Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина» - произведение о судьбе человека и Родины

 Введение

Тема се­го­дняш­не­го урока – поэма С.А. Есе­ни­на «Анна Сне­ги­на» (рис. 1). Это про­из­ве­де­ние со­зда­но в по­след­ние годы жизни поэта.

Сер­гей Алек­сан­дро­вич Есе­нин

Рис. 1. Сер­гей Алек­сан­дро­вич Есе­нин

Она была на­пи­са­на в 1925 году трид­ца­ти­лет­ним пи­са­те­лем. Он, ко­неч­но же, не знает о своей ско­рой кон­чине. «Анна Сне­ги­на» – это до­воль­но спо­кой­ное и гар­мо­нич­ное про­из­ве­де­ние.

В поэме автор как будто под­во­дит итоги, раз­мыш­ляя о своей жизни, о судь­бе стра­ны. Можно ска­зать, что поэт отож­деств­ля­ет себя с ли­ри­че­ским ге­ро­ем поэмы, даже на­зы­ва­ет его Сер­ге­ем. Герой на­де­лен неко­то­ры­ми чер­та­ми, ко­то­рые при­су­щи и са­мо­му ав­то­ру, но это не стоит вос­при­ни­мать бук­валь­но. На­при­мер, рас­сказ­чик нам со­об­ща­ет, что он был пер­вый в своей стране де­зер­тир, го­во­рит о том, что бро­сил вин­тов­ку и решил во­е­вать толь­ко по­сред­ством по­э­зии. Есе­нин же вовсе не во­е­вал, он не был на фрон­те. Несмот­ря на то что Есе­ни­на при­ня­то счи­тать по­этом ис­по­ве­даль­ным, го­во­ря­щим о себе от­кро­вен­но, все-та­ки не стоит рас­смат­ри­вать его про­из­ве­де­ния как лич­ный днев­ник.

Если же поэма не яв­ля­ет­ся пря­мым рас­ска­зом ав­то­ра о себе то, что же она такое? Проще всего на­чать раз­би­рать­ся в этом с ее на­зва­ния. На­зва­ние неволь­но на­по­ми­на­ет нам на­зва­ние дру­го­го про­из­ве­де­ния – «Ев­ге­ний Оне­гин». Такое со­зву­чие имен неслу­чай­но. Есе­нин явно писал свою поэму с мыс­лью о Пуш­кине и о «Ев­ге­нии Оне­гине», даже сю­же­ты схожи. В обоих слу­ча­ях по­вест­ву­ют о несчаст­ли­вой лю­бов­ной ис­то­рии.

 Поэма «Анна Снегина»

Глав­ным ге­ро­ем поэмы яв­ля­ет­ся Сер­гей, он вышел из де­рев­ни, вырос в де­ревне, но сумел стать ли­те­ра­то­ром, пи­са­те­лем. Когда ему было 16 лет, он был влюб­лен в одну де­вуш­ку, ту самую Анну Сне­ги­ну, позже он был вы­нуж­ден уехать из своей де­рев­ни, но спу­стя дол­гое время вер­нул­ся в род­ные края и снова встре­тил­ся с Анной. Де­вуш­ка за это время успе­ла выйти замуж, да еще и за офи­це­ра. Нево­ору­жен­ным гла­зом можно уви­деть сход­ства ге­ро­ев. Ев­ге­ний Оне­гин – Сер­гей, а Анна Сне­ги­на – Та­тья­на. Если вам такое утвер­жде­ние ка­жет­ся слиш­ком сме­лым, да­вай­те раз­бе­рем­ся, что же про­ис­хо­дит в самой поэме.

Мы на­блю­да­ем за ли­ри­че­ским ге­ро­ем, ко­то­рый всему, что про­ис­хо­дит во­круг – в де­ревне, в по­ме­стье, в усадь­бе, – чужой. Ка­за­лось бы, герой от­сю­да родом, окру­жа­ю­щие его люди не чужие, он им со­пе­ре­жи­ва­ет, он при­ча­стен к их жиз­ням, но он изоб­ра­жен как че­ло­век, ко­то­рый яв­ля­ет­ся сто­рон­ним на­блю­да­те­лем со­бы­тий, че­ло­ве­ком со сто­ро­ны. Он вроде как на­хо­дит­ся рядом со всеми, но вроде бы и сам по себе.

Можно ска­зать, что герой поэмы, как и Оне­гин, лиш­ний че­ло­век, он сви­де­тель и на­блю­да­тель чужой жизни. Он вхо­дит в де­рев­ни, усадь­бы, про­гу­ли­ва­ет­ся по полям, автор изоб­ра­жа­ет его от­дель­ным, от­ре­зан­ным от осталь­ных. Также Сер­гея с Оне­ги­ным сбли­жа­ет ар­ти­стизм. В поэмы «Анна Сне­ги­на» он вы­ра­жа­ет­ся в непо­сред­ствен­ной де­я­тель­но­сти героя.

Оба героя в гла­зах про­стых му­жи­ков пред­став­ля­ют­ся без­дель­ни­ка­ми, их особо ни­че­го не за­бо­тит, тя­же­лым тру­дом они не обре­ме­не­ны. Они сво­бод­ны, и как раз это дает им воз­мож­ность быть на­блю­да­те­ля­ми и сви­де­те­ля­ми жизни в целом.

Что ка­са­ет­ся ви­де­ния жизни в целом, «Анна Сне­ги­на» схожа с ро­ма­ном Пуш­ки­на. Это до­воль­но сво­бод­ное по­вест­во­ва­ние с ли­ри­че­ски­ми от­ступ­ле­ни­я­ми. Перед нами пе­ри­о­ди­че­ски про­плы­ва­ют кар­ти­ны рус­ской де­рев­ни, ре­во­лю­ции, ка­кие-то ис­то­ри­че­ские на­брос­ки, и сюжет не дер­жит нас в ка­ких-то жест­ких рам­ках при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей. Это ли­ри­че­ский раз­го­вор о самых раз­лич­ных вещах. В первую оче­редь о судь­бе че­ло­ве­ка, об оди­но­че­стве, о Ро­дине и о том, как от­но­ше­ние к раз­лич­ным вещам ме­ня­ет­ся с те­че­ни­ем вре­ме­ни.

Мы на­блю­да­ем за ге­ро­ем до­воль­но долго, на­чи­ная с его шест­на­дца­ти­ле­тия и вплоть до его зре­ло­го воз­рас­та, в ко­то­ром он непо­сред­ствен­но на­хо­дит­ся во время дей­ствия поэмы.

С одной сто­ро­ны, кре­стьяне его очень ува­жа­ют и зовут, когда им нужно ре­шить ка­кие-то свои важ­ные про­бле­мы, а с дру­гой сто­ро­ны, его от­стра­нен­ность как мос­ков­ско­го озор­но­го гу­ля­ки, улы­ба­ю­ще­го­ся всем встреч­ным, де­ла­ет его чужим. Он даже внешне вы­гля­дит непри­выч­ным для де­рев­ни об­ра­зом: все­гда носит с собой шляпу и трость. Зачем же Сер­гею нужна трость? Можно ска­зать, что в его руках она ста­но­вит­ся еще одним сим­во­лом жизни гу­ля­ки и без­за­бот­но­го че­ло­ве­ка. Он идет по полям и сши­ба­ет ею зе­лень, не о чем не за­ду­мы­ва­ясь. Потом и кро­вью от тя­же­ло­го труда и войны этот поэт не за­ма­зан. 
Раз­вер­ты­вая сю­жет­ную линию поэмы, С. Есе­нин со­зда­ет образ де­ре­вен­ско­го во­жа­ка – Прона Ог­лоб­ли­на, во­пло­тив­ше­го в себе ве­ко­вой гнев на­ро­да про­тив при­тес­ни­те­лей и ми­ро­едов, сво­е­го рода Пу­га­че­ва. Вот как ис­то­рию об Ог­лоб­лине рас­ска­зы­ва­ет одна из ге­ро­инь поэмы, ста­рая жена мель­ни­ка, к ко­то­ро­му Сер­гей при­бы­ва­ет на лето, по­ки­нув свою раз­гуль­ную жизнь в Москве:

У них там есть Прон Ог­лоб­лин,
Бул­дыж­ник, дра­чун, гру­би­ян.
Он вечно на всех озлоб­лен,
С утра по неде­лям пьян.

И нагло в тре­тье­вом годе,
Когда объ­яви­ли войну,
При всем чест­ном на­ро­де
Убил то­по­ром стар­ши­ну.

Таких те­перь ты­ся­чи стало
Тво­рить на сво­бо­де гнусь.
Про­па­ла Расея, про­па­ла...
По­гиб­ла кор­ми­ли­ца Русь...

 

Дей­ствие поэмы ведь про­ис­хо­дит в пе­ри­од ре­во­лю­ции, в эпоху кре­стьян­ских бун­тов и на­сту­па­ю­ще­го тер­ро­ра. А вот Ог­лоб­лин от­ли­чил­ся еще в пе­ри­од мир­но­го вре­ме­ни, убив то­по­ром че­ло­ве­ка во время спора между кре­стья­на­ми из двух со­сед­них де­ре­вень за лес. Ин­те­рес­но то, как от­но­сит­ся к нему Есе­нин. С одной сто­ро­ны, он по­ни­ма­ет, что его герой – пло­хой че­ло­век и убий­ца, а с дру­гой сто­ро­ны, ли­ри­че­ский герой Сер­гей с Ог­лоб­ли­ным дру­жит. Они между собой свя­за­ны и го­во­рят на одном языке, вза­и­мо­от­но­ше­ния между ними даже чем-то на­по­ми­на­ют се­мей­ные.

Тема бунта, тема кре­стья­ни­на в его бун­тар­ских про­яв­ле­ни­ях вол­но­ва­ла Есе­ни­на давно. Эта тема ка­са­лась всех, так как кре­стьяне – ос­нов­ные жи­те­ли Рос­сии и аг­рар­ный во­прос был пер­вым в рус­ской по­ли­ти­ке и ли­те­ра­ту­ре дли­тель­ное время. Как вы зна­е­те, о на­род­ных бун­тах, о Пу­га­чев­щине писал и сам Пуш­кин. И тут мы снова воз­вра­ща­ем­ся к об­ра­зу Ог­лоб­ли­на, он на­по­ми­на­ет нам пуш­кин­ско­го Пу­га­че­ва, ко­то­рый, с одной сто­ро­ны, лихой че­ло­век, страш­ный и кро­ва­вый, а с дру­гой сто­ро­ны, в нем есть ка­кое-то оба­я­ние. И имен­но это оба­я­ние под­чи­ня­ет себе даже скеп­ти­че­ски на­стро­ен­но­го чи­та­те­ля. Кроме того, важно от­ме­тить, что в дан­ном про­из­ве­де­нии Ог­лоб­лин ока­зы­ва­ет­ся жерт­вой ужас­ных со­бы­тий: в 1920 году этого героя уби­ва­ют де­ни­кин­цы.

Лю­би­мое вы­ра­же­ние Прона, ко­то­рое он два­жды по­вто­ря­ет на про­тя­же­нии поэмы, – «Раз и квас». Это вы­ра­же­ние озна­ча­ет «быст­ро сде­лать дело», т. е. от­нять у по­ме­щи­ков землю и все по­де­лить, что и про­ис­хо­дит по ходу по­вест­во­ва­ния. Ис­поль­зуя это вы­ра­же­ние, Есе­нин нам со­об­ща­ет, что по­спеш­ность в за­хва­те зе­мель – это обыч­ная вещь, при­чем глав­ным ге­ро­ем за­хва­та, когда по­ме­щи­ки за­би­ра­ют землю у Сне­ги­ных, яв­ля­ет­ся Ла­бу­тя – брат Прона. Это яв­ля­ет­ся свое­об­раз­ной па­ро­ди­ей на Пу­га­че­ва. С одной сто­ро­ны, он лихой че­ло­век, а с дру­гой – пья­ни­ца по­ху­же Прона и к тому же страш­ный трус и враль. Фи­гу­ра ко­ми­че­ская, непри­гляд­ная, но про него го­во­рит­ся, что имен­но такой и будет вер­хо­во­дить в со­ве­те.

Мы видим, что от­но­ше­ние ав­то­ра ко всем этим со­бы­ти­ям двой­ствен­ное: с одной сто­ро­ны, он вроде бы и за ре­во­лю­цию, за кре­стьян­скую прав­ду, кре­стьяне спра­ши­ва­ют ли­ри­че­ско­го героя:

«Скажи, кто такое Ленин?»

Я тихо от­ве­тил:

«Он – вы».

Вы­хо­дит, Ленин, ре­во­лю­ция – это что-то хо­ро­шее, но, с дру­гой сто­ро­ны, один герой этой ре­во­лю­ции, Прон, – че­ло­век с то­по­ром, дру­гой – его ко­ми­че­ский брат, трус Ла­бу­тя. И такую же двой­ствен­ную по­зи­цию за­ни­мал автор и в жизни, он менял свою точку зре­ния. И в этом про­смат­ри­ва­ет­ся ка­кая-то вер­ность пуш­кин­ской тра­ди­ции – быть сви­де­те­лем, а не оцен­щи­ком. В этом и есть вся пре­лесть поэмы Есе­ни­на, в ней нет ка­те­го­рич­но­сти и жест­ко рас­став­лен­ных оце­нок, ко­то­рые бы сде­лал его ли­те­ра­тур­ный ан­ти­под – Вла­ди­мир Ма­я­ков­ский.

У Сер­гея Есе­ни­на ре­пу­та­ция певца рус­ской де­рев­ни, пла­каль­щи­ка по этой де­ревне. Но ду­мать, что он иде­а­ли­зи­ро­вал де­рев­ню и рус­ско­го му­жи­ка, не стоит. Как раз в «Сне­ги­ной» мы видим, что автор, ко­то­рый дей­стви­тель­но знал и любил рус­скую де­рев­ню и ее жи­те­лей, к де­ре­вен­ским людям, кре­стья­нам, от­но­сит­ся весь­ма сар­ка­сти­че­ски, он не пы­та­ет­ся иде­а­ли­зи­ро­вать.

Кре­стьяне и кре­стьян­ская жизнь в «Сне­ги­ной» изоб­ра­же­ны не без ко­ми­че­ских ноток. Вот, на­при­мер, сцена за­хва­та по­ме­щи­чьей земли.

В за­хва­те все­гда есть ско­рость:
– Даешь! Раз­бе­рем потом!
Весь хутор за­бра­ли в во­лость
С хо­зяй­ка­ми и со ско­том.

Даль­ше мы видим годы кре­стьян­ско­го про­цве­та­ния.

Эх, удаль!
Цве­те­ние в далях!
Неда­ром чу­ма­зый сброд
Играл по дво­рам на ро­я­лях
Ко­ро­вам там­бов­ский фокс­трот.
За хлеб, за овес, за кар­тош­ку
Мужик за­лу­чил грам­мо­фон, -
Слю­ня­вя коз­ли­ную ножку,
Танго себе слу­ша­ет он.
Сжи­мая от при­бы­ли руки,
Ру­га­ясь на вся­кий налог,
Он мыс­лит до дури о штуке,
Ка­та­ю­щей­ся между ног.

До­воль­но за­бав­ный кре­стья­нин, глав­ная его черта – при­жи­ми­стость, жест­кость в хо­зяй­ствен­ных во­про­сах, и в то же время ни­ка­кой ли­ри­че­ской тон­ко­сти и ни­ка­ких стрем­ле­ний к пра­вед­но­сти и ду­хов­но­сти мы не видим.

Шли годы
Раз­ма­ши­сто, пылко...
Удел хле­бо­ро­ба гас.
Нема­ло по­пре­ло в бу­тыл­ках
«Ке­ре­нок» и «ходей» у нас.
Фе­фе­ла! Кор­ми­лец! Ка­са­тик!
Вла­де­лец зем­лей и ско­том,
За пару из­мыз­ган­ных «катек»
Он даст себя вы­драть кну­том.

Если Есе­нин и певец рус­ской земли и рус­ско­го кре­стья­ни­на, то он от­нюдь не его ико­но­пи­сец.

Те­перь по­го­во­рим о лю­бов­ной линии в поэме. Ис­то­рия любви все-та­ки несбыв­ша­я­ся: Анна и Сер­гей ис­пы­ты­ва­ют чув­ства к друг другу, про­ис­хо­дят встре­чи, ино­гда слу­ча­ют­ся ссоры, их то от­тал­ки­ва­ет, то при­тя­ги­ва­ет друг к другу (рис. 2). За­вер­ша­ет­ся все тем, что Анна, муж ко­то­рой погиб на войне, эми­гри­ру­ет, а Сер­гей оста­ет­ся на Ро­дине и в конце поэмы по­лу­ча­ет пись­мо из Лон­до­на. Что же ме­ша­ет ге­ро­ям быть вме­сте? В первую оче­редь раз­ни­ца в со­ци­аль­ном по­ло­же­нии, раз­ни­ца в вос­пи­та­нии, у них со­вер­шен­но раз­ные жиз­нен­ные пути. Они не могут пре­одо­леть ка­кие-то услов­но­сти, со­здан­ные их про­ис­хож­де­ни­ем, об­сто­я­тель­ства, и эти об­сто­я­тель­ства ста­но­вят­ся для них ба­рье­ром.

Анна и Сер­гей

Рис. 2. Анна и Сер­гей

Важ­ным яв­ля­ет­ся то, что в лю­бов­ную линию впле­та­ет­ся тема Ро­ди­ны, своей стра­ны. Анна эту стра­ну те­ря­ет, но она оста­ет­ся в ее па­мя­ти, при­чем ее вос­по­ми­на­ния свя­за­ны имен­но с Сер­ге­ем.

Вы живы?.. Я очень рада...
Я тоже, как вы, жива.

<...>

Но вы мне по-преж­не­му милы,
Как ро­ди­на и как весна.

Герои живут в раз­ных се­зо­нах и раз­ных мирах. Анна пишет пись­мо в ап­ре­ле, а Сер­гей по­лу­ча­ет его в июне. Это еще один спо­соб ав­то­ра по­ка­зать внут­рен­нее несов­па­де­ние ге­ро­ев.

Смена се­зо­нов и вре­мен года также яв­ля­ет­ся важ­ной темой (рис. 3). Глав­ной осо­бен­но­стью жизни в де­ревне яв­ля­ет­ся то, что че­ло­век за­ви­сит от по­го­ды. Из­д­рев­ле люди упо­доб­ля­ли че­ло­ве­че­скую жизнь году, то есть че­ло­век про­хо­дит такие же ста­дии, что и при­ро­да.

При­ро­да в поэме «Анна Сне­ги­на»

Рис. 3. При­ро­да в поэме «Анна Сне­ги­на»

Весна – дет­ство и юность, потом лето – зре­лость, осень – время са­мо­го рас­цве­та жизни, по­лу­че­ния пло­дов и, на­ко­нец, зима – образ дрях­ло­сти, ста­ре­ния и смер­ти. Если мы по­смот­рим «Сне­ги­ну», то за­ме­тим, что дей­ствие про­ис­хо­дит вес­ной, летом и в на­ча­ле осени. Вы­хо­дит, что от­но­ше­ния Анны и Сер­гея рас­смат­ри­ва­ют­ся за до­воль­но-та­ки длин­ный про­ме­жу­ток вре­ме­ни. В на­ча­ле поэмы Сер­гей вспо­ми­на­ет свои мо­ло­дые годы:

Ко­гда-то у той вон ка­лит­ки
Мне было шест­на­дцать лет,
И де­вуш­ка в белой на­кид­ке
Ска­за­ла мне лас­ко­во: «Нет!»
Да­ле­кие, милые были.
Тот образ во мне не угас...
Мы все в эти годы лю­би­ли,
Но мало лю­би­ли нас.

Факты не ме­ня­ют­ся, а ме­ня­ет­ся от­но­ше­ние к ним. Сна­ча­ла ли­ри­че­ский герой го­во­рит, что их мало лю­би­ли, но уже в конце утвер­жда­ет, что все-та­ки лю­би­ли. И в его по­ни­ма­нии вы­хо­дит, что не вза­им­ная лю­бовь все равно ка­ким-то та­ин­ствен­ным об­ра­зом озна­ча­ет от­вет­ную лю­бовь. И это яв­ля­ет­ся клю­чом к по­ни­ма­нию всей поэмы.

 Заключение

Во мно­гом эта поэма о по­те­рях, о том, что ход жизни неумо­лим, о том, что че­ло­век рас­ста­ет­ся с юно­ше­ски­ми на­деж­да­ми, охла­де­ва­ет, взрос­ле­ет и при­ми­ря­ет­ся с дей­стви­тель­но­стью. Жизнь течет, он со­зер­ца­ет ее, вхо­дит в нее, от­стра­ня­ет­ся, с ним что-то про­ис­хо­дит, что-то про­ис­хо­дит со стра­ной, все течет, и все, в конце кон­цов, ведет к рас­ста­ва­нию и к раз­лу­ке, а ко­гда-ни­будь к неиз­беж­ной смер­ти. Но это чув­ство брен­но­сти мира в поэме сгла­же­но за счет ин­то­на­ции пуш­кин­ско­го про­свет­лен­но­го, спо­кой­но­го при­ня­тия хода вещей, при­ми­ре­ния со своей жиз­нью и судь­бой.

Можно сде­лать вывод: не так уж важно, оста­лись ли люди вме­сте или они рас­ста­лись, важен не сюжет, а образ, ко­то­рый оста­ет­ся в серд­це, по­то­му что, в конце кон­цов, все про­ис­хо­дит в серд­це че­ло­ве­ка. Если это серд­це от­зыв­чи­во на кра­со­ту мира, а кра­со­ты в этой поэме много, зна­чит, есть чув­ство осмыс­лен­но­сти соб­ствен­ной жизни и об­ще­го хода вещей. Если глаза че­ло­ве­ка от­кры­ты, если он слы­шит и смот­рит на мир и любит этот мир, если он любит че­ло­ве­ка, то он тоже любим и все не так уж плохо. Эта мысль до­воль­но-та­ки уте­ши­тель­ная, хотя у Есе­ни­на были и тре­вож­ные, и ка­та­стро­фи­че­ские мысли в про­из­ве­де­ни­ях этого же года, на­при­мер в «Чер­ном че­ло­ве­ке».

Вопросы к конспектам

На­пи­ши­те раз­вер­ну­тый ответ: «От­но­ше­ние ав­то­ра к Ро­дине в поэме Есе­ни­на “Анна Сне­ги­на”».

От­веть­те на во­про­сы:

В чем со­сто­ит ху­до­же­ствен­ное свое­об­ра­зие поэмы С. Есе­ни­на «Анна Сне­ги­на»?

Чем опре­де­ля­ет­ся ли­ри­че­ский пафос поэмы С. Есе­ни­на «Анна Сне­ги­на»?

Как в поэме по­ка­за­на новая власть?

Как по­ка­за­ны чув­ства ге­ро­ев: Анны и Сер­гея?

Последнее изменение: Пятница, 29 Сентябрь 2017, 14:13