Промышленный переворот в странах Европы и Северной Америки

Предыс­то­рия

XVIII век – век Про­све­ще­ния – при­внёс в ев­ро­пей­ское об­ще­ство об­мир­ще­ние со­зна­ния, дух пред­при­ни­ма­тель­ства, веру в без­гра­нич­ные воз­мож­но­сти ра­зу­ма и мысли че­ло­ве­ка.

В Ан­глии рань­ше всех из ев­ро­пей­ских стран сло­жи­лись усло­вия для про­мыш­лен­но­го пе­ре­во­ро­та. Имен­но в Ан­глии рано по­яви­лась сво­бо­да эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти, непри­кос­но­вен­ность соб­ствен­но­сти, сло­жил­ся сво­бод­ный рынок. Бла­го­да­ря аг­рар­ной ре­во­лю­ции по­вы­си­лась эф­фек­тив­ность сель­ско­го хо­зяй­ства, это вы­зва­ло рост бла­го­со­сто­я­ния и уве­ли­че­ние спро­са на пром­то­ва­ры. На­коп­ле­ние ка­пи­та­лов в де­ревне при­ве­ло к воз­мож­но­сти вло­жить их в про­мыш­лен­ность.

В XVIII веке были изоб­ре­те­ны и ре­во­лю­ци­он­ные ме­ха­низ­мы, на базе ко­то­рых в XIX веке со­вер­шен­ство­ва­лись и услож­ня­лись ма­ши­ны, за­ме­ня­ю­щие руч­ной труд. Речь идет о таких устрой­ствах, как ле­ту­чий чел­нок, ме­ха­ни­че­ская прял­ка «Джен­ни», пря­диль­ная ма­ши­на с гид­рав­ли­че­ским прес­сом, па­ро­вая ма­ши­на.

Изоб­ре­те­ния поз­во­ли­ли эко­но­мить ра­бо­чую силу и по­вы­шать про­из­во­ди­тель­ность труда.

По­яв­ле­ние машин по­вы­си­ло спрос на ме­талл, и в 1784 г. Генри Корт изоб­рёл новый более эф­фек­тив­ный спо­соб вы­плав­ки же­ле­за (пуд­лин­го­ва­ние). 

Со­бы­тия

Раз­ви­ва­ют­ся су­до­стро­е­ние, до­бы­ча ка­мен­но­го угля, тек­стиль­ное про­из­вод­ство, хи­ми­че­ская про­мыш­лен­ность, фер­мер­ское хо­зяй­ство с про­грес­сив­ны­ми спо­со­ба­ми зем­ле­де­лия, же­лез­ные до­ро­ги, ма­ши­но­стро­е­ние, ста­ле­ли­тей­ная про­мыш­лен­ность.

 

Осо­бен­но­сти про­мыш­лен­ной ре­во­лю­ции в раз­ных ре­ги­о­нах

Бла­го­при­ят­ные усло­вия, кроме Ан­глии, сло­жи­лись и в дру­гих стра­нах Ев­ро­пы и Се­вер­ной Аме­ри­ке. По­яв­ле­ние усло­вий для про­мыш­лен­но­го пе­ре­во­ро­та нераз­рыв­но свя­за­но с бур­жу­аз­ны­ми ре­во­лю­ци­я­ми и ре­фор­ма­ми.

В пер­вой по­ло­вине XIX века в них также на­ча­лись про­мыш­лен­ные ре­во­лю­ции, име­ю­щие свою спе­ци­фи­ку.

В стра­нах За­пад­ной Ев­ро­пы про­мыш­лен­ной ре­во­лю­ции не пред­ше­ство­ва­ла аг­рар­ная ре­во­лю­ция, со­хра­ня­лось рас­про­стра­не­ние мел­ко­го кре­стьян­ско­го хо­зяй­ства.

В Во­сточ­ной Ев­ро­пе усло­вия к про­мыш­лен­но­му пе­ре­во­ро­ту сло­жи­лись толь­ко к се­ре­дине века, после от­ме­ны лич­ной за­ви­си­мо­сти кре­стьян от по­ме­щи­ка. Ка­пи­тал на вло­же­ние в про­мыш­лен­ность пред­при­ни­ма­те­ли не могли по­лу­чить за счёт сель­ско­го хо­зяй­ства, т.к. труд был не на­столь­ко эф­фек­ти­вен, по­это­му нужна была по­мощь го­су­дар­ства (про­тек­ци­о­нист­ские меры).

В США и Ла­тин­ской Аме­ри­ке до­воль­но быст­ро, уже в XVII–XVIII веке, воз­ник­ли круп­ные хо­зяй­ства (план­та­ции и ла­ти­фун­дии). Соб­ствен­ни­ки-фер­ме­ры за­ра­ба­ты­ва­ли ка­пи­та­лы на экс­пор­те то­ва­ров.

 

Транс­порт

1803 г. – в Аме­ри­ке пущен пер­вый ав­то­мо­биль с па­ро­вым дви­га­те­лем.

1807 г. – спуск на воду па­ро­хо­да Фул­то­на «Клер­монт». На­ча­ло эпохи па­ро­вых судов. Уве­ли­чи­ва­ет­ся ско­рость, гру­зо­подъ­ём­ность, сни­жа­ет­ся се­бе­сто­и­мость пе­ре­воз­ки.

1825 г. – пер­вая же­лез­ная до­ро­га. По­стро­е­на ан­гли­ча­ни­ном Джор­джем Сте­фен­со­ном. До­ро­га со­еди­ни­ла Сток­тон и Дар­линг­тон. Пред­на­зна­ча­лась для пе­ре­воз­ки угля. Стала на­ча­лом эры же­лез­но­до­рож­но­го транс­пор­та.

1869 г. – от­кры­тие Су­эц­ко­го ка­на­ла, крат­чай­ше­го вод­но­го пути из Сре­ди­зем­но­го моря в Ин­дий­ский океан.

 

Тя­жё­лая про­мыш­лен­ность

По­яв­ля­ет­ся завод – новый тип пред­при­я­тия. Завод ха­рак­те­ри­зу­ет­ся цен­тра­ли­зо­ван­ным про­из­вод­ством с при­ме­не­ни­ем машин, вы­со­кой энер­го­обес­пе­чен­но­стью про­из­вод­ства, боль­ши­ми за­тра­та­ми ка­пи­та­ла.

Ис­точ­ни­ка­ми при­вле­че­ния до­пол­ни­тель­но­го ка­пи­та­ла стали ак­ци­о­нер­ные об­ще­ства. С се­ре­ди­ны XIX в. почти все круп­ные пред­при­я­тия стали ак­ци­о­нер­ны­ми об­ще­ства­ми.

1800 г. – бри­тан­ский изоб­ре­та­тель Генри Модс­ли со­здал пер­вый ме­тал­ло­ре­жу­щий ста­нок. Он поз­во­лил ис­поль­зо­вать болты и гайки стан­дарт­но­го раз­ме­ра.

1864 г. – фран­цуз­ский ме­тал­лург Пьер-Эмиль Мар­тен изоб­рёл печь для вы­плав­ки стали. Печь по­лу­чи­ла на­зва­ние мар­те­нов­ской.

 

Рынок

В связи с рас­ши­ре­ни­ем обо­ро­та круп­но­го ка­пи­та­ла ожи­вил­ся фон­до­вый рынок. С се­ре­ди­ны XIX в. фон­до­вый рынок стал «ба­ро­мет­ром» эко­но­ми­ки.

По­яв­ля­ют­ся банки, кре­ди­ту­ю­щие про­мыш­лен­ность.

Раз­ви­ва­ет­ся рынок фи­нан­со­вых услуг.

Рас­ши­ря­ет­ся опто­вая тор­гов­ля.

Участ­ни­ки

Джордж Сте­фен­сон – ан­глий­ский ин­же­нер, изоб­ре­та­тель па­ро­во­за.

Генри Модс­ли – ан­глий­ский ме­ха­ник, изоб­ре­та­тель то­кар­но-вин­то­рез­но­го стан­ка.

Жозеф Мари Жак­кар – фран­цуз­ский изоб­ре­та­тель, автор кон­струк­ции стан­ка для со­зда­ния узор­ча­тых тка­ней.

Эрнст Вер­нер фон Си­менс – немец­кий ин­же­нер, изоб­ре­та­тель ди­на­мо-ма­ши­ны.

Ро­берт Фул­тон – аме­ри­кан­ский ин­же­нер, со­зда­тель пер­вых па­ро­хо­дов.

Оли­вер Эванс (США), Ричард Тре­ви­тик (Ан­глия) – со­зда­те­ли пер­вых па­ро­вых ав­то­мо­би­лей.

Карл Бенц – немец­кий ин­же­нер, со­зда­тель пер­во­го ав­то­мо­би­ля с бен­зи­но­вым дви­га­те­лем.

Отто Ли­ли­ен­таль – немец­кий ин­же­нер, пи­о­нер авиа­ции.

Фер­ди­нанд фон Цеп­пе­лин – немец­кий изоб­ре­та­тель, стро­и­тель пер­вых ди­ри­жаб­лей.

Павел Яб­лоч­ков – рус­ский ин­же­нер, со­зда­тель элек­тро­ду­го­вой лампы.

Томас Эди­сон – аме­ри­кан­ский изоб­ре­та­тель, со­зда­тель элек­три­че­ской лампы.

Сэмю­эл Морзе – аме­ри­кан­ский изоб­ре­та­тель, со­зда­тель те­ле­гра­фа.

Алек­сандр Попов (Рос­сия), Гу­льер­мо Мар­ко­ни (Ита­лия) – изоб­ре­та­те­ли ра­дио­свя­зи.

Алек­сандр Белл – аме­ри­кан­ский учё­ный, один из изоб­ре­та­те­лей те­ле­фо­на.

За­клю­че­ние

Про­изо­шли пе­ре­ме­ны в тех­ни­ке и тех­но­ло­ги­ях про­из­вод­ства, в сред­ствах связи, транс­порт­ных ком­му­ни­ка­ци­ях. В связи с рез­ким тех­но­ло­ги­че­ским скач­ком по­яви­лись новые формы ор­га­ни­за­ции про­из­вод­ства, тор­гов­ли, кре­ди­та. Сфор­ми­ро­ва­лась новая струк­ту­ра об­ще­ства. В ве­ду­щих стра­нах к се­ре­дине XIX века в тек­стиль­ной, ме­тал­лур­ги­че­ской и ма­ши­но­стро­и­тель­ной про­мыш­лен­но­сти ма­ши­ны ре­ши­тель­но по­тес­ни­ли руч­ной труд.

Па­рал­ле­ли

В боль­шин­стве стран Азии, Аф­ри­ки и Ла­тин­ской Аме­ри­ке про­мыш­лен­ная ре­во­лю­ция не раз­вер­ну­лась, т.к. от­сут­ство­ва­ли пред­по­сыл­ки для этого. В ос­нов­ном раз­ви­тию тех­ни­ки и тех­но­ло­гий, по­вы­ше­нию уров­ня про­из­вод­ства в этих стра­нах спо­соб­ство­ва­ли ино­стран­ные ин­ве­сто­ры.

Последнее изменение: Понедельник, 14 Май 2018, 15:24