужей, чтобы по­смот­реть, что тво­рит­ся в го­ро­де нашем.

Пе­че­не­ги об­ра­до­ва­лись, по­ду­мав, что хотят им сдать­ся, вы­бра­ли луч­ших мужей и по­сла­ли в город.

И при­шли они в город, и ска­за­ли им люди:

— Зачем гу­би­те себя? Разве мо­же­те пе­ре­сто­ять нас? Даже, если бу­де­те, сто­ять де­сять лет, что вы сде­ла­е­те нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не ве­ри­те, по­смот­ри­те сво­и­ми гла­за­ми.

И при­ве­ли их к ко­лод­цу, где была бол­туш­ка ки­сель­ная, и по­черп­ну­ли вед­ром и вы­ли­ли в горш­ки. И когда сва­ри­ли ки­сель, взяли его и при­шли к дру­го­му ко­лод­цу и по­черп­ну­ли меду, и стали есть сами и дали пе­че­не­гам. И уди­ви­лись пе­че­не­ги и ска­за­ли: «Не по­ве­рят нам кня­зья наши, если не от­ве­да­ют сами».

Люди же на­ли­ли кор­ча­гу ки­сель­ной бол­туш­ки и меду из ко­лод­ца и дали пе­че­не­гам. Они же, вер­нув­шись, по­ве­да­ли все, что было. И, сва­рив, ели кня­зья пе­че­неж­ские и ди­ви­лись. И, от­пу­стив за­лож­ни­ков, под­ня­лись и пошли от го­ро­да во­сво­я­си».

Дей­ствие про­ис­хо­дит в 997 году через пять лет после со­бы­тий, опи­сан­ных в «Ска­за­нии о Ко­же­мя­ке». Таким об­ра­зом, оба со­бы­тия про­ис­хо­ди­ли более чем за сто лет до того мо­мен­та, как Нестор на­пи­сал свою ле­то­пись, по­это­му можно сде­лать вывод, что автор за­пи­сы­вал то, что со­хра­ни­ла на­род­ная па­мять.

«Ска­за­ние о Ко­же­мя­ке» на­по­ми­на­ет бы­ли­ну. Юноша Ко­же­мя­ка пред­ста­ет как силь­ный, мо­гу­чий войн, го­то­вый по­жерт­во­вать жиз­нью ради спа­се­ния ро­ди­ны.

БЫ­ЛИ­НА – рус­ская на­род­ная эпи­че­ская песня – ска­за­ние о бо­га­ты­рях.

«Ска­за­ние о бел­го­род­ском ки­се­ле» на­по­ми­на­ет нам сказ­ку, но ле­то­пи­сец и те, кто читал это про­из­ве­де­ние, без­за­вет­но ве­ри­ли в опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия и не под­вер­га­ли со­мне­нию. Это на­по­ми­на­ет от­но­ше­ние к мифам.

По­че­му же го­ро­жане сна­ча­ла хо­те­ли сдать­ся пе­че­не­гам?

Они по­ни­ма­ли, что нужно со­хра­нить жизнь хоть ко­му-ни­будь, иначе все умрут от го­ло­да. Но сдать­ся врагу уни­зи­тель­но, по­это­му они рады любой воз­мож­но­сти, чтобы со­хра­нить свою честь и честь го­ро­да. Имен­но по­это­му они пол­но­стью до­ве­ри­лись стар­цу и сде­ла­ли все, что он им го­во­рил, даже не до­га­ды­ва­ясь о его хит­ро­ум­ном плане. Во­ен­ная хит­рость уда­лась – город не погиб от го­ло­да.

Вспом­ним, кому из ге­ро­ев уда­ва­лось с по­мо­щью хит­ро­сти по­бе­дить вра­гов.

Это, ко­неч­но же, Одис­сей, ко­то­рый пе­ре­хит­рил цик­ло­па, на­звав­шись име­нем «Никто». Он же по­со­ве­то­вал ахей­цам сде­лать тро­ян­ско­го коня, с по­мо­щью ко­то­ро­го была за­во­е­ва­на Троя.

Какой же смысл за­ло­жен во фразе го­ро­жан: «Мы имеем пищу от земли»?

Кроме пря­мо­го смыс­ла хит­ро­сти, ко­то­рая дала воз­мож­ность об­ма­нуть пе­че­не­гов, эта фраза несёт более глу­бо­кий смысл. Это наша земля она нас кор­мит, она же нас за­щи­ща­ет, такой народ непо­бе­дим.

В этом про­из­ве­де­нии ле­то­пи­сец про­слав­ля­ет ум, на­ход­чи­вость, пат­ри­о­тизм го­ро­жан и всего рус­ско­го на­ро­да.

Ле­то­пи­са­ние яв­ля­лось важ­ней­шим делом. Вот как об этом го­во­рит ле­то­пи­сец Пимен из про­из­ве­де­ния Алек­сандра Сер­ге­е­ви­ча Пуш­ки­на «Борис Го­ду­нов». Дей­ствие про­ис­хо­дит в келье Чу­до­ва мо­на­сты­ря в 1603 году.

Еще одно, по­след­нее ска­за­нье –

И ле­то­пись окон­че­на моя,

Ис­пол­нен долг, за­ве­щан­ный от бога

Мне, греш­но­му. Неда­ром мно­гих лет

Сви­де­те­лем гос­подь меня по­ста­вил

И книж­но­му ис­кус­ству вра­зу­мил;

Ко­гда-ни­будь монах тру­до­лю­би­вый

Най­дет мой труд усерд­ный, безы­мян­ный,

За­све­тит он, как я, свою лам­па­ду –

И, пыль веков от хар­тий отрях­нув,

Прав­ди­вые ска­за­нья пе­ре­пи­шет,

Да ве­да­ют по­том­ки пра­во­слав­ных

Земли род­ной ми­нув­шую судь­бу,

Своих царей ве­ли­ких по­ми­на­ют

За их труды, за славу, за добро –

А за грехи, за тем­ные де­я­нья

Спа­си­те­ля сми­рен­но умо­ля­ют.

На ста­ро­сти я сыз­но­ва живу,

Ми­нув­шее про­хо­дит предо мною –

Давно ль оно нес­лось, со­бы­тий полно,

Вол­ну­я­ся, как мо­ре-оки­ян?

Те­перь оно без­молв­но и спо­кой­но,

Не много лиц мне па­мять со­хра­ни­ла,

Не много слов до­хо­дят до меня,

А про­чее по­гиб­ло невоз­врат­но...

Но бли­зок день, лам­па­да до­го­ра­ет –

Еще одно, по­след­нее ска­за­нье.

Свой долг Пимен видит в том, чтобы до­не­сти по­том­кам ис­то­рию ро­ди­ны, это есть долг, «за­ве­щан­ный от Бога».

Монах Пимен – ле­то­пи­сец, вы­ве­ден А. С. Пуш­ки­ным в драме «Борис Го­ду­нов», с ко­то­рым вы бу­де­те зна­ко­мить­ся в стар­ших клас­сах. Эта сцена про­ис­хо­дит в келье Чу­до­ва мо­на­сты­ря в 1603 г.

Таким уви­дел и услы­шал ле­то­пис­ца Пи­ме­на Пуш­кин.

На­по­сле­док об­ра­тим­ся к сло­вам Дмит­рия Сер­ге­е­ви­ча Ли­ха­че­ва (рис. 4), боль­шо­го зна­то­ка древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры, бла­го­да­ря ко­то­ро­му мы можем зна­ко­мить­ся с древ­ней­ши­ми про­из­ве­де­ни­я­ми Руси.

Д.С. Ли­ха­чев

Рис. 4. Д.С. Ли­ха­чев

Его пе­ре­во­ды с древ­не­рус­ско­го языка на со­вре­мен­ный точны, на­уч­ны и по­нят­ны: «Древ­няя рус­ская ли­те­ра­ту­ра на­пол­ня­ет нас гор­до­стью за наших да­лё­ких пред­ков пред­ше­ствен­ни­ков, учит нас с ува­же­ни­ем от­но­сить­ся к их труду, борь­бе, к их за­бо­там о благе ро­ди­ны».

Вопросы к конспектам

Под­го­товь­те ху­до­же­ствен­ный пе­ре­сказ «Ска­за­ния о бел­го­род­ском ки­се­ле» (пе­ре­сказ с со­хра­не­ни­ем ху­до­же­ствен­ных осо­бен­но­стей).

*Твор­че­ское за­да­ние по вы­бо­ру.

А. Пись­мен­ное ар­гу­мен­ти­ро­ва­ние.

Д.С. Ли­ха­чёв писал: «Древ­няя рус­ская ли­те­ра­ту­ра на­пол­ня­ет нас гор­до­стью за наших да­лё­ких пред­ков пред­ше­ствен­ни­ков, учит нас с ува­же­ни­ем от­но­сить­ся к их труду, борь­бе, к их за­бо­там о благе ро­ди­ны». На при­ме­ре «Ска­за­ния о бел­го­род­ском ки­се­ле» при­ве­ди­те 2–3 ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­ще­го эту мысль.

Б. Уст­ное ри­со­ва­ние.

Ре­про­дук­ция ми­ни­а­тю­ры В.М. Вас­не­цо­ва «Нестор-ле­то­пи­сец». 1919 г., ак­ва­рель (Дом-му­зей В.М. Вас­не­цо­ва)

Рис. 6. Ре­про­дук­ция ми­ни­а­тю­ры В.М. Вас­не­цо­ва «Нестор-ле­то­пи­сец». 1919 г., ак­ва­рель (Дом-му­зей В.М. Вас­не­цо­ва)

Рас­смот­ри­те вни­ма­тель­но ре­про­дук­цию ми­ни­а­тю­ры В.М. Вас­не­цо­ва «Нестор-ле­то­пи­сец» (рис. 6). От­веть­те на во­про­сы и вы­пол­ни­те за­да­ния.

1. Что мы видим на кар­тине?

2. Как изоб­ра­жен ле­то­пи­сец?

3. Ка­ко­ва глав­ная мысль этой ми­ни­а­тю­ры?

4. Про­чи­тай­те от­ры­вок из тра­ге­дии А.С. Пуш­ки­на «Борис Го­ду­нов»:

Еще одно, по­след­нее ска­за­нье –

И ле­то­пись окон­че­на моя,

Ис­пол­нен долг, за­ве­щан­ный от бога

Мне, греш­но­му.

Как они под­твер­жда­ют вашу мысль?

5. Офор­ми­те ваши мысли в виде связ­но­го уст­но­го вы­ска­зы­ва­ния на тему «Ле­то­пи­са­ние – «долг, за­ве­щан­ный от бога»».

Последнее изменение: Пятница, 9 Июнь 2017, 14:20