Л.Н. Андреев: обзор жизни и творчества

 1. Детство и юность Андреева

Ан­дре­ев Лео­нид Ни­ко­ла­е­вич (1871-1919).

Рис. 1. Ан­дре­ев Лео­нид Ни­ко­ла­е­вич (1871-1919).

Лео­нид Ни­ко­ла­е­вич Ан­дре­ев ро­дил­ся 21 ав­гу­ста 1871 года в Орле в семье зем­ле­ме­ра, ко­то­рый был вне­брач­ным сыном по­ме­щи­ка. Мать тоже была из знат­но­го рода, по­это­му можно утвер­ждать, что явив­ший­ся в этот мир че­ло­век был ари­сто­кра­том как по духу, так и по крови.

В 1882 году его от­да­ли в ор­лов­скую гим­на­зию, в ко­то­рой Лео­нид, по соб­ствен­но­му при­зна­нию, «учил­ся сквер­но». Зато много читал: Жюля Верна, Чарль­за Дик­кен­са, Дмит­рия Ива­но­ви­ча Пи­са­ре­ва, Льва Ни­ко­ла­е­ви­ча Тол­сто­го, Эду­ар­да Гарт­ма­на, В марте 1900 года мо­ло­дой пи­са­тель по­зна­ко­мил­ся с Мак­си­мом Горь­ким, ко­то­рый так опи­сы­вал встре­чу с Лео­ни­дом: «Оде­тый в ста­рень­кое паль­то-ту­луп­чик, в мох­на­той ба­ра­ньей шапке на­бе­к­рень, он на­по­ми­нал мо­ло­до­го ак­те­ра укра­ин­ской труп­пы. Кра­си­вое лицо его мне по­ка­за­лось ма­ло­по­движ­ным, но при­сталь­ный взгляд тем­ных глаз све­тил­ся той улыб­кой, ко­то­рая так хо­ро­шо сияла в его рас­ска­зах и фе­лье­то­нах. Го­во­рил он то­роп­ли­во, глу­хо­ва­тым, бу­ха­ю­щим го­ло­сом, про­сту­жен­но каш­ляя, немнож­ко за­хле­бы­ва­ясь сло­ва­ми и од­но­об­раз­но раз­ма­хи­вая рукой, - точно ди­ри­жи­ро­вал. Мне по­ка­за­лось, что это здо­ро­вый, неиз­мен­но ве­се­лый че­ло­век, спо­соб­ный жить по­сме­и­ва­ясь над невзго­да­ми бытия». После же­нить­бы на Алек­сан­дре Ми­хай­ловне Ве­ли­гор­ской вну­ча­той пле­мян­ни­це Та­ра­са Шев­чен­ко 10 фев­ра­ля 1902 года на­чал­ся самый спо­кой­ный и счаст­ли­вый пе­ри­од в жизни Ан­дре­ева, про­дол­жав­ший­ся, од­на­ко, недол­го. Пер­вый сбор­ник рас­ска­зов Ан­дре­ева вышел. Он по­нра­вил­ся мно­гим. Ан­дре­ева за­ме­ти­ли. Рас­сказ «Стена» - это некая ал­ле­го­рия (то , о что бьет­ся че­ло­век). Люди пы­та­ют­ся про­бить­ся сквозь стену. Люди гиб­нут, кровь льет­ся. В рас­ска­зе «Без­дна» герой со­вер­ша­ет ужас­ную вещь. Эти рас­ска­зы объ­еди­не­ны тем, что во­круг и внут­ри ге­ро­ев на­хо­ди­лась кро­меш­ная тьма. Внут­ри че­ло­ве­ка на­хо­ди­лась страш­ная тем­ная зве­ри­ная сила. Без­дна - это то, куда че­ло­век может па­дать всю жизнь. Этот рас­сказ вы­звал на­сто­я­щую бурю него­до­ва­ния. Образ без­дны и стены – клю­че­вые для твор­че­ства Ан­дре­ева. Это аб­со­лют­ные ме­та­фо­ры бес­смыс­лен­но­го су­ще­ство­ва­ния, ко­то­рые за­кон­чат­ся по­ра­же­ни­ем. Все рас­ска­зы Ан­дре­ева были эмо­ци­о­наль­ны, под­черк­ну­ты на­пря­жен­ным син­так­си­сом. Ар­ту­ра Шо­пен­гау­э­ра.

Артур Шо­пен­гау­эр

Рис. 2. Артур Шо­пен­гау­эр .

По­след­ний ока­зал на ми­ро­воз­зре­ние бу­ду­ще­го пи­са­те­ля осо­бен­но силь­ное вли­я­ние: шо­пен­гау­э­ров­ские мо­ти­вы про­ни­зы­ва­ют мно­гие его про­из­ве­де­ния.

В 1889 году юноша тя­же­ло пе­ре­жи­ва­ет по­те­рю отца. В этом же году его под­жи­да­ет еще одно ис­пы­та­ние - тя­же­лей­ший ду­шев­ный кри­зис из-за несчаст­ной любви. Пси­хи­ка впе­чат­ли­тель­но­го мо­ло­до­го че­ло­ве­ка не вы­дер­жа­ла, и он по­пы­тал­ся даже по­кон­чить с собой: чтобы ис­пы­тать судь­бу, лег под поезд между рель­сов.

В 1891 году, окон­чив гим­на­зию, Лео­нид Ан­дре­ев по­сту­пил на юри­ди­че­ский фа­куль­тет Пе­тер­бург­ско­го уни­вер­си­те­та, от­ку­да в 1893 году был от­чис­лен за неупла­ту. Ему уда­лось пе­ре­ве­стись в Мос­ков­ский уни­вер­си­тет, за обу­че­ние в ко­то­ром плату внес­ло Об­ще­ство по­со­бия нуж­да­ю­щим­ся. Окон­чив в 1897 уни­вер­си­тет кан­ди­да­том права, Ан­дре­ев слу­жит по­мощ­ни­ком при­сяж­но­го по­ве­рен­но­го, вы­сту­па­ет в суде в ка­че­стве за­щит­ни­ка. В 1897 на­чи­на­ет­ся и си­сте­ма­ти­че­ская ли­те­ра­тур­ная де­я­тель­ность Ан­дре­ева, хотя пер­вое его вы­ступ­ле­ние в пе­ча­ти со­сто­я­лось в 1892, когда он в жур­на­ле «Звез­да» опуб­ли­ко­вал на­пи­сан­ный им для за­ра­бот­ка рас­сказ о го­ло­да­ю­щем сту­ден­те «В хо­ло­де и зо­ло­те».

В это же время Ан­дре­ев на­чи­на­ет пе­ча­тать­ся, од­на­ко жиз­нен­ные неуря­ди­цы снова до­во­дят на­чи­на­ю­ще­го пи­са­те­ля до са­мо­убий­ства, но по­пыт­ка опять неудач­на.

Все это время бед­ный сту­дент вла­чит по­лу­го­лод­ное су­ще­ство­ва­ние, живет част­ны­ми уро­ка­ми, ри­су­ет порт­ре­ты на заказ.

В 1896 году он зна­ко­мит­ся с бу­ду­щей женой - Алек­сан­дрой Ми­хай­лов­ной Ве­ли­гор­ской.

В 1897 году Лео­нид Ан­дре­ев окон­чил уни­вер­си­тет кан­ди­да­том права. Он начал слу­жить по­мощ­ни­ком при­сяж­но­го по­ве­рен­но­го, вы­сту­пая в суде в ка­че­стве ад­во­ка­та.

Су­деб­ная прак­ти­ка дала сю­же­ты мно­гим ре­пор­та­жам Л. Ан­дре­ева, ко­то­рые пуб­ли­ко­ва­лись в га­зе­те «Ку­рье­ре» и «Мос­ков­ском вест­ни­ке». Свои фе­лье­то­ны он под­пи­сы­вал псев­до­ни­мом «James Lynch».

Мак­сим Горь­кий

Рис. 3. Мак­сим Горь­кий

В марте 1900 года мо­ло­дой пи­са­тель по­зна­ко­мил­ся с Мак­си­мом Горь­ким, ко­то­рый так опи­сы­вал встре­чу с Лео­ни­дом: «Оде­тый в ста­рень­кое паль­то-ту­луп­чик, в мох­на­той ба­ра­ньей шапке на­бе­к­рень, он на­по­ми­нал мо­ло­до­го ак­те­ра укра­ин­ской труп­пы. Кра­си­вое лицо его мне по­ка­за­лось ма­ло­по­движ­ным, но при­сталь­ный взгляд тем­ных глаз све­тил­ся той улыб­кой, ко­то­рая так хо­ро­шо сияла в его рас­ска­зах и фе­лье­то­нах. Го­во­рил он то­роп­ли­во, глу­хо­ва­тым, бу­ха­ю­щим го­ло­сом, про­сту­жен­но каш­ляя, немнож­ко за­хле­бы­ва­ясь сло­ва­ми и од­но­об­раз­но раз­ма­хи­вая рукой, - точно ди­ри­жи­ро­вал. Мне по­ка­за­лось, что это здо­ро­вый, неиз­мен­но ве­се­лый че­ло­век, спо­соб­ный жить по­сме­и­ва­ясь над невзго­да­ми бытия».

После же­нить­бы на Алек­сан­дре Ми­хай­ловне Ве­ли­гор­ской вну­ча­той пле­мян­ни­це Та­ра­са Шев­чен­ко 10 фев­ра­ля 1902 года на­чал­ся самый спо­кой­ный и счаст­ли­вый пе­ри­од в жизни Ан­дре­ева, про­дол­жав­ший­ся, од­на­ко, недол­го.

Пер­вый сбор­ник рас­ска­зов Ан­дре­ева вышел. Он по­нра­вил­ся мно­гим. Ан­дре­ева за­ме­ти­ли.

Рас­сказ «Стена» - это некая ал­ле­го­рия (то , о что бьет­ся че­ло­век). Люди пы­та­ют­ся про­бить­ся сквозь стену. Люди гиб­нут, кровь льет­ся.

В рас­ска­зе «Без­дна» герой со­вер­ша­ет ужас­ную вещь.

Эти рас­ска­зы объ­еди­не­ны тем, что во­круг и внут­ри ге­ро­ев на­хо­ди­лась кро­меш­ная тьма. Внут­ри че­ло­ве­ка на­хо­ди­лась страш­ная тем­ная зве­ри­ная сила. Без­дна - это то, куда че­ло­век может па­дать всю жизнь. Этот рас­сказ вы­звал на­сто­я­щую бурю него­до­ва­ния.

Образ без­дны и стены – клю­че­вые для твор­че­ства Ан­дре­ева. Это аб­со­лют­ные ме­та­фо­ры бес­смыс­лен­но­го су­ще­ство­ва­ния, ко­то­рые за­кон­чат­ся по­ра­же­ни­ем.

Все рас­ска­зы Ан­дре­ева были эмо­ци­о­наль­ны, под­черк­ну­ты на­пря­жен­ным син­так­си­сом.

 

2. Анализ повести «Жизнь Василия Фивейского»

Борь­бу с ре­ли­ги­оз­ным со­зна­ни­ем Ан­дре­ев счи­тал пер­во­оче­ред­ной за­да­чей со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры. Ан­дре­ев писал: «Цар­ство че­ло­ве­ка долж­но быть на земле». От­сю­да при­зы­вы к богу нам враж­деб­ны. Бо­го­бор­че­ская тема ста­но­вит­ся ве­ду­щей в твор­че­стве Ан­дре­ева. «Жизнь Ва­си­лия Фи­вей­ско­го» (1903) неволь­но при­во­ди­ла к вы­во­ду – ре­шать свои судь­бы долж­ны сами люди.

В по­ве­сти «Жизнь Ва­си­лия Фи­вей­ско­го» ярко про­яви­лась ан­дре­ев­ская кон­цеп­ция лич­но­сти: че­ло­век ни­что­жен перед лицом Все­лен­ной, не су­ще­ству­ет пред­опре­де­лен­но­го выс­ше­го смыс­ла его жизни, мрач­на окру­жа­ю­щая его дей­стви­тель­ность, но, по­сти­гая все это, че­ло­век не ста­но­вит­ся сми­рен­ным. Герой Ан­дре­ева обыч­но гиб­нет, он не в силах раз­ру­шить сто­я­щую на его пути стену, но это герой воз­му­тив­ший­ся. В. Фи­вей­ский тер­пит по­ра­же­ние, но вме­сте с тем он не по­беж­ден. Безум­ный свя­щен­ник умер в «трех вер­стах от села», со­хра­нив в своей позе стре­ми­тель­ность бега.

Для Ан­дре­ева были важны не факты, не «мни­мая до­сто­вер­ность де­та­лей, а образ души» или, как он еще го­во­рил, «ку­со­чек пси­хо­био­гра­фии че­ло­ве­ка». Вот по­че­му в его про­из­ве­де­ни­ях нет ха­рак­те­ров, а есть лишь одно свой­ство ха­рак­те­ра, одна идея. Сам пи­са­тель на­зы­вал свой метод «услов­ным ре­а­лиз­мом», хотя искал и дру­гие тер­ми­ны.

Ком­по­зи­ци­он­но «Жизнь Ва­си­лия Фи­вей­ско­го», как и мно­гие дру­гие его про­из­ве­де­ния, стро­ит­ся как ис­то­рия ду­шев­ных ка­та­клиз­мов. В дан­ном слу­чае ее гра­ни­цы раз­дви­ну­ты до целой жизни. Путь ис­ка­ний героя очень сло­жен и на­пря­жен, по­то­му что на­прав­ля­ет­ся ре­ше­ни­ем ка­кой-то одной гло­баль­ной про­бле­мы в «за­мкну­том» мире пе­ре­жи­ва­ний, в про­ти­во­бор­стве мыс­лей. На­ка­нуне Ре­во­лю­ции 1905 г. в твор­че­стве Ан­дре­ева на­рас­та­ют бун­тар­ские мо­ти­вы. Жизнь Ва­си­лия Фи­вей­ско­го в од­но­имен­ном рас­ска­зе (1904) – это бес­ко­неч­ная цепь су­ро­вых, же­сто­ких ис­пы­та­ний его веры. Уто­нет его сын, за­пьет с горя по­па­дья – свя­щен­ник, «скрип­нув зу­ба­ми» гром­ко по­вто­ря­ет: «Я – верю». У него сго­рит дом, умрет от ожо­гов жена – он непо­ко­ле­бим! Но вот в со­сто­я­нии ре­ли­ги­оз­но­го экс­та­за он под­вер­га­ет себя еще од­но­му ис­пы­та­нию – хочет вос­кре­сить мерт­во­го. «Тебе го­во­рю, встань!» - три­жды об­ра­ща­ет­ся он к по­кой­ни­ку, но «хо­лод­но-сви­ре­пым ды­ха­ни­ем смер­ти от­ве­ча­ет ему по­тре­во­жен­ный труп». Отец Ва­си­лий по­тря­сен: «Так зачем же я верил? Так зачем же ты дал мне лю­бовь к людям и жа­лость? Так зачем же всю жизнь мою ты дер­жал меня в плену, в раб­стве, в око­вах?». Сюжет рас­ска­за «Жизнь Ва­си­лия Фи­вей­ско­го» вос­хо­дит к биб­лей­ской ле­ген­де об Иове, но у Ан­дре­ева она на­пол­не­на бо­го­бор­че­ским па­фо­сом, в то время как у Ф. М. До­сто­ев­ско­го в «Бра­тьях Ка­ра­ма­зо­вых» эта же ле­ген­да сим­во­ли­зи­ру­ет непо­ко­ле­би­мую веру в Бога. «Жизнь Ва­си­лия Фи­вей­ско­го» дышит сти­хи­ей бунта и мя­те­жа, - это дер­зост­ная по­пыт­ка по­ко­ле­бать самые ос­но­вы любой ре­ли­гии – веру в «чудо», в про­мы­сел божий, в «бла­гое про­ви­де­ние». «Я убеж­ден, - писал Ан­дре­ев, - что не фи­ло­соф­ству­ю­щий, не бо­го­слов­ству­ю­щий, а ис­кренне, го­ря­чо ве­ру­ю­щий че­ло­век не может пред­ста­вить бога иначе, как бо­га-лю­бовь, бо­га-спра­вед­ли­вость, муд­рость и чудо. Если не в этой жизни, так в той, обе­щан­ной, бог дол­жен дать от­ве­ты на ко­рен­ные за­про­сы о спра­вед­ли­во­сти и смыс­ле.  

Ан­дре­ев со­зда­ет пол­ную дра­ма­тиз­ма сцену, в ко­то­рой из­му­чен­ный несча­стья­ми де­ре­вен­ский попик вы­рас­та­ет в бо­га­ты­ря-бо­го­бор­ца. Силой своей ис­ступ­лен­ной веры он хочет вос­кре­сить по­гиб­ше­го в пес­ча­ном ка­рье­ре ба­тра­ка Се­ме­на Мо­ся­ги­на. Но чуда не про­ис­хо­дит. Об­ма­ну­та, рас­топ­та­на вера, ока­зав­ша­я­ся бес­силь­ной све­сти небо на землю. На пер­вых стра­ни­цах по­ве­сти один из ее ге­ро­ев – дья­кон срав­ни­ва­ет свя­щен­ни­ка сво­е­го при­хо­да о. Ва­си­лия с Иовом, и с этого мо­мен­та рас­сказ о Фи­вей­ском неволь­но со­по­став­ля­ет­ся чи­та­ю­щим с кни­гой Иова. Но по­весть Ан­дре­ева имеет лишь внеш­нее сход­ство в из­ло­же­нии о мы­тар­ствах и стра­да­ни­ях о. Ва­си­лия с ис­пы­та­ни­я­ми, нис­по­слан­ны­ми Иову. В ко­неч­ном счете Иов убеж­да­ет­ся, что не в его вла­сти по­стичь пути Гос­под­ни и по­это­му он сми­ря­ет­ся и го­во­рит: «Я слы­шал о Тебе слу­хом уха, те­перь же мои глаза видят Тебя; по­это­му я от­ре­ка­юсь и рас­ка­и­ва­юсь в прахе и пепле» (Биб­лия, Кн. Иова, 42:5-6, с. 658). Ва­си­лий же, как мы уже от­ме­ча­ли, в про­ти­во­вес этому гнев­но вос­кли­ца­ет, об­ра­ща­ясь к Богу: «— Так зачем же я верил? –Так зачем же ты дал мне лю­бовь к людям и жа­лость – чтобы по­сме­ять­ся надо мною» Так зачем же всю жизнь мою ты дер­жал меня в плену, в раб­стве, в око­вах? Ни мысли сво­бод­ной! Ни чув­ства! Ни вздо­ха! Все одним тобою, все для тебя. Один ты! Ну, явись же – я жду!».

Ан­дре­ева по праву счи­та­ют ма­сте­ром пси­хо­ло­ги­че­ско­го ри­сун­ка. «Жизнь Ва­си­лия Фи­вей­ско­го» - одна из луч­ших его пси­хо­ло­ги­че­ских вещей. Есте­ствен­но, что ав­то­ра боль­ше всего за­ни­ма­ет внут­рен­ний мир Ва­си­лия. Как же он его отоб­ра­жа­ет? Пси­хо­ло­ги­че­ский метод Ан­дре­ева от­ли­ча­ет­ся от ме­то­да Л. Тол­сто­го, объ­яс­ня­ю­ще­го и до­го­ва­ри­ва­ю­ще­го за героя его мысли и чув­ства, как осо­знан­ные самим ге­ро­ем, так и гнез­дя­щи­е­ся в под­со­зна­нии, неуло­ви­мые, стру­я­щи­е­ся… Ан­дре­ев идет иным путем. Не вос­со­зда­вая по­сле­до­ва­тель­но­го раз­ви­тия пси­хо­ло­ги­че­ско­го про­цес­са, как это де­ла­ли Тол­стой и До­сто­ев­ский, он оста­нав­ли­ва­ет­ся на опи­са­нии внут­рен­не­го со­сто­я­ния героя в пе­ре­лом­ные, ка­че­ствен­но от­лич­ные от преж­них, мо­мен­ты его ду­хов­ной жизни, и дает ав­тор­скую ре­зуль­та­тив­ную ха­рак­те­ри­сти­ку.

Ан­дре­ев счи­тал, что на этом свете че­ло­век оди­нок, но людям свой­ствен­но при­ду­мы­вать что-то, что по­мо­жет че­ло­ве­ку из­бе­жать па­де­ния в без­дну оди­но­че­ства. Небе­са пусты и че­ло­век по-преж­не­му один. У его ге­ро­ев ни­че­го не по­лу­ча­ет­ся.

Эту по­весть очень со­чув­ствен­но вос­при­нял А.Блок, ко­то­рый  так от­зы­вал­ся об Ан­дре­еве: "В нем на­хо­дят нечто общее с Эд­га­ром По. Это до из­вест­ной сте­пе­ни верно, но огром­ная раз­ни­ца в том, что в рас­ска­зах Ан­дре­ева нет ни­че­го "необык­но­вен­но­го", "стран­но­го", "фан­та­сти­че­ско­го", "та­ин­ствен­но­го". Все про­стые жи­тей­ские слу­чаи".

Эдгар По

Рис. 4. Эдгар По

Последнее изменение: Пятница, 22 Сентябрь 2017, 22:22