Южная Европа

 1. Южная Европа: состав

Карта суб­ре­ги­о­нов Ев­ро­пы. Южная Ев­ро­па

Рис. 1. Карта суб­ре­ги­о­нов Ев­ро­пы. Южная Ев­ро­па вы­де­ле­на зе­ле­ным цве­том

Южная Ев­ро­па – куль­тур­но-гео­гра­фи­че­ский ре­ги­он, вклю­ча­ю­щий в себя го­су­дар­ства, рас­по­ло­жен­ные на южной по­лу­ост­ров­ной и ост­ров­ной ча­стях ре­ги­о­на.

Со­став:

1.     Ис­па­ния.

2.     Ан­дор­ра.

3.     Пор­ту­га­лия.

4.     Ита­лия.

5.     Ва­ти­кан.

6.     Сан-Ма­ри­но.

7.     Гре­ция.

8.     Хор­ва­тия.

9.     Чер­но­го­рия.

10.   Сер­бия.

11.   Ал­ба­ния.

12.   Сло­ве­ния.

13.   Бос­ния и Гер­це­го­ви­на.

14.   Ма­ке­до­ния.

15.   Маль­та.

16.   Ино­гда к Южной Ев­ро­пе от­но­сят Кипр

 2. Южная Европа: географическое положение, климат, природа

Южную Ев­ро­пу омы­ва­ют воды Сре­ди­зем­но­го моря.

Кли­мат на боль­шей части Южной Ев­ро­пы суб­тро­пи­че­ский сре­ди­зем­но­мор­ский.

Почти вся тер­ри­то­рия Южной Ев­ро­пы рас­по­ло­же­на в пре­де­лах жест­ко­лист­ных веч­но­зе­ле­ных лесов и ку­стар­ни­ков.

 3. Южная Европа: общая характеристика

Чис­лен­ность на­се­ле­ния ре­ги­о­на пре­вы­ша­ет 160 млн чел.

Стра­ны Южной Ев­ро­пы с наи­боль­шей чис­лен­но­стью на­се­ле­ния:

1.     Ита­лия (61 млн чел.).

2.     Ис­па­ния (47 млн чел.).

3.     Пор­ту­га­лия и Гре­ция (по 11 млн чел.).

При этом на­се­ле­ние Ва­ти­ка­на менее 1000 чел., а плот­ность на­се­ле­ния – почти 2000 чел. на кв. км.

Самые мно­го­чис­лен­ные на­ро­ды Южной Ев­ро­пы:

1.     Ита­льян­цы.

2.     Ис­пан­цы.

3.     Пор­ту­галь­цы.

4.     Греки.

5.     Сербы.

Ре­ли­ги­оз­ный со­став ре­ги­о­на раз­но­об­ра­зен. В целом юго-за­пад­ные стра­ны ре­ги­о­на ис­по­ве­ду­ют ка­то­ли­цизм, юго-во­сточ­ные – пра­во­сла­вие, Ал­ба­ния и ча­стич­но в Бос­нии и Гер­це­го­вине – ислам.

Карта ре­ли­ги­оз­ных ве­ро­ис­по­ве­да­ний Ев­ро­пы

Рис. 2. Карта ре­ли­ги­оз­ных ве­ро­ис­по­ве­да­ний Ев­ро­пы (го­лу­бой цвет – ка­то­ли­цизм, фи­о­ле­то­вый – про­те­стан­тизм, ро­зо­вый – пра­во­сла­вие, жел­тый – ислам).

По форме прав­ле­ния Ис­па­ния, Ан­дор­ра, Ва­ти­кан – мо­нар­хии.

Са­мы­ми мощ­ны­ми эко­но­ми­ка­ми в ре­ги­оне об­ла­да­ют Ита­лия и Ис­па­ния.

Для всех стран Южной Ев­ро­пы ха­рак­те­рен со­вре­мен­ный тип вос­про­из­вод­ства на­се­ле­ния.

Самый вы­со­кий уро­вень ур­ба­ни­за­ции в Ис­па­нии (91%) и на Маль­те (89%).

В боль­шин­стве стран рас­про­стра­не­ны гор­но­до­бы­ва­ю­щая про­мыш­лен­ность, зем­ле­де­лие, гор­но­паст­бищ­ное жи­вот­но­вод­ство, про­из­вод­ство машин и при­бо­ров, тка­ней, кожи, вы­ра­щи­ва­ние ви­но­гра­да и цит­ру­со­вых. Очень рас­про­стра­нен ту­ризм. Ис­па­ния и Ита­лия за­ни­ма­ют ли­ди­ру­ю­щие места в мире по ту­риз­му. Ос­нов­ной от­рас­лью спе­ци­а­ли­за­ции, по­ми­мо меж­ду­на­род­но­го ту­риз­ма, яв­ля­ет­ся сель­ское хо­зяй­ство, в част­но­сти, этот район богат ви­но­гра­дом, олив­ка­ми, до­воль­но вы­со­кие по­ка­за­те­ли в вы­ра­щи­ва­нии зер­но­вых и зер­но­бо­бо­вых (Ис­па­ния – 22,6 млн т, Ита­лия – 20,8 млн т), а также ово­щей и фрук­тов (Ис­па­ния – 11,5 млн т, Ита­лия – 14,5 млн т). Несмот­ря на пре­об­ла­да­ние сель­ско­го хо­зяй­ства, здесь также есть про­мыш­лен­ные зоны, в част­но­сти, го­ро­да Генуя, Турин и Милан яв­ля­ют­ся глав­ны­ми про­мыш­лен­ны­ми го­ро­да­ми Ита­лии. Сле­ду­ет от­ме­тить, что они рас­по­ла­га­ют­ся в ос­нов­ном на се­ве­ре, ближе к стра­нам За­пад­ной Ев­ро­пы.

 4. Италия

Ита­лия. На­се­ле­ние – 61 млн чел.(4-е место в за­ру­беж­ной Ев­ро­пе). Сто­ли­ца – Рим.

Пол­ное на­зва­ние – Ита­льян­ская Рес­пуб­ли­ка. Гра­ни­чит с Фран­ци­ей на се­ве­ро-за­па­де, со Швей­ца­ри­ей и Ав­стри­ей – на се­ве­ре и со Сло­ве­ни­ей – на се­ве­ро-во­сто­ке. Также имеет внут­рен­ние гра­ни­цы с Ва­ти­ка­ном и Сан-Ма­ри­но. Стра­на за­ни­ма­ет Апен­нин­ский по­лу­ост­ров, Па­дан­скую рав­ни­ну, южные скло­ны Альп, ост­ро­ва Си­ци­лия, Сар­ди­ния и ряд мел­ких ост­ро­вов.

Ита­лия об­ла­да­ет раз­но­об­раз­ны­ми по­лез­ны­ми ис­ко­па­е­мы­ми, но их ме­сто­рож­де­ния боль­шей ча­стью неве­ли­ки, рас­пы­ле­ны по тер­ри­то­рии, неред­ко за­ле­га­ют неудоб­но для раз­ра­бот­ки. Ита­лия – раз­ви­тая ин­ду­стри­аль­но-аг­рар­ная стра­на. Для нее ха­рак­тер­но со­че­та­ние вы­со­ко­раз­ви­той промыш­ленности на се­ве­ре и от­ста­ло­го сель­ско­го хо­зяй­ства в южных рай­о­нах. В эко­но­ми­ке гос­под­ству­ют мощ­ные про­мыш­лен­ные и бан­ков­ские мо­но­по­лии. В сель­ском хо­зяй­стве, осо­бен­но на юге, силь­ны пережит­ки фе­о­да­лиз­ма и гос­под­ству­ют от­ста­лые формы зем­леделия. Много земли еще при­над­ле­жит круп­ным по­ме­щи­кам. Кре­стьяне арен­ду­ют кро­шеч­ные участ­ки и пла­тят за это до по­ло­ви­ны со­бран­но­го уро­жая. Ита­лия бедна углем и же­лез­ной рудой, но в ее нед­рах много ртути, пи­ри­тов, газа, мра­мо­ра, серы. Около 40% элек­тро­энер­гии, по­треб­ля­е­мой итальян­ской про­мыш­лен­но­стью, дают гид­ро­стан­ции. Наибо­лее мощ­ные из них по­стро­е­ны на се­вер­ных реках. Ита­лия стала пер­вой в мире стра­ной, ко­то­рая для про­из­вод­ства элек­тро­энер­гии ши­ро­ко ис­поль­зу­ет тепло под­зем­ных вод. По­стро­е­но несколь­ко атом­ных элек­тро­стан­ций. Ве­ду­щее место в про­мыш­лен­но­сти за­ни­ма­ет ма­шиностроение. Ита­льян­ские за­во­ды вы­пус­ка­ют ав­томобили, мо­то­цик­лы, са­мо­ле­ты, мор­ские суда.

За по­след­ние два­дцать лет 6 млн ита­льян­цев уеха­ли в по­ис­ках ра­бо­ты в дру­гие стра­ны. Армия без­ра­бот­ных по­сто­ян­но по­пол­ня­ет­ся разо­ря­ю­щи­ми­ся кре­стья­на­ми. В сель­ском хо­зяй­стве Ита­лии ве­ду­щее место при­надлежит зем­ле­де­лию. Мо­лоч­ное и мяс­ное живот­новодство раз­ви­то толь­ко в се­вер­ных рай­о­нах. Сре­ди зер­но­вых наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны пше­ни­ца и ку­ку­ру­за.

По­все­мест­но раз­во­дят ви­но­град. Пло­щадь, за­ни­ма­е­мая ви­но­град­ни­ка­ми, здесь боль­ше, чем в ка­кой-ли­бо стране мира. Ита­лия экс­пор­ти­ру­ет много вина, а также апель­си­нов, ли­мо­нов, ово­щей. На се­ве­ре много круп­ных про­мыш­лен­ных горо­дов. Самый зна­чи­тель­ный из них – Милан. Это эко­номическая сто­ли­ца Ита­лии. Про­мыш­лен­ные райо­ны сплош­ным коль­цом окру­жа­ют город. За­во­ды и фаб­ри­ки Ми­ла­на при­над­ле­жат несколь­ким тре­стам, ко­то­рые кон­тро­ли­ру­ют зна­чи­тель­ную часть промыш­ленности стра­ны.

На бе­ре­гу Ли­гу­рий­ско­го моря, в Се­вер­ной Ита­лии, рас­ки­нул­ся самый круп­ный в стране мор­ской порт – Генуя. Генуя – боль­шой про­мыш­лен­ный город. Здесь на­хо­дят­ся круп­ней­шие в стране су­до­стро­и­тель­ные верфи, неф­те­очи­сти­тель­ные, ме­тал­лур­ги­че­ские и ма­шиностроительные за­во­ды.

Мор­ской порт Генуя

Рис. 3. Мор­ской порт Генуя

Из всех раз­ви­тых стран Ита­лии при­су­щи наи­бо­лее рез­кие тер­ри­то­ри­аль­ные кон­тра­сты в уровне ин­ду­стри­а­ли­за­ции. В Южной Ита­лии в про­мыш­лен­но­сти за­ня­то менее 15% эко­но­ми­че­ски ак­тив­но­го на­се­ле­ния, а на Се­ве­ро-За­па­де – около 40%. Здесь же со­сре­до­то­че­на и по­дав­ля­ю­щая часть наи­бо­лее пе­ре­до­вых на­у­ко­ем­ких про­из­водств.

Про­во­ди­мая ита­льян­ским пра­ви­тель­ством и ЕС ре­ги­о­наль­ная по­ли­ти­ка на­прав­ле­на на лик­ви­да­цию эко­но­ми­че­ской от­ста­ло­сти ряда Цен­траль­ных и Южных рай­о­нов стра­ны. Про­во­ди­мая в этих рай­о­нах ин­ду­стри­а­ли­за­ция пред­по­ла­га­ет стро­и­тель­ство неболь­ших пред­при­я­тий лег­кой и пи­ще­вой про­мыш­лен­но­сти в малых и сред­них го­ро­дах Цен­траль­ной и Южной Ита­лии. Идет уско­рен­ное раз­ви­тие при­мор­ских про­мыш­лен­ных цен­тров (Ра­вен­на, Та­ран­то, Ка­лья­ри на Сар­ди­нии и др.) на базе ис­поль­зо­ва­ния им­порт­но­го сырья, в част­но­сти, нефти.

В струк­ту­ре ита­льян­ской про­мыш­лен­но­сти на­блю­да­ет­ся по­сто­ян­ный рост доли об­ра­ба­ты­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти – ос­но­вы ита­льян­ской ин­ду­стрии. Ве­ду­щее место в об­ра­ба­ты­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти за­ни­ма­ет ма­ши­но­стро­и­тель­ный ком­плекс, доля ко­то­ро­го пре­вы­ша­ет 35%. Сюда от­но­сят­ся: общее ма­ши­но­стро­е­ние; про­из­вод­ство транс­порт­ных средств; вы­пуск элек­тро­тех­ни­че­ско­го и элек­трон­но­го обо­ру­до­ва­ния; ме­тал­ло­об­ра­бот­ка и вы­пуск из­де­лий из ме­тал­ла.

На­блю­да­ет­ся неко­то­рое от­ста­ва­ние Ита­лии от дру­гих ин­ду­стри­аль­ных стран по уров­ню на­уч­но­го по­тен­ци­а­ла, по­это­му стра­на в МГРТ спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на про­из­вод­стве машин и обо­ру­до­ва­ния сред­ней и малой на­у­ко­ем­ко­сти, по­став­ляя на ми­ро­вой рынок до­воль­но ши­ро­кую гамму ма­ши­но­стро­и­тель­ной про­дук­ции. В част­но­сти, она яв­ля­ет­ся одним из круп­ней­ших про­из­во­ди­те­лей сель­ско­хо­зяй­ствен­ной тех­ни­ки, элек­тро­бы­то­во­го, упа­ко­воч­но­го и пи­ще­во­го обо­ру­до­ва­ния, стан­ков, тек­стиль­но­го обо­ру­до­ва­ния, по­движ­но­го со­ста­ва и дру­гих транс­порт­ных средств.

Ита­лия яв­ля­ет­ся одним из круп­ней­ших в мире про­из­во­ди­те­лей и экс­пор­те­ров по­тре­би­тель­ских то­ва­ров, от­ли­ча­ю­щих­ся вы­со­ким ка­че­ством и изыс­кан­ным ди­зай­ном.

Топ­лив­но-энер­ге­ти­че­ский ком­плекс. Ита­лия крайне бедна ис­точ­ни­ка­ми энер­гии, имеет небла­го­при­ят­ный энер­го­ба­ланс. В сред­нем за счет соб­ствен­ных ре­сур­сов по­кры­ва­ет­ся лишь 17% по­треб­но­стей. Почти 70% в энер­го­ба­лан­се при­хо­дит­ся на нефть. По этому по­ка­за­те­лю Ита­лия срав­ни­ма среди пост­ин­ду­стри­аль­ных стран толь­ко с Япо­ни­ей: около 15% – на при­род­ный газ, 7 – 8% – на уголь, гид­ро- и гео­тер­ми­че­скую энер­гию. Соб­ствен­ная до­бы­ча нефти неве­ли­ка – 1,5 млн т в год. За ру­бе­жом Ита­лия за­ку­па­ет 98% всей по­треб­ля­е­мой нефти (свыше 75 млн т). Нефть по­сту­па­ет из Са­у­дов­ской Ара­вии, Ливии, Рос­сии. Ита­лия рас­по­ла­га­ет самой круп­ной в За­пад­ной Ев­ро­пе по уста­нов­лен­ным мощ­но­стям неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­стью (200 млн т), но сте­пень ис­поль­зо­ва­ния ее очень низка. Газ им­пор­ти­ру­ет­ся из Рос­сии, Ал­жи­ра, Ни­дер­лан­дов. Ита­лия за­ку­па­ет около 80% твер­до­го топ­ли­ва. Ка­мен­ный уголь вво­зит­ся из США и ЮАР.

Свыше 3/4 элек­тро­энер­гии вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся на ТЭС, ис­поль­зу­ю­щих глав­ным об­ра­зом мазут. По­это­му элек­тро­энер­гия до­ро­гая, велик им­порт элек­три­че­ства из Фран­ции. После ава­рии на ЧАЭС было ре­ше­но ра­бо­ту дей­ству­ю­щих АЭС оста­но­вить и не стро­ить новых. Глав­ные цели го­су­дар­ствен­ной энер­ге­ти­че­ской про­грам­мы – эко­но­мия по­треб­ле­ния энер­гии и со­кра­ще­ние им­пор­та нефти.

Чер­ная ме­тал­лур­гия Ита­лии ра­бо­та­ет на им­порт­ном сырье. Соб­ствен­ная до­бы­ча незна­чи­тель­на – 185 тыс. тонн в год. Кок­су­ю­щий­ся уголь це­ли­ком вво­зит­ся из-за гра­ни­цы, в ос­нов­ном из США. Ита­лия яв­ля­ет­ся круп­ным экс­пор­те­ром ме­тал­ло­ло­ма, а также руд ле­ги­ру­ю­щих ме­тал­лов.

Им­порт сырья для от­рас­ли пред­опре­де­лил раз­ме­ще­ние круп­ней­ших ме­тал­лур­ги­че­ских ком­би­на­тов на мор­ском по­бе­ре­жье в Генуе, Неа­по­ле, Пьом­би­но, Та­ран­то (по­след­ний, самый круп­ный в ЕС, мощ­но­стью 10 млн тонн стали в год).

На ми­ро­вом рынке Ита­лия спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на про­из­вод­стве тон­кой, хо­лод­но­ка­та­ной стали и сталь­ных труб. Глав­ная про­дук­ция цвет­ной ме­тал­лур­гии: алю­ми­ний, цинк, сви­нец и ртуть.

Стра­на за­ни­ма­ет вто­рое место в ЕС и ше­стое в мире по про­ка­ту ме­тал­лов, на ее долю при­хо­дит­ся 40% про­из­вод­ства чер­ных ме­тал­лов в ЕС.

Хи­ми­че­ская про­мыш­лен­ность Ита­лии спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на про­из­вод­стве про­дук­ции неф­те­хи­мии, по­ли­ме­ров (осо­бен­но по­ли­эти­ле­на, по­ли­про­пи­ле­на) и син­те­ти­че­ских во­ло­кон.

От­расль вы­со­ко мо­но­по­ли­зи­ро­ва­на, гос­под­ству­ют круп­ные фирмы. Фирма «ЭНИ» за­ни­ма­ет пер­вое место в Ев­ро­пе по про­из­вод­ству ак­ри­ло­вых во­ло­кон, вто­рое – по про­из­вод­ству пласт­масс, тре­тье – по про­из­вод­ству удоб­ре­ний. «Монт­э­ди­сон» обес­пе­чи­ва­ет 1/4 про­из­вод­ства хи­ми­че­ских удоб­ре­ний стра­ны. «СНИА»  спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на про­из­вод­стве хи­ми­че­ских во­ло­кон, пласт­масс, кра­си­те­лей, средств за­щи­ты рас­те­ний, ле­карств.

Ита­лия за­ни­ма­ет пятое место в мире по про­из­вод­ству ле­карств.

Ста­рей­ший и важ­ней­ший район хи­ми­че­ской про­мыш­лен­но­сти – Се­ве­ро-За­пад. Вслед­ствие обостре­ния эко­ло­ги­че­ской си­ту­а­ции, нехват­ки сво­бод­ных пло­ща­дей, труд­но­стей с элек­тро­снаб­же­ни­ем этот ре­ги­он спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на про­из­вод­стве про­дук­ции тон­кой химии. Круп­ны­ми цен­тра­ми яв­ля­ют­ся: Милан, Турин, Ман­туя, Са­во­на, Но­ва­ра, Генуя.

Се­ве­ро-Во­сточ­ная Ита­лия спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на про­из­вод­стве мас­со­вых неф­те­хи­ми­че­ских про­дук­тов, удоб­ре­ний, син­те­ти­че­ско­го ка­у­чу­ка (Ве­не­ция, Пор­то-Мар­ге­ра, Ра­вен­на).

Про­филь Цен­траль­ной Ита­лии – неор­га­ни­че­ская химия (Ро­зи­нья­но, Фол­ло­ни­ка, Пьом­би­но, Терни и дру­гие).

Южная Ита­лия спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на про­из­вод­стве про­дук­тов ор­га­ни­че­ско­го син­те­за, ми­не­раль­ных удоб­ре­ний (Брен­зи, Аугу­ста, Джеле, Тор­то-Тор­ре­се и дру­гие).

Ма­ши­но­стро­е­ние – ве­ду­щая от­расль ита­льян­ской про­мыш­лен­но­сти. В ней за­ня­то 2/5 всех про­мыш­лен­ных ра­бо­чих, со­зда­ет­ся 1/3 всей сто­и­мо­сти про­мыш­лен­ной про­дук­ции и 1/3 экс­пор­та стра­ны.

Для от­рас­ли ха­рак­тер­на вы­со­кая доля транс­порт­но­го ма­ши­но­стро­е­ния в про­из­вод­стве и экс­пор­те. По про­из­вод­ству ав­то­мо­би­лей Ита­лия за­ни­ма­ет одно из ли­ди­ру­ю­щих мест в мире. Круп­ней­шей ав­то­мо­биль­ной ком­па­ни­ей яв­ля­ет­ся фирма «Фиат»  (фаб­ри­ка ита­льян­ских ав­то­мо­би­лей в Ту­рине). Она мно­го­про­филь­на и про­из­во­дит ло­ко­мо­ти­вы и ва­го­ны, трак­то­ры, су­до­вые и авиа­ци­он­ные дви­га­те­ли, до­рож­но-транс­порт­ные ма­ши­ны, стан­ки, ро­бо­ты. Сто­ли­цей «Фиата» яв­ля­ет­ся Турин, где на­хо­дит­ся штаб-квар­ти­ра и круп­ней­ший завод «Ми­ра­фьо­ри»; ав­то­мо­биль­ные за­во­ды по­стро­е­ны также в Ми­лане, Неа­по­ле, Боль­ца­но, Мо­дене. Фирма имеет свои фи­ли­а­лы во мно­гих стра­нах мира. В 1960-х гг. участ­во­ва­ла в стро­и­тель­стве за­во­да-ги­ган­та ВАЗ в То­льят­ти. «Фиат» вхо­дит в первую де­сят­ку круп­ней­ших про­из­во­ди­те­лей ав­то­мо­би­лей, на долю ко­то­рой про­хо­дит­ся 5,3% ми­ро­во­го про­из­вод­ства.

Ав­то­мо­биль «FIAT» 1899 года

Рис. 4. Ав­то­мо­биль «FIAT» 1899 года.

Фирма «Фер­ра­ри» из­вест­на про­из­вод­ством го­ноч­ных машин.

Меж­ду­на­род­ной спе­ци­а­ли­за­ци­ей Ита­лии яв­ля­ет­ся про­из­вод­ство не толь­ко ав­то­мо­би­лей, но и мо­то­цик­лов, мо­то­рол­ле­ров, мо­пе­дов и ве­ло­си­пе­дов.

Су­до­стро­е­ние – кри­зис­ная от­расль транс­порт­но­го ма­ши­но­стро­е­ния; тон­наж еже­год­но спус­ка­е­мых на воду судов не пре­вы­ша­ет 250 – 350 тыс. бр. рег. т. Цен­тры су­до­стро­е­ния: Мо­но­фаль­коне, Генуя, Три­ест, Та­ран­то.

Раз­но­об­раз­на про­дук­ция, вы­пус­ка­е­мая элек­тро­тех­ни­че­ской про­мыш­лен­но­стью, – хо­ло­диль­ни­ки, сти­раль­ные ма­ши­ны, те­ле­ви­зо­ры. От­расль от­ли­ча­ет­ся вы­со­кой тер­ри­то­ри­аль­ной кон­цен­тра­ци­ей в Ми­лане, его при­го­ро­дах и в со­сед­них го­ро­дах – Ва­ре­зе, Комо и Бер­га­мо.

Рас­тет про­из­вод­ство про­дук­ции в элек­тро­ни­ке. Ита­лия про­из­во­дит пер­со­наль­ные ком­пью­те­ры, элек­трон­ные ком­по­нен­ты.

По­лу­чи­ла раз­ви­тие в Ита­лии лег­кая про­мыш­лен­ность. Стра­на яв­ля­ет­ся одним из круп­ней­ших в мире про­из­во­ди­те­лей и экс­пор­те­ров хлоп­ча­то­бу­маж­ных и шер­стя­ных тка­ней, одеж­ды и обуви, ме­бе­ли, юве­лир­ных и фа­ян­со­вых из­де­лий и др. По вы­пус­ку обуви Ита­лия за­ни­ма­ет вто­рое место в мире после Китая. Ита­лия сла­вит­ся сво­и­ми ди­зай­нер­ски­ми до­ма­ми.

Джор­джо Ар­ма­ни – ита­льян­ский ди­зай­нер одеж­ды

Рис. 5. Джор­джо Ар­ма­ни – ита­льян­ский ди­зай­нер одеж­ды

Сфера услуг. Ве­ду­щую роль в от­рас­ли иг­ра­ют ту­ризм и бан­ков­ская де­я­тель­ность. Важ­ней­шим ис­точ­ни­ком до­хо­да яв­ля­ет­ся ту­ризм. Ита­лию еже­год­но по­се­ща­ют свыше  50 млн ту­ри­стов. Более 3/4 всего обо­ро­та ита­льян­ско­го ту­ри­сти­че­ско­го биз­не­са при­хо­дит­ся на три го­ро­да: Рим, Ве­не­цию и Фло­рен­цию. Почти все при­бы­ва­ю­щие в Рим ту­ри­сты по­се­ща­ют уни­каль­ное го­су­дар­ство Ва­ти­кан. Раз­ви­ва­ет­ся и так на­зы­ва­е­мый шо­пин­го­вый ту­ризм, при­вле­ка­ю­щий опто­вых тор­гов­цев про­дук­ци­ей ита­льян­ских малых и сред­них пред­при­я­тий, а также ин­ди­ви­ду­аль­ных по­тре­би­те­лей ита­льян­ской одеж­ды и обуви.

В Ита­лии хо­ро­шо раз­ви­ты все виды транс­пор­та. Более 90% пас­са­жи­ров и 80% гру­зов пе­ре­во­зит­ся ав­то­мо­би­ля­ми. Глав­ная транс­порт­ная ар­те­рия стра­ны – «ав­то­стра­да солн­ца», свя­зы­ва­ю­щая Турин и Милан через Бо­ло­нью и Фло­рен­цию с Римом. Во внеш­них пе­ре­воз­ках гру­зов пре­об­ла­да­ет мор­ской транс­порт; 80 – 90% им­пор­ти­ру­е­мых гру­зов до­став­ля­ет­ся мор­ским путем. Самые круп­ные порты: Генуя (гру­зо­обо­рот 50 млн тонн в год) и Три­ест (35 млн тонн в год). Глав­ный ка­бо­таж­ный порт стра­ны – Неа­поль.

В сель­ском хо­зяй­стве пре­об­ла­да­ет рас­те­ние­вод­ство. Ос­нов­ные куль­ту­ры — пше­ни­ца, ку­ку­ру­за, рис (1-е место по сбору в Ев­ро­пе; свыше 1 млн т в год), са­хар­ная свек­ла. Ита­лия – один из круп­ней­ших в мире и ве­ду­щий в Ев­ро­пе про­из­во­ди­тель цит­ру­со­вых (свыше 3,3 млн т в год), то­ма­тов (свыше 5,5 млн т), ви­но­гра­да (около 10 млн т в год; свыше 90% пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет­ся в вино), оли­вок. Раз­ви­ты цве­то­вод­ство и пти­це­вод­ство.

 5. Ватикан

Ва­ти­кан рас­по­ло­жен на Ва­ти­кан­ском холме в се­ве­ро-за­пад­ной части Рима, в несколь­ких сот­нях мет­ров от Тибрa. Со всех сто­рон Ва­ти­кан окру­жен тер­ри­то­ри­ей Ита­лии. Ва­ти­кан имеет неком­мер­че­скую пла­но­вую эко­но­ми­ку. Ис­точ­ни­ки до­хо­дов – в первую оче­редь по­жерт­во­ва­ния ка­то­ли­ков всего мира. Часть средств со­став­ля­ет ту­ризм (про­да­жа поч­то­вых марок, ва­ти­кан­ских монет евро, су­ве­ни­ров, плата за по­се­ще­ние му­зеев). Боль­шую часть ра­бо­чей силы (об­слу­жи­ва­ю­щий пер­со­нал му­зеев, са­дов­ни­ки, двор­ни­ки и так далее) со­став­ля­ют граж­дане Ита­лии.

Прак­ти­че­ски всё на­се­ле­ние Ва­ти­ка­на – под­дан­ные Свя­то­го Пре­сто­ла (под­дан­ства Ва­ти­ка­на не су­ще­ству­ет).

Ста­тус Ва­ти­ка­на в меж­ду­на­род­ном праве – вспо­мо­га­тель­ная су­ве­рен­ная тер­ри­то­рия Свя­то­го Пре­сто­ла, ре­зи­ден­ции выс­ше­го ду­хов­но­го ру­ко­вод­ства Рим­ско-ка­то­ли­че­ской церк­ви. Су­ве­ре­ни­тет Ва­ти­ка­на не яв­ля­ет­ся са­мо­сто­я­тель­ным (на­ци­о­наль­ным), а про­ис­те­ка­ет из су­ве­ре­ни­те­та Свя­то­го Пре­сто­ла. Иными сло­ва­ми, его ис­точ­ник – не на­се­ле­ние Ва­ти­ка­на, а имен­но пап­ский пре­стол.

Вид на Ва­ти­кан

Рис. 6. Вид на Ва­ти­кан

Последнее изменение: Понедельник, 1 Май 2017, 23:11