Тепловое движение. Температура

1. Тепловые явления

Опре­де­ле­ние.Теп­ло­вые яв­ле­ния – это яв­ле­ния, свя­зан­ные с на­гре­ва­ни­ем или охла­жде­ни­ем тел, а также с из­ме­не­ни­ем их аг­ре­гат­но­го со­сто­я­ния.

Все теп­ло­вые яв­ле­ния свя­за­ны с тем­пе­ра­ту­рой.

Все тела ха­рак­те­ри­зу­ют­ся со­сто­я­ни­ем сво­е­го теп­ло­во­го рав­но­ве­сия. Глав­ной ха­рак­те­ри­сти­кой теп­ло­во­го рав­но­ве­сия яв­ля­ет­ся тем­пе­ра­ту­ра.

2. Температура

Опре­де­ле­ние. Тем­пе­ра­ту­ра – это мера «на­гре­то­сти» тела.

По­сколь­ку тем­пе­ра­ту­ра яв­ля­ет­ся фи­зи­че­ской ве­ли­чи­ной, то её можно и нужно из­ме­рить. Для из­ме­ре­ния тем­пе­ра­ту­ры ис­поль­зу­ет­ся при­бор, ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся тер­мо­метр (от греч. термо – тепло, мет­рео – из­ме­ряю).

3. Термоскоп Галилея

Пер­вый тер­мо­метр (а, точ­нее, его ана­лог) изоб­рёл Га­ли­лео Га­ли­лей. Изоб­ре­те­ние Га­ли­лея, ко­то­рое он пред­ста­вил своим сту­ден­там на лек­ци­ях в уни­вер­си­те­те в конце XVI века (1597 г.), было на­зва­но тер­мо­ско­пом.

Любой тер­мо­метр ос­но­ван на сле­ду­ю­щем прин­ци­пе: из­ме­не­ние фи­зи­че­ских свойств ве­ществ в за­ви­си­мо­сти от тем­пе­ра­ту­ры.

Термоскоп Галилея

Опыт Га­ли­лея

Опыт Га­ли­лея

Рис. 1. Опыт Га­ли­лея

Опыт Га­ли­лея (см. Рис. 1) со­сто­ял в сле­ду­ю­щем: он взял колбу с длин­ной нож­кой и на­пол­нил её водой. Затем взял ста­кан с водой и пе­ре­вер­нул колбу нож­кой вниз, по­ста­вив в ста­кан. Часть воды, есте­ствен­но, вы­ли­лась, од­на­ко, в ре­зуль­та­те, в ножке остал­ся опре­де­лён­ный уро­вень воды. Если те­перь на­гре­вать колбу (в ко­то­рой на­хо­дит­ся воз­дух), то уро­вень воды будет опус­кать­ся, а если охла­ждать, то, на­о­бо­рот, по­вы­шать­ся. Это свя­за­но с тем, что при на­гре­ва­нии ве­ще­ства (в част­но­сти, воз­дух) имеют свой­ство рас­ши­рять­ся, а при охла­жде­нии – на­о­бо­рот, сужать­ся (имен­но по­это­му рель­сы де­ла­ют несплош­ны­ми, а про­во­да между стол­ба­ми ино­гда немно­го про­ви­са­ют).

Эта идея и легла в ос­но­ву пер­во­го тер­мо­ско­па, ко­то­рый поз­во­лял оце­ни­вать из­ме­не­ние тем­пе­ра­ту­ры (точно из­ме­рить тем­пе­ра­ту­ру таким тер­мо­ско­пом нель­зя, так как его по­ка­за­ния будут силь­но за­ви­сеть от ат­мо­сфер­но­го дав­ле­ния).

4. Градусные шкалы

В это же время была вве­де­на так на­зы­ва­е­мая гра­дус­ная шкала. Само слово «гра­дус» в пе­ре­во­де с ла­тин­ско­го озна­ча­ет «сту­пень».

На се­го­дняш­ний день со­хра­ни­лись три ос­нов­ные шкалы.

1. Шкала Цель­сия

Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­че­ние шкала, ко­то­рая с дет­ства из­вест­на каж­до­му – шкала Цель­сия.

Ан­дерс Цель­сий – швед­ский аст­ро­ном, ко­то­рый пред­ло­жил сле­ду­ю­щую шкалу тем­пе­ра­тур:  – тем­пе­ра­ту­ра ки­пе­ния воды;  – тем­пе­ра­ту­ра за­мер­за­ния воды. В на­сто­я­щее время все мы при­вык­ли к пе­ре­вёр­ну­той шкале Цель­сия.

При­ме­ча­ние: сам Цель­сий го­во­рил, что такой выбор шкалы вы­зван про­стым фак­том: зато зимой не будет от­ри­ца­тель­ной тем­пе­ра­ту­ры.

2. Шкала Фа­рен­гей­та

В Ан­глии, США, Фран­ции, Ла­тин­ской Аме­ри­ке и неко­то­рых дру­гих стра­нах по­пу­ляр­но­стью поль­зу­ет­ся шкала Фа­рен­гей­та.

Га­б­ри­ель Фа­рен­гейт – немец­кий ис­сле­до­ва­тель – ин­же­нер, ко­то­рый впер­вые при­ме­нил свою соб­ствен­ную шкалу для из­го­тов­ле­ния стек­ла. Шкала Фа­рен­гей­та более тон­кая: по раз­мер­но­сти гра­дус шкалы Фа­рен­гей­та мень­ше гра­ду­са шкалы по Цель­сию.

3. Шкала Рео­мю­ра

Тех­ни­че­ская шкала при­ду­ма­на фран­цуз­ским ис­сле­до­ва­те­лем Р. А. Рео­мю­ром. По этой шкале 0 со­от­вет­ству­ет тем­пе­ра­ту­ре за­мер­за­ния воды, а вот в ка­че­стве тем­пе­ра­ту­ры ки­пе­ния воды Рео­мю­ром была вы­бра­на тем­пе­ра­ту­ра в 80 гра­ду­сов.

В фи­зи­ке, в ос­нов­ном, ис­поль­зу­ет­ся так на­зы­ва­е­мая аб­со­лют­ная шкала – шкала Кель­ви­на. 1 гра­дус по Цель­сию равен 1 гра­ду­су по Кель­ви­ну, од­на­ко тем­пе­ра­ту­ра в  со­от­вет­ству­ет при­бли­зи­тель­но .

На­пом­ним, что при из­ме­не­нии тем­пе­ра­ту­ры тела из­ме­ня­ют­ся его ли­ней­ные раз­ме­ры (при на­гре­ва­нии – рас­ши­ря­ют­ся, при охла­жде­нии – сужа­ют­ся). Это свя­за­но с по­ве­де­ни­ем мо­ле­кул. При на­гре­ва­нии уве­ли­чи­ва­ет­ся ско­рость дви­же­ния ча­стиц, со­от­вет­ствен­но, они на­чи­на­ют чаще вза­и­мо­дей­ство­вать, и объём уве­ли­чи­ва­ет­ся.

Из этого можно сде­лать вывод, что тем­пе­ра­ту­ра свя­за­на с дви­же­ни­ем ча­стиц, из ко­то­рых со­сто­ят тела (это от­но­сит­ся и к твёр­дым, и к жид­ким, и к га­зо­об­раз­ным телам).

Дви­же­ние ча­стиц в газах яв­ля­ет­ся бес­по­ря­доч­ным (так как мо­ле­ку­лы и атомы в газах прак­ти­че­ски не вза­и­мо­дей­ству­ют).

Дви­же­ние ча­стиц в жид­ко­стях яв­ля­ет­ся «скач­ко­об­раз­ным», то есть: мо­ле­ку­лы ведут «осёд­лый образ жизни», но спо­соб­ны «пе­ре­пры­ги­вать» с од­но­го места на дру­гое. Этим опре­де­ля­ет­ся те­ку­честь жид­ко­стей.

Дви­же­ние ча­стиц в твёр­дых телах на­зы­ва­ет­ся ко­ле­ба­тель­ным.

Таким об­ра­зом, все ча­сти­цы на­хо­дят­ся в непре­рыв­ном дви­же­нии. Это дви­же­ние ча­стиц на­зы­ва­ет­ся теп­ло­вым дви­же­ни­ем (бес­по­ря­доч­ное, ха­о­ти­че­ское дви­же­ние).

Это дви­же­ние ни­ко­гда не оста­нав­ли­ва­ет­ся (до тех пор, пока у тела есть тем­пе­ра­ту­ра).

Под­твер­дил на­ли­чие теп­ло­во­го дви­же­ния в 1827 году ан­глий­ский бо­та­ник Ро­берт Броун, по имени ко­то­ро­го дан­ное дви­же­ние на­зы­ва­ют бро­унов­ским дви­же­ни­ем.

На се­го­дняш­ний день из­вест­но, что самая низ­кая тем­пе­ра­ту­ра, ко­то­рая может быть до­стиг­ну­та, со­став­ля­ет при­бли­зи­тель­но . Имен­но при такой тем­пе­ра­ту­ре за­ми­ра­ет дви­же­ние ча­стиц (од­на­ко не за­ми­ра­ет дви­же­ние внут­ри самих ча­стиц).

5. Опыты Галилея и Амонтона

Рас­смот­рим в за­клю­че­нии ещё один опыт – опыт фран­цуз­ско­го учё­но­го Ги­льо­ма Амон­то­на, ко­то­рый в 1702 году изоб­рёл так на­зы­ва­е­мый га­зо­вый тер­мо­метр. С неболь­ши­ми из­ме­не­ни­я­ми этот тер­мо­метр дошёл и до наших дней.

Опыт Амон­то­на

 

Опыт Амон­то­на

Рис. 2. Опыт Амон­то­на

Возь­мём колбу с водой и за­ткнём её проб­кой с тон­кой труб­кой (см. Рис. 2). Если те­перь на­гре­вать воду, то за счёт рас­ши­ре­ния воды, её уро­вень в труб­ке будет по­вы­шать­ся. По уров­ню под­ня­тия воды в труб­ке можно сде­лать вывод об из­ме­не­нии тем­пе­ра­ту­ры. Пре­иму­ще­ство тер­мо­мет­ра Амон­то­на со­сто­ит в том, что он не за­ви­сит от ат­мо­сфер­но­го дав­ле­ния.

На этом уроке мы рас­смот­ре­ли такую важ­ную фи­зи­че­скую ве­ли­чи­ну, как тем­пе­ра­ту­ра. Изу­чи­ли спо­со­бы её из­ме­ре­ния, ха­рак­те­ри­сти­ки и свой­ства. На даль­ней­ших уро­ках мы изу­чим такое по­ня­тие, как внут­рен­няя энер­гия.

 

Вопросы к конспектам

1. По­че­му нель­зя про­гра­ду­и­ро­вать тер­мо­скоп Га­ли­лея?

2. Же­лез­ный гвоздь на­гре­ли на плите:

- Как из­ме­ни­лась ско­рость дви­же­ния мо­ле­кул же­ле­за?

- Как из­ме­нит­ся ско­рость дви­же­ния мо­ле­кул, если гвоздь опу­стить в хо­лод­ную воду?

- Как при этом из­ме­нит­ся ско­рость дви­же­ния мо­ле­кул воды?

- Как ме­ня­ет­ся объем гвоз­дя при этих опы­тах?

3. Воз­душ­ный шарик пе­ре­нес­ли из ком­на­ты на мороз:

- Как из­ме­нит­ся объем ша­ри­ка?

- Как из­ме­нит­ся ско­рость дви­же­ния мо­ле­кул воз­ду­ха внут­ри ша­ри­ка?

- Как из­ме­нит­ся ско­рость мо­ле­кул внут­ри ша­ри­ка, если его вновь вер­нуть в ком­на­ту, да еще по­ло­жить к ба­та­рее?

Последнее изменение: Вторник, 22 Май 2018, 15:41