Образование и наука
В 1927 году было организовано общество «о ликвидации безграмотности». Планировалось увеличить учеников трех- и четырехлетнего обучения. Специализированные школы для девочек открылись в Чимкенте, Алматы, Туркестане. В 1931 году объявили о том, что все с 15-30 лет должны получить образование. До начала Великой Отечественной войны среди людей, способных к работе, была ликвидирована безграмотность.
В годы обучения 1930-1931 годах в оседлых районах и весной 1931 года в кочевых районах было введено обязательное всеобщее начальное образование. Во всех районах были открыты общественные фонды по образованию. Казахстанские комсомолы взяли ответственность за процесс обучения. Общественные деятели и интеллигенция принимали активное участие в создании оригинальных учебников и учебных пособий на родном языке. А. Байтурсынов стал автором учебного пособия по родной речи, учебников для системы ликбезов иллюстрированного букваря. Ж. Аймауытов — методики преподавания родного языка, ставившей проблему двуязычия, интернационального и нравственного воспитания учащихся. К. Сатпаев — составитель первого учебника алгебры для средней школы на казахском языке. А. Букейханов — автор учебника по географии. С. Сейфуллин, С. Садуакасов, Г. Мусрепов, М. Дулатов, М. Жолдыбаев, М. Жумабаев, К. Кеменгеров и др. - приняли активное участие в создании учебников и учебно-методической литературы для казахских школ. А. Байтурсынов, А. Букейханов, С. Садуакасов, Х. Болганбаев, Ж. Аймауытов выступили организаторами подготовки и издания учебников на казахском языке. В числе первых книг, рекомендованных к печати, были сборники стихов Абая и басен-загадок А. Байтурсынова, издание которых было заказано в Казани.
В середине 20-годов в республике работали татарские, узбекские, уйгурские, немецкие и эстонские начальные школы.
В результате голода в 1930-1932 годах число учеников резко уменьшилось и увеличилось число сирот. Осенью 1932 года в детском приюте было 68 тыс. детей. Начали расти число интернатов, которые были построены за счет совхозов и колхозов. Так же увеличилось количество учителей. В предвоенные годы сотни учителей были награждены орденами и медалями. С.Кобеев, С.Акышев, А.Акатов, Ш.Сарыбаев, Л.И.Добранская, Н.В.Волков и др. были первыми, кто получил звание - Заслуженный учитель школы Казахской ССР.
В 1928 году был открыт первый педагогический институт в Казахстане. Ему было присвоено имя Абая Кунанбаева. В 1929-1932 годах в Алматы были открыты – зоотехнические-ветеринарные, сельскохозяйственные и медицинские ВУЗы. В 1931-1932 годвх в Уральске и Кызыл-Орде были открыты педагогические институты. В 1934 году был открыт Казахский Национальный университет имени С.М. Кирова. Открытие горно-металлургических институтов позволило подготовить в Республике инженерных и технических кадров. Позже в Семипалатинске, Петропавле, Актюбинске, Караганде и Кустанае были открыты институты.
До начало войны в Казахстане было 20 ВУЗов, средних специальных учебных заведений, в которых обучалось около 40 тыс. человек. В ВУЗах училось очень мало казахской молодёжи. В 1930 году в ВУЗах и техникумах других Республик учились около 20 000 казахстанцев. С.Асфендияров, Т.Жүргенов, С.Сейфуллин, А.Байтурсынулы, О.Жандосов, М.Ауэзов, К.Жубанов способствовали формированию системы образования в республике.
1920–1930 годы — период становления науки в Казахстане. В 1932 году создана Казахстанская база Академии наук СССР, которая первоначально имела в своем составе два сектора — зоологический, ботанический и Ботанический сад в Алма-Ате.