Развитие просвещения у мусульман
В 19 веке многие мусульманские школы вызывали сомнение в образовании кочевого народа. Главной целью царизма было открыть множество русских и казахско-русских школ в Казахстане. Они пытались выполнить следующие условия:
- Сделать возможным, чтобы русские переселенцы могли учиться в начальных школах;
- Подготовить образованных специалистов для освоения природных ресурсов;
- Подготовить образованных людей для управления областями, уездами и управлениями;
Царская империя также занималась не только просвещением, но и русификацией кочевого народа.
В 1887 году в Семипалатинской области было 13 городских школ, там учились 605 мальчиков. В 1912 году в Кустанайском уезде работало 9 школ для мальчиков (191 учеников) и девочек. В этих школах учили алфавит, арифметику и суры из Корана.
В медресе учили разные предметы. В крупных медресе — высших исламских учебных заведениях изучали следующие предметы: фараиз — закон о наследовании и разделе имущества; усул-фиких — исследование мусульманских законов; хикмет — энциклопедия исторических, философских и естественных наук; наху — грамматика арабского языка; акаид — догматика; монтик — логика; арифметика, русский язык и др.
Окjнчившие медресе, продолжали свое обучение в Бухаре или в Ташкенте. В степных медресе учеников не было больше 70. Возраст учеников 8-20 лет. Иногда учились те, кому было 30-40 лет.
Учебная программа длилась 3, 4, 5, 10 лет. Учебный год начинался в мае, заканчивался в августе. Расписание уроков с 7.00 до 11.00 и с 13.00 до 16.00. В городе Петропавл мусульманская библиотека работала до 1910 года благодаря финансированию Думы. После манифеста в 1905 году 17 октября начали открываться бесплатные библиотеки.
Генерал-губернатор Туркестанской области Розенбах в 1888 году 8 сентября заявил, что в области работает 206 медресе, 3660 школ, 4000 учителей, учатся 49 000 учеников. А по данным 1896 года в медресе учились 77 711 учеников.
Недостатки системы образования: 1) нехватка образованных учителей; 2) тяжелые бытовые условия; 3) низкая оплата труда; 4) нехватка учебных пособий и книг; 5) несоответствие зданий школ к надлежащим требованиям.