Методы исследования в биологии

 1. Цели и задачи науки, способы распространения знания

Наука – это одна из сфер че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти, целью ко­то­рой яв­ля­ет­ся изу­че­ние и по­зна­ние окру­жа­ю­ще­го мира. Каж­дая наука имеет свои ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния, но за­да­ча любой науки – по­стро­е­ние си­сте­мы до­сто­вер­но­го зна­ния, ос­но­ван­но­го на фак­тах и обоб­ще­нии, ко­то­рые можно было бы под­твер­дить или опро­верг­нуть.

На­уч­ным фак­том яв­ля­ет­ся лишь тот, ко­то­рый можно вос­про­из­ве­сти или под­твер­дить. На­блю­де­ния, ко­то­рые не могу быть вос­про­из­ве­де­ны, от­бра­сы­ва­ют­ся, как нена­уч­ные. Когда учё­ный де­ла­ет от­кры­тие, он пуб­ли­ку­ет ин­фор­ма­цию о нем в спе­ци­аль­ных жур­на­лах, бла­го­да­ря пуб­ли­ка­ции ре­зуль­та­ты могут быть про­ве­ре­ны и пе­ре­про­ве­ре­ны дру­ги­ми учё­ны­ми – это слу­жит сти­му­лом для более тща­тель­ной про­вер­ки и ана­ли­за соб­ствен­ных экс­пе­ри­мен­тов.

Ещё одной фор­мой рас­про­стра­не­ния зна­ний яв­ля­ют­ся сим­по­зи­у­мы и кон­фе­рен­ции, ко­то­рые ор­га­ни­зу­ют­ся уче­ны­ми раз­ных спе­ци­аль­но­стей (бо­та­ни­ка­ми, зоо­ло­га­ми, ге­не­ти­ка­ми, ме­ди­ка­ми и т. д.). Во время таких ме­ро­при­я­тий уче­ные об­ща­ют­ся друг с дру­гом, об­суж­да­ют ра­бо­ты кол­лег, на­ла­жи­ва­ют твор­че­ские связи.

 2. Научный метод

На­уч­ный метод – это со­во­куп­ность при­ё­мов и опе­ра­ций, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся при по­стро­е­нии си­сте­мы на­уч­но­го зна­ния.

Один из ос­нов­ных прин­ци­пов на­уч­но­го ме­то­да – скеп­ти­цизм – отказ от сле­по­го до­ве­рия к ав­то­ри­те­ту. Учё­ный все­гда со­хра­ня­ет опре­де­лён­ную долю скеп­си­са и про­ве­ря­ет любое новое от­кры­тие.

 3. Основные методы в биологии

Ос­нов­ны­ми ме­то­да­ми био­ло­гии яв­ля­ют­ся: опи­са­тель­ный, срав­ни­тель­ный, ис­то­ри­че­ский и экс­пе­ри­мен­таль­ный.

 4. Описательный метод

Опи­са­тель­ный метод яв­ля­ет­ся наи­бо­лее древним, по­то­му что его ис­поль­зо­ва­ли ещё учё­ные древ­но­сти, в ос­но­ве его лежит на­блю­де­ние. При­мер­но до 17 века он был ос­нов­ным в био­ло­гии, по­сколь­ку учё­ные за­ни­ма­лись опи­са­ни­ем жи­вот­ных и рас­те­ний и их пер­вич­ной си­сте­ма­ти­за­ци­ей, но он не по­те­рял ак­ту­аль­но­сти в на­сто­я­щее время, на­при­мер, он ис­поль­зу­ет­ся для опи­са­ния новых видов (см. Рис. 1).

Новые виды жи­вот­ных, опи­сан­ные уче­ны­миНовые виды жи­вот­ных, опи­сан­ные уче­ны­миНовые виды жи­вот­ных, опи­сан­ные уче­ны­ми

Рис. 1. Новые виды жи­вот­ных, опи­сан­ные уче­ны­ми

 5. Сравнительный метод

Срав­ни­тель­ный метод – поз­во­ля­ет вы­явить сход­ство между ор­га­низ­ма­ми и их ча­стя­ми. Он стал при­ме­нять­ся с 17 века.

По­лу­чен­ные с по­мо­щью этого ме­то­да све­де­ния легли в ос­но­ву си­сте­ма­ти­ки Карла Лин­нея, поз­во­ли­ли Тео­до­ру Шван­ну и Мат­ти­а­су Шлей­де­ну сфор­му­ли­ро­вать кле­точ­ную тео­рию, легли в ос­но­ву за­ко­на за­ро­ды­ше­во­го сход­ства, от­кры­то­го Кар­лом Бэром.

Сей­час очень слож­но про­ве­сти гра­ни­цу между опи­са­тель­ным и срав­ни­тель­ным ме­то­дом, по­то­му что они ком­плекс­но ис­поль­зу­ют­ся для ре­ше­ния задач био­ло­гии.

 6. Исторический метод

Ис­то­ри­че­ский метод поз­во­ля­ет осмыс­лить по­лу­чен­ные ранее факты и со­по­ста­вить их с ранее из­вест­ны­ми ре­зуль­та­та­ми. Он стал ши­ро­ко при­ме­нять­ся со вто­рой по­ло­ви­ны 19 века бла­го­да­ря ра­бо­там Чарль­за Дар­ви­на, ко­то­рый с его по­мо­щью обос­но­вал за­ко­но­мер­но­сти по­яв­ле­ния и раз­ви­тия ор­га­низ­мов, ста­нов­ле­ние их струк­тур и функ­ций во вре­ме­ни и про­стран­стве (см. Рис. 2). При­ме­не­ние ис­то­ри­че­ско­го ме­то­да поз­во­ли­ло пре­вра­тить био­ло­гию из опи­са­тель­ной науки в объ­яс­ня­ю­щую.

 

Ис­то­рия эво­лю­ции че­ло­ве­ка

Рис. 2. Ис­то­рия эво­лю­ции че­ло­ве­ка

 7. Экспериментальный метод

Экс­пе­ри­мен­таль­ный метод – при­ме­не­ние этого ме­то­да свя­зы­ва­ют с име­нем Уи­лья­ма Гар­вея, ко­то­рый его ис­поль­зо­вал в своих экс­пе­ри­мен­тах по изу­че­нию кро­во­об­ра­ще­ния (см. Рис. 3). Но ши­ро­ко ис­поль­зо­вать­ся этот метод стал имен­но с 20 века, пре­жде всего, при изу­че­нии фи­зио­ло­ги­че­ских про­цес­сов.

Опыт У. Гар­вея по изу­че­нию кро­во­об­ра­ще­ния

Рис. 3 Опыт У. Гар­вея по изу­че­нию кро­во­об­ра­ще­ния

 

У. Гар­вей

Экс­пе­ри­мен­таль­ный метод поз­во­ля­ет изу­чать то или иное яв­ле­ние с по­мо­щью опыта. Боль­шой вклад в утвер­жде­ние экс­пе­ри­мен­таль­но­го ме­то­да в био­ло­гии внёс Гре­гор Мен­дель, ко­то­рый, изу­чая на­след­ствен­ность и из­мен­чи­вость ор­га­низ­мов, впер­вые ис­поль­зо­вал экс­пе­ри­мент не толь­ко для по­лу­че­ния дан­ных об изу­ча­е­мых яв­ле­ни­ях, но и для про­вер­ки ги­по­те­зы.

В 20 веке экс­пе­ри­мен­таль­ный метод стал ве­ду­щим в био­ло­гии. Это стало воз­мож­ным бла­го­да­ря по­яв­ле­нию новых при­бо­ров, на­при­мер, элек­трон­но­го мик­ро­ско­па, ис­поль­зо­ва­нию ме­то­дов химии, фи­зи­ки и био­ло­гии (см. Рис. 4).

Со­вре­мен­ные опыты и ла­бо­ра­тор­ное обо­ру­до­ва­ние, ко­то­рые сим­во­ли­зи­ру­ют экс­пе­ри­мен­таль­ный метод ис­сле­до­ва­ния

 

Со­вре­мен­ные опыты и ла­бо­ра­тор­ное обо­ру­до­ва­ние, ко­то­рые сим­во­ли­зи­ру­ют экс­пе­ри­мен­таль­ный метод ис­сле­до­ва­ния

Рис. 4. Со­вре­мен­ные опыты и ла­бо­ра­тор­ное обо­ру­до­ва­ние, ко­то­рые сим­во­ли­зи­ру­ют экс­пе­ри­мен­таль­ный метод ис­сле­до­ва­ния

В био­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ни­ях до­воль­но часто при­ме­ня­ют мо­де­ли­ро­ва­ния тех или иных про­цес­сов, то есть при­вле­ка­ют и ма­те­ма­ти­че­ские ме­то­ды, и ком­пью­тер­ное мо­де­ли­ро­ва­ние.

 

8. Этапы научного исследования

На­уч­ное ис­сле­до­ва­ние со­сто­ит из сле­ду­ю­щих эта­пов: на ос­но­ва­нии по­лу­чен­ных фак­тов, на­блю­де­ний или экс­пе­ри­мен­тов фор­му­ли­ру­ет­ся про­бле­ма, для её ре­ше­ния вы­дви­га­ют­ся ги­по­те­зы. Ги­по­те­зы непре­рыв­но со­вер­шен­ству­ют­ся и под­вер­га­ют­ся даль­ней­шей раз­ра­бот­ке. Ги­по­те­за, ко­то­рая со­гла­су­ет­ся со мно­же­ством раз­но­об­раз­ных на­блю­де­ний ста­но­вит­ся тео­ри­ей. Хо­ро­шая тео­рия раз­ви­ва­ет­ся и рас­про­стра­ня­ет­ся на до­пол­ни­тель­ные факты по мере того, как они ста­но­вят­ся из­вест­ны­ми.

Хо­ро­шая тео­рия может пред­ска­зы­вать новые факты, а также на­хо­дить новые связи между яв­ле­ни­я­ми, и тогда тео­рия ста­но­вит­ся пра­ви­лом или за­ко­ном.

 

 

Последнее изменение: Пятница, 30 Март 2018, 14:22