Практическое занятие №7. Решение экспериментальных задач по теме "Свойства основных классов веществ"

1. Задача 1 

Опыт­ным путем под­твер­ди­те кис­лот­ные свой­ства уг­ле­кис­ло­го газа.

Кис­лот­ные ок­си­ды вза­и­мо­дей­ству­ют со ще­ло­ча­ми и не вза­и­мо­дей­ству­ют с кис­ло­та­ми. Чтобы под­твер­дить кис­лот­ные свой­ства уг­ле­кис­ло­го газа, нужно про­ве­сти ре­ак­цию со ще­ло­чью, на­при­мер гид­рок­си­дом каль­ция.

При вза­и­мо­дей­ствии ок­си­да уг­ле­ро­да(IV) с рас­тво­ром гид­рок­си­да каль­ция вы­па­дет белый хло­пье­вид­ный оса­док кар­бо­на­та каль­ция:

СО2 + Са(ОН)2 = СаСО3↓ + Н2О

Эту ре­ак­цию часто на­зы­ва­ют «по­мут­не­ние из­вест­ко­вой воды» и ее ис­поль­зу­ют для иден­ти­фи­ка­ции уг­ле­кис­ло­го газа.

Уг­ле­кис­лый газ для ре­ак­ции можно по­лу­чить, на­при­мер, путем вза­и­мо­дей­ствия кар­бо­на­та каль­ция с со­ля­ной кис­ло­той. Если при­лить в про­бир­ку с кар­бо­на­том каль­ция рас­твор со­ля­ной кис­ло­ты, то будет  на­блю­дать­ся бур­ное вы­де­ле­ние  уг­ле­кис­ло­го газа. Уг­ле­кис­лый газ с по­мо­щью га­зо­от­вод­ной труб­ки нужно про­пу­стить через из­вест­ко­вую воду – рас­твор гид­рок­си­да каль­ция. При­зна­ком про­те­ка­ния дан­ной ре­ак­ции будет по­яв­ле­ние бе­ло­го осад­ка – по­мут­не­ние из­вест­ко­вой воды.

За­пи­шем урав­не­ния ре­ак­ций. При вза­и­мо­дей­ствии кар­бо­на­та каль­ция с со­ля­ной кис­ло­той об­ра­зу­ют­ся хло­рид каль­ция, уг­ле­кис­лый газ и вода:

СаСО3 + 2HCl = CaCl2 + CO2↑ + H2O

Уг­ле­кис­лый газ с гид­рок­си­дом каль­ция об­ра­зу­ет нерас­тво­ри­мый в воде кар­бо­нат каль­ция бе­ло­го цвета и воду:

СО2 + Са(ОН)2 = СаСО3↓ + Н2О

2. Задача 2

Опыт­ным путем под­твер­ди­те, что оксид меди(II) об­ла­да­ет ос­нов­ны­ми свой­ства­ми.

Ос­нов­ные ок­си­ды вза­и­мо­дей­ству­ют с кис­ло­та­ми и не вза­и­мо­дей­ству­ют со ще­ло­ча­ми. Зна­чит, для ре­ше­ния за­да­чи надо про­ве­сти ре­ак­цию ок­си­да меди(II) с кис­ло­той, на­при­мер сер­ной.

При вза­и­мо­дей­ствии ок­си­да меди(II) с сер­ной кис­ло­той об­ра­зу­ет­ся суль­фат меди(II) и вода:

CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O

На прак­ти­ке такое вза­и­мо­дей­ствие про­те­ка­ет толь­ко при на­гре­ва­нии. В про­цес­се ре­ак­ции на­блю­да­ет­ся по­сте­пен­ное ис­чез­но­ве­ние чер­но­го по­рош­ка ок­си­да меди(II). Об­ра­зу­ю­щий­ся суль­фат меди(II) окра­ши­ва­ет рас­твор в го­лу­бой цвет.

3. Задача 3

Опре­де­ли­те, в каких про­бир­ках со­дер­жат­ся рас­твор кис­ло­ты, рас­твор ще­ло­чи и вода.

Нам пред­ло­же­но рас­по­знать рас­твор кис­ло­ты, рас­твор ще­ло­чи и воду. Это неслож­но сде­лать с по­мо­щью хи­ми­че­ско­го ин­ди­ка­то­ра, ко­то­рый имеет раз­лич­ную окрас­ку в кис­лой, ще­лоч­ной и ней­траль­ной сре­дах. На­при­мер, с по­мо­щью лак­му­са.

В каж­дую из трех про­би­рок нужно до­ба­вить немно­го лак­му­са. В ней­траль­ной среде лак­мус фи­о­ле­то­вый, в ще­лоч­ной среде он ста­но­вит­ся синим, а в кис­лой среде – крас­ным.

Из­ме­не­ние окрас­ки лак­му­са в воде, рас­тво­рах ще­ло­чи и кис­ло­ты

Рис. 1. Из­ме­не­ние окрас­ки лак­му­са в воде, рас­тво­рах ще­ло­чи и кис­ло­ты

4. Задача 4

Ис­хо­дя из ок­си­да меди(II), по­лу­чи­те гид­рок­сид меди.

По­след­няя за­да­ча, по­жа­луй, самая слож­ная из че­ты­рех пред­ло­жен­ных. Здесь нужно про­ду­мать все ста­дии, ко­то­рые поз­во­лят из ок­си­да меди(II) по­лу­чить гид­рок­сид меди(II). Су­ще­ству­ет несколь­ко раз­лич­ных ва­ри­ан­тов ре­ше­ния такой за­да­чи. Рас­смот­рим один из них.

Нач­нем свои рас­суж­де­ния с конца ре­ше­ния за­да­чи. Как можно по­лу­чить гид­рок­сид меди(II)? Нерас­тво­ри­мые в воде ос­но­ва­ния по­лу­ча­ют по ре­ак­ции об­ме­на между ще­ло­чью и солью. Для этого про­ве­дем ре­ак­цию между гид­рок­си­дом калия и суль­фа­том меди(II):

2КOH + CuSO4 = К2SO4 + Cu(OH)2

 А суль­фат меди(II), в свою оче­редь, можно по­лу­чить в ре­зуль­та­те вза­и­мо­дей­ствия ок­си­да меди(II) с кис­ло­той при на­гре­ва­нии:

CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O

За­пи­шем схему, от­ра­жа­ю­щую суть и по­сле­до­ва­тель­ность опи­сан­ных выше опы­тов.

Получение исходя из ок­си­да меди(II) гид­рок­сид меди

 

Последнее изменение: Понедельник, 16 Октябрь 2017, 03:09