Возникновение Великого Шелкового пути и его историческое значение
В долине реки Хуанхэ в Китае берет свое начало Великий Шелковый путь: он начинался в Китае и заканчивался в Риме. Геродот описал одно из его направлений: «Путь шел из Причерноморья до Дона, оттуда - на земли сарматов, в Приуралье, а затем дальше к Иртышу и на Алтай». Геродот перечисляет племена, жившие в данных регионах - сарматы, исседоны, аргиппеи, аримаспы.
Путь был проложен во II веке до н. э., вёл из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи, южная — мимо озера Лоб-Нор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир (в южной части) вела в Бактрию, а оттуда — в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря.
За время путешествия с востока на запад шёлк и специи проходили через десятки рук. В связи с этим историки ведут речь о путешествиях именно товаров и технологий, а не людей. Для транспортировки использовались главным образом ишаки и верблюды. Количество верблюдов в караванах, которые бороздили пустыню Такла-Макан, варьировалось от 3 до 300. В Согде, Фергане, Западной Сибири были найдены монеты тюркского племени тюргешей. Производство шелка в Византии и Согдиане было налажено уже в начале нашей эры. Согдиана уже могла соперничать с Китаем в торговле шелка. В китайских городах имелись торговые общины согдийцев. Наиболее дальним пунктом торговли шелком являлась древняя столица Японии - Нара. Рукопись на согдийском языке хранится в храме японского города. Производство шелка было налажено и в Японии, и в Закавказье.
В китайских письменных источниках говорится, что во ІІ-І вв. до нашей эры Уйсунское государство имело торговые отношения с Китаем. В китайских источниках есть сведения, что в VI в. западнотюркский каган и его свита носили шелковые халаты. ВШП пролегал через западную часть Великой Китайской Стены и по реке Или доходил до озера Иссык-Куль. От Иссык-Куля путь для выхода на запад и северо-восток разветвлялся в южном и северном направлениях. Южное направление шло в Фергану, Самарканд, Иран, Ирак, Сирию и к Средиземному морю. Протяженность ВШП составляла около 7 тысяч километров.
Шёлк был хотя и главным, но далеко не единственным товаром, который перевозился по трансконтинентальному пути. Из Центральной Азии вывозились кони, весьма ценимые в Китае, военное снаряжение, золото и серебро, полудрагоценные камни и изделия из стекла, кожа и шерсть, ковры и хлопчатобумажные ткани, экзотические фрукты — арбузы и персики, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы. Из Китая караваны везли фарфор и металлическую посуду, лакированные изделия и косметику, чай и рис. В дорожных мешках купцов можно было найти слоновые бивни, носорожьи рога, черепаховые панцири, пряности и многое другое.
Оживленное использования Шелкового пути на международном уровне началось еще в середине II в. до нашей эры.